Сценарий Пушкинского бала для старшеклассников.


Действующие лица и исполнители:

Пушкин – _____________________.
Читатель – _____________________.
Татьяна Ларина – _____________________.
Евгений Онегин – _____________________.
Ольга Ларина – _____________________.
Владимир Ленский – _____________________.
Тетушка 1 – _____________________.
Тетушка 2 – _____________________.
М. Глинка – _____________________.
Князь – _____________________.
Ротный командир – _____________________.

СЦЕНАРНЫЙ ХОД.
Оформление зала стилизовано как гостиная в дворянском особняке; в открытые окна виден осенний парк. По периметру зала расставлены кресла, диваны и столики. У одного из окон стоит письменный стол, лежат перо и бумага. У другого окна стоит пианино (синтезатор) с раскрытыми нотами, накрытый чайный столик. Негромко звучит фоновая музыка. К пианино подходит Фирсова Ольга; как только она садится, фоновая музыка затихает.
ИСПОЛНЯЕТСЯ ВАЛЬС Г. СВИРИДОВА .
На последних тактах вальса появляется Татьяна Ларина, садится за стол, берет перо, бумагу и начинает писать.
Звучит текст «Письма Татьяны к Онегину» (в записи):
«Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне всё вам скучно,
А мы… ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.
Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.
Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…
Ты в сновиденьях мне являлся,
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный взгляд меня томил,
В душе твой голос раздавался
Давно… нет, это был не сон!
Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!
Не правда ль? я тебя слыхала:
Ты говорил со мной в тиши,
Когда я бедным помогала
Или молитвой услаждала
Тоску волнуемой души?
И в это самое мгновенье
Не ты ли, милое виденье,
В прозрачной темноте мелькнул,
Приникнул тихо к изголовью?
Не ты ль, с отрадой и любовью,
Слова надежды мне шепнул?
Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель:
Мои сомненья разреши.
Быть может, это всё пустое,
Обман неопытной души!
И суждено совсем иное…
Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю…
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Я жду тебя: единым взором
Надежды сердца оживи,
Иль сон тяжелый перерви,
Увы, заслуженным укором!
(Встает, берет в руки письмо)
Страшно перечесть…
Стыдом и страхом замираю…
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю…

(Решительно сворачивает письмо, кладет в конверт, надписывает адрес. Звонит в колокольчик, вбегает мальчик-крестьянин. Татьяна отдает ему письмо, и мальчик, поклонившись, убегает. Татьяна берет со спинки стула шаль, накидывает на плечи и, закрыв лицо руками, вновь садится за стол. Звучит фоновая музыка, и в комнату входит Онегин. Татьяна, услышав звук шагов, поспешно встает. Онегин подходит к Татьяне.)
ОНЕГИН
Вы ко мне писали,
Не отпирайтесь. Я прочел
Души доверчивой признанья,
Любви невинной излиянья;
Мне ваша искренность мила;
Она в волненье привела
Давно умолкнувшие чувства;
Но вас хвалить я не хочу;
Я за нее вам отплачу
Признаньем также без искусства;
Примите исповедь мою:
Себя на суд вам отдаю.
Когда бы жизнь домашним кругом
Я ограничить захотел;
Когда б мне быть отцом, супругом
Приятный жребий повелел;
Когда б семейственной картиной
Пленился я хоть миг единый,
То верно б, кроме вас одной,
Невесты не искал иной.
Скажу без блесток мадригальных:
Нашед мой прежний идеал,
Я верно б вас одну избрал
В подруги дней моих печальных,
Всего прекрасного в залог,
И был бы счастлив… сколько мог!
“Но я не создан для блаженства;
Ему чужда душа моя;
Напрасны ваши совершенства:
Их вовсе недостоин я.
Поверьте (совесть в том порукой),
Супружество нам будет мукой.
Я, сколько ни любил бы вас,
Привыкнув, разлюблю тотчас;
Начнете плакать: ваши слезы
Не тронут сердца моего,
А будут лишь бесить его.
Судите ж вы, какие розы
Нам заготовит Гименей
И, может быть, на много дней.
Что может быть на свете хуже
Семьи, где бедная жена
Грустит о недостойном муже
И днем и вечером одна;
Где скучный муж, ей цену зная
(Судьбу, однако ж, проклиная),
Всегда нахмурен, молчалив,
Сердит и холодно ревнив!
Таков я. И того ль искали
Вы чистой, пламенной душой,
Когда с такою простотой,
С таким умом ко мне писали?
Ужели жребий вам такой
Назначен строгою судьбой?
Мечтам и годам нет возврата;
Не обновлю души моей…
Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней.
Послушайте ж меня без гнева:
Сменит не раз младая дева
Мечтами легкие мечты;
Так деревцо свои листы
Меняет с каждою весною.
Так, видно, небом суждено.
Полюбите вы снова: но…
Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет”.
«ГОЛОС ЗА КАДРОМ»
Так проповедовал Евгений.
Сквозь слез не видя ничего,
Едва дыша, без возражений,
Татьяна слушала его.
Он подал руку ей. Печально
(Как говорится, машинально )
Татьяна, молча, оперлась,
Головкой томною склонясь;
(Уходят)
Пошли домой вкруг огорода;
Явились вместе, и никто
Не вздумал им пенять на то…

(Звучит фоновая музыка. Двери зала открываются, входит Пушкин. В правой руке у него трость, через левую переброшен небрежно плащ, в ней же он держит листки бумаги и карандаш. Быстрым шагом он пересекает зал, бросает плащ на спинку дивана в центре, ставит трость и садится. Хмурясь, просматривает листки, что-то перечеркивает в них, грызет карандаш, быстро пишет и читает вслух.)
ПУШКИН.
Не мысля гордый свет забавить,
Вниманье дружбы возлюбя,
Хотел бы я тебе представить
Залог достойнее тебя,
Достойнее души прекрасной,
Святой исполненной мечты,
Поэзии живой и ясной,
Высоких дум и простоты;
Но так и быть – рукой пристрастной
Прими собранье пестрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных,
Небрежный плод моих забав,
Бессониц, легких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.

(Звучит фоновая музыка. Из-за левой ширмы в зал выходит Читатель. Пушкин встает навстречу ему, оба подходят к микрофонам.)

ЧИТАТЕЛЬ. Добрый вечер, Александр Сергеевич! Вы не представляете, как я рад встрече с Вами!..
ПУШКИН (с видимым удовольствием). Кто вы, милостивый государь? И как случилось, что Вы меня знаете?
ЧИТАТЕЛЬ. Помилуйте, Александр Сергеевич, кто в читающей России не знаком с Вами и творениями Вашими? Вот сейчас только прочел я две первых песни Онегина, что вышли на днях, и каждый о них толкует по-своему.
ПУШКИН. И как именно, позвольте узнать?
ЧИТАТЕЛЬ (улыбаясь). Как обычно, Александр Сергеевич. Одни хвалят, другие бранят. И, однако, все читают.
ПУШКИН. А Вы на чьей стороне в этом споре?
ЧИТАТЕЛЬ. Читаешь Ваши строфы – и старая и новая Россия, жизнь во всех ее красках проходит перед глазами … Уже за это одно следует пожать Вам руку, не говоря уже о самой поэзии.
ПУШКИН. Не скрою, мне лестно слышать такой отзыв. (Спохватившись) Но, кажется, Вы о чем-то хотели меня спросить? Спрашивайте, милостивый государь, я с удовольствием отвечу.
ЧИТАТЕЛЬ. Вас, верно, часто спрашивают об этом – что же ожидает героев Ваших дальше?… Но пожалуйста, Александр Сергеевич, не отвечайте, если это хоть сколько-нибудь умалит Ваше вдохновение!
ПУШКИН. Нисколько, милостивый государь. Только в этом случае разговор наш будет долгим. Позвольте просить Вас присесть. (Отходят к дивану, садятся.)
Как англичанин, о погоде
Я разговор начну сейчас.
В моем романе время года
Стояло точно как у нас. (Указывает на окно
Ведь наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет: известно это,
Хоть мы признаться не хотим.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора…
ЗВУЧИТ МУЗЫКА «ОСЕННЕГО РОМАНСА», ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ (ПЬЯНКОВА ЕКАТЕРИНА).

ПУШКИН.
Иные, я знаю, укоряют меня в легкомыслии, и я собираюсь этот упрек оправдать. На днях у меня вышел спор с одним из литераторов, который советовал мне более внимания уделять описанию душевных движений героев, коли я задумал написать роман. (После небольшой паузы). Я, однако, вовсе не собираюсь этому совету следовать.
У нас теперь не то в предмете:
Мы лучше поспешим на бал,
Куда стремглав в своей карете
Уж мой Онегин поскакал.
Перед померкшими домами
Вдоль сонной улицы рядами
Двойные фонари карет
Веселый изливают свет
И радуги вокруг наводят:
Усеян плошками кругом,
Блестит великолепный дом;
По цельным окнам тени ходят,
Мелькают профили голов
И дам и модных чудаков.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА ПОЛОНЕЗА. ИСПОЛНЯЕТСЯ ТАНЕЦ (11 А).

ПУШКИН.
Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.

ЗВУЧИТ ФОНОВАЯ МУЗЫКА. ИСПОЛНЯЕТСЯ СТИХОТВОРЕНИЕ «ПРИЗНАНИЕ» (ХРИТОНЕНКО ТИМОФЕЙ).

ПУШКИН.
С утра дом Лариных гостями
Весь полон; целыми семьями
Соседи съехались в возках,
В кибитках, в бричках и в санях.
В передней толкотня, тревога;
В гостиной встреча новых лиц,
Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога,
Поклоны, шарканье гостей,
Кормилиц крик и плач детей.

ЧИТАТЕЛЬ.
И коли уж устроен бал,
Танцуют все: и стар и мал.
Уж здесь Алена и Алина,
Надежда, Анна и Марина…
(Маленькие встают в круг.)
Прелестны дамы тут как тут
И всех гостей в галоп зовут!
(В круг встают остальные исполнители)

ЗВУЧИТ МУЗЫКА ГАЛОПА. ИСПОЛНЯЕТСЯ ТАНЕЦ.
(Звучит фоновая музыка. Из зала к микрофону выходит М. Глинка. Пушкин радостно его приветствует.)

ГЛИНКА.
Друзья! Хочу вам показать
Наивную, но милую придумку…
Волшебной силой песнопенья
В туманной памяти моей
Так оживилися виденья
То светлых, то печальных дней…

ПУШКИН.

Предчувствую: опять романс принес??

ГЛИНКА.
Нет – так, безделицу…
Намедни ночью
Бессонница меня томила,
И в голову пришли мне две-три мысли,
Сегодня я их набросал.
Хотелось твое мне слышать мненье.
Но гость с тобой… – и вам не до меня…

ЧИТАТЕЛЬ. Помилуйте, Михаил Иванович! Как может быть не до Вас? Полагаю, Александр Сергеевич не станет возражать, если мы послушаем.
ПУШКИН.
Ах, Глинка, Глинка!
Когда же нам не до тебя?!
Садись, играй свою музыку,..
ГЛИНКА.
Извольте; князь поможет мне.
(Из зала выходит князь, подходит к Глинке, оба подходят к микрофону.)

ЗВУЧИТ МУЗЫКА, ИСПОЛНЯЕТСЯ РОМАНС «Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ» (ПОРОТНИКОВ ИИКИТА, ГАЛИЧЕВ АЛЕКСАНДР).

ЧИТАТЕЛЬ.
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА. ИСПОЛНЯЕТСЯ ВАЛЬС (11 Б).
ЧИТАТЕЛЬ.
Вновь о луне и о приметах…
ПУШКИН.
Да-да, я говорил о том.
Моя прелестная Татьяна
Томится долгим страшным сном.
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы;
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что нибудь,
Предчувствия теснили грудь.
Жеманный кот, на печке сидя,
Мурлыча, лапкой рыльце мыл:
То несомненный знак ей был,
Что едут гости. Вдруг увидя
Младой двурогий лик луны
На небе с левой стороны,
Она дрожала и бледнела…
ЗВУЧИТ МУЗЫКА РОМАНСА «Я ЕХАЛ К ВАМ», ИСПОЛНЯЕТСЯ РОМАНС (ЛИСЕВА АРИНА, АРУТЮНЯН ЛИЛИАНА).

ЧИТАТЕЛЬ.
Замечу кстати: все поэты
Любви мечтательной друзья.
ПУШКИН.
Бывало, милые предметы
Мне снились, и душа моя
Их образ тайный сохранила;
Их после Муза оживила:
Так я, беспечен, воспевал
И деву гор, мой идеал,
И пленниц берегов Салгира.
Теперь от вас, мои друзья,
Вопрос нередко слышу я:
“O ком твоя вздыхает лира?
Кому, в толпе ревнивых дев,
Ты посвятил ее напев?

ЗВУЧИТ ФОНОВАЯ МУЗЫКА. ИСПОЛНЯЕТСЯ СТИХОТВОРЕНИЕ «КРАСАВИЦЕ» (УЗГОРОВА ВИКТОРИЯ).

ПУШКИН.
В начале моего романа
(Смотрите первую тетрадь)
Хотелось вроде мне Альбана
Бал петербургский описать;
Но, развлечен пустым мечтаньем,
Я занялся воспоминаньем
О ножках мне знакомых дам.
По вашим узеньким следам,
О ножки, полно заблуждаться!
С изменой юности моей
Пора мне сделаться умней,
В делах и в слоге поправляться,
И эту пятую тетрадь
От отступлений очищать.
ЧИТАТЕЛЬ.
Вдруг из-за двери в зале длинной
Фагот и флейта раздались.
И в залу высыпали все,
И бал блестит во всей красе.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА БОГЕМСКОЙ ПОЛЬКИ, ИСПОЛНЯЕТСЯ ТАНЕЦ (10 КЛАССЫ).
ПУШКИН.
Онегин, втайне усмехаясь,
Подходит к Ольге. Быстро с ней
Вертится около гостей,
Потом на стул ее сажает,
Заводит речь о том, о сем;
Спустя минуты две потом
Вновь с нею вальс он продолжает.
(Пока Пушкин произносит эти слова, звучит фоновая музыка. Онегин подходит к Ольге, берет ее под руку, проходит с нею мимо Пушкина и Читателя, усаживает ее на стул. Звучит вступление к вальсу – Онегин подает Ольге руку, они встают на свои места в линии, затем занимают места другие танцоры.)
ЗВУЧИТ МУЗЫКА МЕДЛЕННОГО ВАЛЬСА, ИСПОЛНЯЕТСЯ ТАНЕЦ (8 КЛАССЫ).
ПУШКИН.
И вот из ближнего посада
Всех здешних барышень кумир,
Уездных матушек отрада,
Приехал ротный командир;
Вошел… Ах, новость, да какая!

(Во время этой реплики открывается дверь, в зал входит Ротный командир в гусарском мундире, подходит к микрофону, щелкает каблуками и кланяется.)

РОТНЫЙ КОМАНДИР.
Музыка будет полковая!
Полковник сам ее послал.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА КАДРИЛИ, ИСПОЛНЯЕТСЯ ТАНЕЦ.
ЧИТАТЕЛЬ.
Балы! От шпор до штукатурки,
От люстр до коков – все дрожит.
Здесь генерал летит в мазурке,
Там милых дам поэт кружит…
Трещат вощенные паркеты,
Оркестр играет, молодцы!
Кружат сановники, поэты,
Тираноборцы, мудрецы…

ЗВУЧИТ МУЗЫКА «ВАЛЬСА ГЕРЦОГА КЕНТСКОГО», ИСПОЛНЯЕТСЯ ТАНЕЦ.
(Из зала к чайному столу (левая сторона, рядом с пианино) выходят тетушки Татьяны – одновременно с фоновой музыкой и репликой Читателя.)
Тетушка 1 (удивленно):
Княжна! Мой ангел!
Тетушка 2: Пашенька!
Тетушка 1: Алина! (обнимаются, целуются)
Кто б мог подумать?!
Тетушка 2: Как давно!
Тетушка 1: Надолго ль?
Тетушка 2: Милая! Кузина!
Ей богу, сцена из романа…
Тетушка 1: Я здесь с племянницей… Татьяна!
(представляет девушку, та делает реверанс)
Тетушка 2: Ах, Таня! Подойди ко мне –
Как будто брежу я во сне…
Кузина, помнишь Грандисона?
Тетушка 1: Как? Грандисон?
А!! Грандисон!!
Да, помню, помню. Где же он?
Тетушка 2: В Москве!
Живет у Симеона,
Меня в Сочельник навестил…
Недавно сына он женил…
(Начинает звучать вступление вальса.)
Тетушка 1: А тот… (берет за руку подругу, отходят, разговор не слышен. Татьяна, пройдя немного с тетушками, отходит и садится на свое место.)
ЗВУЧИТ МУЗЫКА МЕДЛЕННОГО ВАЛЬСА, ИСПОЛНЯЕТСЯ ТАНЕЦ (УЧИТЕЛЯ).
(Слышны отдаленные звуки мазурки. Читатель прислушивается)
ЧИТАТЕЛЬ.
Мазурка раздалась!

ПУШКИН.
Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале всё дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы;
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.

ЧИТАТЕЛЬ.
Но в городах, по деревням
Еще мазурка сохранила
Первоначальные красы:
Припрыжки, каблуки, усы
Всё те же: их не изменила
Лихая мода, наш тиран,
Недуг новейших россиян.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА МАЗУРКИ. ИСПОЛНЯЕТСЯ ТАНЕЦ (9 КЛАССЫ).
ПУШКИН.
Онегин с Ольгою пошел;
Ведет ее, скользя небрежно,
И, наклонясь, ей шепчет нежно
Какой-то пошлый мадригал,
И руку жмет – и запылал
В ее лице самолюбивом
Румянец ярче. Ленской мой
Всё видел: вспыхнул, сам не свой;
В негодовании ревнивом
Поэт конца мазурки ждет
И в экосез ее зовет.

(Одновременно с этой репликой Пушкина под фоновую музыку через зал проходят Онегин и Ольга; беседуя, они идут к дивану и садятся. Туда же подходит Ленский, садится рядом с Ольгой; заметно его волнение и негодование. )
ЗВУЧИТ МУЗЫКА «ЭКОСЕЗ», ИСПОЛНЯЕТСЯ ТАНЕЦ.
(По окончании танца звучит вступление к «Кембриджскому вальсу». Танцоры занимают свои места. Ленский встает и приглашает Ольгу, она также встает и отвечает отказом).
ПУШКИН.
Но ей нельзя.

ЧИТАТЕЛЬ.
Нельзя? Но что же?

ПУШКИН.
Да Ольга слово уж дала
Онегину.
(Ольга стоит перед Ленским, смущенно опустив глаза; теребит платок).

ЧИТАТЕЛЬ.
О боже, боже!
Что слышит он? Она могла…
Возможно ль? Чуть лишь из пеленок,
Кокетка, ветреный ребенок!
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена!
(Ленский, не отрывая взгляда от Ольги, отходит назад, качает головой).

ПУШКИН.
Не в силах Ленской снесть удара;
Проказы женские кляня,
Выходит, требует коня
И скачет. Пистолетов пара,
Две пули – больше ничего
Вдруг разрешат судьбу его.

(Одновременно с этой репликой Ленский выбегает из зала. Слышен удаляющийся топот копыт.)
ПУШКИН
Заметив, что Владимир скрылся,
Онегин, скукой вновь гоним,
Близ Ольги в думу погрузился,
Довольный мщением своим.
За ним и Олинька зевала,
Глазами Ленского искала,
И бесконечный котильон
Ее томил, как тяжкий сон.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА «КЕМБРИЖДСКОГО ВАЛЬСА», ИСПОЛНЯЕТСЯ ТАНЕЦ.
(По окончании танца звучит фоновая музыка).
ЧИТАТЕЛЬ,
Окончен бал – и все за ужин
И тут оставим мы гостей.
Поэтам отдых тоже нужен
Для продолженья их затей.

ПУШКИН (Обращаясь к Читателю и гостям).
Кто б ни был ты, о мой читатель,
Друг, недруг, я хочу с тобой
Расстаться нынче как приятель.
Прости. Чего бы ты за мной
Здесь ни искал в строфах небрежных,
Воспоминаний ли мятежных,
Отдохновенья от трудов,
Живых картин, иль острых слов,
Иль грамматических ошибок,
Дай бог, чтоб в этой книжке ты
Для развлеченья, для мечты,
Для сердца, для журнальных сшибок
Хотя крупицу смог найти.
За сим расстанемся, прости!

(Пушкин раскланивается с Читателем и гостями, уходит; вслед за ним уходит и Читатель, также откланявшись. Фоновая музыка звучит громче. Гости покидают зал.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *