«

»

Авг 09

Сценарий спектакля по произведению Леонида Бородина – «Год чуда и печали».


Тема –
Идея –
Конфликт –
Сверхзадача –
Сцена 1. Знакомство
Сцена задрапирована легкой тканью, которая колышется от малейшего дуновения воздуха, на первом плане стоит камень, на заднем скала. Звучит звук поезда, на сене бегает огонек, туда обратно, свет набирает в том месте где, на камне сидит человек, что то рисует, и пишет, с противоположной стороны тоже сидит человек-ребенок, он затемнен.
Автор – Нынешним летом исполнилось двадцать пять лет с тех пор, как я дал слово старухе Сарме, и сейчас я рад вдвойне: во-первых, тому, что сдержал слово, и радость мою поймет каждый, кому приходилось держать слово хотя бы половину этого срока, а во-вторых, тому, что наконец могу рассказать то, о чем должен был молчать все это время.
Однако срок исполнился несколько месяцев назад, а я лишь теперь раскрыл тетрадь начал писать, полный робости и неуверенности.
Раньше казалось: придет время — и я сразу, в несколько дней, поведаю обо всем, что случилось со мной двадцать пять лет назад, и сделаю это легко и скоро, потому что ничего не забылось — ни слова, ни шороха, ни одного движения души, ни одной случайной мысли, ни одного доброго или недоброго намерения. И тогда у меня не мелькало даже мысли о том, поверят ли мне люди. Менее всего намерен я сочинить сказочку, безобидную и занимательную. Ради сказки не стоит марать бумагу — я не сказочник!
Чудо — это то, что вопреки! Чудо — это то, чего, как правило, не бывает! А бывает оно, следовательно, вопреки правилам!

Свет набирается и отсвечивает мальчика
Леня – Мы уезжали жить на железнодорожную станцию на Байкале. Там учителями в железнодорожной школе должны были работать мои родители, стало быть, и мы становились железнодорожниками, отчего для переезда нам выделили отдельный товарный вагон.
К Байкалу мы подъехали в ночь на третьи сутки. Тщетно я вглядывался в дверную щель. Темнота, как назло, была непроглядная, поезд остановился и я сразу обратил внимание на незнакомый шум. Что-то большое и тяжелое вздыхало не то сердито, не то угрожающе где-то совсем рядом с вагоном, и от этих вздохов несло холодом и сквозняком, и воздух был совсем не такой, как везде раньше, почему-то все время хотелось вдохнуть его как можно больше, и оттого кружилась голова. Удивительно, что во тьме этой нас встречали.
Дальше, так много было новых впечатлений и ощущений, что я с какого-то момента впал в транс и плохо помню дальнейшие события. А на утро!
Полное зтм, автор уходит в зал, звуки поезда, потом прибой и чайки. Выбегает Леня, осматривается по сторонам, и подбегает к краю сцены, начинает рассматривать камешки под водой, пытается дотронуться до воды, но она жутко холодная, отнимает руки, его отвлекает звуки голосов, появляется Светка с младшей сестрой.
Нелька– а вот и расскажу..
Светка – нет не расскажешь..
Нелька -расскажу(показывает язык)Светка начинает за не гоняться, в это время Леня с интересом поглядывая на них,начинает кидать камни в воду.
Светка – И совсем не далеко! Я дальше могу! Начинает кидать камешек
Леня (обращаясь к зрителю) – Кинула как кидают все девчонки, — через голову, будто муху ловят. Камешек, конечно, улетел дальше, он был маленький.
Светка – меня Светкой зовут, а ты новенький, учительский,Леня?
Леня – да(удивлённо)
В это время Катька, которая возилась в водесказала
Нелька – Светка, поймай ширика! (захныкала)
Светка – Отстань!(все еще кидая камни)
Нелька— А я папке скажу, что ты пистоны мальчишкам таскала!
Светка — У, ябеда! Ладно! Щас!

Стряхнув с ног ботинки, она вошла в воду выше щиколоток и, что-то разглядывая под ногами, вполунаклон пошла вдоль берега. Леня и Нэлька шли рядом.

Светка – главное медленно поднять камень (поднимает сосредоточенно, и вытаскивает из воды рыбку)
Нелька— Ширик-желтокрылик!
Леня— Покажи!
Нелька— Дай! Дай! — завякала ее сестренка.
Светка— У, жадюга! Да я тебе еще поймаю!

Светка— А у меня папка завхозом в школе. Он охотник! Хочешь медведя посмотреть?
Леня— Медведя?!
Светка— Шкуру! Папка весной убил.

Светка умчалась за шкурой, Катька что то сроила из камней, Светка вновь появилось дико рыча, Катька завизжав побежала, не добежав до кулис с нова завизжала, потому что там появились мальчишки с ружьями(палками),охотники, началась игра на сцене. Двое ребят приземлились около Лени, и утянули его тоже лечь, организовали засаду.

Валерка – учительский? Я Валерка
Юрка – Юрка!
Леня – Леня
Появляется Наташка и Варя спорят. Начинается догоняшки, потом светка ловит Нельку, та визжит, она резко всех останавливает нападавших и задыхаясь говорит

Светка— Когда медведя из тайги привезли, посадили его у крыльца, как будто живой… Собаки все сбежались, давай лаять! А папка поймал крюковского Шарика и бросил на медведя! Шарик с испугу весь обкакался!

Все засмеялись, картина застыла, все кроме Лени

Леня – Весь день до вечера прошел в знакомствах и впечатлениях. Я подружился с Валеркой, тоже учительским сыном, и с Юркой, его приятелем. А вечером мы пошли в падь за Светкиной коровой.

Зтм,на сцене только Светка и Леня. Леня вглядывался куда то в даль

Светка— Это Мертвая скала! Так ее называют.
Автор – (выходит на заднем плане) – На скале стояла сосна с четырьмя ветвями, солнце было за спиной и скала казалась мрачной, зловещей и как будто о чем-то сознательно молчащей…

Светка – На нее нельзя лазить! Она вся сыплется! Вишь, сколько камней! Это все с нее свалилось! В прошлом году Ляскина корова вон туда забралась, и ее камнями убило!

Автор – (ходя вокруг героев, разглядывая их) – я смотрел на сосну на скале. Смотрел, а потом закрыл глаза, и по закону в глазах должен был остаться силуэт с четырьмя ветвями. Но то, что я увидел, заставило тотчас же открыть глаза, и вид у меня в этот момент, кажется, был очень испуганный. (Автор отходит в сторону и становится наблюдателем)
Светка — Страшная, да?
Леня кивнул согласно, но, спохватившись, закивал отрицательно.
Леня— Обычная…
Светка— Пошли!
Леня не двинулся с места.
Леня— Ты… давай… я тебя тут подожду…
Светка— Испугался! Испугался!
Леня— Я тут подожду! — ответил я угрюмо.
Светка— Ну и жди!(уходит)
Тем временем Леня проделывает тот же эксперимент
Леня – я снова взглянул на скалу и сосну, смотрел долго, до рези в глазах, и затем зажмурился. Все повторилось. Я хотел открыть глаза, но веки сжались с такой силой, что я не мог с ними справиться, непонятный холод входил в меня через сердце и уходил в пятки, и пятками почувствовал страх. (убегает на второй план).

Сцена 2. Мертвая скала

звучит гул ветра и прибой, свет набирается, Ленкька стоит на берегу и чертит имена, позади него автор бормочет про себя

Автор – На берегу мне все время казалось, что я делаю что-то не то, о чем-то забываю… Оттого был я молчалив и, наверное, показался моим новым знакомым изрядной букой.
Леня – В мыслях у меня все время стояли слова, что услышал нынче: Баргузин, Ольхон, Сарма, Ангара, — и мне все хотелось их как-то переиначить, произнести по-другому, и тогда, казалось, я вспомню что-то или что-то узнаю…
Автор – смотри лодка!
Ленька и Автор начинает играть с воображаемой лодкой.
Леня – отдать швартовый!
Автор-Есть капитан, поднять паруса!!!
Ленька – Сняться с якоря!!!
Автор – Курс на юго-запад и прямо и до самой ночи!!!
Генка — Эй ты, а ну вылазь из лодки! (автор выходит из лодки и садиться на камень)
Леня— Твоя, что ли!
Генка— А то! — ответил он важно.
Генка— Эй ты! Ты куда это шкарлупу подевал?! — (спросил он, угрожающе прищурив глаза)
Леня— Чего?
Генка— Я говорю, ты куда шкарлупу девал?!
Леня— Какую шкарлупу?
Мальчишка выпрямился и сказал торжествующе:
Генка— А ту, из которой ты щас вылупился!
Леня (На зрителя – )Такой хороший был день, настроение было такое хорошее, так не хотелось драться, да еще оказаться битым, но такое оскорбление как перенести?
Генка— А не попадешь! — оскалился он еще больше.
Леня— А вот и попаду!
Генка— А не попадешь!
Леня— Как дам в лоб, — пригрозил я, замахнувшись.
Генка— А ну попади!
Леня снял кепку прицелился, кинул камень, но Генка уже летел на него
Генка— Обманули дурака на четыре пятака! Щас я тебе хвоста накручу!
— Кричи: “Мамка, хочу жениться!” А нет, кишки выпущу!
Леня замотал головой, Вдруг у Генки пошла носом кровь
Генка— Что стоишь! — прогнусавил он. — Тащи воду в фуражке.
Леня бегом к воде, принес фуражку Генке, оба сидят пытаются отдышаться
Генка— Нос у меня треснутый! — оправдываясь, сказал он.— Щас кровь остановится, и я накручу тебе хвоста!
Леня— А я тебя опять стукну по носу!
Генка— Не стукнешь!
Леня— Изловчусь и стукну!
Генка— Весной веслом нос поломал! Теперь чуть задену, так и пошло. Не думай! Я здесь самый сильный! Накоть пощупай!(стоп кадр)
Автор – Он предложил покататься на лодке.

На втором плане Генка который гребет,на первом плане Леня стоит с зади от Автор на камне и смотрит со сцены в низ, в воду
Автор – Я смотрел в воду и видел подводные скалы, а потом посмотрел на воду и увидел в ней отражение береговых скал. Скалы колыхались, будто были нарисованы зеленым по синему полотну.
Леня – И вдруг я увидел сосну Мертвой скалы. Все четыре ветви были видны отчетливо — две вверх, две вниз. Я взглянул в падь и не увидел Мертвой скалы, ее загораживали склоны ущелья.
Автор – Не веря своим глазам, я снова взглянул на воду — сосна колыхалась и вздрагивала напротив кормы, и я мог дотянуться до нее рукой.
Ее не могло быть, потому что скала в глубине ущелья не могла отразиться в воде.
Леня – И в этот момент я понял, что не померещилось мне в тот первый вечер, что действительно вместо силуэта сосны с четырьмя ветвями видел я четыре руки, две из них подняты, воздеты к небу, две другие беспомощно опущены вниз!
Автор – Я это видел, и нечего самого себя путать, а надо все проверить и выяснить, а если этого не сделать, значит, струсить, испугаться непонятного! Только так!
Леня – А что же я тогда теряю время! Зтм

Автор–Вот она уже рядом, сосна на голубом фоне,на это раз я решил подойти как можно ближе”Ну, еще немножко, еще немножко, а там дальше все равно не залезешь!” Твердил внутренний голос.
Леня – Последний уступ!
Дыхание мое перехватило всепоглощающее чувство восторга.Передо мной и подо мной лежала страна голубой воды и коричнево-желтых скал. Передо мной был не просто красивый вид вдаль — передо мной был мир красоты, о которой мало что можно сказать словами, от него можно только пьянеть и терять голову. Наверное если попробовать я даже смогу полететь!!!!(раскинул руки)

От куда не возьмись появляется важная Сарма,
Сарма— Тебе разве не говорили, лисий выкормыш, что сюда нельзя лазить! ( прошипела она.)
Леня— Говорили… я
Сарма— А ты, значит, себя умней всех посчитал, недоумок несчастный!(манит пальцем к себе Леня как ведомый приближается)— Отвечай, зачем сюда лез? Чего вынюхивал? Чего высматривал?
Леня— Там сосна… сосна… я хотел…
Сарма— Врешь, лживый трусишка!— Врешь! — провизжала она. — Нет здесь никакой сосны! Здесь ничего нет! Здесь не растут деревья!
Леня— Там сосна!
Сарма— Нет там сосны!
Леня— Есть!И у нее четыре… руки…
Сарма(вплотную наклонилась над ним)— Чего ты мелешь, сорока общипанная!
Леня— А чего вы ругаетесь! (прикрикнул,Сарма отступила)
Сарма— Да знаешь ли ты, кукушкин подкидыш, кто я такая!— Я — Сарма! —
— Я Сарма! — (повторила она, шипя) — Я правнучка Великого Сибира! Я всё могу! все могу, все… бормочит, задумчивость, Потом она словно опомнилась, посмотрела на меня подозрительно.
Сарма— Там снова много людей?
Леня— Где?
Сарма— Там, откуда ты пришел.
Леня— Я из Маритуя… —
Сарма— Молчи! Молчи! Болтливый козленок! Отвечай, если хочешь жить, откуда тебе известно это имя! Имя моего сына!
Леня— Какое имя? — Так называется станция на берегу Байкала!
Сарма— На берегу чего?!
Леня— Там, внизу— озеро, оно называется Байкалом, на берегу станция, называется Маритуй.
Старуха окаменела
Сарма— Откуда люди узнали эти имена?! Это я, наверное, слишком часто шептала их, а ветер разносил по свету. Начала беспорядочно ходить и шептать. Она опустила голову и стала жалкой и несчастной. Сарма подняла голову.
Сарма— Иди туда!(зашипела она)Иди к камню!
Леня— Зачем?Отпустите меня! Я больше сюда не приду!
Сарма— Сколько тебе лет, зайчишка?
Леня— Двенадцать!
Сарма— Двенадцать! — (искренне удивилась) — Тебя что, родители не кормили или ты родился в неурожайный год?!Мой сын Марит в двенадцать лет уже был мужчина. Скорее месяц упал бы в долину, чем кто-либо увидел его слезы! А ты, тьфу!
Она плюнула ему под ноги и ткнула пальцем в сторону большого камня.
— Иди, куда тебе говорят, а не то я избавлю твоих родителей от заботы по заморышу! Ну! Сдвинь его, двигай!!!!
Ты пойдешь сейчас туда, все увидишь, а потом вернешься и расскажешь мне о том, что увидел! Понял?
Леня – И вы меня отпустите домой!!
Сарма – иди!!!

Леня исчезает в пещере
Сарма— Такому трусу нельзя жить на свете, и я сделала бы доброе дело для людей, избавив их от тебя! 12лет,мой Марит…снова бормочет(уходит ворча)
Сена 3. Узники замка
Свет мигает, переливается, то тухнет то гаснет, на первом плане сидит Байколла, Ри, и щенок, все спят.
шум прибоя
Свет набирается
Ри— Посмотрите, отец!
Байколла— Кто ты и как сюда попал?
Леня— Меня послала Сарма (щенок подбежал к Лене и начал ластиться)
Ри— Сарма! — (как эхо повторила девочка и прильнула к руке на подлокотнике, все так же печально глядя)
Байколла— Сарма! — (глухо повторил старик)
Ри — Она все сидит там, да?
Леня — Сидит
Байколла— А ты… откуда ты? И зачем она тебя послала? — (без особого интереса)
Леня— Она велела посмотреть и рассказать… А я из Маритуя…— Там, внизу, озеро, оно называется Байкалом…
Подскочили удивленно брови старика, и девочка в изумлении взглянула ему в лицо
Леня— На берегу, — продолжал я, — поселок. Он называется Маритуй!
Ри— Там везде вода, отец! — (с болью в голосе)
Байколла— Но там снова живут люди
Ри— Откуда же они знают имена?
Леня— Почему… вы… здесь? —(робко)
Девочка закрыла глаза и снова положила голову на руку отца.
Ри— Я устала, отец! — прошептала девочка.
Девочка закрыла глаза и снова положила голову на руку отца.
Байколла— Она устала, — тебе надо уходить! (зарыл глаза)
И щенок подбежал к Ри положил голову на лапы и закрыл глаза.
Леня— Можно, если Сарма позволит, я приду завтра?(никто не ответил)
Свет на троих убирается, отсвечивается только Леня и автор, которые сидят рядом.Леня – Рука старика замерла на голове девочки, и он тоже устало закрыл глаза. И будто не говорили они со мной минуту назад.
Леня – Сарма! Она должна сказать мне, почему они здесь, кто они, почему она сидит на скале.
Сарма— Ну что?
Леня— Что?
Сарма— Они о чем-нибудь просили меня?
Леня— Нет!
На лице ее лишь мелькнула досада, но сменилась непонятной радостью. Она подошла к уснувшим,пристально разглядывая их, потом начала медленно укрывать их тканью голубой, будто еще больше погружая их в сон.
Сарма— И девчонка?
Леня— Она тоже ни о чем не просила.
Сарма— В долине Молодого Месяца даже девчонки были мужественными и не пускали слюни, как некоторые…
Леня подскочил
Леня— Бабушка! — (тихо и ласково)
Сарма— Бабушка?! Разве я похожа на бабушку? (кинула ткань на пол)
Леня – Конечно, она не походила на бабушку, она походила на прапрабабушку.
Сарма— Ну, пожалуй, ты действительно можешь называть меня бабушкой…
Леня— Почему она там… а вы здесь… и вообще…?
Сарма— Ты хочешь знать, чего не знаешь, мальчишка? А способна ли твоя цыплячья душа вместить знание о душах настоящих людей!
Леня— Нет — если это тайна, то конечно…
Сарма— Тайна! — (насмешливо) — Что ты понимаешь в тайнах! Сарма— Любишь ли ты своих родителей?Ты здесь многое увидел, кое-что услышал и услышишь еще! Но запомни, если там, внизу, ты захочешь проболтаться кому-либо, то лучше сразу проглоти свой язык! Потому что, когда твой язык еще не перестанет ворочаться на первом слове, родители твои уже будут мертвы! На двадцать пять лет я связываю твой язык! Понял?
Сарма— Ага! — (злорадно). — Кажется, ты начинаешь понимать, что такое тайна!
Сарма— Ты хочешь знать, почему старик с девчонкой сидят там, в скале? Я скажу тебе!
Это князь Долины Молодого Месяца — Байколла!(кладет руку ему на голову)И вот он сидит там со своей дочерью Ри и будет сидеть всегда, потому что совершил страшное злодеяние! Он и его дрянная девчонка… они убили моего младшего сына…
«Убили»”Убили! Убили!
Все встают и уходят

4. Змея
На сцене остается Леня, из-за кулис раздаются голоса
Светка – Лови ее, лови, ну же!!!
Валерка – Да тише ты
Появляются на сцене, впереди Валерка с палкой, за ни Юрка, Светка и Нелька которая жмется к Светке.
Нелька – Светка, я боюсь
Валерка – поймал!!!У гадюка, это ты меня в прошлом году укусила!!
Ленька – Чего делать с ней будешь?
Юрка – Чего? сейчас утащим в муравейник, муравьи с нею быстро расправятся! Увидишь косточек не останется!
Нелька – отпустил бы а?
Светка- (пихнув Сестру)-ты чего?
Нелька-зачем ее мучать?
Валерка- она падла укусит еще кого ни будь, нет не отпущу!!
Светка- ану иди от сюда!!
Нелька – она же не нарочно, ты сам тогда ягоду собирал, она и укусила, защищалась!
Валерка – ты по чем знаешь?
Нелька- мама сказала что змеи не нападают, они защищаются
Ленька- отпусти
Валерка – отпустить что ли?
Светка- нет не отпускай
Юрка- оглуши и в муравейник!!
Нелька -нет, не надо (чуть не плачет)
Валерка-Разбегайтесь отпускаю, раз, два, три
Все убегают
5. Легенда
Свет начинает мигать, на сцене появляется Байколла Ри и щенок По середине зала сидит Ри щенком, на первом плане Байколла.
Ри – Он сказал там вода…(разговаривает с щенком)Он должен вернуться и рассказать все…
Появляется Ленька
Ри – ты вернулся
Ленька – расскажи, расскажи все, почему вы здесь? почему Сарма не выпускает вас?
Ри – отец можно я расскажу предание?
Байколла – расскажи
Ри— Давно, давно, когда ночи людей были темны и в небе еще не было месяца, на берегу далекого океана жило великое племя смелых и добрых людей. У людей было все, что нужно для счастья, и потому они не пели песен о счастье, но были их песни счастливыми. (текст звучит в живую, дальше анимация)
предание
Ри — Ты смеешься?! Чему? Разве можно смеяться, когда рассказывают предание?
Леня— Да нет… я так… но месяца не бывает, это же луна, она круглая, как мячик…
Ри— Ну и что? В Долине Молодого Месяца были великие ученые, они сосчитали все звезды на небе и умели по звездам читать судьбу людей. Но это же совсем другое дело! Я рассказываю тебе предание, а в предании каждое слово — только правда, иначе это бы не было преданием. Предание — это самая большая правда!
Леня— Рассказывай дальше, пожалуйста!
Ри— Но ты должен верить каждому слову, иначе тебе не нужно знать предание!
Леня— Я верю, честное слово!
Ри — Прошли годы, и люди расселились по всей Долине Молодого Месяца — так стали называть долину жизни, которую подарил людям богатырь Сибир. Люди разделились на четыре племени, и каждое племя взяло себе названием одно из имен четырех братьев-охотников, спасших народ от черной смерти.
Ри — Я правильно рассказала предание, отец? ( подошла к отцу!Он ласково погладил ее по голове и не ответил)
Ри — Ты видишь перед собой последнего князя племени Байколлы и Долины Молодого Месяца!
Леня— А что случилось потом? Почему последний…
Ри— Должна ли я рассказать ему, отец? ( спросила она срывающимся голосом)
Байколла— Ты можешь рассказать! ( ответил он тихо)
Ри— Потом, — шепотом начала девочка, — потом случилась беда…я не могу я устала (стоп кадр)
Высвечивается другой угол, там Сарма стоит
Сарма – они все рассказали тебе да, мальчишка?
Свет мигает

6. История Сармы
Сарма— Когда я шла со своими сыновьями в Долину Молодого Месяца, я знала, куда шла, знала, зачем шла. Но людям Долины я не сказала ничего! Они должны были узнать все потом…
Может быть, и надо было мне все рассказать им, может быть, тогда не случилось бы всего…

На первый план выбегает Друг, у него в руках две картонные фигурки мужчин, одна больше, другая меньше, он знакомит зрителей с ними, выставляет фонарь, и работает с куклами на голос Срмы

Сарма- Старшему моему сыну, его звали Нессей, было семнадцать лет, но он был уже настоящий мужчина, и ни один мужчина Долины не мог соперничать с ним в силе, в уме или в ловкости! Мариту, моему младшему… ему было десять лет, но он уже мог камнем сбить птицу с неба, оттянуть тетиву самого большого лука и усмирить самого резвого коня племени Бурри.

Автор – Старшей дочери князя Байколлы в ту пору исполнилось шестнадцать, и звездочеты прочитали по звездам ее имя и назвали ее Нгарой, что означало “быстроглазая”.

Танец Нгары вокруг тени на заднике

Сарма – Звездочеты Долины Молодого Месяца знали свое дело! Она действительно оказалась быстроглазой! Она высмотрела моего сына и приманила к себе.
Однажды Нессей сказал мне, что хочет жениться на дочери князя Байколлы, и это было для меня неожиданно. Я пыталась отговорить его, уговорить подождать, но мой сын был мужчиной, и он не хотел ждать и не хотел понять меня!

Нгара замерла в танце

Мой сын хочет жениться на твоей дочери, князь Байколла, ты должен быть горд моим сватовством. (обращение к Байколле)
“Чего же ты медлишь, князь, почему не спешишь возвестить старейшим о помолвке, почему не предлагаешь мне место рядом с собой!”
Байколла – “Уходи, женщина! Я не хочу тебе зла, но и не приглашаю тебя впредь в свой замок!”
Сарма – “Ты пожалеешь, князь!”
Автор – ночью Ри привела Нгару в условленное место, чтобы она покинула Долину с Нессеем.
Автор – Но Марит, он тоже почувствовал себя мужчиной и не хотел отставать от брата ни в чем. Он схватил младшую дочь Байколлы, посадил ее в седло впереди себя и помчался вслед брату.
К Нгаре подходит Ри,они вместе идут спиной на задний план
Автор – Но не знали выходя из долины сыновья! На крылатых конях племени Бурри метались они по подножьям гор, нигде не найдя тропы спасения. К утру люди Байколлы нагнали братьев. Им удалось разделить их,
Сарма – но и до меня уже дошел слух о случившемся. Я кинулась на помощь моим сыновьям и успела тайной силой своей открыть Нессею проход в горах в тот момент, когда его уже настигали.
Автор- Люди Байколлы загнали Марита к пропасти.Марит, он был отважнее всех людей Долины, он разогнал своего коня и кинулся через пропасть и одолел бы ее… Но натянул тетиву лука князь Байколла, и стрела ударила коня в шею.
Сарма – И вот тогда…! Мой сын еще мог спастись! Но он был мужчиной, и он успел лишь скинуть с лошади на уступ скалы свою пленницу, дочь Байколлы. А сам… рухнул в пропасть вместе с конем.
Все кто на сцене – “Слушайте и узнайте цену вашего преступления! Вы убили потомка богатыря Сибира, который подарил вам долину жизни! Я пришла сюда для того, чтобы спасти вас! Дикие народы движутся к Долине, и не будет у вас сил защищать свободу! Я привела к вам своих сыновей-богатырей, они и я — мы хотели помочь вам, но вы сами решили свою судьбу! Скорбите же!»(все фразы разбиты по людям)
Автор – Сарма указала им путь из долины, Марита положили в каменный гроб и оставили в центре долины
Сарма – я растопила лед на вершинах синих гор, вода хлынула в Долину и затопила ее, и стала долина могилой моего сына Марита.
Молчание
Леня— Но в чем вина Ри?
Сарма— В чем ее вина! Разве не она была причиной всему? Разве не ценой ее жизни потерял свою жизнь мой сын!
Леня— Но ведь прошло столько лет! Почему вы не хотите простить их?
Сарма— Не смей! — завизжала старуха. — Не смей никогда произносить этого слова! Прощения не существует! Запомни! Прощают только те, кто не может мстить! А я могу! Простить! Разве встанет от прощения из мраморного гроба мой сын! Прощение — это ложь слабого сердца!

7. Лето, проведенное в замке
Сцену начинают наполнять «волны», звук прибоя, ветра, волны забирают Сарму, кружатся вокруг Ри и Лени, который разговаривают, потом приносят книги, пару человек бегают с образами Луны и солнца. Стоп кадр
Автор – Печальная тайна Мертвой скалы приковала к себе все мои чувства и ощущения. все лето я проводил в замке у Князя, рассказывал Ри о внешнем мире, приносил и читал ей книги, многое изумляло ее, я же часто ловил себя на том, что стараюсь рассказывать неинтересно, потому что ее интерес к жизни за каменными стенами замка мог только обострить боль заточения.
Для себя я знал одно: я должен вывести ее отсюда, я должен спасти ее, хотя бы только ее! И однажды
Кадр снова пошел, ветра передают цветы по цепочки Леня, а Леня Ри.
Ри – о отец смотри, это же, Ирисы, Кукушкины сапожки, жарки они росли у замка,их собирала Нгара(тут же погрустнев,щенок заскулив подошел к ней).
Леня –почему вы даже не думаете об освобождении?
Байколла — Дочь моя рассказала тебе предание, и ты знаешь, какой ценой и каким чудом обрел наш народ Долину жизни, и моя вина не только в гибели сына Сармы, это для нее — все горе только в этом, для меня же еще тяжелее гибель Долины и все, что, наверное, пришлось перенести моему народу, покинувшему Долину— А Ри! — воскликнул я.
Леня— Она при чем здесь! Она за что!
Байколла— Она ни за что! Она есть мера моего наказания!
Леня— Это все Сарма! Она толком не разобралась, вредная и злая старуха!
Байколла— Старуха? О ком ты говоришь?
Леня— О Сарме, о ком же еще!
Ри— Сарма стала старухой?! Но ведь она знала тайну вечной молодости!
Леня— Она старая и противная, как сто самых старых и противных старух.
Байколла— Значит, ее горе оказалось сильней вечной молодости! (СТОП КАДР)
Ри – я устала отец(прижимая к груди цветы)
Байколла- больше не приходи сюда….она устала…больше не стоит
Леня – Какое горе, какое несчастье обрушилось на меня с этими словами! Я стоял около Байколлы будто придавленный громадной скалой к полу и не мог пошевелить ни рукой, ни ногой.
Автор – В тот раз я вышел из замка более, чем прежде, злой на Сарму. Когда подошел к ней, захотелось сказать ей что-то обидное, и я спросил, будто так, между прочим:
Леня— Вот Байколла говорит, что вы знали тайну вечной молодости, а почему же вы стали такой старой?
Сарма— Старой? Ты говоришь, я стала старой?

Достает зеркало, видит себя, свет начинает мигать, грохот жуткий, Сарма мечется по сцене, выбегают «волны», звук ветра, Леня прикрывается от падения камней, волны окружают Леню, и перематывают ему голову, все герои беспорядочно ходят по сцене, произнося слова,предание,Сарма,Ри,25 лет, тайна, не приходи, не приходи, Леня сидит схватившись за голову, все исчезают. Остается Леня и Автор.

8. Подвиг ради Ри
Автор стоит задумчивый перед тетрадью

Леня – а как люди прощают друг друга?
Автор — Как прощают? Прощают, и все!
Леня— Вот, например, человек в чем-то виноват, а его прощают, значит, забывают про его вину, да?
Автор— Когда-нибудь, может быть, и забывают!
Леня— а когда прощают, вина куда девается?
Автор— Какие-то глупые вопросы ты задаешь! Ты не видишь я занят
Леня— А вот помнишь, я разбил патефон! Меня мама тогда на улицу не пустила. А вечером я попросил прощения, и она простила! А почему?
Автор— Ну, ты же не нарочно его разбил!
Леня— А если не нарочно, за что она меня на улицу не пустила?
Автор— Вот тебе раз! Патефон-то ведь все-таки разбил!
Леня— Да. И потом патефона уже больше не было! А она меня простила. Почему?
Автор— Потом мы купили радиолу, это же даже лучше, чем патефон, правда?
Леня—ведь патефон уже было нельзя исправить, его не стало вовсе! Значит, я перед ним на всю жизнь виноват остался, так получается, да?
Автор— Перед кем виноват?
Леня— Перед патефоном!
Автор— Чего ты путаешь? Ты был небрежен и разбил патефон. Мама не пустила тебя за это на улицу. Ты попросил прощения, и она тебя простила! Чего еще?!
Леня— А почему я просил прощения?
Автор— Час от часу не легче! Ты разве не чувствовал себя виноватым?
Леня— Если я был виноват перед патефоном, значит, мама должна была мне отомстить за него, такой закон, да?

Тут появляется Сарма

Сарма— Ну что уставился! Не смей на меня так смотреть! Сама знаю, что страшная! Может быть, и умру, и это было бы счастьем!
Леня — Что она тебе сделала! Что! Злая! Ты и состарилась от злости, и тайны твои тебе не помогли! Ненавижу! А что ты камни умеешь со скалы скидывать, так я тоже могу!..
Сарма— Значит, ты очень хочешь, чтобы девочка жила и была свободна!
Сарма— Ты хочешь ее спасти? — спросила она снова
Леня— Да!
Сарма— И ты готов совершить подвиг, чтобы спасти девчонку?!
Сарма— Готов ли ты на все, чтобы спасти дочь князя Байколлы?— Я предоставляю тебе такую возможность! — Вон там, на камне, лежит славная, длинная жирная змея! Поди, дружок, к ней, протяни руку, и пусть она укусит тебя! А после пусть рука твоя распухнет, как березовый гриб, и ты познаешь боль и муку змеиного яда! Иди!
Леня— Не… е… е…
Сарма— Иди и делай, что я сказала! — крикнула Сарма.
Леня— Нет!
Сарма— Ты, жалкий гнилой опенок! Вот цена твоей доброты! Да не только мои сыновья, самый слабый, самый хилый мальчишка Долины Молодого Месяца сделал бы это не задумываясь, чтобы спасти дочь князя Байколлы! Ты, жалкое подобие человека! Прочь отсюда! Прочь с моих глаз! Прочь! Прочь! Прочь!
Автор – перед глазами возникло лицо девочки из замка в печальной вздернутости бровей, и, как получилось, не помню, не знаю, но, раскрыв рот, стуча зубами, трясясь всем телом, я стал приближаться к камню, на котором меня ждала змея.
Я не видел змеи, я ждал укуса, как удара молнии или чего-то еще страшнее, я не мог отдернуть руку, хотя, кажется, всю силу вкладывал в эту попытку. Но рука тянулась к змее. Я чувствовал, что теряю сознание!

Сарма подходит сзади, хватает резко за плечи.

Сарма – Ты трясогузка – смотри это палка!! — Ступай домой! Считай, что сегодня ты впервые прожил день настоящей жизни! Сегодня с тебя хватит!

Леня направился к пещере

Сарма— А ее уже там нет!
Леня— Как нет? А где?
Сарма— Она живет среди людей! Ты недоволен?
Леня— А я…
Сарма— А ты должен радоваться, но радости твоей я что-то не вижу! Ты, конечно, надеялся, что я выдам ее тебе в ручки, ты уведешь ее и женишься!
Леня— А можно мне ее увидеть?
Сарма— Зачем? Ведь она теперь тебя больше не знает!
Леня— Не знает!
Сарма— А как бы она жила среди людей, если бы помнила все! Разве она смогла бы жить?
Леня— Как? Она все забыла? И отца, и предание, и все!..
Сарма— Конечно! Иначе она не смогла бы жить!
Леня – Значит, я больше не увижу Ри?
Сарма – может, и не увидишь, а может и увидишь
Леня— А Байколла… он как… он теперь там один… совсем один…Можно, я пойду к нему?
Сарма — Иди и спроси, доволен ли он(уходит)
Байколла— Ты уже знаешь! Она живет среди людей! Скажи Сарме, что я благодарен ей!
Леня— А вы… как же вы?..
Байколла— Я — это другое дело,А она еще не жила… Если увидишь, ты будешь добр к ней, не правда ли? Ты хороший сын хороших родителей, и я верю, что в ночь зрелости звезды дадут тебе достойное имя.
Байколла— Возьми его себе! И пусть он будет тебе другом! Возьми! Он тоже еще не жил!
Леня— Можно, я буду приходить к вам?
Байколла — Если встретишь мою дочь среди людей, то придешь и расскажешь о ней!
Леня— Обязательно приду!

Сцена 9. Первое сентября
Автор – Кончался август, и на склонах ущелья где полосами, где пятнами появился желтый цвет. но дни еще были жаркими, и, хотя давно прошел Ильин день, после которого нельзя купаться, мы купались до посинения, потому что лишь теперь, к концу августа, кое-как прогрелась вода в Байкале.
Леня – На берег я приходил с Другом. Он плавал вместе со мной и лучше меня, хотя я тоже плавал по-собачьи. Он приносил палки, когда я кидал их в воду.
Автор – Вообще он был такой умной собакой, что все удивлялись. Все, кроме меня. Они ведь не знали, откуда он. Он никого не кусал, но и не признавал никого из чужих. Если его дразнили, он терпел, если угрожали, он молча показывал клыки.
Леня – У него был только один недостаток — он не лаял! Он совсем не лаял, точно был глухонемой. Понимая все мои команды, на команду “голос!” он только чуть шевелил хвостом.
Автор – наступило первое сентября, собрав портфель я вышел из дома, и машинально без всякой надежды на успех сказал ему: “Голос!”
Друг – Гав-гав!!!
Леня – ты лаешь друг!!
Друг – гав-гав!!!
Звонок на урок, дети выносят стулья, садятся, последняя выходит Ри и садится на первый план на камень.
Леня провожает ее взглядом, запинаясь выпихивает Друга из класса, садится к Валерке. Через парту спрашивает Светку
Леня – это кто такая?
Светка — А! Это Римка! Она интернатская с восьмидесятого километра!

Леня – Честное слово! Мне захотелось треснуть Светку линейкой по лбу! Думает, если она Светка, то и всех можно собачьими кличками называть! Но имя, что было теперь у дочери Байколлы, огорчило меня, оно было какое-то холодное, чужое, невыразительное, хотя я понимал, что это единственное имя, какое можно было образовать от “Ри”.

Музыка набирается, идет процесс урока, все тянут руки, потом встают, обходят вокруг стула, садятся, и снова тоже самое, тишина, ходят вокруг а Леня говорит

Леня – она меня не знает!
Автор – другом можно быть и тайно, а вовсе не обязательно, чтобы она знала об этом.
Леня – Главное — что она здесь, и каждый день я буду видеть ее!
Автор – Да, в те первые минуты и в первые дни мне действительно казалось, что это главное, что этого достаточно, что я буду счастлив от того, что вижу ее и охраняю.
Леня – Однако скоро, может быть, уже через неделю, в радость мою стал заползать крохотный червячок боли. Субботы стали мне ненавистны: в субботу она уезжала домой. Воскресенья превратились в дни бессмысленной жизни, в напрасно прожитое время.
(девчонки перешептываются, поглядывая то на Ри, то на Леню)
Автор – Хихикать первой начала Светка.
Светка (Наташе) – кажется, новенький втюрился в Римку
Наташа – как в такую можно вообще втюрится, она же бледная как рыба
Варя – да будет вам
Светка-все время смотрит на нее, хоть бы подошел
Наташа-боится наверно..
Варя – это его дело, в кого он там втюрился или нет..тс
Автор – Потом во взглядах мальчишек появилось что-то, что было оскорбительно для меня, но справедливо. Потом еще хуже. Юрка дернул ленточку, что стягивала волосы Ри, и я на следующей перемене отчаянно подрался с ним.
Леня –худшее случилось на уроке Географии (вместе с автором, отошел в сторону,дети во время пародии давятся от смеха)
Светка- так погодите, я буду учительницей!!!(надевает очки) Итак, Леонид нам ответит как образовался Байкал?(пародия)
Генка –(пародирует Леньку) а я Ленькой — Не знаю! И никто не знает!
Светка— Как же это не знает! Я же вам вчера рассказывала, что пятнадцать миллионов лет назад…
Генка— А вы что, считали эти миллионы?
Светка— Не я считала, а наука…
Генка— Наука!
Светка— Сядь! ответит Рима
Ри — Пятнадцать миллионов лет назад…
Леня— Молчи! Не смей! Молчи!

Все встают, и молча уносят стулья, на сцене Ри и Леня

10. Опасность на берегу
Тишина, музыка нарастает, Ри на камне стоит бормочет, Леня пытается приблизиться.
Гзк
Я освободила девчонку Байколлы! Это значит, я освободила ее от горя. Главное — это! Вывести из замка — и ты бы мог! Но смог бы ты дать ей спокойствие души?
знай же! Ее беду принял на себя ты! Придет время, и ты, хилое дитя прибежишь ко мне и попросишь, чтобы я освободила тебя, и обещаю, я сделаю это, потому что не по твоим хрящикам такой груз! И тогда девчонка вернется на свое место, ибо не может быть пустым место печали!

Леня— Она не вернется! И так не будет!

Запомни, если ты увидишь ее: если хоть одним словом намекнешь ей о том, что она забыла, чего ей не нужно помнить, то причинишь ей боль! Она все равно не вспомнит, но ей будет больно!
Ри— Баргузин! Баргузин!
Леня— Баргуззи!

Ри вскрикнула, покачнулась, начала падать Леня подхватывает ее, но она уже повредила руку
Ри – ты спас меня!!
Леня – нет, я не спас тебя, понимаешь, не спас
Зтм
Свет на камне, на нем Леня держится за голову, сзади Сарма, Ри в противоположной стороне в полу тени
Подумать чтобы сделать это все гзк
Леня— Будь все проклято! Будь все проклято!(схватил камень и швырнул его)Вот тебе! Вот тебе!(швыряя камни ногами в воду)”Гад! Гад!” Все! Не могу больше! Не могу! Все! Не могу больше! Хватит!
Сарма— Ты сделал ей больно, болтливый недоумок! Ты не справился со своим языком? Да? Отвечай!
Леня— Не справился!
Сарма— Ты причинил ей большую боль?
Леня— Кровь..
Тут появляется сама Сарма
Сарма— Ты пролил ее кровь! Ну что ж, пойди к Байколле, порадуй его, Иди!— Боишься! Стыдно!
Леня— Я больше не могу! Я не хочу больше! Пусть я все забуду!
Сарма— Ну вот видишь! Я же предупреждала тебя, что будет нелегко, что не по силам окажется для тебя ноша! Ведь ты же взял на себя боль и печаль дочери Байколлы, а я не имела права делать этого, и я исправлю! Ты уйдешь отсюда, и жизнь твоя снова станет счастливой и спокойной!
Леня— А Ри? Что будет с ней?
Сарма— Она вернется в замок к отцу!
Леня— Нет! закричал — Нет!И тихо— Пусть все будет как было!
Сарма— Тебе будет еще трудней! Или вдруг ты снова причинишь ей боль!
Леня— Нет! Ей больше никогда не будет больно!
Сарма— Ну смотри! Сам выбираешь!
Леня— Можно только… я не буду рассказывать Байколле…
Сарма— Не нужно! Ему достаточно своего! она погладила его по голове и ушла

11. Здравствуй (надежда)
На сцене в противоположной части от Лени появляется Ри, свет только на них.

Леня – У нас в школе вдруг пошла манера всем со всеми здороваться. То есть я шел в школу и говорил каждому мальчишке и девчонке не как обычно “привет”, или просто подножку подставить, или снежком стукнуть, а именно “здравствуй”.
По середине появляется автор
Автор – Когда я говорил ей “здравствуй”, она обязательно смотрела на меня и тоже говорила “здравствуй”, и это единственное слово, но сказанное только для меня, словно давало мне огромные крылья и поднимало в воздух.
И тогда в душе возникала такая сладкая надежда, что жить хотелось сильней прежнего.

Леня – Здравствуй!
Ри – Здравствуй!
Леня – Здравствуй!(немного изменяя интонацию)
Ри- Здравствуй(интонация не меняется)
Леня – Приближались зимние каникулы, и я с ужасом думал о днях расставания с Ри
– слушай, а ты наверно еще не фотографировалась?
Ри – От чего же, фотогравировалась
Леня – можешь привезти?
Ри – ладно…
Музыка нарастает, автор уходит, они стоят и смотрят в даль, потом поворачиваются к друг другу
Леня – привезла?
Ри- да
Ленька – до свидания!
Ри (жмет руку) – до нового года!
Медленно походят друг к другу, она протягивает ему карточку и уходит, он остается один.

12. Зимние каникулы
Из-за кулис доносятся крики, появляются ребята, которые играют в снежки, кто то катает снеговика, кто то делает ангела на снегу, зимние забавы. С ними друг который постоянно лает.

Юрка – ей Ленька, айда на коньках, Байкал встал!!
Генка – у чего же ты, пойдем! (тащит его в толпу, каток)

Юрак— Не бойся! Во держит!

гзк эхом
Сарма – Тебя сюда никто не звал, но раз уж ты пришел… да еще вмешался… Ведь цыпленок, в чем только душа держится! А вмешался… К большой тайне ты причастен теперь, а это вовсе не радость, и скоро ты это поймешь, и пусть будет тебе награда… Знай, что, пока ты живешь на берегах Долины, с тобой ничего не случится дурного!

13. Встреча с Ри (надежда)
Свет набирается, с разных кулис выходят Ленька и Ри
Ленька – Все каникулы прошли в ожидании перемены в наших отношениях с дочерью Байколлы. Здравствуй!
Ри – здравствуй (жмет руку и уходит в зал)
Ленька – она ответила и пошла дальше, и оттого, что ничего не случилось, ничего не изменилось, что мы и теперь, а значит, и навсегда чужие — от сознания этого из меня будто вытряхнулась жизнь.
Значит, все будет снова! Снова я буду подглядывать за ней на уроках, подслушивать на переменах, подкарауливать у поезда — а зачем?
Музыка, выходит понурый Друг, на двух ногах, как человек, становится спиной к Лене
Леня – Я стал плохо учиться,
Друг – и это сразу отразилось на твоих отношениях с мамой.
Леня – Упреки ее не причиняли мне боль, мне было только жаль ее, потому что я ничего не мог изменить.
Друг – Ты дошел до того, что пробирался в школу вечерами, когда там никого не было, садился на парту Ри и плакал,
Леня – как последняя девчонка, потому что девчонки часто тоже не знают, отчего плачут.
Друг – Случая умереть, спасая Ри, не представлялось.
Леня – А жить не хотелось. Но не хотелось и умереть просто так.

Леня поворачивается к Другу, тот снова превращается в собаку, опускается на колени
Леня- я уйду к Байколле, и останусь там навсегда!
Друг – рррав(будто хочет сказать я с тобой)
Леня – тебе туда снова нельзя
Друг – ррав(продолжает лаять)
Леня – я сказал, нельзя, уходи!!!(замахивается на него рукой, друг убегает за кулисы)зтм
14. Вечный сон
На сцене сидит Байколла
Байколла— С моей дочерью… с ней что-то случилось?
Леня— Нет, нет! — успокоил! Она живет… ей хорошо…(подает ему фотографию) Я пришел к вам насовсем!
Байколла— Насовсем?
Леня— Я теперь буду с вами!
Байколла— Мальчик, понимаешь ли ты, что делаешь!
Леня— Не хочу жить! (Сел на пол, положил голову на колено Байколлы)

Музыка, вдруг оглушительный лай!
Байколла – вставай, Сарма зовет тебя! Что-то случилось наверху!
Друг буквально зубами стащил сонного Леню с кресла, Байколла уходит, метель
ГЗК
Сарма— Спеши! По твоим следам на скалу лезет твой отец. Для него опасен путь наверх, он может сорваться.

Леня— Папа! Папа! Я иду, не лезь дальше! Я иду!
Отец— Живой! Сынок! Живой!— Ты замерз, да? Замерз?

Начинает растирать тело руки сыну, обнимает, к ним в объятия лезет друг
Зтм

15. Финал
На сцене Леня, прибой, появляются все герои спектакля
Леня- приближалась Весна. Присутствие Ри в моей жизни стало оборачиваться для меня настоящей мукой. Я вздрагивал от ее голоса или случайного взгляда, я уже не хотел ни ее голоса, ни взгляда и не мог прожить дня, чтобы не видеть и не слышать ее.
Я потерял интерес ко всем мальчишеским делам и забавам, и постепенно вокруг меня образовалась пустота, которая даже не слишком огорчала.
Светка – Из Слюдянки приехал врач, смешной лысый дядька.
Валерка – Он задавал дурацкие вопросы, стучал по коленке и водил пальцем около носа.
Генка – Он был очень глупый человек, потому что сказал, что у Леньки нервное истощение.
Нелька – Толстым он не был никогда, но и истощаться тоже не собирался!
Валерка – Они с мамой о чем-то долго шептались на кухне.
Леня – Когда же я все-таки подошел к двери, то услышал, как он процокал языком и сказал:
Юрка— Вот уж никогда бы не подумал, что такое бывает в тринадцать лет!
Варя— Представьте себе!
Наташа– Мы догадываемся, что они опять говорят какую-нибудь ерунду, ведь ничего путного они сказать не могли, потому что ничего не знали.
Леня – оВесне я больше ничего не помню, кроме боли, заслонившей в моей памяти всю мою четырнадцатую весну!
Автор – И, когда было объявлено папой, что мы опять уезжаем, я, кажется, принял это с облегчением, хотя и без радости, конечно.
Леня – Окончился учебный год, и был день, когда Ри уезжала на все лето домой. Я уже знал, что вижу ее в последний раз, и потому от самой школы до поезда я шел с ней, держа ее за руку
Автор – Мне хотелось сказать ей что-то особенное, но это особенное не могло не коснуться истории Мертвой скалы, а говорить всякую ерунду не хотелось.
Леня— Я тебя всегда буду помнить!

Ри улыбнулась, и села на камень, все дети тоже отошли в сторону. С другой стороны стоят автор, друг и Леня
На середину выходит Сарма

Леня – Для переезда нам снова выделили вагон, поезд тронулся

Звук поезда
Автор— Сарма! Простите Байколлу! Простите Байколлу!
Сарма – ты так и не понял глупый мальчишка, я не знаю как это сделать!

Леня –ну что друг, теперь ты мой единственный друг!

Тут друг закрутился и выскочил из поезда

Леня – куда ты! (попытался за ним, но автор его удержал, Леня обнимает автора)

Автор – Шли годы, и прошли годы. Я никогда не забывал обо всем, что случалось со мной на берегах Байкала, я все-таки постепенно начал терять остроту воспоминаний, и лишь если случалось оказаться ночью в новолунье одному, то серп молодого месяца мог надолго вернуть меня к прошлой печали.
И потому однажды я приеду в Иркутск, сяду в электричку на Слюдянку, займу место слева по ходу поезда, и,
Леня – и когда в разрыве гор откроется для меня страна голубой воды и коричневых скал, я узнаю о себе то самое главное, что должно называться смыслом моей жизни!

Свет уходит
Конец!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>