Сценарий мероприятия о доброте для детей – «Будь человеком, человек».

«БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ – ЧЕЛОВЕК».

На сцене установлена большая доска объявлений: «Меняю», «Куплю», «Продаю», Звучит ритмичная музыка. Восемь участников композиции бодрым шагом проходят по сцене. Кто-то задерживается возле доски объявлений, читает их или вывешивает новые.

Голоса участников:
— Меняю… Куплю… Продается… Постепенно из общего гула выделятся голоса читающих объявления.
1-й голос:
Потерялась собака породы эрдельтерьер, лохматая, лапы и морда серые, спина и хвост — черные. Просьба знающих местонахождение собаки сообщить по телефону…
2-й голос:
Потерялась собака беспородная, коротконогая, кличка Дружок. На остановке «Шарташ», возможно, впрыгнула в трамвай. Кто видел нашего друга, просим сообщить по адресу…
3-й голос:
Нашедшего в начале января белую лохматую симпатичную собачку, похожую на болонку, просим вернуть за вознаграждение по адресу…
4-й голос (по телефону):
В травматологическое отделение 1-й городской больницы поступил мальчик со сложным переломом ноги. Имя, фамилию и адрес родителей не говорит…
5-й голос (по телефону):
Вчера на станции Кузино с поезда был снят мальчик, на все вопросы инспектора не отвечает…
6-й голос (читая газету):
Администрация завода «Промсталь» выражает соболезнование инженеру Петрову П, П. по поводу трагической гибели сына Юры. Музыка резко обрывается.
7-й голос (в полной, тишине читает):
Пропала собака – сеттер, белый с черным ухом, кличка Бим, выдающегося ума собака. Местонахождение просим сообщить за вознаграждение…
На сцене толпа — участники композиции. Разворачивается стенд с фотографией Бима.
1-й голос:
Собаки! Собаки! Все как с ума посходили с этими собаками!
В центре исполнитель роли Бима, Ругатели собак с каждой фразой как бы отвешивают ему пощечины (звуки хлопка).
2-й голос:
Безобразие! Кругом грипп, эпидемия, рак, а тут что? (Хлопок).
3-й голос:
Не каждая собака зараза. Смотрите, какой он милый пес.
2-й голос:
Какая дикость, гражданочка!
1-й голос:
Дикость и есть дикость! Она же меня укусила. У-ку-си-ла! (Хлопок).
3-й голос:
Где укусила? Покажите.
1-й голос:
Воспитали тебя в институте, вот уж воспитали, гадина! Ты мне, женщине, и не веришь? Да как же мы дальше-то будем? Куда же мы идем, дорогие граждане? Или уж у нас и власти нету?!
4-й голос:
Если бы вы знали, как выглядите со стороны, то позавидовали бы этой собаке. Кто дал вам право оскорблять?
1-й голос (визжит):
Ми-ли-ция! Ми-ди-ция!
2-й голос:
Куда милиция смотрит, чем занимается?
1-й и 2-й голоса (орут вместе):
Собаки! Собаки на проспекте областного города! Собаки! Собаки! (Хлопки-пощечины).
4-й голос:
И -такие вот дикие питекантропусы!
1-й голос:
Она меня оскорбила! В милицию!
2-й голос:
Какой же у нас порядок после этого?! Распустили! (Хлопок), Исполнитель роли Бима делает шаг вперед.
1-й голос:
Это она на меня! И никакой защиты женщине!

С криком убегает. Толпа следом. На сцене один Бим.

Бим:
Искать, искать хозяина! Больше ничего. (Кричит.) Друг ты мой! Где ты?

На сцене исполнитель роли Белого щенка. Разворачивает стенд с фотографией второй собаки.

Щенок:
А хозяин — это кто?
Бим:
У тебя нет хозяина?
Щенок:
Нет.

Выходит исполнитель роли Сапсана. Поворот доски — фотография третьей собаки.

Сапсан:
У тебя нет хозяина?
Щенок:
Нет.

Выходит исполнитель роли Нептуна. Показывается фото четвертой собаки.

Нептун:
Ты все бегаешь? Зря хозяин отпускает тебя одного.
Щенок (в отчаянии):
У меня нет хозяина! Я не понимаю…
Все говорят:
хозяин, хозяин. Зачем хозяин? Разве нельзя жить без него?
Бим:
Нельзя. Хозяин нужен, чтобы жить.
Нептун:
Собака не может жить без хозяина. Она погибнет без человека. Или станет диким зверем.
Сапсан:
Хозяин – это человек, которого ты любишь.
Щенок:
Любишь? Ты говоришь: любишь?
Сапсан:
Да! Это тебе говорю я – Сапсан 36-ой — большой и сильный пес редкой породы. Первое во всем мире существо — Хозяин! Я вовсе не раб его, даже не слуга и сторож, как думают иные, а друг и покровитель.
Бим:
Человека любить не просто. Ему надо помогать. Надо ходить с ним по трудным дорогам, охранять его, гоняться за дичью, чтобы человек поел.
Нептун:
Зато и человек любит тебя. Он кормит тебя. Если даже у человека остался всего один кусок, он делит его пополам с тобой. Это я знаю.
Щенок:
Так кто же такой хозяин?
Хозяин — это жизнь!

Затемнение. Тревожная музыка. На экране тень, силуэт охранника с автоматом, колючая проволока. Несколько участниц. Одна из них с завернутым в одеяло ребенком. Звучит колыбельная.

Месяц над нашею крышею светит,
Вечер стоит у двора,
Маленьким птичкам и маленьким детям
Спать наступила пора…

Фонограмма — плач ребенка.

1-я Женщина:
Морят голодом.
2-я Женщина:
Раз в день дадут похлебать какой-то мутной жижи, и ладно.
3-я Женщина:
А случается, и не дают ее.

Мать укачивает ребенка. Женщины склоняются к нему.

1-я Женщина:
Взрослые, сильные люди не выдерживают и умирают.
2-я Женщина:
А каково маленькому ребенку?
3-я:
День ото дня увядает и слабеет сынишка.
Мать (кричит):
Помогите! Помогите же, люди! Кто поможет?

На сцене исполнительница роли Сильвы. Разворачивается фото 5-й собаки. Исполнительница роли Сильвы кладет руку на плечо матери.

Мать:
Сильва!

Сильва протягивает матери еду и убегает тихо.

1-я Женщина:
Так она приходила и уходила несколько раз.
2-я Женщина:
Сильва подкармливала своих хозяев.
3-я Женщина:
Она приносила то косточку, то мороженую картошку, то морковку, то черствую заплесневелую корку.
1-я Женщина:
В первый день в город фашисты увели с собой Сильву – красавицу сеттера.
2-я Женщина:
Но Сильва перегрызла привязь и прибежала к дорогим ей людям.
1-я женщина.
А потом она ушла и больше не вернулась,..
Мать.
Ребенок начал поправляться, Сильва спасла его.

Затемнение. Выходят исполнители ролей Белого щенка, Сапсана, Нептуна.

Щенок:
Хозяин — это жизнь? Это тот, кто кормит?
Сапсан:
После хозяина всех ближе моему сердцу Маленькая – так я зову его дочку. Однажды мы гуляли втроем. Она, я и нянька. Вдруг все заметались — люди и животные. Посредине улицы мчалась собака — черная в белых пятнах, с опущенной головой и висящим хвостом, вся в пыли и в пене. Маленькая села на землю и заплакала. Собака неслась прямо на нее. Это уже было не единоборство, а смерть одному из нас… (Пауза.) Когда все кончилось, я привел Маленькую домой. Всю дорогу она прижималась ко мне, и я чувствовал, как дрожало ее маленькое сердце. Не бойся, моя Маленькая. Когда я с тобой, то ни один зверь, ни один человек на свете не посмеет тебя обидеть.
Когда унесли носилки и щелкнул замок, Бим лег у двери, вытянул передние лапы, а голову положил на пол, вывернув ее на сторону.
Нептун:
Так собаки ложатся, когда им больно или тоскливо, они и умирают чаще всего в такой позе… Но Бим не умер от тоски, нет! Биму сказано точно: «Ждать!» Он верил, Друг придет. Бим верил в доброту человека.
Сапсан:
Великое благо — верить.
Нептун:
И любить.

Вновь у доски объявлений на сцене толпа — участники композиции.

1-я участница:
Распустили собак!
2-я участница:
Фу! Какая гадость! Неужели нельзя извести всех собак, чтоб не трепали нервы?
3-я участница:
Вот тоже случай. Здоровая псина! Носится по вагону из двери в дверь! Выкатил глазища, язык на сторону… Пассажиров всех выгнал, проводница спряталась в.туалет, так и сидела запершись… Вагон отцепили…
Собака попала в питомник Управления милиции.
2-я участница:
Пристрелить надо было!

Участники расходятся. На сцене остаются двое.

Хозяйка:
– Жена капитана первого ранга Колесова. Собака принадлежала мне. Собачьи документы, родословная ври себе.
Проводник:
Каким же путем вы его потеряли в вагоне?
Хозяйка:
Я его не теряла, я от него ушла… Да, ушла совершенно сознательно. Я велела ему лечь под скамью. Он не соизволил послушаться, А когда я замахнулась на него поводком, он бросился на меня. Посудите сами: мне было стыдно перед пассажирами! Собака, бросающаяся на свою хозяйку…
Проводник:
Согласно документам, хозяином немецкой овчарки по кличке Мухтар является гражданин Колесов.
Хозяйка:
Это мой муж.
Остается только одно: собака должна опознать вас.
Хозяйка:
Вы хотите сказать, что я должна опознать собаку?

Появляется исполнитель роли Мухтара, Разворачивается фотография 6-ой собаки.

Мухтар:
Мухтар почуял хозяйку еще издали. Он из грозного зверя превратился вдруг в щенка. Он в ужасе слушал лай других собак, не понимая, как же можно так негостеприимно встречать его хозяйку. Он тот час же грозно зарычал на этих невежд, пытаясь объяснить им, что если они сию секунду не замолчат, то будут иметь дело лично с ним. Сам же повалился на пол, задрал кверху лапы, изгибаясь в разные стороны и елозя хребтом по полу, кося на нее светящиеся восторгом глаза. «Я могу и так, и так, и этак. Я очень веселый, я ужасный шутник, я чуть не издох без тебя…»
Хозяйка:
Убедились?
Мухтар:
Сегодня мы пойдем с тобой домой. Кажется, я в чем-то виноват перед тобой, но ведь ты самая верная, самая умная, самая добрая, самая справедливая… Да посмотри же на меня, наконец!
Хозяйка (проводнику).
Не согласитесь ли вы взять у меня эту собаку?
Проводник.
То есть, как взять, купить?
Хозяйка:
Я могу отдать ее даром.
Проводник:
Зачем же? За хорошую собаку мы платим до 120 рублей.
Хозяйка:
Слышишь, Мухтар, мне предлагают за тебя 120 рублей.
Мухтар:
Мухтар радостно залаял.
Хозяйка:
Оформляйте все поскорее. Мухтар ужасно линяет, в квартире от него ужасная грязь…

Появляется ветеринар.

Ветеринар:
Собака хорошей злобности, клинически здорова, удовлетворительной упитанности и чистки.
Проводник:
Сумма 100 руб.
Хозяйка:
Вы говорили 120. А ведь мой Мухтар еще умеет приносить газету.
Проводник:
Газеты должен носить почтальон. Собака ела сегодня?
Ветеринар:
Вторые сутки не ест.
Проводник:
Принесите еду, пусть хозяйка покормит его.
Хозяйка:
Только посмей вымазать меня жирной мордой!
Мухтар:
Он шел рядом с ней, гордо подняв голову, высоко вскидывая лапы, сытый, счастливый — и только бдительно посматривал по сторонам, не грозит ли ей какая-нибудь страшная опасность.
Хозяйка разворачивается и уходит, Проводник кладет руку на плечо исполнителя роли Мухтара, останавливая его.
Мухтар:
Куда же ты? Куда?! Любимая, лучшая и самая справедливая?!
Проводник:
Ну что? Познакомился с человечеством?

Затемнение. На сцене исполнители ролей Белого щенка и Балалая.

Щенок:
Так кто же это – хозяин?
Балалай:
У тебя нет хозяина?
Щенок:
Нет.
Балалай:
Везет парню. Вольная жизнь. Прогуляемся, что ли, пока мой живодер меня на цепь не посадил.
Щенок:
Живодер — это кто?
Балалай:
Человек такой. Поймает собаку, шкуру сдерет и сошьет рукавицы. Тявкнуть не успеешь. А вообще-то я так хозяина зову. Хозяин не лучше живодера.
Щенок:
Зачем же ты идешь к хозяину, раз там так плохо? Живи один. Или давай жить вместе.
Балалай:
Не умею я. Не привык жить без человека. Ты привык — ты счастливый. А я нет, я не могу без человека!

Затемнение. Появляются участники композиции — Бим, отец и мать Толика.

Бим:
Бим замер у калитки. След Толика! Бим подошел к двери, в которую недавно вошел Толик.
Мать:
Кто тут?
Бим:
Я, — ответил Бим. – Гав!
Мать:
Это еще что? Толик! Кто-то к тебе с собакой. Еще чего не хватало.
Бим:
Я, я! — сказал Бим. — Гав! Гав!
Толик:
Бим! Бим! Милый Бимка, умный Бимка, нашел сам. Мама, сам нашел меня!
Мать:
Сейчас же прогони!
Толик:
Мама!
Мать:
Сейчас же!
Толик:
Не надо, мама, пожалуйста!
Отец:
Что у вас тут за крик? Ты плачешь, Толик? Ну что ты, дурачок? Ишь ты! Собачка. Смотри, какая собачка… Худая.
Толик:
Папа, папа, он — хороший, Бим. Не надо.
Мать:
Вот, как всегда! Я одно говорю ему, а ты другое. Воспитание называется! Изуродуешь ребенка. Будете локти кусать, Семен Павлович, да поздно!.
Отец:
Подожди, подожди, не кричи! Спокойно! Зачем же -ты при Толике такие слова говоришь? Изуродуешь ребенка и все такое? Это же для него пагубно.
Мать:
А это не пагубно: явно больная собака, бродячая — да в нашу образцовую чистоту? Ты что, с ума сошел? Да он завтра же заболеет от нее черте чем.. Не позволю! Сейчас же выгони пса!
Отец:
Эх, мать! мать! Ни капли ты не представляешь, что такое тактика. Надо же сделать с умом: и Толика не травмировать, и пса уволить. Я все сделаю.
Мать (Толику):
Ну пусть живет, что ли,..
Конечно, пусть. Только одно условие, Бим будет спать в прихожей и ни в коем случае не с тобой.
Толик:
Пусть! Пусть! Он ведь очень чистоплотный, Бим, я знаю!
Отец:
Ночью Семен Петрович повел Бима на веревке вглубь леса, привязал его к дереву, поставил перед ним миску с мясом, не произнося не единого слова. Отойдя на несколько шагов от Бима, ослепил его фонариком и сказал: «Ну, бывай, вот так».
Бим:
Бим провожал взглядом фонарик и молчал — в удивлении, в неведении и горькой обиде. Он ничего, ровным счетом ничего не понимал. Не верил Бимка, не понимало его собачье сознание, что его так предательски бросили в лесу.

Затемнение. В темноте крик Бима: «За что?!»
На сцене 9 участников композиции. Поворачивается фотография 7-ой собаки — Джека.

1-й участник:
Собачье сердце устроено так: Полюбило – значит навек.
2-й участник:
И славный малый и не дурак Ирландский сеттер Джек. Все рассматривают фото.
3-й участник:
Как полагается, был он рыж,
4-й участник:
По лалам оброс бахромой,
5-й участник (доверительно):
Коты и кошки окрестных крыш Называли его «чумой».
6-й участник:
Клеенчатый нос рылся в траве, Выискивал влажный грунт.
7-й участник:
Уши висели, как замшевые,
И каждое весит фунт.
8-й участник (за Джека):
Касательно всяких собачьих дел
Совесть была чиста.
9-й участник (за хозяина):
Хозяина Джек любил
Джек:
И жалел, Что нет у него хвоста.
1-й участник:
В первый раз на аэродром Он пришел зимой, В снег.
Хозяин:
Хозяин сказал: «Не теперь, потом Полетишь и ты, Джек!» (Уходит.)

Приглушается свет, освещается экран. Силуэтом – тень самолета. Мелькают тени людей.

2-й участник:
Биплан взметнул снежную пыль —
3-й участник:
У Джека ноги врозь:
Джек:
Если это автомобиль,
То как же оно поднялось?
1-й участник:
Но тут у Джека замер дух
Джек:
Хозяин взмыл над людьми,
Джек сказал: Одно из двух. Останься или возьми!
4-й участник:
Но его хозяин все выше лез,
Треща, как стрекоза.
Джек:
Джек смотрел, и вода небес
Застилала ему глаза.
5-й участник:
Люди, не заботясь о псе,
Возились у машин,
Джек:
Джек подумал: зачем все, Когда нужен один?
Тени мечутся. Джек один, в отчаянии.
Джек (кричит):
Прошло бесконечно много лет!..
8-й участник (поясняя):
По часам – 15 минут. Сцена ярко освещается.
7-й участник:
Сел в снег летучий предмет.
Хозяин был снова тут. Вновь приглушается свет.
1-й участник:
Пришли весною.
2-й участник:
Воздушный причал
Был бесконечно сер.
Хозяин:
Хозяин надел шлем и сказал:
«Сядьте и вы, сэр!»
Опускаются качели – самолет. Звучит фонограмма звука работающего мотора.
Джек (садясь).
Джек вздохнул, почесал бок,
Сел, облизнулся — и в путь!
Хозяин:
Глянул вниз —
Джек:
И больше не смог —
Такая напала жуть.
Земля бежит у меня так,
Будто я ее съем,
Люди не крупнее собак, а собак
Не видно совсем!
Хозяин:
Хозяин смеется,
Джек:
Джек смущен
И думает: «Я – свинья!»
Если это может он,
Значит смогу и я!»
Хозяин:
После чего спокойнее стал.
Джек.
И, повизгивая слегка,
Только судорожно зевал,
Или лаял на облака, Хозяин;
Солнце, скрытое до сих пор,
Согрело одно крыло.

Резко прерывается звук работающего мотора. Участники композиции на сцене.

3-й участник:
Но почему задохнулся мотор?
4-й участник:
Что произошло?
Джек:
И почему земля опять
Стала вдруг так близка?
И почему начала дрожать кожаная рука?
5-й участник:
Ветер свистел, выл, сек По полным слез глазам,
Прыгай Джек,
Потому что… ты сидишь сам…
Джек:
Но Джек, припав к нему головой, И сам дрожа весь, Успел сказать: Господин мой, Я останусь здесь…

Тихая музыка, участники окружают исполнителей-ролей Джека и хозяина, перекрывая их.

6-й участник:
На земле уже полумертвый,
7-й участник:
Нос положил на труп Джек…
Грустная музыка громче.
1-й участник:
И люди сказали:
2-й участник:
«Был пес,
3-й участник:
А умер,
Все:
Как человек!»

Последние слова «Как человек!» эхом повторяются все тише и тише:
Как человек!.. Как человек!.. Как человек!.. Вновь на сцене 5 участников композиций — ругателей собак.

1-й участник:
Опять эти собаки!
2-й участник:
Если в таком темпе мы будем размножать собак, то не далек тот день, когда они съедят людей в полном смысле этого слова.
3-й участник:
Направление книг писателя Рябинина неправильное, вредное для многих незадачливых любителей собак!
4-я участница:
Безобразие! Оскорбление меня, женщины!
5-я участница:
Очеловечивание собак — абсурд какой-то!

Высвечивается фото Мухтара. Появляется исполнитель роли Мухтара и подходит к Проводнику.

Проводник:
Уже 5 лет Мухтар жил в питомнике. На его счету числилось свыше десятка преступлений.

Появляются хозяйка и хозяин Мухтара.

Хозяйка:
Ты только посмотри, какой он стал красавец! Я же тебе говорила, что мы отдаем его милым людям!
Хозяин:
Мы вам очень благодарны, товарищ майор! Спасибо.
Проводник:
Нет! зачем? Своих денег он стоит.
Хозяин:
Денег? Каких денег?
Хозяйка:
Ах да, господи! Я же тебе 100 раз рассказывала!.. (К Мухтару). Мухтар, Мухтар! Мухтарушка!
Мухтар:
Служебно-розыскная собака не терпела, когда посторонние люди…
Хозяйка:
Посторонние?!
Мухтар:

Посторонние люди называли его по кличке. Зарычав, он кинулся вперед, на нее (делает шаг вперед).
Хозяйка (визжит):
Не узнал! Как он посмел забыть меня?! Проводник и Мухтар уходят.
Хозяин:
Вероятно, собаки, так же как и люди, не любят, когда их продают.
Уходят.
На сцене 5 участников композиции.

1-я участница:
Да что же это?! Говорят о них, как о людях?!
2-я участница:
О, люди! Если б ваша верность Была той верности сродни! В своих страданьях человечьих Вы б не остались бы одни!
3-я участница:
Преданность собаки — явление ни с чем .не сравнимое, никакое другое животное не привязывается к человеку так крепко и не служит ему так верно, как собака.
1-я участница:
Но при чем тут разум? Это рефлексы, голые рефлексы!
4-я участница:
Привычка к тому, кто приучил, к хозяину.
2-я участница:
К хозяину? Только к хозяину?

Звучит фонограмма песни “Священная война”.
На сцене — участники композиции.

3-я участница:
1941—1945 годы — самая кровопролитная в истории человечья война.
5-я участница:
А собаки, причем здесь собаки?
6-я участница:
Собаки бросались под танки,
7-я участница:
Гибли под бомбами и пулями.
8-я участница:
Подрывались на бомбах и минах.
2-я участница:
Обмораживались.
3-я участница:
Истекали кровью.
5-я участница:
Умирали тысячами смертей.
6-я участница:
Служба четвероногих сохраняла человеческие жизни.

Поворачивается фото лайки Бурана. Затемнение. Высвечен только фотоснимок и станок, имитирующий сани. Световой эффект — метель. Голоса людей. На сцене 7 участников композиции.

1-й участник:
Сталинградская зима.
2-й участник:
Город горел.
3-й участник (кричит):
Там же дети горят, дети!
4-й участник.
Там детский сад!!!
На сцене мечутся участники.
5-й участник:
Сюда! В сани! Передавай!
Детский крик. Куклу! Куклу!
На санях — в луче кукла. На фонограмме — вой, свист, грохот снарядов, детский плач.
6-й участник:
Буран! Аида! Хоп-хоп!
Высвечивается исполнитель роли Бурана.
Буран:
По собакам стреляли. Иногда убивали одну, две, но остальные приходили и притаскивали драгоценный груз. Ведь от собак зависело, жить детишкам или умереть.
Голос:
Упряжку! Немедленно!
2-й участник:
Тут целая семья: мать, бабушка, детишки!
11-й участник:
Бабка не может двигаться — отнялись ноги…
4-й участник:
Буран! Аида!
5-й участник:
Живей, живей, Буран!
6-й участник:
Вызволяйте, милые собачки!
7-й участник:
На вас вся надежда!..
Буран:
Может быть, покажется удивительным, но там, где человек не может проползти, где бессильны все виды транспорта — там проскочит собака.
1-й участник:
Живей! Живей, Буран!
Буран:
Вот и все, возвращаемся.

Звучит фонограмма — громкий взрыв снаряда. Полный свет. Бурана нет.

Остальные участники на сцене.
1-й участник:
От них не осталось ничего.
2-й участник:
Даже клочьев шерсти.
3-й участник:
Лишь потом, когда немцев прогнали и жители взялись за восстановление города, однажды дворник, подметая улицу, наткнулся на рваный ошейник Бурана.

Один из участников прикрепляет ошейник к фотографии Бурана.

1-й участник (с микрофоном и наушниками).
Внимание! Вызываю районный центр! Необходимо принять женщину-роженицу. Синоптики обещают пургу, Вызвать самолет невозможно. Отправляем упряжкой. Встречайте! (Писк морзянки).

Звучит фонограмма — завывание метели, женский вскрик, плач ребенка. На высвеченные сани набрасываются шубы, одеяла.

2-й участник:
Геть! Геть!
3-й участник:
Но что это?
4-й участник (за собаку):
Две собаки, которые бежали запасными рядом с упряжкой, неожиданно запрыгнули в сани и тоже легли.
2-й участник:
Пошли! Вы куда?
5-я участница (за собаку):
Они поняли, что и здесь нужна их помощь.
Женщина:
Не гоните, с ними теплее, они нас греют…
1-й участник:
Геть! Геть!
2-й участник:
Приехали. Райцентр.
3-й участник:
Вот, наконец, медпункт.
Женщина:
Женщина и ребенок были живехоньки.

Участники композиции окружают сани, разбирают наброшенные шубы.

1-й участник:
Почему они не встают?
2-й участник:
Ишъ, как хорошо устроились. Заспались, что ли?
3-й участник:
Да они мертвые. (Тихо)

Все шубы и одеяла разобраны, на санях только собаки… Полный свет.

2-й участник:
Сколько мужей, отцов, старших братьев и сестер не вернулось бы с фронта, сколько было бы сирот, если бы не верный друг – собака.
3-й участник:
Отдав свое живое тепло спасенной матери и ребенку, собаки замерзли…
4-й участник (ругатель):
Опять вы наделяете собак человеческими чувствами!
5-й участник:
Вероятно, и поныне вспоминают добрым словом черно-пегого пса и его собратьев, которые в горячие дни Сталинграда вывозили детей и целые семьи.
6-й участник:
И северных собак, ценою жизни спасших жизнь человеческую…
4-й участник:
А может и не вспоминают…
7-й участник:
Бабушка умерла.
8-й участник:
Дети выросли.
4-й участник:
Память — неверный инструмент, а время идет быстро.
5-й участник:
Нет! Хотя ценность человеческой жизни и жизни животного несоизмеримы, мы не можем, не имеем права быть неблагодарными.

Поворачивают фото 8-ой собаки — Бимбы. Выходит исполнитель его роли.

Бимба:
Мой хозяин погиб. А у хозяйки больное сердце. И еще она ждет маленького. Я очень люблю тебя, хо-зяйка. Чем тебе помочь? Что надо сделать? Только скажи! Я сделаю, только скажи! Скажи, не томт,*… Ну скорей же! Ты лее знаешь, тебе не надо объяснять, как я предана тебе… Но что с тобой? Нужно что-то делать? Немедленно! Но что? Кого-то позвать, поднять тревогу?!

Бимбу окружают люди. Она поворачивается к одному, к другому,..

1-й участник:
Дурит собака. Облаивает случайных прохожих.
2-й участник:
Как бы не укусила!
3-й участник:
Ну ты, рыжая! Чего взбесилась?
4-й участник:
Распустили вас тут, проходу не дают…
5-й участник:
Взбесилась собака, смотри вот-вот тяпнет.

Исполнитель роли Бимбы тихонько тянет одну из участниц за рукав.

6-й участник:
Ну ты, еще порвешь, чего тебе надо?!
7-й участник:
Стоп! Тут что-то не так. Он куда-то зовет. Пойдем глянем. (Уходят).
Участники, только что ругавшие Бимбу, наперебой начинают ее хвалить.
1-й участник:
Молодец, пес! Если б не он, пожалуй, опоздали, б, и каюк хозяйке.
2-й участник:
Но, видно, долгонько тебе придется ждать. Серьезные дела у твоей хозяйки.
3-й участник:
Спас ты ее, И младенца будущего спас.
4-й участник:
Памятник тебе за это надо поставить.
5-й участник:
А теперь иди домой, иди.

Все расходятся, остается только Бимба.
Музыка.

Бимба:
Ждать, ждать, пока в окне не появится дорогой мне человек, а может выйдет и скажет, как бывало, не раз говорила прежде, когда возвращалась с работы: «Бимбушка, ты меня ждешь? Вот и я, Пошли, по-шли, милая…»
Во время монолога Бимбы появляется участник и прикрепляет к фотографии Бимбы удавку-петлю.
Бимба:
Послушайте, ведь я же не бездомный! Я здесь на посту, жду хозяйку! Люди со всех сторон. Участники композиции.
Послушайте!
Послушайте!
Послушайте!

На сцене, как вначале представления, два враждующих лагеря из участников. По ходу спора удавки вешаются на фото Бима и еще нескольких собак.

1-й участник:
Гигиена! Отлов бродячих собак!
2-й участник:
Противно человеческим отношениям все это!
4-й участник:
Тузя! Тузечка! Домой!
3-й участник:
А ну давай его сюда! Стукни ему!
6-й участник:
Живодеры!
5-й участник:
Не оскорблять при исполнении служебных обязанностей!
2-й участник:
Да как же можно это? Уничтожать любимцев стариков и детей?
7-й участник (за Черпанова):
Зачем вам собаки? Купите свинью.
4-й участник:
Каштан! Ко мне!
5-й участник:
Души! Души его!
6-й участник:
Отдайте! Отдайте моего Дружка!
Черпанов:
Не мешайте работать!
6-й участник:
Муж умер, сын погиб на войне, собачка для меня свет в окошке, единственная отдушина для сердца.
Черпанов:
Прекратите истерику!
6-й участник:
Тогда я покончу с собой!
7-й участник (за Черпанова):
А это пожалуйста. Это уж ваше дело, нас не касается. Гонители собак группируются вокруг Черпанова. Он стоит, как монолит, преисполненный чувства собственной непогрешимости и никого не хочет слушать.
2-й участник:
Что же это такое творится с нами?
1-й участник:
Это наша работа.
4-й участник:
Как пробилась в наши города бесчеловечность?
3-й участник:
Я лично написала заявление, чтоб собаку изловили и уничтожили, так подсказывает мне совесть.
6-й участник:
Послушайте! Насильственное, принародное изъятие – акт аморальный!
5-й участник:
Город забит собаками!
4-й участник:
Чем помешали вам Бим, Сапсан, Бимба?
1-й участник:
Если облисполком не может поставить на широкую ногу организацию планомерного, рассчитанного на года уничтожения собак, то куда мы идем?
2-й участник:
Но человек — существо, наделенное разумом и высокоразвитым чувством моральной ответственности!
3-й участник (кричит):
Душить! Душить! Душить!
5-й участник:
Осуществлять профилактические мероприятия!
4-й участник:
нельзя! Нельзя спокойно смотреть, как из рук детей и старух буквально вырывают их любимцев!
6-й участник:
Граждане имеют празо на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а так же должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.
1-й участник:
При допущенных ошибках владельцам породистых собак выплачивается стоимость.
Группа Черпанова перекрывается.
2-й участник:
Стоимость?
4-й участник:
А какова стоимость Дружка-дворняжки?
6-й участник:
А чем оплатить моральный ущерб?
8-й участник:
Если оставить в покое ведомственные организации как предотвратить частный садизм?
1-я участница (читает письмо).
«Меня послали в магазин за хлебом. Я купила и шла обратно, но, не доходя до дома, увидела собачку. Издали было похоже, что на шее у собаки веревка, и я захотела ее снять. Но когда я подошла, то увидела, что это вовсе не веревка, а рана…» Высвечивается фото добродушной собаки.
2-я участница (читает).
«Понимаете, как это страшно и жалко, когда на твоих глазах убивают друга. Динку я научила носить мой портфель, и когда ее убили, она держала портфель в зубах…».
3-я участница:
За что убили Бима? Джека? Жучку? Медведку? Бимбу? За что? За преданность?

Затемнение. Вновь 3 участника с письмами.

1-я участница:
Собака забыла, что человек сделал ей больно, в глазах у нее была преданность, а не злость на человека…
2-я участница:
У меня сейчас такая ненависть образовалась ко всем нехорошим людям…

Высвечиваются роли Нептуна и Белого щенка. На сцене исполнители их ролей.

Нептун:
А где твой хозяин теперь?
Щенок:
Не знаю.
Нептун:
Хозяин не должен бросать собаку, он должен ее защищать.
Щенок:
Но он ушел. Нептун:
Ты должен искать хозяина, малыш.
Щенок.
Как?
Как умеешь. Увидишь человека и беги за ним. Может, быть, он позовет.
Щенок:
Я делал так, но никто не зовет.
Нептун:
Попробуй еще. Видишь, идет человек. Он хороший по-моему. Беги за ним.
Щенок:
Но он в сапогах. Сапог может ударить. Я знаю.
Нептун:
Глупости. Сапог сам ничего не может. Может ударить человек, если он плохой. Но ты ищи хорошего.

Выходят все 8-мь участников-исполнителей ролей собак.

Сапсан:
Ищи хорошего.
Бим:
Ищи хорошего.
Сильва:
Ищи хорошего.
Щенок:
Люди! Оглянитесь вокруг и вы увидите полные -отчаяния и надежды глаза-бусинки щенка, сидящего у мусорного ящика. Разве он виноват, что очутился здесь? Его поманили, и он устремился на зов доброго слова, но его обманули. Бы хотите собаку? Бот она. Возьмите, приведите в дом. Вымойте, накормите, скажите ласковое слово. И пес будет верен вам.

Свет с фотографий собак переносится на лица участников композиции, которые уже все на сцене. Музыка.

1-й участник:
Людей можно поделить на любящих и не любящих животных и сделать это критерием человеческого достоинства.
2-й участник:
Нельзя обязать любить собаку — любить не заставишь,
3-й участник:
Но помнить о том, что ты — человек, вот это обязаны все.
4-й участник:
Не к лицу человеку разумному, тем более жителю города XX столетия, объявлять войну одомашненным и потому беззащитным животным.
5-й участник:
«Нелегкий труд — заставить людей сплотиться, еще труднее подвигнуть их на организованный протест против невыносимых условий… жизни порабощенных ими животных», — писал Джек Лондон.
6-й участник:
«Отношение к живому существу — мерило человеческой личности», — считал Корнард Лорнец.
7-й участник:
«Человек, будь милостив к земным тварям,”которых ты сам же создал на потребу свою, помни об их несчастной доле. Она в твоих руках,.. В нынешнюю эпоху целые нации оцениваются по их отношению к природе, так и отдельные люди», – отмечал Борис Рябинки.
8-й участник:
«Граждане СССР обязаны беречь природу, охранять ее богатствам, – сказано в Конституции СССР, статья 67.
На фоне музыки речитативом звучат 2-ой, 3-ий куплеты песни «Раненая птица», исполняемые всеми участниками композиции.
Люди-исполины, люди-великаны, Есть у вас винтовки, сети и капканы, Есть у вас бесстрашие, сила есть навечно, И должно быть сердце — сердце человечье. Припев.
Птицы, рыбы и звери В душу людям смотрят, Вы их жалейте, люди, Не убивайте зря, Ведь небо без птиц — не небо, А море без рыб — не море, И земля без зверей — не земля, Не земля!
Люди-человеки, страны и народы, Мы теперь навечно должники природы, Надо с этим долгом как-то расплатиться, Пусть расправит крылья раненая птица. Припев.
Все.
Будь человеком — Человек!
Несколько участников представления прикрепляют к доске объявлений листки с призывами: «Объяви войну жестокости! Не допускай бессмысленной гибели животных! Охраняй собак — самых верных и преданных друзей — частичку природы! Будь человеком, Человек!»

Остальные участники спускаются в зал и раздают подобные призывы зрителям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *