«

»

Янв 12

Сценарий театрализованной литературной игры по произведению А. Дюма «Три мушкетера».

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА «ТАЙНА АЛМАЗНЫХ ПОДВЕСОК» (по произведению А. Дюма «Три мушкетера»).

Действующие лица:

Ведущие (I) и (2)
Король Людовик XIII
Королева Анна Австрийская
Кардинал Ришелье
Мушкетеры: Атос, Портос, Арамис, Д’Артаньян.

Занавес закрыт. На сцене ведущие.

Ведущий (1). Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас. (Обращаясь к ведущему (2).) Скажите, уважаемый, правда ли, будто говорят, что среди современных ребят много тех, кто не читал «Трех мушкетеров»?
Ведущий (2). Наверное, правда! А ведь когда-то это считалось бы просто неприличным. Уж если ты про Д’Артанья-на ничего не знаешь, то о чем тогда с тобой вообще разгова-ривать можно?
Ведущий (1). Александр Дюма, удивительный рассказчик, говорил, что он вешает свои картины на гвоздь истории. Приключения, погони, интриги будят наше воображение.
Ведущий (2). Так давайте же скорее заглянем в одну из комнат Лувра.

Приоткрывает занавес и уходит, вслед за ним за занавесом исчезает Ведущий (1).

Картина первая.

Занавес открывается. Комната дворца. Король Людовик XIII явно не в духе, нервно барабанит пальцами по столу.

Король: Эй, кто-нибудь! Позовите же ко мне ее величество!

Под романтическую музыку входит королева Анна Австрийская. В руках, у нее ветка сирени. Делает Королю реверанс.

Королева. Вы звали меня, сударь?
Король. Да, сударыня! Хочу сообщить вам, что в ближайшие дни будет устроен бал в ратуше. Хочу, чтобы вы появились на этом балу в парадном платье и непременно с алмазными подвесками, которые я подарил вам ко дню рождения.

Королева вскрикивает и роняет цветы.

Король. Вы слышите меня, сударыня?
Королева. Слышу, сударь!
Король. Вы будете на балу?
Королева. Да!
Король. И на вас будут алмазные подвески?
Королева. Да! Но на какой день назначен бал?
Король. Весьма скоро, не помню в точности числа, надо будет спросить у Кардинала.
Королева. Значит, это высокопреосвященство посоветовал вам дать этот бал?
Король. Да! А разве эта просьба преступна?
Королева. Нет, сударь! Я буду на балу.
Король. Прекрасно! Надеюсь, вы исполните ваше обещание.

Король уходит, очень довольный. Королева в отчаянии заламывает руки.

Королева (поет)
Мадонна, мне конец,
Святая дева, я пропала!
Король хоть и глупец,
Но не обманешь кардинала.
Опять в чужом белье Копался
Ришелье, И с ужасом гляжу
В грядущий день я!
Спасти не может ложь,
И правда — острый нож,
Лишь от тебя. Мадонна,
Жду спасенья!
Занавес.

Картина вторая.

Комната дворца. Горят свечи. Кардинал и Миледи сидят за столом.

Кардинал. Миледи!
Миледи. Я слушаю, ваше высокопреосвященство, с величайшим вниманием.
Кардинал. Небольшое судно с английской командой снимается с якоря завтра утром.
Миледи. Так, значит, мне нужно прибыть туда сегодня вечером?
Кардинал. Сию же минуту, то есть сразу после того, как .вы получите мои указания.
Миледи. Хорошо, монсеньор. Вернемся к тому поручению, которое вам угодно дать мне. Изложите мне его ясно и точно, чтобы я не совершила какой-нибудь оплошности.
Кардинал. Вы поедете в Лондон, открыто и честно явитесь к Бекингему.
Миледи (насмешливо). Открыто и честно?
Кардинал. Да, открыто и честно, и скажете ему, что мне известны его приготовления к войне, но они мало меня тревожат. Как только он сделает первый шаг, я погублю королеву.

Занавес, Выходят ведущие (1)и(2).

Ведущий (1). Итак, интрига завязана! Кто же поможет распутать хитроумные сети кардинала?
Мужская дружба — не каприз,
И не страшит их ничего.
Кому принадлежит девиз:
«Один за всех и все за одного»?
Ведущий (2). Конечно же, мушкетерам.
Ведущий (1). Но кто они, эти самые мушкетеры?
Ведущий (2). Вообще-то, в слове «мушкетер» нет никакой тайны. Все просто. Во Франции мушкетерами называли вояк, вооруженных мушкетами. Большинство из них были обыкновенными наемниками, готовыми служить за деньги хоть самому черту, только платил бы исправно.

Появляются Атос, Портос, Арамис и Д’Артаньян.

Атос. Позвольте, но ведь были и другие мушкетеры! «Королевские» — так называлась личная гвардия короля, состоявшая исключительно из дворян. У Людовика ХШ были две мушкетерские роты, и служить в них мечтал с детства любой дворянин.
Арамис. Королевских мушкетеров узнавали по коротким лазоревым плащам, обшитым серебряным галуном. Спереди и сзади плащи были украшены белыми крестами с королев-скими лилиями. Казна выдавала только мушкет. Об остальном — от шпаги до одежды, коня и слуги — дворянин должен был позаботиться сам.
Ведущий (1). Вы бы только посмотрели на этих молодцов! На головах у них красовались широкополые шляпы с золотыми шнурами и пряжками, шелковыми лентами и разноцветными страусовыми перьями. Мушкетеры так дорожили своими шляпами, что не снимали их даже за столом. Мало кто снимал и перчатки — эта манера считалась особенно мужественной.
Арамис. Камзол и штаны шились из разнообразнейших тканей, в зависимости от толщины кошелька и знатности дворянина.
Д’Артаньян. Даже если мушкетер был беден, как монастырский кот, даже если у него не было скакуна, он лез из кожи вон, чтобы на задниках его ботфортов позванивали при ходьбе и высекали искры золоченые шпоры. Ведь именно шпоры и шпага отличали дворянина от прочей шушеры.
Атос (подкручивая усы). Обычно мушкетеры брились, оставляя усы и узенький клинышек бородки. Еще и сегодня такой фасон называют «мушкетерским». Вы не поверите, но эти щеголи (показывает па Арамиса и Д’Артаньян а) даже румянили щеки и красили губы!

Арамис и Д’Артаньян достают шпаги и направляют их на Атоса.

А если кто-нибудь отпускал по этому поводу шуточку, из ножен немедленно извлекалась шпага, чтобы в два счета доказать, кто тут настоящий мужчина.
Портос. Волосы у мушкетеров были длинные, до плеч. Иногда их завивали в кудри и даже заплетали в косички. Но это в мирное время. Перед боем мушкетеры вплетали в прически сыромятные ремешки, шелковые ленты, витые шнуры и даже фитили. Думаете, «пижонство»? Военная хитрость! Эта дребедень отлично смягчает рубящий удар вражеского клинка.
Ведущий (1). А интересно представить Д’Артаньяна с сыромятным ремешком в волосах.
Ведущий (2). Это сделать легко, ведь большинство героев великой книги имели реальных исторических прототипов. Говорят, у Д’Артаньяна был не один, а целых шесть литературных прототипов. Но самый главный, с кого Дюма «списывал» незабвенный образ любимца мальчишек всех времен и народов, имел биографию не менее героическую, чем его литературное воплощение. У него была дивная фамилия — Шарль де Батц де Кастедьмор. В переводе — «Замок мавра». Возможно, из-за этого самого «мавра» она не слишком нра-вилась ее обладателю. И он присвоил себе другую, без спросу позаимствовав ее у знатной родни: граф Д’Артаньян звучало более внушительно.

Д’Артаньян делает поклон ребятам.

Увы, этим пышным титулом исчерпывалось все достояние молодого человека, что, впрочем, не мешало ему мечтать о карьере королевского мушкетера.
Ведущий (1). И он двинулся покорять Париж — с зашитым в подкладку шляпы рекомендательным письмом, старой шпагой и несколькими монетами в кармане сильно поношенного камзола.
По дороге в Париж юноша остановился в маленьком городишке. Здесь жила его старенькая тетушка. Юный гасконец был невероятно самолюбив. Однажды, уловив на себе насмешливый взгляд некоего дворянина, он тут же вызвал «обидчика» на дуэль. Но тот засмеялся и сказал, что с сопляками не дерется. А вот оказать услугу — может. Для блага грубияна он готов преподать ему урок и хорошенько отшлепать по мягкому месту. Собравшаяся по случаю скандала толпа молодых бездельников так и покатилась со смеху. «Защищайтесь, сударь!» — взревел бледный от бешенства будущий маршал Франции. С этими словами он выхватил шпагу и ринулся на врага.
Ведущий (2). Выдумаете, что все и дальше шло «по книге?» Еще чего! Вместо того чтобы, подобно стае перепуганных куропаток, пуститься наутек, горожане гурьбой навалились на героя. Кто-то дубиной вышиб из его рук шпагу. Кто-то подставил подножку. Кто-то сыпанул в глаза пригоршню песка — и вот уже будущая гордость Франции елозит носом в пыли, размазывая по румяным щекам юшку. В довершение несчастий его посадили под замок, где он провел два месяца. А когда стараниями сердобольной тетушки он вышел на свободу, у него уже не было ни коня, ни шпаги, ни денег, ни письма — ни-че-го-шень-ки. Шпагу ему тетушка купила новую, но до самого Парижа Шарль топал пешком.
Ведущий (1). Он знал, куда ему идти. Королевские мушкетеры обожали пировать в кабачке на улице Фосуар. Именно здесь обитает удача! И это здесь Д’Артаньян встретит своих будущих друзей — Исаака Порто. Помните Портоса?

Портос делает приветственный жест.

Анри Арамица. Вот вам и Арамис. (Арамис снимает шляпу, делает изящный поклон.)
Армана д’Атос д’Отевилля (а это благородный граф де Ла Фер).

Атос приподнимает шляпу в знак приветствия.

И почти немедленно наш герой становится участником захватывающего приключения. Помните историю с «роскошной» перевязью Портоса? На самом же деле перевязь принадлежала гвардейцу кардинала по имени Жидло. Его-то и собирались высмеять отважные искатели приключений. Роль свидетеля должен был исполнить юный гасконец.
Портос разыграл неловкое падение и как бы нечаянно сорвал с задаваки плащ. Раздался гомерический хохот: «Жилло, а перевязь-то у тебя хороша только спереди! Сзади — меш-ковина!»
Разъяренный Жилло выхватил шпагу. На помощь ему пришли другие гвардейцы кардинала. Солоно бы пришлось королевским мушкетерам, если бы не Д’Артаньян. Он ранил лучшего фехтовальщика нападавших и успел отбить шпагу некоего Ла Пейри, направленную в сердце обезоруженного и раненого Атоса.
Ведущий (2). Через несколько лет Атос вернет Д’Арта-ньяну долг. Доблестный гасконец выполнял важное поручение, но его выследили. На улице Гадких Мальчишек (была такая в Париже) на него набросилась огромная толпа заговорщиков. Заслышав призывы о помощи, Атос бросился выручать товарища. Он дрался как лев, но все-таки пал, пронзенный десятком шпаг.
А «настоящий» Д’Артаньян прожил славную жизнь. Его шпага долгие годы верой и правдой служила королю. Его имя гремело на всю Францию. Он бывал в таких передрягах, выполнял такие поручения, с которыми мог справиться только он один.
Герой добился славы и богатства. Он действительно стал маршалом и пал у стен Маастриха в 1673 году.

Звучит песня из кинофильма «Три мушкетера».

Ведущий (1). Возможность побывать в роли неунывающих героев романа будет предоставлена двум командам. Мушкетеры будут сражаться за право преподнести подве-ски Королеве.

На сцену выходят две команды игроков в костюмах мушкетеров. Ведущий (2) представляет участников.

За каждое правильно выполненное задание команды будут получать подвеску. Участвуя в конкурсах, команды должны набрать в общей сложности не меньше двенадцати подвесок. Ровно двенадцать подвесок должны быть преподнесены Королеве, чтобы она была спасена.

«Герб и девиз»

Команды по очереди представляют свои гербы и девизы.

«Дуэль»
Команды стоят друг против друга. Делая шаг в сторону противника, по очереди называют произведения А. Дюма. (Возможна помощь болельщиков.) При встрече игроки пожимают друг другу руки. Подвеску получает команда, последней назвавшая произведение.

«Досье господина кардинала»
Ведущий (2). Во Франции XVII века у господина Ришелье досье было на каждого гражданина. Определите по краткому описанию, о ком идет речь.
1. Дама. Возраст 20—22 года. Блондинка с длинными локонами, с голубыми томными глазами, с розовыми губками и белыми, словно алебастр, руками. Особые приметы: красота совершенно необычная для Южной Франции. (Миледи)
2. Мужчина с черными проницательными глазами. Лицо бледное, нос крупный, усы черные, весьма тщательно под стриженные. Возраст около 40 лет. Особые приметы: шрам на виске. (Рошфор)
3. Человек этот — почтенная жертва интриг, политических и любовных, труслив, жаден и глуп. Возраст: 51 год. Основная черта характера — глубочайший эгоизм в соединении с отчаянной скупостью, приправленной величайшей трусостью. (Бонасье)
4. Дама в полном расцвете своей красоты, глаза отливают изумрудом, полны нежности и в то же время величия. Особые приметы: кожа славится своей нежностью и бархатистостью, руки и плечи поражают красотой очертаний, все поэты эпохи воспевают их в своих стихах. (Анна Австрийская)
5. Мужчина среднего роста. Строен, хорошо сложен, очень хорошего воспитания. Внешность благородна, изысканна. Особые приметы: знание света и обычаев самого блестящего общества. Сдержан, нелюдим, неразговорчив. Возраст не более 30 лет. (Атос)
6. Очаровательная женщина, темноволосая, с голубыми глазами; мраморная белая кожа отливает розовым, подобно опалу. Особые приметы: носик чуть-чуть вздернут, форма рук слегка грубовата. Возраст 25—26 лет. (Констанция)

Команды по очереди отвечают на вопросы.

«Переписка».
Ведущий (1). Читая роман, вы, наверное, заметили, что большое внимание уделяется переписке. В руках у меня несколько конвертов. Интересно, кто же адресат и кто отпра-витель каждого из этих конвертов?
1. «Будьте на первом же балу, на котором появится герцог Бекингем. На его камзоле вы увидите двенадцать алмазных подвесков; приблизьтесь к нему и отрежьте два из них. Со-общите мне тотчас же, как только подвески будут в ваших
руках». (Кардинал — Миледи.)

2. «Милорд! Заклинаю вас всем, что я выстрадала из-за вас и ради вас с тех пор, как я вас знаю, — если вам дорог мой покой, прекратите ваши обширные вооружения против Франции и положите конец войне. Ведь даже вслух все говорят о том, что религия — только видимая ее причина, а втихомолку утверждают, что истинная причина — ваша любовь ко мне». (Анна Австрийская — Бекингему.)
3. «Я достала их. Не могу выехать из Лондона, потому что у меня не хватает денег. Вышлите мне 500 пистолей, и, получив их, я через 4 или 5 дней буду в Париже». (Миледи — кардиналу.)
4. «В ближайшую среду прогуливайтесь между шестью и семью часами вечера по дороге в Шайо и внимательно вглядывайтесь в проезжающие кареты, но, если вы дорожите вашей жизнью и жизнью людей, которые вас любят, не говорите ни одного слова, не делайте ни одного движения, которое могло бы показать, что вы узнали особу, подвергающую себя величайшей опасности ради того, чтобы увидеть вас хотя бы на мгновенье». (Констанция — Д’Артаньяну.)
5. «То, что сделал предъявитель сего, сделано по моему приказанию и для блага государства». (Кардинал для Миледи.)

Команды по очереди отвечают.

«Подковы и масти — людям на счастье».
Ведущий (2). Во времена мушкетеров все знали толк в лошадях. При определении цветов лошади мы говорим — «масть». Масть — это общая окраска лошади плюс цвет хво-ста и гривы. От каждой команды приглашается по одному знатоку лошадей.

Выходят участники конкурса.

Перед вами лежит набор открыток с изображением лошадей разных мастей. Я буду зачитывать отрывок ич роми на, вы же должны поднять соответствующую открытку и назвать масть лошади.
1. — Что вы там рассматриваете, милый Арамис?
— Да вот, любуюсь этими тремя превосходными скакунами, которых конюхи держат в поводу. Право, на таких не стыдно ездить принцу.
— Одна из лошадей ваша, Арамис, выбирайте!
— Я бы взял ту, рыжую с черными гривой и хвостом. (Гнедая)
2. «Черные кони мушкетеров, их твердая поступь — привычка, приобретенная в эскадроне, заставляла этих благородных товарищей солдата двигаться ровным шагом». (Вороные)
3. «Атос подошел к англичанину и услышал, что он торгует у барышника лошадь, потому что его вчера пала. За белоснежную с пятнами черного и рыжего цвета лошадь про-сили сто пистолей». (Чубарая)
4. «Мушкетер отыскал превосходную андалузскую лошадь-шестилетку, темно-рыжую, с белоснежными гривой и хвостом, с пышущими огнем ноздрями, стойкими изящными ногами. Он осмотрел ее и не нашел ни одного изъяна». (Игреневая)
5. «У нашего молодого человека был конь столь замечи тельный, что его сразу заметили. Это был беарнский мерим лет 12, желто-песочный, с черным облезлым хвостом и гривой, опухшими боками». (Буланая)
Игроки выполняют задание.
Ведущий(2). А теперь, чтобы зрители не скучали ди но могли своим командам собрать подвески, проведем конкурс для болельщиков.

Вопросы:
1. Как называется корм для лошадей?
а) купаж
б) фураж
в) бриошь
2. Как называется нехитрое устройство, представляющее собой длинную веревку с особой петлей на конце, помогающее укротить лошадей?
а) тюссо
б) лассо
в) брависсимо
3. Как называется подстилка под седло?
а) чепрак
б) черпак
в) попона
4. Кто изготавливает сбрую?
а) кузнец
б) шорник
в) скорняк

«Шаркни ножкой».
Ведущий (1). В этикете не было такой мелочи, которая была бы не знакома Атосу. А знаете ли вы этикет?
1. Находясь на приеме у Д’Тревиля, Портос взял в рот крылышко куропатки и… обнаружил, что блюдо сильноересолено. Как поступить в такой ситуации?
а) Немедленно выплюнуть кусок на вилку и положить на край тарелки.
б) Взятый в рот кусок нужно проглотить без комментариев.
в) Предостеречь гостей, что это блюдо пересолено.
2. На столе у Д’Тревиля чего только нет! Какие куски из общих блюд следует выбирать?
а) Самые большие и жирные.
б) Самые маленькие и невзрачные.
в) Те, что лежат ближе к вам.
3. Повар Д’Тревиля готовит блюда необыкновенной вкусноты! Но можно ли издавать при еде какие-либо звуки?
а) «Озвученная еда» свидетельствует об удовольствии от вкусного угощения.
б) За столом следует вести себя беззвучно.
в) Издавать звуки необязательно — достаточно громкого звона столовых приборов.
4. Мушкетеры заметили на праздничном столе маленькие мисочки с водой и ломтиком лимона. Зачем это?
а) Чтобы запить крепкие напитки.
б) Чтобы разбавить крепкие напитки.
в) Чтобы ополоснуть жирные пальцы.
5. Портос заглянул к Д’Артаньяну в гости, а тот спешит на свидание к Констанции и демонстративно посматривает на часы. Правильно ли это?
а) Это невежливо в любом случае.
б) Так поступить можно, если нет другого способа показать собеседнику, как вы от него устали.
в) Следует не только смотреть на часы, по и прямо сказать о своей занятости и невозможности продолжить беседу.
6. Чем лучше блеснуть мушкетерам в обществе: знаниями, успехами, деньгами, драгоценностями?
а) Конечно, драгоценностями — они на виду и «говорят» сами за себя.
б) Конечно, знаниями — это престижно.
в) От подобной попытки блеснуть лучше вовсе отказаться.

Команды по очереди отвечают.

Ведущий (2).Атос говорил:«Уменя были когда-то свои алмазы, и я знаю в них толк».
Перед играющими стоят две шкатулки, в которых находятся «драгоценности» — карточки с изображением самоцветов. После того как я прочту описание, вы должны до-стать карточки с изображением соответствующего камня и назвать его.
1. Его называют «царем камней». Это самый дорогой камень на Земле, имеет огромную твердость. Особенно крупным камням люди давали поэтические прозвища: «Звезда», «Гора света», «Шах». Считается, что он придает его владельцу твердость и мужество. (Алмаз)
2. Этот минерал принадлежит к гамме прекрасных зеленых камней. Оттенки его цветов колеблются от светлого до темно-зеленого с черноватым отливом. Его воспел прекрасный уральский писатель Павел Бажов. Амулеты из него служат оберегом, обладатель чаши из него якобы становится способным понимать язык животных. (Малахит)
3.0 рождении этого камня существует бесконечное число легенд. Греки, например, утверждали, что это затвердевшие слезы морских нимф. В Средние века рассказывали, что слезы невинно обманутых ангелы замыкают в раковинах, превращая их в драгоценность. Обладателя украшения он охраняет от мук безответной любви. (Жемчуг)
4. Это камень Венеры, дарующий веселье, радость и любовь. Рекомендовалось носить всем, так как он сулил долголетие и здоровье, покровительствовал мореплавателям и рыбакам, усмиряя штормы. Упоминается в одной из сказок А. Пушкина. «Ядра — чистый…» (Изумруд)
5. В старину его называли яхонтом. Эти изумительные по красоте камни украшали шапку Мономаха. На Востоке этот камень ценился выше алмаза. Считалось, что он приносит счастье в любви. Его носили люди, опасающиеся яда, так как верили, что этот камень, погруженный в отравленное питье, меняет свой цвет. (Рубин)

Команды выполняют задание.

Ведущий (1).И снова болельщики могут помочь своим командам.

Вопросы:
1. При каком короле происходили описываемые в романе события?
а) Генрих III
б) Карл IX
в) Людовик ХIII
2. «Мой возраст, монсеньер, — это возраст безумных надежд», — сказал Д’Артаньян. Сколько же ему было лет?
а) 18лет
б) 24 года
в) 40 лет
3. Что получил в дар от отца Д’Артаньян, отправляясь в Париж?
а) 15 экю
б) коня
в) письмо к Д’Тревилю

4. У мушкетеров были слуги, назовите их. (Атос — Гримо; Д’Артаньян — Планше; Портос – Мушкетон; Арамис — Базен.)
5. Исторический факт.

Когда Дюма зашел в книжную лавку, хозяин, зная о визите заранее, уставил все полки книгами Дюма. «А других нет?» — спросил писатель. Хозяин смутился: «Другие — …»
а) хуже
б) проданы
в) не нужны

Ведущий (2). Закончена наша игра, подвески розданы.

Команды подносят Королеве свои 12 подвесков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>