Сценарий детской игровой программы для бабушек и внуков – «Бабушкин сундучок».

«БАБУШКИН СУНДУЧОК».

(Игровая программа для бабушек и внуков).

Мы расскажем вам об играх далеких лет, когда бабушки и дедушки были маленькими. Сейчас эти веселые игры незаслуженно забыты.
Научитесь играть в них и научите своих товарищей. С этими играми вас познакомит бабушка Матрена с внучкой Машенькой.

(Выход бабушки Матрены и Машеньки.. Баянист исполняет песню «Я у бабушки живу».)

БАБУШКА: Здравствуйте, милые внучата! Как хорошо, что вы пришли сюда встретиться с нами. Давайте вместе играть и развлекаться. Пусть многие проверят здесь свою сноровку. Познакомьтесь с моей внучкой Машенькой, которая часто расспрашивает меня, как и во что мы раньше играли. Да это и понятно, нельзя забывать старые забавы. Машенька, выходи к ребятам!

МАШЕНЬКА: Здравствуйте, ребята!

(Ребята отвечают).

БАБУШКА: В гости к вам пришла сама
Позабытая игра.
Вы играйте и веселитесь,
Развлекайтесь и резвитесь!

МАШЕНЬКА: А моя бабушка посмотрит, правильно ли мы играем.

(Выход баяниста. Звучит веселый марш.)

МАШЕНЬКА: Ребята, а вы любите сказки? Назовите самые любимые, проведем аукцион: того, кто последним назовет сказку, ждет сюрприз.

(Идет аукцион).

БАБУШКА: Кто там сказал последним название сказки? Вот тебе книга сказок. Это подарок от бабушки. (Затем бабушка показывает маску медведя). А кто из вас, ребята, медведем хочет стать?

(Ребята выбирают «медведя», ему надевают маску. Он – мишка-медведь).

БАБУШКА: Слушайте условия игры. Все ребята – охотники. Мишка находиться в берлоге. «Медведь» садится на стул спиной к присутствующим в одной части комнаты, все ребята идут в другую сторону, выстраиваются в шеренгу и идут на охоту со следующими словами:

На медведя мы едем с ружьем. (2 раза)
Нас медведь увидел и за нами побежал.
Раз, два, три! Мишка, лови!

(После этих слов Мишка ловит незадачливых охотников, кого поймает, к себе в «берлогу» тащит. Игра повторяется, только теперь и пойманный ловит охотников. Игра продолжается до тех пор, пока «медведь» и его помощники не переловят всех охотников, после чего выбирается другой «медведь».)

МАШЕНЬКА: А теперь назовите мне народные игры, в которые играли ваши бабушки. Кто первый назовет? Начинай!

(Ребята кое-какие называют, а бабушка дает весь перечень: «Жмурки», «Русская лапта», «Третий лишний», «Воробьи и вороны», «Капканы», «12 палочек», «Запрещенное движение», «Платочек-летуночек» и т.д.).

БАБУШКА: Молодцы, ребята! Вы узнали названия старых игр, запомните их и передавайте своим друзьям.

МАШЕНЬКА: А теперь проведем одну (из названных бабушкой) игру «Запрещенное движение». Эта игра построена на внимании. Я буду показывать разные движения, а вы их все выполняйте за нами, только топать правой ногой запрещается. Кто топнет – штрафуется загадкой, песней, танцем.

(Идет игра).

МАШЕНЬКА: А кто знает песню-игру «А мы просо сеяли» Она имеет несколько вариантов.

БАБУШКА: Давайте попробуем в нее сыграть так, как я ее помню. Мальчики становятся справа от меня, девочки – слева (расстояние между ними 6 метров). Девочки, возьмитесь за руки! Мальчики, тоже! Девочки идут навстречу мальчикам и громко поют:

А мы просо сеяли, сеяли…
Ой, да лада, сеяли, сеяли…

(Идут обратно).

Теперь вперед идут мальчики и поют:
А мы просо вытопчем, вытопчем…
Ой, да лада, вытопчем, вытопчем…

(Идут обратно).

ДЕВОЧКИ: А чем же вам вытоптать, вытоптать,
Ой, да лада, вытоптать, вытоптать?

МАЛЬЧИКИ: А мы коней выпустим, выпустим,
Ой, да лада, выпустим, выпустим…

ДЕВОЧКИ: А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем,
Ой, да лада, в плен возьмем, в плен возьмем…

МАЛЬЧИКИ: А мы коней выкупим, выкупим,
Ой, да лада, выкупим, выкупим…

ДЕВОЧКИ: А чем же вам выкупать, выкупать?
Ой, да лада, выкупать, выкупать.

МАЛЬЧИКИ: Мы дадим вам сто рублей, сто рублей,
Ой, да лада, сто рублей, сто рублей.

ДЕВОЧКИ: Нам не надо ста рублей, ста рублей,
Ой, да лада, ста рублей, ста рублей…

МАЛЬЧИКИ: А мы дадим тысячу, тысячу,
Ой, да лада, тысячу, тысячу…

ДЕВОЧКИ: Нам не надо тысячу, тысячу,
Ой, да лада, тысячу, тысячу…

МАЛЬЧИКИ: А что же вам надобно, надобно?
Ой, да лада, надобно, надобно…

ДЕВОЧКИ: А нам надо молодца, молодца,
Ой, да лада, молодца, молодца…

МАЛЬЧИКИ: А какого молодца, молодца?
Ой, да лада, молодца, молодца…

ДЕВОЧКИ: А нам нужен Ванечка, Ванечка,
Ой, да лада, Ванечка, Ванечка…

(Избранный мальчик переходит в шеренгу девочек, но игра продолжается).

МАЛЬЧИКИ: А нам надо девицу, девицу,
Ой, да лада, девицу, девицу…

ДЕВОЧКИ: А какую девицу, девицу?
Ой, да лада, девицу, девицу…

МАЛЬЧИКИ: А нам нужна Машенька, Машенька,
Ой, да лада, Машенька, Машенька…

МАШЕНЬКА: Кого выбрали? Маша и Ваня, спляшите нам, а ваши друзья вам помогут.

(Баянист исполняет «Ах вы, сени, мои сени…». Все танцуют).

МАШЕНЬКА: Как, бабушка, мы выдержали условия твоей игры? Тебе понравилось, как ребята играли?

БАБУШКА: Да, понравилось. Я сразу вспомнила, какой была молодою.

МАШЕНЬКА: Ну что же, ребята, нам остается только познакомиться друг с другом. Мальчики, смелее подойдите к девочкам и познакомьтесь с ними. (Идет знакомство). Прошу вас не расходиться. Вот игра «Ручеек» не менее интересная, чем предыдущая. Прошу вас, ребята, встаньте парами друг с другом в центре зала. Поднимите соединенные руки: мальчики – правую, девочки – левую. Сейчас под музыку и с песней «Во поле береза стояла» идем вперед. Последняя пара проходит вперед и встает перед первой парой, потом идет следующая пара, тоже самое выполняют все пары. Итак, игра продолжается, через поднятые руки двигается «ручеек» до конца песни. Последняя пара проходит, нагнувшись под поднятыми руками.

БАБУШКА: Я хочу разъяснить, Машенька, что мальчик ведет за собой девочку. Пройдя вперед, он поднимает соединенные руки над головой. Понятно вам, ребята? Да? Тогда начинайте играть. (Идет игра).

МАШЕНЬКА: Друзья, вот такие лапти носили наши прадедушки.

(На двух стульях лежат лапти с портянками, русские рубашки, соломенные шляпы и лукошки.)

А напротив – лесок (стоят маленькие полиэтиленовые елочки), под елками – грибы (на полу лежат 20 грибов). Приглашаю любителей собирать грибы подойти к стульям. А теперь слушайте условия игры-эстафеты. По сигналу «Начинай» 1-й надевает одежду и бежит с лукошком собирать грибы. Кладет в лукошко один гриб, возвращается обратно. Быстро снимает лапти, рубашку и т.д., а сам встает позади своей команды. То же самое делают все участники. Тот, кто раньше закончит сбор грибов и больше соберет их, получает подарок от моей бабушки. Все поняли? Внимание! Начинаем сбор.

(Идет игра. Звучит быстрая, веселая музыка «Эх, лапти, вы лапти, вы лапти мои…»).

МАШЕНЬКА: Играли вы неплохо, ребята. Но почему-то плохо завязали портянки и шляпу забыли надеть.

БАБУШКА: Посмеялись мы от души. Вот эту банку маринованных маслят я вручаю первой команде, которая больше набрала грибов и быстро пробежала, а остальным – маленькие сувенирные лопаточки.

МАШЕНЬКА: Спасибо, бабушка. Теперь я хочу предложить еще игру. «Платочек-летуночек». Давайте поиграем. У меня в руке платочек с узлом. Играющие на бегу будут передавать платок из рук в руки или перебрасывать его друг другу. Ведущий старается догнать и отобрать платочек, однако это не просто сделать. Бабушка, я правильно объяснила игру?

БАБУШКА: Да, но я хочу еще дополнить условия игры. Тот, кто уронит платок на пол, должен поднять его. Только после этого водящий снова начинает погоню. Кого с платком поймает, то и сменяет водящего. Ну, а теперь пора игру начинать.

(Идет игра).

МАШЕНЬКА: А есть игра только для мальчиков. В центре стоит столб с платком. (Высота столба 3 метра). Кто из вас может снять платок? Разрешаю добежать и подпрыгнуть так, чтобы достать его. Выходите, смельчаки, кто желает подарить платочек своей бабушке.

(Проводится игра).

БАБУШКА: Машенька, а сейчас проведи игру-соревнование и для девочек: «Обвяжи платочек – не забудь, дружочек».

МАШЕНЬКА: Выходите, девочки, кто умеет вязать крючком. Прошу, получите от меня платки, крючки, нитки. Как только заиграет баянист, сразу начинайте обвязывать край платка. Кто лучше и быстрее обвяжет, тот и подарок от моей бабушки получит.

(Идет соревнование).

БАБУШКА: Милые внученьки, примите от меня подарочки – набор ниток и крючок для вязания, советую свой платочек дома подвязать и подарить своему другу.

МАШЕНЬКА: Девочки, опять игра для вас: «Коса – девичья краса». Раньше считали, что девичья коса – ее красота и гордость! А среди вас найдутся три девушки с косами? Да? Вот я вас и приглашаю – кто быстрее косу заплетет? Перед вами стойка с тремя лентами. Вам нужно сплести косу. Кто лучше и быстрее, сплетет, тому и подарок от бабушки.

(Идет игра. Звучит музыка «Русская коса»).

БАБУШКА: Милые девочки, за вашу работу я вручаю вам гребенку, а победительнице – красную ленту.

МАШЕНЬКА: Я предлагаю соревнование: «Дуня – тонкопряха». А среди вас нет такой девочки, которая могла бы на прялке спрясть нитку? Нет?

БАБУШКА: Давайте я покажу, как это делается.

(Показывает, объясняет).

МАШЕНЬКА: Теперь прошу подойти к прялке тех, кто у бабушки научился прясть нитку. (Выходят). Кто из вас за три минуты длиннее нитку спрядет, да в клубок смотает? Тому от бабушки подарок будет. Приготовились. Начали!

(Идет соревнование. Звучит музыка.).

БАБУШКА: Трудную задачу вам задали, но вы хорошо справились. Наверное, в деревне у бабушек часто бывали и научились этому мастерству. Сказывайте, так ли? А сейчас я дарю вам спицы на память и книжку «Вяжите сами».

МАШЕНЬКА: А сейчас, ребята, встали все в круг. Игру «Вода, воздух, земля и огонь», надеюсь, мы проведем весело. Слушаем условия. Я брошу кому-нибудь из вас этот мяч и скажу, например: «Вода», – а вы быстро называете рыбу, например: «Щука», и сразу бросаете мяч мне обратно, не задерживая его. Если я скажу «Воздух», – называете птицу. «Земля» – называете животное, а если «Огонь» – нужно быстро повернуться на месте и мяч бросить обратно. Итак, начали. Будьте внимательны. Тот, кто ошибется, отвечает на загадки, поет, пляшет и т.д.

(Играет музыка).

МАШЕНЬКА: Предлагаю еще одну бабушкину игру: «Музыкальные змейки». Прошу встать по 8-10 человек в три колонны. Первая колонна под музыку «Светит месяц» идет к центру и приплясывает. Вторая колонна под музыку «Во поле березонька стояла» также идет к центру, третья колонна идет к центру под музыку «Калинка». По команде «стоп» – все останавливаются. А когда я скажу «Змейки, по местам!» – все бегут на свои места и называют песню. Побеждают те, кто раньше всех окажется на своем месте и дружно назовет песню.

БАБУШКА: Милые внучата! Я предлагаю вам немного отдохнуть от игр. Сейчас, вот из этого моего сундука, надо вытащить загадку и дать на нее ответ. Тот, кто правильно ответит, получит конфетку. (В сундучке лежат загадки, написанные на маленьких листочках).

МАШЕНЬКА: Кто первый желает начать конкурс «Бабушкин сундучок»? Выходите, ребята.

(Проводится конкурс).

– Что ко всем льнет? (Имя).
– Что летит быстрее пули? (Мысль).
– Что хочешь, того не купишь, чего не надо, того не продашь? (Молодость, старость).
– Что говорит молча? (Книга).
– Что нельзя с земли поднять? (Тень).
– Шумит, гудит целый век, а не человек? (Ветер).
– Сам не видит, а другим указывает? (Верстовой, километровый столб).
– Что выше себя не бросишь? (Перо).
– По горам, по лесам ходит шуба да кафтан? (Баран).
– В середине – алый, сахарный, кафтан – зеленый, бархатный? (Арбуз).
– Что красно снаружи, бело внутри. С зеленым хохолком на голове? (Редиска).
– Не огонь, а жжется? (Крапива).
– Мягок, а не пух, зелен, а не трава? (Мох).
– Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красную шапочку нашел? (Гриб).
– Языкам не училось, а на каждый вопрос отвечу? (Эхо).
– Чист, ясен, как алмаз, но дорог не бывает. От матери рожден и сам ее рождает? (Лед).
– Что выше и краше солнца? (Правда).
– Какая сестра сильнее брата? (Вода сильнее огня).
– Что растет вверх ногами? (Сосулька).
– Разгадай, мой друг загадку!
Я тяжел, внутри – огонь,
Где поеду, будет гладко.
Я горю – меня не тронь. (Утюг).

МАШЕНЬКА: Все загадки кончились. Ребята, у кого больше всех конфет от моей бабушки за правильные ответы?

(Ребята показывают. Победителю вручают орехи. Он под музыку проходит круг почета).

БАБУШКА: Вот еще несколько подвижных игр в подарок от бабушки.

«Третий лишний»
Все играющие делятся на пары, один встает впереди второго по кругу.
Выбираются двое водящих – один догоняет другого. Тот, которого ловят, может встать к любой паре, впереди первого, и будет первым. Как только он встал, последний в тройке бежит, стараясь убежать от водящего, который ловит. Если его осадили, т.е. задели за плечо, тогда они меняются, один бежит по кругу, другой его ловит.

«Западня»
Играющие образуют два круга, один в другом. Круги двигаются в разные стороны, играющие поют песню или маршируют под музыку. По сигналу круги останавливаются. Внутренний круг крепко берется за руки и поднимает их над головой. Все остальные играющие пробегают под воротами вперед и назад (в разных направлениях). По второму сигналу руки опускаются и центр круга, часть игроков оказывается в «западне». Пойманные переходят в круг «западня». Когда во внешнем круге останется мало ребят, он становится «западней», т.е. переходит во внутренний круг, и игра начинается снова.

«Коршун и наседка»
Играющие становятся в затылок друг другу и обхватывают впереди стоящего за пояс. Первый в цепи – «наседка», все остальные – «цыплята». Один из играющие – «коршун». Он старается схватить одного из «цыплят», стоящего последним. «Наседка» всячески ему мешает. Она преграждает «коршуну» путь разведенными в сторону руками. Все играющие стараются помочь «наседке». Цепь из «цыплят» движется так, чтобы конец находился как можно дальше от «коршуна». Если «коршун» схватит «цыпленка», то игра прерывается. Выбирают другого «коршуна» и «наседку».

БАБУШКА: Вот и кончились бабушкины подарки. Вам спасибо за то, что вы их приняли, порадовали меня. Думаю, вспомните бабушкины игры в детском лагере летом, сыграете у себя во дворе, в школе.
До следующей встречи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *