Возможно ли выстроить образовательный процесс вне институции школы: субъект, критерии эффективности, инфраструктура
В настоящее время, мы наблюдаем переход претензии на субъективность от педагога и школы к родителю и ребенку.
Исторически в процессе образования выделялись две составляющих целей образования: заказ государства; социальный (внутренний) заказ – осмысленный ответ ученика и родителя на вопрос «чему и зачем он намерен учиться»? Осмысление всего процесса образования только в логике внешнего государственного заказа и освоение определенной учебной программы, как выполнение этого конкретного государственного заказа, не позволяет современному человеку реализовывать в образовании собственные инициативы, брать на себя определенную ответственность за свой образовательный потенциал, а уж тем более не позволит ему в дальнейшем работать в профессиональной деятельности в соответствии с современными требованиями (Т.М. Ковалева). Ввиду этого, мы фиксируем естественное смещение субъектной позиции или потенциальной субъективности.
Существующая инфраструктура образования выстроена под субъектность педагога и школы. При этом у родителей нет общего видения образовательного пространства как целостного поля, в которое равнозначно вписаны зоны школы и дополнительного образования. Общего видения нет и у школы.
Наша цель
Осуществить сборку перечня активностей всех субъектов образовательного процесса:
-
Что выступает итогом активности – результаты образования
-
Как могут быть распределены зоны ответственности между субъектами образовательного процесса, и как они согласованы между собой
-
Нарисовать карту, как сегментированное образовательное пространство: какова ее временная организация; белые зоны, как места свободные от активности
Предмет дискуссии: образование, как деятельность: кто субъект (родитель, ученик, педагог)?
Программа дискуссии:
Вступительное слово организаторов площадки (Вишневская Е.А., Сидорова К.Д.): замысел дискуссионной площадки, представление гостей, экспертов и участников.
-
Первое сообщение: родители, чьи дети учатся по форме СО (докладчик: Людмила Уитмен, руководитель «Регионального движения в поддержку семейного образования»)
Тема: Специфика организации образования в семейной форме, феномены и эффекты СО
Экспертное резюме, обсуждение (эксперты, старшеклассники, представители школы (гимназия «Универс»)
-
Второе сообщение: родители, чьи дети учатся в школе (докладчик: Дмитрий Тисейко, председатель попечительского совета Образовательного Фонда «Универс»)
Тема: Родитель школьника, как заказчик на образование
Экспертное резюме, обсуждение (эксперты, старшеклассники, представители школы (гимназия «Универс»)
-
Третье сообщение: педагоги дополнительного образования (докладчик: Ксения Анатольевна Баженова, руководитель выездной школы о научно-исследовательской деятельности учащихся «Ресурс будущего»)
Тема: Цели, задачи и результаты образования в открытых и инициативных формах
Экспертное резюме, обсуждение (эксперты, старшеклассники, представители школы (гимназия «Универс»)
-
Четвертое сообщение: старшеклассники гимназии «Универс» (докладчики: участники проекта «15+»).
Тема: Кредитно-рейтинговая система как способ оценки образовательных результатов старшеклассника.
Экспертное резюме, обсуждение (эксперты, представители школы (гимназия «Универс»)
Подведение итогов: выход на дизайн карты образовательного пространства (инфраструктурной площадки ля коммуникации представленных участников образовательного процесса).
Эксперты:
-
Е.А. Чеганова, ректор КК ИПКиПП РО.
-
Д.К. Шалимов,
автор и руководитель интенсивных образовательных школ для старшеклассников «Риторическая «Школа Великих», «Школа авторского действия», «Города и бренды объединенного края», разработчик городских целевых программ «Развитие системы дополнительного образования г. Красноярска», «Поддержка институтов развития гражданственности и патриотизма молодёжи города Красноярска».
-
К.Н. Поливанова, профессор Института образования ВШЭ
Модератор: Б.И. Хасан