«

»

Янв 19

Сценарий классного часа – «Беседа о чистоте русского языка». Театрализованная программа с элементами игры.

Разработка классного часа «Моя речь – моё зеркало».

1. Тип урока: беседа о чистоте русского языка

2. Форма проведения: театрализованная программа с элементами игры.

3. Участники: 15-30 человек, возраст от 10 лет и старше.

4. Рекомендуемое место проведения: аудитория класса.

5. Действующие лица: Ведущий 1, Ведущий 2, Учитель, Русский язык, Поэт, Глашатай, Чудак, Грамматика, Словарь.

6. Оформление программы: плакаты с поговорками о русском языке, лиричная спокойная музыка, мяч для игры «Перевёртыши».

Ведущий 1: Стыд – одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен много стыдиться, если он человек. Сегодня мы поговорим о стыде перед словом.
Ведущий 2: Язык народа и богат, и точен,
Но есть, увы, и бранные слова,
Они растут, как сорная трава,
У плохо перепаханных обочин.
Ведущий 1: Русские писатели, мастера слова, восхищались русским языком, отмечали особенности его, своеобразие, неповторимость. Известный детский писатель Самуил Яковлевич Маршак в статье «Воспитание словом» сказал: «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, – с придачей некоторого количества новых, – будут служить многие столетия после нас для выражения еще неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений. И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный, емкий, умный язык».
Ведущий 2: Российская императрица Екатерина Великая однажды сказала очень меткую фразу: «Бранные слова оскорбляют уста, из которых исходят, столько же, сколько уши, в которые входят».
Учитель: Но что же происходит с нашим великим, могучим, свободным языком? Люди стали забывать его могущество и величавость. А это грозит бедой, катастрофой. Можно кричать «SOS». Язык в опасности!
История: Когда-то очень давно Лев Николаевич Толстой сказал: «Если бы я был царь, я бы издал закон, что писатель, который употребил слово, значение которого, он не может объяснить, лишается права писать и получает сто ударов розги». Думаю, что не только писателям полагается сто ударов розги, но всем, кто употребляет слова «бабло», «типа», «бабки», «клево», «чувиха», «телка» и другие подобные им, засоряя и коверкая наш язык.
Русский язык: Ведь не зря живет в народе пословица: «Хромое слово – хромая речь».
Поэт: Да, господа! Сокровище оценить можно, а слову цены нет!
Глашатай: (всматриваясь в зал, удивленно) Расступись, честной народ! Кто-то в гости к нам идет! Ба! Да это же Чудак по прозванию Чувак!
Фонограмма. Звучит бравурная музыка. Через зал вальяжно, упиваясь чувством собственной значимости, посылая воздушные поцелуи налево и направо, идет Чудак. На нем потертые, порванные джинсы, густо обвешанные значками и цепями. Высокие сапоги разрисованы сверху донизу. На футболке надписи: «made in nibudu». На голове – черная бандана с белыми черепами. Поднимается на сцену, посылает воздушный поцелуй Грамматике: «Ай лав ю, беби»!
Чудак: Здрас-сь-те, мадамы, господа, товарищи! И шо тут за шумиха? Шо дають?
Глашатай: (обходя Чудака вокруг, с издевкой) А дають туточки, месье, господин, товарищ – зрелище! А ты чего железяками обвешался? Прям: всё ненужное на слом – соберем маталлолом! А штаны… Бандитские пули изрешетили?
Грамматика: (обходит Чудака вокруг) Ну и чучело! А ты, собственно, кто?
Чудак: Я кто? Конь в пальто! Я супер чудак!
Грамматика: Какой ты «супер»? Ты – полуфабрикат! Я такого и в страшном сне не видела!
Чудак: Во, блин, дает, мымра переученная! Еще и словами перебирает!
Словарь: Извините, не знаю, с кем имею честь разговаривать, но хотелось бы знать. Вы, молодой человек, откуда и куда?
Чудак: Ты чего раскудахтался, батя? (передразнивает). «Откуда и куда?» Чё, блин, любознательный? Да нафига тебе этот шелест, откуда я и куда? Куда, куда?… В будущее! За бабками! Понял? За баб-ка-ми! (вынимает из кармана мятые доллары) Ну чё, толстопузик, шары выкатил? (пытается всучить доллары Словарю). Бери, бери зелень, я себе еще нарисую! (обращается к Истории). А вы мамазель, чё смотрите на меня, как солдат на вошь? (хохочет).
Словарю становится нехорошо
История: (подходит к Словарю, берет его под руку). Господин Словарь! Не обращайте на него внимания! Перед нами оживший экземпляр ископаемого. Только не полезного. Докопались на свою голову до исторических глубин. Выкопали отморозка мамонтового периода. (Оглядывает Чудака сверху вниз). С индивидуальной контузией.
Чудак: Да вы чё, в натуре, пургу на меня гоните? Вы чё хотите грандиозный шухер? Так я вам сейчас такое устрою, мало не покажется!
Глашатай: Мели, Емеля, твоя неделя!
Чудак: Ты шо-то прошуршал или мне показалось? Щас как дам, Емеля! (Истории) А ты, мышь бледная, чего приплюснулась?
История: Да, многое я повидала на своем веку, но такого…
История разводит руками и уходит со сцены. Поэт идет за ней.
Словарь: Разговаривать с вами, молодой человек, всё равно, что бисер перед свиньями метать! (Возмущенный уходит, на ходу кричит) За такую речь – голову с плеч!
Грамматика: (растерянно) А может, нам в год Свиньи кто-то свинью подложил?
Поэт: Суперклёвый наш Чудак
Неуч, хам, простой дурак.
И конечно, всем вам ясно,
Что дружить с таким опасно!
Грамматика: Да его же слушать тошно! Гнать его!
Чудак: Адью, мадам! Пока, месье!
Готовьте тайное досье.
А я, по правде говоря,
Обойдусь без словаря!
История, Поэт, Словарь, наступают на Чудака.
Все: Вон! Вон!
Чудак убегает.
Учитель: Критик Белинский отмечал: «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий».
История: Мы исследовали проблемы засорения русского языка. Почему это происходит?
Словарь: Во-первых, наблюдается использование жаргонизмов не только в молодежной среде, но и в средствах массовой информации.
Поэт: Во-вторых, наша речь засорена «словами-пустышками», мешающими что-либо сообщить.
Грамматика: Мы предлагаем вам сыграть в игру «Перевертыши», в которой мы называем слова-жаргоны, а вы находите синонимы этим словам.

– стремно – страшно
– тормоз – глупый
– клёвый – хороший
– оторваться – веселиться
– предки – родители
– прикинь – представь
– наезжать – приставать
– не базарь – не говори
– не гони – не обманывай
– в смысле – как понять
– оттянуться – отдохнуть
– зашибись – здорово
– клёво – хорошо
– отпад –
– супер –
– типа того –
– чё –

Ведущий 1: Русский философ, писатель, публицист Герцен сказал: «Где не погибло слово, там и дело еще не погибло».
Ведущий 2: Чтобы быть достойным гражданином своей страны, необходимо в совершенстве владеть родным словом.
Ведущий 1: Дмитрий Сергеевич Лихачев, ученый-филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом, в книге «Письма о добром и прекрасном» писал: «Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому ученому, инженеру, экономисту – человеку любой профессии, любого возраста, любой национальности следует заботиться, когда пишешь, прежде всего о точности мысли». И этому мы будем учиться.

Пояснительная записка.
Что такое сквернословие – порок или болезнь? Вопрос этот поставлен не совсем правильно. Так же как алкоголизм и курение, сквернословие сначала, когда еще можно остановиться, не сказать, не произнести (аналогично – не выпить, не закурить), безусловно, порок. Потом сквернословие постепенно становится болезнью. Человек уже не может построить самое простое предложение, не употребив плохих слов.
Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, бедой искаженного сознания. Часто такой человек, попадая в «приличное общество», старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубое слово. В медицине известен синдром Туретта, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить. Нам всем следует понимать опасность тотального распространения сквернословия, которое в последнее время принимает угрожающий характер.
Как избавляться от сквернословия? Как беречь чистоту русского языка?
Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Конечно, для этого требуется мужество. Попробуйте устоять в такой позиции. Попробуйте не испугаться насмешек, презрения.
В разработке классного часа «Моя речь – моё зеркало» говорится о стыде перед словом, о чистоте русского языка, о «словах-пустышках» и о жаргонных словах.
Подростки часто в своей речи используют «слова-паразиты» и жаргонные слова, которые «загрязняют» всю чистоту русского языка. Поэтому хотелось бы слышать и от сверстников приятный и красивый русский язык.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>