Математика, 3 класс
Тема: «Компетентностно-ориентированный подход к решению уравнений».
Тип урока: урок закрепления изучаемого материала
Это 15 урок по теме «Внетабличное умножение и деление» раздела «Числа от 1 до 100. Подготовлен он предшествующим материалом: «Проверка умножения и деления».
Краткая характеристика класса:
На 1 сентября 2009 года количество учащихся составило 25 человек, из них 14 девочек и 11 мальчиков. Большинство учащихся имеют прочные знания, умения, навыки. Отношение учащихся к учебной деятельности стабильное. В основном детям интересно и нравится учиться, работоспособность может сохраняться длительное время. Больше половины учащихся класса доводят начатое дело до конца, к рабочим навыкам относятся старательно, добросовестно. Следует отметить, что в классе есть группа детей с низкой мотивацией к учебной деятельности. Это Рудык Екатерина, Овчинникова Ольга, Сафонова Татьяна, Билан Виталий, Гаджикурбанова Анжела. У 3-х человек в классе – большие пробелы в фактических знаниях и умениях: Гераськин Роман, Джанарсланов Шамсутдин, Шамедов Ромази.
Ученики в классе разные. Одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают математическим материалом, коммуникативными умениями, другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Поэтому выбор наиболее оптимальных методов обучения, продуктивных форм организации познавательной деятельности учащихся стоит в этом классе наиболее остро. Предпочтительней использовать ни одну технологию, а несколько в совокупности. Это позволит создать необходимые условия для проявления у детей мотива к самоизменению, личностному росту, реализации «Я – концепции», а также совместными усилиями ликвидировать пробелы в знаниях.
Методы обучения:
-
Объяснительно-иллюстративный;
-
Частично-поисковый;
-
Метод стимулирования интереса к учению;
-
Метод самоконтроля (оценочные листы, цветокоды);
-
Метод самостоятельной деятельности учащихся:
– закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений;
– выработка и усовершенствование навыков;
– различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий уровень заданий).
Формы организации познавательной деятельности:
-
фронтальная работа;
-
групповая работа в игровых центрах;
-
работа в статистических парах;
-
индивидуальная работа за компьютером.
-
Используемые технологии:
– игровые технологии
– технология создания ситуации успеха на уроке
– личностно-ориентированные
– ИКТ
План урока
-
Организационный этап.
-
Постановка цели урока;
-
-
Подготовка учащихся к активному усвоению знаний:
-
Устный счёт – разминка:
– Игра – математическое лото «Учусь быстро считать» – коллективно – практическая работа;
– «Блиц – турнир» (фронтальная работа);
– Решение уравнений – использование цветокода (парная работа).
-
Интерактивная физминутка для глаз.
-
-
Этап закрепления знаний:
-
Работа с учебником:
– фронтальная работа с комментированием;
– интерактивная физминутка;
– работа по алгоритму «Решение уравнений»;
– экскурс в мир Древней Азии;
-самостоятельная работа в макрогруппах;
– групповая работа в игровых центрах.
-
-
Этап информации о домашнем задании.
-
Итог урока:
– выполнение целей и задач урока;
– работа с оценочными листами (самооценка учащихся);
– выставление оценок за урок.
Цель урока:
- Повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, выработка соответствующих умений и навыков.
-
Активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся по предмету.
Задачи урока:
I |
Образовательные |
ЗУНы ученика |
|||||
знать |
уметь |
применять |
|||||
1 |
Закреплять умение решать уравнения разных видов. |
Связи между компонентами и результатами действий умножения и деления. |
Выполнять проверку вычислений. |
Применять полученные знания в решении практических заданий |
|||
2 |
Отрабатывать умение анализировать и решать текстовые задачи. |
Алгоритм решения задач. |
Составлять краткую запись задачи в виде таблицы, решать задачу с помощью выражения. |
Применять знания при решении задач в нестандартной ситуации (групповая работа в игровых центрах). |
|||
3 |
Совершенствовать вычислительные навыки. |
Результаты табличного умножения и деления. Свойства умножения и деления суммы на число, правила порядка выполнения действий |
Читать, записывать, вычислять значения числовых выражений в 2-3 действия со скобками и без скобок. |
Применять полученные знания в решении практических заданий |
|||
II |
Развивающие |
ЗУНы ученика |
|||||
знать |
уметь |
применять |
|||||
1 |
Развивать мыслительную деятельность учащихся: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать мышление, воображение, внимание. |
||||||
2 |
Активизировать опыт познавательных интересов учащихся при решении уравнений и текстовых задач. Развивать умения применять знания в нестандартных ситуациях (работа в игровых центрах). |
Используя мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, сопоставление), ученик должен уметь определить тему урока. Находить ответы на проблемные вопросы. |
Используя навыки критического мышления, ученик должен уметь находить положительные стороны в решении задач, которые можно применять в реальных жизненных ситуациях. |
||||
III |
Воспитательные |
ЗУНы ученика |
|||||
знать |
уметь |
применять |
|||||
1 |
Воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма. |
Ученик должен знать правила поведения в коллективе. |
Ученик должен уметь работать в группе. |
Ученик должен применять коммуникативные умения и навыки для создания условий успеха в группе, в коллективе |
|||
2 |
Воспитывать умение самоанализа, стремление к высокому уровню притязаний. |
Ученик должен уметь оценить уровень полученных знаний и уровень самореализации. |
Учащиеся должны применять приёмы самооценки. |
Формируемые компетентности:
информационная компетентность (обработка информации), I уровень
коммуникативная компетентность (диалог), Iуровень
коммуникативная компетентность (продуктивная групповая коммуникация), II уровень.
компетентность разрешения проблем (аспект – действия по разрешению проблемы и использование ресурсов)
Необходимые навыки владения ИКТ:
1. Первоначальные умения передачи, поиска, преобразования информации;
2. .Использование компьютера (работа в программе MICROSOFT POWERPOINT).
Ход урока
I. Организационный момент – 1 мин
Слайд № 3
Любой конец зависит от начала. Проводится процедура «Вход в урок» в форме короткого стихотворного речитатива. Цель этапа – психологический настрой учащихся на урок. Учебно – воспитательная задача – быстро мобилизовать учащихся на работу, включить их в деловой ритм. |
Дети читают стихотворение хором, передавая жестами и мимикой вопросительную интонацию.
– Урок математики. Ещё в древности говорили: «День, когда ты ничему не научился, прошёл даром».
– Учебная задача: Сегодня будем повторять ранее изученный материал, учиться проверять и оценивать себя, быть наблюдательными и внимательными.
– Начнём урок с математической разминки:
II. Актуализация знаний – 5 мин
Математическая разминка.
Учебно – воспитательная задача – закрепление и систематизация знаний учащихся. Главный принцип – активная, развивающая деятельность по применению знаний. Форма проведения – дидактические игры – тренинги развивающего характера «Повторяем с контролем». |
1. Игра
«Математическое лото» (КОЗ) – коллективная практическая работа, с последующей проверкой – обратная связь.
Формируется информационная компетентность (обработка информации), I уровень.
Учитель проводит арифметический диктант, поочерёдно называя математическое высказывание. У каждого ученика на парте таблица «Учусь быстро считать» и набор фишек – пуговичек. Ученики на числовых таблицах выкладывают пуговичку на число – ответ.
-
Найди частное от деления чисел 42 и 7
-
Умножь 36 на 1
-
Найди площадь прямоугольника, стороны которого равны 9см и 6 см.
-
На сколько 82 больше чем 14
-
Найди сумму чисел 38 и 49
-
Увеличь 10 в 10 раз.
Проверка: Проецируются правильные ответы на доске, при желании, учитель может отразить их на мультимедийном слайде. Дети самостоятельно сопоставляют ответы со своими и собирают в ладошку числа – пуговицы.
Слайд № 4
Инструмент оценивания: ключ.
Вывод:
-
Кому удалось собрать в ладошку все числа?
-
Наблюдательные ребята смогут рассказать об этих числах много интересного. (Что общего, какое число лишнее?)
Кто был внимательным, что мы повторили, играя с числами? (арифметические действия в пределах 100)
2. Игра
«Блиц – турнир» – фронтальная работа.
Проверка на слайде.
Слайд № 5
Вывод: Что мы повторяли, выполняя данное задание? (решение задач с помощью буквенных выражений).
3. Игра «Выбор цветокода» – парная работа (КОЗ).
Формируется коммуникативная компетентность (диалог), Iуровень компетентность разрешения проблем (аспект – действия по разрешению проблемы и использование ресурсов)
Детям необходимо решить уравнения, представленные на слайде, в парах на местах. . Для выбора правильного ответа используется «цветокоды». При решении каждого уравнения выбирается кружок необходимого цвета, соответствующего правильному ответу.
– Проверка: демонстрируется слайд «Правильный ответы», который показывает, кто из детей справился верно.
Слайд № 6 -10
Инструмент оценивания: ключ.
– Почему вы так быстро смогли решить уравнения? (уравнения решаются способом подбора). Какое уравнение было труднее всего решить? Что надо сделать, чтобы решить это уравнение? (применить правило).
Вывод: Уравнения не всегда можно решить способом подбора. Решать уравнения проще, если знать правила нахождения неизвестного числа.
Результативность данного этапа – коллективная практическая деятельность всего класса. Все заняты делом. Знания совершенствуются и сразу же проверяются – обратная связь. Создание атмосферы значимости, серьёзности, важности работы. |
III. Постановка цели урока. Введение в тему с помощью основополагающего вопроса. 2 мин.
– Для чего человек мыслит?
– Планирование
учебной деятельности: Откроем учебник на с. 20 и посмотрим, чему же мы сегодня будем учиться?
– Кто догадался?
Вывод: Сегодня на уроке мы должны закрепить умение решать уравнения.
Открывается тема на доске:
Решение уравнений. |
Дети записывают, тему в тетрадь.
IV. Работа над темой 12 мин.
Понятийный этап:
|
Проверка: Свои представления учащиеся проверяют с эталоном, взятым из справочника младшего школьника и представленным на слайде.
Демонстрация понятий об уравнении на слайде.
Слайд № 14
1. Решение уравнений из учебника – «опрос по цепочке» (КОЗ).
Рассмотрите задание № 1. Решали ли мы такие уравнения раньше? Что нужно знать, чтобы объяснить решение таких уравнений? (алгоритм решения уравнений).
- руководствуясь планом (алгоритмом решения уравнения), ученик объясняет данное в учебнике решение первого уравнения.
Коммуникативная компетентность (Публичное выступление), I уровень.
Инструмент оценивания: ключ (алгоритм)
-
используя алгоритм, представленный на слайде, ученики цепочкой объясняют решение второго уравнения данного в учебнике.
Коммуникативная компетентность (Продуктивная групповая коммуникация), I уровень.
Инструмент оценивания: ключ (алгоритм)
-
используя алгоритм, представленный на слайде, ученики в паре объясняют решение третьего уравнения данного в учебнике.
Коммуникативная компетентность (диалог), I уровень.
Инструмент оценивания: ключ (алгоритм)
– Сравните решения данных уравнений, что заметили? (правила нахождения неизвестного числа в уравнениях разные)
– Вывод: Решать уравнения проще, если знать правила нахождения неизвестного числа. Сегодня будем учиться применять эти правила для решения уравнений.
Интерактивная физминутка для глаз (ЦОР).
Слайд № 11-12
Обязательным условием организации урока в интересах поддержания здоровья ученика является проведение физминуток. На данном этапе проводится физминутка для глаз. Цель – настроить ребят на учебную деятельность, вызвать приятные эмоции. В своём уроке я использовала материал «Коллекция физминуток» сайта «Сеть творческих учителей». |
2 Самостоятельная работа в макрогруппах. Дифференцирование: работа с учебником и на ПК (ЦОР № 1).
Все учащиеся делятся по определённой цветовой гамме на макрогруппы. Одна решает уравнения из учебника. Вторая – осуществляет практические действия на персональном компьютере. Им предлагается учебная игра «Школа слонёнка». Данная игра обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся, организует их практическую деятельность, позволяет работать водном темпе и «сильных», и «слабых учащихся». Результатом деятельности обеих групп является решение уравнений разных видов. Итог: фронтальная проверка. |
3. Формулировка правил нахождения неизвестного числа (КОЗ).
Рассмотрите страницу учебника. Выберите задание, которое поможет нам ещё раз вспомнить правила нахождения неизвестного числа? Кто уже догадался?
№ 3 – закончи выводы.
Формируется а) информационная компетентность (Планирование и поиск информации), I уровень. б) коммуникативная компетентность на I уровне в аспекте – публичное выступление.
Итог: фронтальная проверка.
Инструмент оценивания: критерии:
– соответствие подобранного материала заданной теме;
– содержательность;
– соблюдение норм публичного выступления.
-
Из истории математики – Исторический экскурс в мир Древней Азии.
Слайд № 16-17
Учебно – воспитательная задача этого учебного момента – повышение интереса к учебному материалу. Педагогический приём – «Выход за пределы», когда учитель выходит за пределы учебника, или этот приём ещё называют «Удивляй». Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Показ слайдов «Из истории математики». |
– А хотите узнать, кто впервые ввёл понятие уравнения в математику. Тогда внимание на экран слайда. Мы отправляемся с вами в Среднюю Азию, в древний город Хорезм, где трудился великий учёный, эпохи IX века Ал – Хорезми.
Вывод. Попробуйте оценить свою работу на этом этапе. Кто считает, что уже научился решать уравнения? Отметьте на своём оценочном листе соответствующий знак + или –
Интерактивная физминутка (ЦОР)
Слайд № 18
Цель – предупреждение и снятие умственного утомления, поддержать запас энергии, стимулировать рост и развитие основных физических качеств школьника: силу, ловкость, быстроту, выносливость – одним словом – сохранить здоровье младшего школьника. Данная физминутка демонстрируется на слайде. Движения выполняются под музыку и отличаются более чётким исполнением. |
V. Закрепление изученного материала – 12 мин.
1.Решение задачи № 5 – групповая работа в игровых центрах (КОЗ).
Формируется коммуникативная компетентность (продуктивная групповая коммуникация), II уровень.
Инструмент оценивания: критерии:
– умение выбирать действие для решения каждого вида задач;
– соблюдение норм публичного выступления;
– умение работать в группе.
Идея данного этапа – умело организовать коллектив, где каждый работает на каждого. Дело учителя за «малым» – помочь классу умело организоваться: – дети делятся на группы (оптимальна группа из 4 учащихся); – распределяют роли (капитан, модельер – конструктор, художник – оформитель, контролёр счётной операции); – получают инструкцию к выполнению и игровые предметы, (группы получают одно и тоже задание решить задачу, используя разные способы (по действиям, числовым выражением, схемой); – результат работы в группах оформляется на листе ватмана, представляется командиром группы, другие игроки дополняют или опровергают его. – подводится итог работы всех групп. Результатом деятельности в такой нестандартной ситуации является создание ситуации успеха, где каждый может почувствовать пусть маленькую, но личную победу, за счёт которой он может самоутвердиться в своих глазах и в глазах сверстников. |
– Давайте посмотрим, что ещё может предложить нам учебник. Предлагаю решить задачу.
– Прочитайте задачу, представляя себе то, о чём говорится в задаче.
– Подумайте, какой способ краткой записи здесь больше всего подойдёт?
– Кто догадался, какие графы таблицы нам необходимо записать, чтобы решить задачу?
– Что такое 19 человек? (количество туристов).
– 2 банки, 3 банки? (количество банок на одного человека).
– Что надо узнать в задаче? (сколько всего банок взяли).
– Будем решать задачу в игровых центрах. Сегодня работает один центр – «Центр решения задач». Разделитесь на группы. Распределите роли. Командиры групп – получите инструкцию к выполнению и игровые предметы в помощь. Сначала прочитайте инструкцию, а потом приступайте к работе. Помните, что цель игры – правильно решить задачу. Время на выполнение задания 5 мин. Итак, ура, начинается игра!
Представление центров.
– Дети рассказывают, что они делали в центрах, что помогло выполнить задание. Проверка на слайде.
– Вывод: Мы решили задачу разными способами, сравнив числа в полученных ответах, можно считать, что задача решена, верно.
– Попробуйте оценить свою работу на этом этапе. Кто считает, что уже научился решать такие задачи? (Работа с оценочным листом).
– Кто был внимательным, какие знания помогли справиться с числовым выражением в задаче?
(знания таблицы умножения, внетабличные случаи умножения).
– А хотите ещё потренироваться в нахождении значений числовых выражений? Найдите в учебнике задание, которое нам в этом поможет.
2. Самостоятельная
работа с числовыми выражениями в микрогруппах, с последующей фронтальной проверкой. Работа с ЦОР № 2.
Все учащиеся делятся по определённой цветовой гамме на микрогруппы. Одна решает числовые цепочки из учебника. Вторая – осуществляет практические действия на персональном компьютере. Им предлагается учебная игра «Диагональ», оформленная в программе Excel. Через игру идет развитие вычислительных навыков, отрабатываются многие понятия математики, а также развитие навыков общения обучающихся с компьютером. Выполнив определённое количество правильных ответов, учащиеся получают соответствующую оценку. |
Часть детей выполняют работу за компьютером. – 4 мин.
– Будем работать в парах. Договоритесь, кто какую группу примеров будет записывать. Решайте и проверяйте себя.
– Фронтальная проверка.
VI. Домашнее задание – 2 мин.
с. 20 № 4 – составить по таблице три любых уравнения и решить их.
№ 8 – решить оставшиеся примеры.
! Для тех, кто хочет подумать – задание – смекалка на полях – устно.
VII. Итог урока – рефлексивный контроль. 2 мин.
Методический приём называется «Опрос – итог» – в конце урока задаются вопросы, побуждающие к рефлексии деятельности. – Чему учились на уроке? Что узнали? Проводится дидактический приём «Знакомьтесь с критериями». Учащиеся знакомятся с критериями, по которым выставляются отметки на оценочных листах. Выставляют знаки «+ или –« , подводят итог. Полезно, чтобы ученик сам оценил свою работу и сравнил свою оценку с оценкой учителя. Могут оценить работу и одноклассники. |
– Оцените свою работу на оценочных листах.
☺ 1.Знаю ли я, что такое уравнение? 2. Умею ли я решать простые уравнения? 3.Умею ли я решать текстовые задачи? 4.Умею ли я находить значения числовых выражений? 5.Умею ли я работать в паре, группе ИТОГ |
+ |
– |
– Оценки за урок.