Эпизод сценария театрализованного представления, посвященного жизни и творчеству Леонардо да Винчи.

«Кто знает все, тот может все. Только бы узнать – и крылья будут».
Эпизод сценария театрализованного представления, посвященного жизни и творчеству Леонардо да Винчи.

«Мы постоянно видим, как под воздействием небесных светил, чаще всего естественным, а то и сверхъестественным путем, на человеческие тела обильно изливаются величайшие дары и что иной раз одно и то же тело бывает с преизбытком наделено красотой, обаянием и талантом, вступившими друг с другом в такое сочетание, что, куда бы такой человек ни обращался, каждое его действие божественно настолько, что, оставляя позади себя всех прочих людей, он являет собою нечто дарованное нам Богом, а не приобретенное человеческим искусством…»
Джорджо Вазари
Представьте хотя бы на миг, что есть человечество без изобретений. Все что нас окружает, все, что когда-либо продвинуло человека на шаг к будущему – все является продуктом выдумки человека. И что было бы, если бы все, что помогает нам общаться, существовать в условиях современного общества, если бы все это вдруг исчезло? Жизнь без музыки, домов, одежды, электричества, даже без членораздельной речи. Такое явление равноценно концу света. Нашему поколению досталось в дар невероятное множество сложнейших механизмов, которые настолько переплелись с нашим бытом, что редко кто из нас задумывается о природе того или иного изобретения. А ведь все величайшие достижения человека начались с того, что он взял в руки камень и палку. И своим неимоверным, упорным трудом человек дошел до изобретения сети интернет. А что сегодня? Чего мы с вами стоим сегодня? Человек мнит себя королем мира, но достоин ли он этого почетного звания сегодня?
Что ж, в основе больших свершений есть всегда лучшие идеи, но, прежде всего, есть кто-то, кто в состоянии дать лучшую интерпретацию их и сделать эти идеи материальной и доступной реальностью. Эти люди – величайшие умы, те, кто не переставал упорно трудиться и совершенствоваться. Своими изобретениями они открывали все новые и новые границы возможностей человека. Каждый раз, вступая в борьбу с самой природой и ее законами, делали невозможное возможным. Ярчайшим примером был Леонардо да Винчи. Не было ни одного человека на Земле, в котором бы сочеталось такое количество талантов и способностей. Он опередил свое время на множество столетий вперед. Совершил открытия, которые после повторили многими веками позже. Да Винчи – настоящее чудо света. Наверное, Леонардо был послан людям в качестве дара. Этот невероятный мыслитель, художник, механик, скульптор, архитектор, анатом, писатель, философ (и это еще не все!)- настоящая загадка. И загадка этой гениальной личности не раскрыта до конца и по сей день. И именно на примере Леонардо да Винчи мне хочется показать нынешнему обществу, обществу потребления, чего стоят достижения и изобретения. Каким трудом и постоянной непрерывной работой платит человек за мысль. И как нужно жить, чтобы хоть на йоту быть достойным людей, которые дарят нам «завтра». И тогда не будет для человека ничего невозможного.
Казалось бы, какой интерес писать сценарий о человеке, родившемся и жившем на рубеже 16 века? Но я убеждена в том, что наше общество нуждается в данном примере, пора прекратить уже быть обществом потребления, которое способно лишь на то, чтобы нажать кнопку на панели микроволновой печи. Человек рожден мыслить, мыслить плодотворно, разумно, воплощать свои мысли в невероятные изобретения. История жизни и поисков Леонардо да Винчи – это уникальнейший материал, который, я уверена, будет интересен и взрослым и детям. И своей актуальностью он не уступает ни одному современному празднику. Без талантливых, мыслящих, трудолюбивых и воодушевленных людей не будет будущего. Каждый новый эпизод в сценарии начинается с высказывания да Винчи, которое проявляется на фоне неба справа налево (данная особенность была присуща гению, все свои записи он делал именно так). В каждом из эпизодов да Винчи стремится в небо, подобно птице, но каждый раз находятся завистники, консерваторы, которые не приемлют его идеи, считают их нелепыми и неосновательными. В первом эпизоде Леонардо предстает перед зрителями как изобретатель: да Винчи пытается построить аппарат, который позволит ему возвыситься до небес. Во втором эпизоде мы видим да Винчи великим анатомом и лекарем, который осознал, что для полета необходимо углубиться в истоки строения тела человека. В третьем эпизоде Леонардо – художник, который благодаря своим полотнам преодолел все границы, воспарил духовно и запечатлелся в истории, как величайший из гениев.

Сцена представлена мастерской гения, в которой сочетаются различные области его исканий: мольберт, краски, чертежи, призмы, глобусы, астролябии, пробирки, незаконченные изобретения и скульптуры под полотнами, колбы и т. д. На заднике видеоэкран, задекорированный под ветхий лист. Во весь экран изображение листа ветхой, пожелтевшей бумаги, на которой справа налево проявляются слова Леонардо да Винчи: «Кто знает всё, тот может всё. Только бы узнать — и крылья будут!». Световым пятном высвечивается силуэт мужчины, в его руках голубь. Он произносит слова:

Если вы есть – будьте первыми,
Первыми, кем бы вы ни были.
Из песен – лучшими песнями,
Из книг – настоящими книгами.

Первыми будьте и только!
Пенными, как моря.
Лучше второго художника
Первый маляр.

Спросят вас оробело:
“Кто же тогда останется,
Если все будут первыми,
Кто пойдёт в замыкающих?”

А вы трусливых не слушайте,
Вы их сдуйте как пену,
Если вы есть – будьте лучшими,
Если вы есть – будьте первыми!

Если вы есть – попробуйте
Горечь зелёных побегов,
Примериваясь, потрогайте
Великую ношу первых.

Как самое неизбежное
Взвалите её на плечи.
Если вы есть – будьте первыми,
Первым труднее и легче!

Выпускает голубя вверх. Световое пятно гаснет. Звучит музыка Ханса Циммера «Chevaliers De Sangreal» . В тот же момент на экране повторяется изображение парящего голубя, посредством видеоэффектов птица превращается в набросок художника, после этот набросок преображается в эскизы летательных аппаратов, аэропланов, и т д. Перед нами на ветхом листе бумаги предстает панорама работ и дневников Леонардо да Винчи, постепенно бумага выцветает и вместо нее фоном для изобретений становится изображение голубого ясного неба. Музыка сменяется звуками природы.
Загорается свет. На сцене актер в образе Леонардо да Винчи, что-то конструирует, суетливо перебирает чертежи.

Леонардо:
Подобно птице устремиться в небо
И воспарить над бездной лишь на миг,
Мне чудятся прекрасные виденья.
Заветную мечту я вижу в них.
О, если бы люди могли летать, если бы смогли ощутить это манящее чувство полета! Ничто не остановит меня в моих попытках изобрести машину, которая подарит человеку крылья. И тогда весь Милан можно будет увидеть с высоты полета!

Звучит музыка Ханса Циммера «Up Is Down». Леонардо принимается за чертежи, на экране появляются различные наброски, эскизы пароплана. Музыка меняется. Звучит композиция Мусоргского «Ночь на лысой горе», на сцену летят черные перья. На сцене появляются двое в венецианских масках воронов. Вороны снимают маски. Перед нами двое мужчин.

Леонардо: Приветствую тех, кто посетил мою скромную обитель.
Людовико: Герцог Миланский Людовико Сфорцо, со мной придворный аббат. Я наслышан о ваших работах, Леонардо. Вам оказывается честь быть распорядителем маскарадов при моем дворе. Мне недостает такого чудака для моих пиршеств.
Леонардо: О, мой господин, это, несомненно, честь для меня, и нужда преследует меня повсюду. Но человек создан не только для того, чтобы тратить время на увеселения. Он создан для того, чтобы созидать великое. Прошу, примите мое прошение , я хочу представить вам проект машины, которая вознесет человека к небесам!

Снова звучит музыка Ханса Циммера «Pirates of the Caribbean: On Stranger Tides». В этот момент набросок пароплана на ветхой бумаге (экране) становится частью рисованного мультипликационного фильма: человек взлетает на пароплане, летит в облаках, рядом с ним птицы, солнце. Внизу показан город, над которым летит человек. В тот момент, когда демонстрируются мультипликационные кадры, все элементы оформления и предметы в мастерской медленно приподнимаются в воздух. Музыка обрывается, предметы в мастерской опускаются на пол.

Аббат: Advocatus diaboli! Вы защитник бесполезного дела, да Винчи. Не человеческое это дело – приблизиться к небесам. Если бы Бог захотел, то сотворил бы людей с крыльями.
Людовико: Леонардо из Винчи, ты и впрямь чудак, раз несешь такую ерунду. Все что ты напридумывал – утопия. Люди не летают. И воздухом не сыты. Осознаешь ли ты, какую честь я тебе оказал. Придумывай лучше балы и маскарады во имя моей славы. Я жалую тебе место распорядителя маскарада при дворе. Благодари!

Вороны смеются, уходят. Из-за кулис их голоса:
Аббат:In multa sapientia, Leonardo,multa sit indignatio et qui addit scientiam addat et laborem.
Людовико: Во многой мудрости, Леонардо, много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.

Мультфильм на экране закрывается черными перьями, Леонардо на коленях.

Леонардо: Быть может, это все и правда утопия? Кто я такой, чтоб парить в небесах?

Свет меняется. Звучит музыка Фредерика Шопена «Колыбельная для ангела» (партия фортепиано). На заднем плане силуэт женщины, она в полумраке подходит к Леонардо, поднимает его с колен и исчезает. На экране из темноты появляется фрагмент полотна да Винчи – глаза Моны Лизы.

Леонардо:
Ее глаза распространяют свет
живого благородства, и повсюду
Что ни возьми — при них подобно чуду,
Которому других названий нет.

В этот момент да Винчи озирается, в поисках женского силуэта подходит к скульптурам, накрытым полотнами, срывает полотна по очереди с каждой, под полотнами девушки, в образах скульптур работы да Винчи, застывшие в различных позах, Леонардо пытается увидеть в них ту самую, «лепит» ее образ, меняя позы скульптур. Воодушевленно ходит по сцене, приделывает к их рукам деревянные крылья. Звучит Hans Zimmer «Palm Tree Escape». Скульптуры «оживают», пластическая композиция, в которой скульптуры кружат вокруг да Винчи, все предметы в мастерской начинают парить выше, чем в первый раз. Леонардо берется за чертежи – на экране наброски пирамидального парашюта.
Да Винчи берет полотна, которыми были накрыты скульптуры, подбрасывает их вверх, по очереди, полотна образуют пирамидальный парашют, на парашюте посредством театра теней возникает парящий голубь, под парашютом стоит герой, разведя руки в стороны. Все в мастерской парит в воздухе.

Леонардо:
Путем, которым в сердце красота
Полетом входит — сладким чувством плена,
Летит мой разум, возомнив надменно,
Не сдался я — сбылась моя мечта.

Голубь на театре теней закрывается вороньими клювами. Музыка меняется. Вновь звучит музыка Мусоргского «Ночь на Лысой горе» Черные перья на сцене. Выходят Сфронцо и Аббат. Предметы падают на пол с треском, ломаются. Девушки в образе скульптур замирают, лежа на полу с надломанными крыльями.

Людовико: Да Винчи, опять вы за свои глупости. Все это бред, такого не бывает!
Леонардо: Но мой господин, эта машина способна поднять человека к небу.
Аббат: Desipere in locо- Безумствуйте там, где это уместно . Только вера способна поднять человека к небу. Не забывайтесь, Леонардо. Иначе рискуете прослыть вольнодумцем. Займитесь- ка лучше делом.
Людовико: Славьте праздность и веселье! Славьте герцога!

Произнося слова, вороны обрывают полотна, одевают на Леонардо маскарадную маску, на сцену летят черные перья, вместе с этим выходят артисты в масках воронов. На сцене безликие вороны, звучит страшный вальс, вороны и девушки-скульптуры с крыльями располагаются друг против друга; пластическая композиция, представляющая собой бал, в котором вороны наступают на скульптуры и отбирают у них крылья, вороны кружат над изобретателем, тот укрывается, падает на колени.

Аббат: In multa sapientia,Leonardo,multa sit indignatio et qui addit scientiam addat et laborem .
Людовико: Во многой мудрости, Леонардо, много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.
Вороны со смехом уходят. Герой один в мастерской.

Леонардо:
И вижу – бремя мне не по плечу,
Тут не поможет все мое уменье,
И знает, что бессильно, вдохновенье,
И я его напрасно горячу.

Не раз преисполнялся я отваги,
Но звуки из груди не вырывались.
Кто я такой, чтоб взмыть в такую высь?

Затемнение. Звучит музыка Фредерика Шопена «Колыбельная для ангела» (партия фортепиано). На сцене вновь силуэт женщины, она подходит к герою, поднимает его, снимает с него маску, проходит по сцене, подбирает полотна, отдает Да Винчи, затемнение. Свет, силуэт исчез. Да Винчи поднимается. Звучит Соната для фортепиано №14 в до-диез миноре Людвига Ван Бетховена. Леонардо начинает восстанавливать предметы, связывает разломанные крылья, приделывает их к статуям. Принимается за чертежи, все предметы в мастерской вновь взмывают вверх, образуя крылья за спиной мастера. Все парит под потолком. Да Винчи поднимается в воздух вместе с чертежами. Леонардо фантазирует, и это возносит его над всем. На экране наброски вертолета. Смена света. Музыка нагнетается. Звучит реквием Джузеппе Верди. Появляются вороны. Они кружат вокруг Леонардо, надевают на скульптуры венецианские маски, те переходят на сторону воронов и окружают Леонардо, бал фантазии превращается в бал праздности, вороны смеются, танцуют с девушками в образах скульптур, свет меняется. Кружение все ускоряется. Одновременно с музыкой вороны бросают свои обличительные реплики:

-Все это утопия, да Винчи!
-Кто ты такой, чтоб парить в небесах?
– Да здравствует праздность!
-Брось это адское занятие!

Все вдребезги разбивается об пол, Леонардо падает.
Вороны и девушки-скульптуры уходят. Леонардо в темноте совсем один среди хлама и обломков. Звучит музыка Джузеппе Верди «Травиата».

Леонардо:
Обжорство, леность мысли, праздный дух
Погубят в людях доброе начало:
На свете добродетелей не стало,
И к голосу природы смертный глух.

На небе свет благих светил потух –
И жизнь былую форму потеряла,
И среди нас на удивленье мало
Таких, в ком песен не скудеет дух.

“Мечтать о лавре? Мирту поклоняться?
От Философии протянешь ноги!” –
Стяжателей не умолкает хор.

Падает на пол. На сцене вдребезги разбитая мастерская творца, медленно опускаются на пол черные перья. Да Винчи с опущенной головой без сил на коленях. Свет уходит. Звучит отрывок из оперы Аида Джузеппе Верди Con Te Partirо. И тут на экране набросок вертолета на выцветшей желтой бумаге начинает двигаться и становится частью анимационного фильма, который переходит в современную анимацию, а затем в видеосъемку, точнее – в кадры современного летящего вертолета. То же самое происходит и с остальными его изобретениями, представленными в эпизоде, оцененными лишь веками позже; мы видим воплощенные в современной жизни проекты Леонардо (документальные кадры). На сцену вылетают голуби.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *