3 класс. Урок по метематике на тему «Компетентностно-ориентированный подход к решению уравнений».

Математика, 3 класс

Тема: «Компетентностно-ориентированный подход к решению уравнений».

 

Тип урока: урок закрепления изучаемого материала

Это 15 урок по теме «Внетабличное умножение и деление» раздела «Числа от 1 до 100. Подготовлен он предшествующим материалом: «Проверка умножения и деления».

 

Краткая характеристика класса:

На 1 сентября 2009 года количество учащихся составило 25 человек, из них 14 девочек и 11 мальчиков. Большинство учащихся имеют прочные знания, умения, навыки. Отношение учащихся к учебной деятельности стабильное. В основном детям интересно и нравится учиться, работоспособность может сохраняться длительное время. Больше половины учащихся класса доводят начатое дело до конца, к рабочим навыкам относятся старательно, добросовестно. Следует отметить, что в классе есть группа детей с низкой мотивацией к учебной деятельности. Это Рудык Екатерина, Овчинникова Ольга, Сафонова Татьяна, Билан Виталий, Гаджикурбанова Анжела. У 3-х человек в классе – большие пробелы в фактических знаниях и умениях: Гераськин Роман, Джанарсланов Шамсутдин, Шамедов Ромази.

Ученики в классе разные. Одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают математическим материалом, коммуникативными умениями, другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Поэтому выбор наиболее оптимальных методов обучения, продуктивных форм организации познавательной деятельности учащихся стоит в этом классе наиболее остро. Предпочтительней использовать ни одну технологию, а несколько в совокупности. Это позволит создать необходимые условия для проявления у детей мотива к самоизменению, личностному росту, реализации «Я – концепции», а также совместными усилиями ликвидировать пробелы в знаниях.

 

Методы обучения:

  • Объяснительно-иллюстративный;
  • Частично-поисковый;
  • Метод стимулирования интереса к учению;
  • Метод самоконтроля (оценочные листы, цветокоды);
  • Метод самостоятельной деятельности учащихся:

– закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений;

– выработка и усовершенствование навыков;

– различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий уровень заданий).

 

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная работа;
  • групповая работа в игровых центрах;
  • работа в статистических парах;
  • индивидуальная работа за компьютером.
  •  

Используемые технологии:

– игровые технологии

– технология создания ситуации успеха на уроке

– личностно-ориентированные

– ИКТ

План урока

  • Организационный этап.
    • Постановка цели урока;
  • Подготовка учащихся к активному усвоению знаний:
    • Устный счёт – разминка:

    Игра – математическое лото «Учусь быстро считать» – коллективно – практическая работа;

    – «Блиц – турнир» (фронтальная работа);

    – Решение уравнений – использование цветокода (парная работа).

    • Интерактивная физминутка для глаз.
  • Этап закрепления знаний:
    • Работа с учебником:

    – фронтальная работа с комментированием;

    – интерактивная физминутка;

    – работа по алгоритму «Решение уравнений»;

    – экскурс в мир Древней Азии;

    -самостоятельная работа в макрогруппах;

    – групповая работа в игровых центрах.

  • Этап информации о домашнем задании.
  • Итог урока:

– выполнение целей и задач урока;

– работа с оценочными листами (самооценка учащихся);

– выставление оценок за урок.

Цель урока:

  1. Повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, выработка соответствующих умений и навыков.
  2. Активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся по предмету.

    Задачи урока:

I 

Образовательные 

ЗУНы ученика 

знать 

уметь 

применять 

1 

Закреплять умение решать уравнения разных видов.

Связи между компонентами и результатами действий умножения и деления.

Выполнять проверку вычислений.

Применять полученные знания в решении практических заданий 

2

Отрабатывать умение анализировать и решать текстовые задачи.

Алгоритм решения задач.

Составлять краткую запись задачи в виде таблицы, решать задачу с помощью выражения.

Применять знания при решении задач в нестандартной ситуации (групповая работа в игровых центрах).

3

Совершенствовать вычислительные навыки.

Результаты табличного умножения и деления.

Свойства умножения и деления суммы на число, правила порядка выполнения действий

Читать, записывать, вычислять значения числовых выражений в 2-3 действия со скобками и без скобок.

Применять полученные знания в решении практических заданий

II

Развивающие  

ЗУНы ученика 

знать 

уметь 

применять 

1 

Развивать мыслительную деятельность учащихся: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Развивать мышление, воображение, внимание.

     

2 

Активизировать опыт познавательных интересов учащихся при решении уравнений и текстовых задач. Развивать умения применять знания в нестандартных ситуациях (работа в игровых центрах).

 

Используя мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, сопоставление), ученик должен уметь определить тему урока. Находить ответы на проблемные вопросы.

Используя навыки критического мышления, ученик должен уметь находить положительные стороны в решении задач, которые можно применять в реальных жизненных ситуациях.

III

Воспитательные

ЗУНы ученика 

знать 

уметь 

применять 

1 

Воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма. 

Ученик должен знать правила поведения в коллективе. 

Ученик должен уметь работать в группе.

Ученик должен применять коммуникативные умения и навыки для создания условий успеха в группе, в коллективе 

2 

Воспитывать умение самоанализа, стремление к высокому уровню притязаний. 

 

Ученик должен уметь оценить уровень полученных знаний и уровень самореализации.

Учащиеся должны применять приёмы самооценки. 

 

Формируемые компетентности:

информационная компетентность (обработка информации), I уровень

коммуникативная компетентность (диалог), Iуровень

коммуникативная компетентность (продуктивная групповая коммуникация), II уровень.

компетентность разрешения проблем (аспект – действия по разрешению проблемы и использование ресурсов)

Необходимые навыки владения ИКТ:

1. Первоначальные умения передачи, поиска, преобразования информации;

2. .Использование компьютера (работа в программе MICROSOFT POWERPOINT).

 

 

Ход урока

I. Организационный момент – 1 мин

Слайд № 3

Любой конец зависит от начала.

Проводится процедура «Вход в урок» в форме короткого стихотворного речитатива.

Цель этапа – психологический настрой учащихся на урок.

Учебно – воспитательная задача – быстро мобилизовать учащихся на работу, включить их в деловой ритм.  

    

Дети читают стихотворение хором, передавая жестами и мимикой вопросительную интонацию.

– Урок математики. Ещё в древности говорили: «День, когда ты ничему не научился, прошёл даром».

– Учебная задача: Сегодня будем повторять ранее изученный материал, учиться проверять и оценивать себя, быть наблюдательными и внимательными.

– Начнём урок с математической разминки:

 

II. Актуализация знаний – 5 мин

Математическая разминка.

Учебно – воспитательная задача – закрепление и систематизация знаний учащихся.

Главный принцип – активная, развивающая деятельность по применению знаний.

Форма проведения – дидактические игры – тренинги развивающего характера «Повторяем с контролем».

 

1. Игра
«Математическое лото» (КОЗ)коллективная практическая работа, с последующей проверкой – обратная связь.

 

Формируется информационная компетентность (обработка информации), I уровень.

Учитель проводит арифметический диктант, поочерёдно называя математическое высказывание. У каждого ученика на парте таблица «Учусь быстро считать» и набор фишек – пуговичек. Ученики на числовых таблицах выкладывают пуговичку на число – ответ.

  • Найди частное от деления чисел 42 и 7
  • Умножь 36 на 1
  • Найди площадь прямоугольника, стороны которого равны 9см и 6 см.
  • На сколько 82 больше чем 14
  • Найди сумму чисел 38 и 49
  • Увеличь 10 в 10 раз.

Проверка: Проецируются правильные ответы на доске, при желании, учитель может отразить их на мультимедийном слайде. Дети самостоятельно сопоставляют ответы со своими и собирают в ладошку числа – пуговицы.

Слайд № 4


Инструмент оценивания: ключ.

Вывод:

  • Кому удалось собрать в ладошку все числа?
  • Наблюдательные ребята смогут рассказать об этих числах много интересного. (Что общего, какое число лишнее?)


Кто был внимательным, что мы повторили, играя с числами? (арифметические действия в пределах 100)

 

2. Игра
«Блиц – турнир» – фронтальная работа.

Проверка на слайде.

Слайд № 5

Вывод: Что мы повторяли, выполняя данное задание? (решение задач с помощью буквенных выражений).

 

3. Игра «Выбор цветокода» – парная работа (КОЗ).

Формируется коммуникативная компетентность (диалог), Iуровень компетентность разрешения проблем (аспект – действия по разрешению проблемы и использование ресурсов)

 

Детям необходимо решить уравнения, представленные на слайде, в парах на местах. . Для выбора правильного ответа используется «цветокоды». При решении каждого уравнения выбирается кружок необходимого цвета, соответствующего правильному ответу.

 

Проверка: демонстрируется слайд «Правильный ответы», который показывает, кто из детей справился верно.

Слайд № 6 -10




 

Инструмент оценивания: ключ.

Почему вы так быстро смогли решить уравнения? (уравнения решаются способом подбора). Какое уравнение было труднее всего решить? Что надо сделать, чтобы решить это уравнение? (применить правило).

Вывод: Уравнения не всегда можно решить способом подбора. Решать уравнения проще, если знать правила нахождения неизвестного числа.

 

Результативность данного этапа – коллективная практическая деятельность всего класса. Все заняты делом. Знания совершенствуются и сразу же проверяются – обратная связь. Создание атмосферы значимости, серьёзности, важности работы.

 

III. Постановка цели урока. Введение в тему с помощью основополагающего вопроса. 2 мин.

Для чего человек мыслит?

Планирование
учебной деятельности: Откроем учебник на с. 20 и посмотрим, чему же мы сегодня будем учиться?

– Кто догадался?

Вывод: Сегодня на уроке мы должны закрепить умение решать уравнения.

Открывается тема на доске:

Решение уравнений. 

Дети записывают, тему в тетрадь.

 

IV. Работа над темой 12 мин.

 

Понятийный этап:

  • Частные вопросы: – Что мы уже знаем об уравнении? Что такое уравнение? Что, значит, решить уравнение?
  • Проблемный вопрос: Почему нужно научиться решать уравнения разными способами?

 

 

Проверка: Свои представления учащиеся проверяют с эталоном, взятым из справочника младшего школьника и представленным на слайде.

Демонстрация понятий об уравнении на слайде.

Слайд № 14

 

1. Решение уравнений из учебника – «опрос по цепочке» (КОЗ).

Рассмотрите задание № 1. Решали ли мы такие уравнения раньше? Что нужно знать, чтобы объяснить решение таких уравнений? (алгоритм решения уравнений).

  • руководствуясь планом (алгоритмом решения уравнения), ученик объясняет данное в учебнике решение первого уравнения.

Коммуникативная компетентность (Публичное выступление), I уровень.

Инструмент оценивания: ключ (алгоритм)

    

  • используя алгоритм, представленный на слайде, ученики цепочкой объясняют решение второго уравнения данного в учебнике.

Коммуникативная компетентность (Продуктивная групповая коммуникация), I уровень.

Инструмент оценивания: ключ (алгоритм)

 

  • используя алгоритм, представленный на слайде, ученики в паре объясняют решение третьего уравнения данного в учебнике.

Коммуникативная компетентность (диалог), I уровень.

Инструмент оценивания: ключ (алгоритм)

 

 

– Сравните решения данных уравнений, что заметили? (правила нахождения неизвестного числа в уравнениях разные)

– Вывод: Решать уравнения проще, если знать правила нахождения неизвестного числа. Сегодня будем учиться применять эти правила для решения уравнений.

 

Интерактивная физминутка для глаз (ЦОР).

Слайд № 11-12

 

Обязательным условием организации урока в интересах поддержания здоровья ученика является проведение физминуток. На данном этапе проводится физминутка для глаз.

Цель – настроить ребят на учебную деятельность, вызвать приятные эмоции.

В своём уроке я использовала материал «Коллекция физминуток» сайта «Сеть творческих учителей».

 

2 Самостоятельная работа в макрогруппах. Дифференцирование: работа с учебником и на ПК (ЦОР № 1).

Все учащиеся делятся по определённой цветовой гамме на макрогруппы. Одна решает уравнения из учебника. Вторая – осуществляет практические действия на персональном компьютере. Им предлагается учебная игра «Школа слонёнка». Данная игра обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся, организует их практическую деятельность, позволяет работать водном темпе и «сильных», и «слабых учащихся».

Результатом деятельности обеих групп является решение уравнений разных видов.

Итог: фронтальная проверка.

 

3. Формулировка правил нахождения неизвестного числа (КОЗ).

Рассмотрите страницу учебника. Выберите задание, которое поможет нам ещё раз вспомнить правила нахождения неизвестного числа? Кто уже догадался?

№ 3 – закончи выводы.

Формируется а) информационная компетентность (Планирование и поиск информации), I уровень. б) коммуникативная компетентность на I уровне в аспекте – публичное выступление.

 

Итог: фронтальная проверка.

Инструмент оценивания: критерии:

соответствие подобранного материала заданной теме;

– содержательность;

– соблюдение норм публичного выступления.

 

  1. Из истории математики – Исторический экскурс в мир Древней Азии.

Слайд № 16-17

 

 

Учебно – воспитательная задача этого учебного момента – повышение интереса к учебному материалу. Педагогический приём – «Выход за пределы», когда учитель выходит за пределы учебника, или этот приём ещё называют «Удивляй». Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

Показ слайдов «Из истории математики».  

 

– А хотите узнать, кто впервые ввёл понятие уравнения в математику. Тогда внимание на экран слайда. Мы отправляемся с вами в Среднюю Азию, в древний город Хорезм, где трудился великий учёный, эпохи IX века Ал – Хорезми.

 

Вывод. Попробуйте оценить свою работу на этом этапе. Кто считает, что уже научился решать уравнения? Отметьте на своём оценочном листе соответствующий знак + или –

Интерактивная физминутка (ЦОР)

Слайд № 18


Цель – предупреждение и снятие умственного утомления, поддержать запас энергии, стимулировать рост и развитие основных физических качеств школьника: силу, ловкость, быстроту, выносливость – одним словом – сохранить здоровье младшего школьника.

Данная физминутка демонстрируется на слайде. Движения выполняются под музыку и отличаются более чётким исполнением.

 

V. Закрепление изученного материала – 12 мин.

1.Решение задачи № 5 – групповая работа в игровых центрах (КОЗ).

Формируется коммуникативная компетентность (продуктивная групповая коммуникация), II уровень.

Инструмент оценивания: критерии:

– умение выбирать действие для решения каждого вида задач;

– соблюдение норм публичного выступления;

– умение работать в группе.

 

 

Идея данного этапа – умело организовать коллектив, где каждый работает на каждого. Дело учителя за «малым» – помочь классу умело организоваться:

– дети делятся на группы (оптимальна группа из 4 учащихся);

– распределяют роли (капитан, модельер – конструктор, художник – оформитель, контролёр счётной операции);

– получают инструкцию к выполнению и игровые предметы, (группы получают одно и тоже задание решить задачу, используя разные способы (по действиям, числовым выражением, схемой);

– результат работы в группах оформляется на листе ватмана, представляется командиром группы, другие игроки дополняют или опровергают его.

– подводится итог работы всех групп.

Результатом деятельности в такой нестандартной ситуации является создание ситуации успеха, где каждый может почувствовать пусть маленькую, но личную победу, за счёт которой он может самоутвердиться в своих глазах и в глазах сверстников.

 

Давайте посмотрим, что ещё может предложить нам учебник. Предлагаю решить задачу.

Прочитайте задачу, представляя себе то, о чём говорится в задаче.

Подумайте, какой способ краткой записи здесь больше всего подойдёт?

Кто догадался, какие графы таблицы нам необходимо записать, чтобы решить задачу?

– Что такое 19 человек? (количество туристов).

– 2 банки, 3 банки? (количество банок на одного человека).

– Что надо узнать в задаче? (сколько всего банок взяли).

– Будем решать задачу в игровых центрах. Сегодня работает один центр – «Центр решения задач». Разделитесь на группы. Распределите роли. Командиры групп – получите инструкцию к выполнению и игровые предметы в помощь. Сначала прочитайте инструкцию, а потом приступайте к работе. Помните, что цель игры – правильно решить задачу. Время на выполнение задания 5 мин. Итак, ура, начинается игра!

Представление центров.

– Дети рассказывают, что они делали в центрах, что помогло выполнить задание. Проверка на слайде.

– Вывод: Мы решили задачу разными способами, сравнив числа в полученных ответах, можно считать, что задача решена, верно.

– Попробуйте оценить свою работу на этом этапе. Кто считает, что уже научился решать такие задачи? (Работа с оценочным листом).

– Кто был внимательным, какие знания помогли справиться с числовым выражением в задаче?

(знания таблицы умножения, внетабличные случаи умножения).

– А хотите ещё потренироваться в нахождении значений числовых выражений? Найдите в учебнике задание, которое нам в этом поможет.

 

2. Самостоятельная
работа с числовыми выражениями в микрогруппах, с последующей фронтальной проверкой. Работа с ЦОР № 2.

Все учащиеся делятся по определённой цветовой гамме на микрогруппы. Одна решает числовые цепочки из учебника. Вторая – осуществляет практические действия на персональном компьютере. Им предлагается учебная игра «Диагональ», оформленная в программе Excel. Через игру идет развитие вычислительных навыков, отрабатываются многие понятия математики, а также развитие навыков общения обучающихся с компьютером. Выполнив определённое количество правильных ответов, учащиеся получают соответствующую оценку.

 

 

Часть детей выполняют работу за компьютером. 4 мин.

– Будем работать в парах. Договоритесь, кто какую группу примеров будет записывать. Решайте и проверяйте себя.

– Фронтальная проверка.

 

VI. Домашнее задание2 мин.

с. 20 № 4 – составить по таблице три любых уравнения и решить их.

№ 8 – решить оставшиеся примеры.

! Для тех, кто хочет подумать – задание – смекалка на полях – устно.

VII. Итог урока – рефлексивный контроль. 2 мин.

Методический приём называется «Опрос – итог» – в конце урока задаются вопросы, побуждающие к рефлексии деятельности. – Чему учились на уроке? Что узнали?

Проводится дидактический приём «Знакомьтесь с критериями». Учащиеся знакомятся с критериями, по которым выставляются отметки на оценочных листах. Выставляют знаки «+ или –« , подводят итог. Полезно, чтобы ученик сам оценил свою работу и сравнил свою оценку с оценкой учителя. Могут оценить работу и одноклассники.

 

– Оцените свою работу на оценочных листах.

 

 

 

 


Оценочный лист.

1.Знаю ли я, что такое уравнение?

2. Умею ли я решать простые уравнения?

3.Умею ли я решать текстовые задачи?

4.Умею ли я находить значения числовых выражений?

5.Умею ли я работать в паре, группе

ИТОГ

+ 

 

   
   
   
   
   

– Оценки за урок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *