Сценарий проведения вечернего бала, посвященного танцам.


В1. Здравствуйте, уважаемые гости и все участники нашего торжественного бала.
В2. Мы рады приветствовать вас в этом зале, который сегодня так удивительно красив.
В1. И делают его таким не украшения, а ваши счастливые лица.
В1. Мы начнем с разговора про бальный этикет. В течение всего бала следует вести себя учтиво и вежливо, ко всем присутствующим относиться с равным уважением и вниманием.
В2. Бал сопровождается не только хорошими манерами поведения, но и определённой манерой разговора. Недопустима громкая, резкая речь, запрещено употребление ненормативной лексики. Не стоит держать руки в карманах, жевать, демонстративно удаляться от общества – таким поведением вы оскорбляете прочих приглашенных.
В1. Держать себя грациозно и изящно, двигаться непринужденно и легко следует не только во время танцев, но и во всякое другое время на балу.
В2. Следует следить, чтобы выражение лица всегда оставалось любезным и милым взгляду, улыбаться и глядеть с приятностью.
В1. Бал — это вечер, посвященный танцам. Посему крайне неприлично, придя на бал, избегать участия в танцах, никого не приглашая или часто отказываясь от приглашений.
В2. При обмене приветствиями сначала кавалеры приветствуют дам поклоном, затем дамы приветствуют кавалеров реверансом.
В1. Даме неприлично танцевать много с одним и тем же кавалером, следует ограничиваться двумя или тремя приглашениями от одного и того же лица.
В2. Также и кавалеру следует приглашать во время бала разных дам, предварительно представляясь в случае, если дама ему незнакома.
В1. Кавалер, желая пригласить даму на танец, должен подойти к ней и, изящно поклонившись, сделать приглашение в самой вежливой и деликатной форме: “Позвольте мне иметь удовольствие пригласить Вас на [танец]”. Или просто: “Не откажите мне в удовольствии танцевать с Вами”.
В2. Воспитанная дама не должна разрешить себе, отказав одному кавалеру, идти сейчас же танцевать с другим. Она должна будет пропустить танец.
В1. Воспитанный кавалер не должен разрешать себе, получив отказ от дамы, тут же приглашать другую присутствующую даму, показывая тем самым, что ему на самом деле все равно с кем танцевать.
В2. В случае недостатка в кавалерах обязанность танцевать падает на каждого. Неприлично, зная танец и наблюдая множество неприглашенных дам, избегать приглашения.
В1. С другой стороны, дама, оставшаяся без приглашения, должна перенести спокойно эту маленькую неприятность и не выказывать своего неудовольствия. Ей надо иметь вид, будто она с большим удовольствием смотрит на танцующих.
В2. По окончании танца кавалеру следует поклониться даме и проводить её к указанному ею месту. После чего он может отойти, непременно поблагодарив даму за танец. Или продолжить общение, если оба того желают.
В1. Во время танцев свободного перемещения следует двигаться вместе со всеми, танцуя по периметру зала – не разрывать круг, не занимать место сбоку от другой пары или перед ней. Следует держать расстояние до пары, двигающейся перед вами.
В2. Если по какой-то причине пара сбилась, лучше отойти в центр зала, но не наружу, и, тем более, не оставаться на линии танца.
В1. А теперь приступим к основной части нашего бала – к танцам. Я хочу представить вам моих помощников – Бальных церемонимейстеров. Они помогут вам разобраться с построениями в зале.
Убедительная просьба беспрекословно слушаться указаний церемонимейстеров.

В2. Немного истории. Бальный танец возник в 14 в. в Италии и служил для массового развлечения. Затем он распространился во Франции и по всей Европе. В 16-17в. Франция стала законодательницей бальных танцев. В России балы появились в 18 веке, при Петре 1. По его указу бальный танец стал обязательным предметом в программе многих учебных заведений.
В1. Балы всегда начинались с величественного танца – Полонеза

Полонез
В2. Этим танцем открывался любой бал. По сути своей это было торжественное шествие, в котором принимали участие все прибывшие, даже если потом они весь бал проводили за карточным столом.
В1. В первой паре шел хозяин с самой знатной гостьей, во второй – хозяйка с самым именитым гостем. Если на балу присутствовал Император, то полонез открывал он с хозяйкой дома, а второй парой шел хозяин с Императрицей.
В2. Первый кавалер громко объявлял «Руку дамам, господа, и следуйте за мной».
Первая пара задавала фигуры, остальные повторяли их. Количество фигур не было ограничено. Их можно было придумывать прямо по ходу танца.
В1. Мы приглашаем команду Юго-Восточного Автономного Округа исполнить для нас этот прекрасный танец.

Па-де-грас
В2. В последнее десятилетие XIX в. Россию, как и всю Европу, охватила мода на новые социальные танцы. Кадрили, польки, мазурки и вальсы приелись публике, и требовалось что-то новое. Тогда и возник Па-де-Грас. Это общий танец, танец для всех.
В1. Но прежде, чем предложить кавалерам приглашать дам, мы сыграем в бальную игру – излюбленное развлечение танцующих.
*Бальная игра: на сцене выстраиваются две колонны, одна – кавалеров, другая – дам. Колонны строятся по два человека. Посередине стоит кавалер с цветком в руке. К нему подходят две дамы, держась за руки. Кавалер подает цветок одной из них, с другой же – идет танцевать. Подает ей руку и помогает спуститься по ступенькам, в зал, где церемонимейстеры встретят их и проводят на место в танце.
Дама, принявшая цветок, ожидает, когда к ней подойдут два кавалера, подает цветок одному из них, а с другим идет танцевать. Момент выбора приятен, но лучше постараться не затягивать его.
Так поступают до того момента, пока не остается последний кавалер или дама. Если остается кавалер, то он идет приглашать любую понравившуюся ему даму. Если же остается дама, её непременно нужно пригласить кавалеру из зала. *
*Игра*
В2. Итак, мы танцуем Па-де-Грас, красивый и романтичный танец.

Конский бранль
В1. Одними из первых известных нам народных танцев являются бранли – эти французские танцы были записаны горожанином Туаном Арбо. Его книга построена характерным для того времени образом – в виде диалога ученика Каприоля со своим наставником.
В2. Предположительно первые бранли появились еще в 12 веке. Эти танцы построены всего на нескольких движениях. Кроме того, бранли часто делят на круговые, линейные и мимические (игровые). Конский бранль – один из самых известных и распространенных бранлей.
В1. Встречаем команду Зеленоградского Автономного Округа!

Романеска
В2. Этот танец зародился в Италии или Испании.
В1. Есть версия, что его название происходит от испанского романса. Бранли, к 14му веку распространившиеся по Европе, постепенно убыстрялись, обогащались прыжками, поворотами, изящными позами – так и появилась романеска.
В2. Легкость и живость, с которой исполнялся танец, не исключали известной изысканности, которую нужно было сохранять даже при быстром повороте плеч.
В1. Этот танец для нас исполнит команда Центрального Автономного Округа – просим вас!

Контрданс «Черная Лошадка»
В2. А теперь разрешите представить вашему вниманию серию танцев под названием Контрданс. Эти танцы зародились в Англии в XVII веке. Впервые контрдансы упоминаются еще при королеве Елизавете 1.
В1. Существует мнение, что название эти танцы получили от английского countrydance, что буквально переводится как «деревенский танец».
В2. Общедоступность, живость и универсальность Контрданса сделали его в 18-19 вв. популярным на балах Европы и России.
В1. Первый из контрдансов, который вы увидите сегодня – контрданс «Черная лошадка» – исполняет команда Северо-Восточного Автономного Округа.

Полька-тройка
В2. В 18 веке веселый чешский танец «Полька» покорил страны Европы. Согласно легенде, сельская девушка, слушая чешскую народную песню, придумала те прыжки, которые есть в «Польке». Из-за быстроты и веселого характера она назвала придуманные шаги “Madera”. В переводе с чешского означает «половина», т.е. полшага.
В1. Полька имела огромный успех. Педагоги ухватились за новый танец, начали преподавать его во всех салонах и танцевальных школах.
В2. В наши дни полька – популярный танец с большим количеством вариаций от сложных до простых, прыгучими шагами и всегда – счастливой, радостной музыкой.
В1. Изюминка следующего танца в том, что на паркет выходят тройками: кавалер и две дамы. Дамы держат кавалера в «замочке», соединяя руки и спереди, и за спиной кавалера. Это – «Полька-тройка», общий танец, кавалеры приглашают дам!

Контрданс «Прихоть мистера Бевериджа»
В2. Непростой и прихотливый контрданс, рассчитанный на две пары – в отличие от традиционного контрданса, для исполнения которого требуется три пары танцоров.
В1. Он куда менее похож на игровой танец и более официален.
В2. И исполняет его команда Северо-Западного Округа.

Менуэт
В1. Скромные жители французского местечка Пуату, находящегося в Бретани, были бы, наверное, весьма удивлены, если бы им сказали, какая блестящая будущность предстоит их любимому танцу, состоявшему из «маленьких шагов» (pas menus).
В2. Мотивы этого народного танца, бесхитростного и простого, пришлись по вкусу аристократии и придворным кругам не одной Франции, а всего мира, бравшего пример с французских законодателей мод.
В1. Менуэт – «танец королей и король танцев» – так говорили в один голос историки.
В2. Известно высказывание о том, что «кто хорошо танцует менуэт, тот все делает хорошо».
В1. И ни один танец 16-17 веков не пользовался такой популярностью, как менуэт, являвшийся общепризнанным образцом салонного танцевального искусства.
В2. Этот изысканный танец представляет нашему вниманию команда Западного Автономного Округа.

Бальный ручеек
В1. А сейчас мы немного отвлечемся от аристократического, дворцового лада и сыграем в бальную игру под названием «Бальный ручеек».
Бальный ручеек
Первая пара (Кавалер и Дама) высоко поднимают руки и идут по кругу вприпрыжку. За ними, подражая им, идет вереница пар. Танцор без пары ныряет под их руки, в «воротца», и, наклонившись, быстро идет сквозь строй. Выбрав себе партнера, танцор берет его за руку, выхватывая из пары. Предыдущий партнер должен беспрекословно отпустить выбранного. Новая пара доходит до конца танцующей колонны и становится в «хвост». Оставшийся без пары идет следом, обегает круг и ныряет в «воротца».
*Игра*
Вальс святого Бернара
В2. Несомненно, самым любимым и изысканным танцем 19 века был вальс. Существовали просто вальсы, когда каждая пара была предоставлена самой себе, и фигурные вальсы, состоявшие из определенной последовательности фигур.
В1. Вальс святого Бернара, или Вальс-экосез – старинный шотландский танец. Изначально его танцевали в медленном темпе под звуки волынки. Когда он распространился в континентальной Европе, то стал более быстрым. Особенной популярностью танец пользовался во Франции и в Германии, где стал обязательной частью бальной программы.
В2. Итак – следующий танец нашего бала – Вальс святого Бернара. Общий танец.
В1. Кавалеры приглашают дам!
Марш-карусель
В2. “Чудесный марш “Карусель” получил имя не от ярмарочного аттракциона, а от конноспортивного соревнования, в котором наездники занимаются гонками и разными манёврами.
В1. Одно из таких мероприятий в венской придворной ездовой школе, ныне известной как “испанская ездовая школа”, проходило 21 мая 1853 г. в ходе Придворного праздника того года.
В2. Событие вдохновило Иоганна Штрауса на сочинение одного из самых захватывающих произведений его раннего периода творчества: марша “Карусель”, которым композитор впервые дирижировал на весеннем празднике в Фольксгартене 14 июня 1853 г.”
В1. Этот танец для нас представит команда Восточного автономного округа.

Кормление лиса
В2. Детский танец, история о лисе, забравшемся в виноградник. Он объелся винограда и уснул, а хозяин виноградника со своими детьми пришел и стал будить его.
В1. Танец поставлен хореографом Ривкой Штурман в 1950 году.
В2. А вот и текст песни, под которую танцуют «Кормление лиса».
«Лис, который идет по дороге, медленно приближается к моей виноградной лозе.
Когда никто не видит, он крадет гроздь винограда, которая кажется такой красивой,
И убегает со своей добычей.»
Танец инструкторов
Марш герцога Карло
В1. Следующий танец бальной программы – марш герцога Карло.
В2. Изящный танец со сменой партнеров.
В1. Мы предлагаем вам изучить его прямо сейчас. Танец общий, кавалеры приглашают дам.

Гавот
В2. Гавот – грациозный танец с медленными плавными движениями. Появился в XVI веке в центральной и южной частях Франции.
В1. Первоначально он очень напоминал хороводный танец, и интерес к нему быстро угас.
В2. В XVIII веке танец пережил второе рождение. Известный итальянский музыкант Жан-Батист Люлли ввел его в репертуар многочисленных салонов, а также в придворный обиход.
В1. Многие музыканты того времени использовали танец в качестве стилизации и композицию применяли в отрывках оперы и иных театральных представлениях.
В2. Сегодня мы увидим этот танец в исполнении команды ЮЗАО.

Кадриль
В1. Французский танец, зародившийся из английского контрданса, возник в конце XVIII в. Он был весьма популярен до конца XIX в. в Европе и России.
В2. Изначально в этом светском танце, развившемся из сельского, существовало всего пять обязательных фигур.
В1. Сейчас кадриль переживает свой новый расцвет. Танец стал обрастать новыми, интересными фигурами.
В2. Появилось множество постановок по мотивам классической кадрили. Одну из них нам представит команда ТиНАО

Полька-тройка
В1. И вновь мы приглашаем вас станцевать радостный танец.
В2. Общий танец. Полька-тройка!

Венецианка
В1. Испанские ритмы следующего танца не случайны, это танец масок, танец приветствия, танец знакомств.
В2. Излюбленный танец венецианского карнавала. «Венецианка» в исполнении команды САО.

Краковяк
В1. Польский народный танец краковяк (krakowiak) появился среди жителей Краковского воеводства в 14 веке. Первоначально его танцевали только мужчины, а позже он стал парным танцем.
В2. Краковяк стал бальным танцем в 19м – начале 20. Как и полонез, краковяк имел торжественный характер воинского шествия и назывался «большим танцем».
В1. Он мог включать как шаги мазурки, так и вальса, польки. Широко известен краковяк из оперы М. Глинки «Иван Сусанин» и балета Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан», который исполняется артистами классического балета на сценах оперных театров.
В2. Сегодня мы увидим его в трактовке команды ЮАО.

Контрданс «Дженни собирает груши»
В1. И снова мы предлагаем вашему вниманию контрданс. Красивый, утонченный, полный изящества и сдержанности.
В2. Мы просим команду инструкторов станцевать для нас этот контрданс.

Па-де-Грас
В1. А сейчас – кавалеры, пригласите, пожалуйста, дам на следующий общий танец.
В2. Па-де-Грас!

Полька-тройка
В1. И завершает наш бал замечательный, радостный танец, который, как мы надеемся, вы все станцуете с удовольствием.
В2. Кавалеры приглашают дам на польку-тройку!

Прощание
В1.
Как быстро пролетел наш бал
И вот уже погасли свечи

В2. Звучит аплодисментов шквал
И всем гостям мы говорим –

В1 и В2
– До встречи!

One Comment

  1. Наталия Вербицкая

    Вот хороший сценарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *