Сценарий урока по музыке – “В гостях у госпожи интонации”.

В ГОСТЯХ У ГОСПОЖИ ИНТОНАЦИИ

КЛАСС:2.

ТЕМА УРОКА: В гостях у госпожи Интонации.

ЦЕЛЬ: формировать представление об интонации как о звуковом воплощении музыкальной мысли.

Планируемые результаты обучения:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  • умение анализировать звучащую музыкальную ткань и выделять знакомые интонации;
  • умение сравнивать звучание различных интонаций;
  • умение моделировать свои мелодии на основе использования знакомых интонаций;
  • контроль точного выполнения условий вокальной импровизации.

Предметные:

  • выявлять в различных видах деятельности выразительность музыкальной интонации;
  • осваивать в музыкальной деятельности квартовые, квинтовые, секундовые, терцовые интонации, а также интонации, основанные на движении по звукам трезвучия;
  • открывать для себя особенности музыкальных произведений И.С. Баха;
  • осваивать специфические особенности танцев: менуэт и жига;
  • способствовать проявлению творческих способностей детей;
  • совершенствовать певческие умения и навыки;
  • создавать условия для повышения интереса к уроку музыки.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:музыкальная интонация; квинта; кварта; секунда; терция; трезвучие; менуэт; жига; композитор И.С. Бах. МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

  • Й. Гайдн. Серенада D-dur;
  • И.С. Бах. «Менуэт» из Сюиты № 1 для альта соло, «Жига» из Сюиты № 2 для альта соло;
  • Н. Леви. «Пароходик»;
  • Ю. Литовко «Колокольчики звенят»;
  • Е. Тиличеева, слова Э. Мошковской «Я мороженое ем».

МЕТОДЫ:

  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод сравнения;
  • метод размышления о музыке;
  • метод интонационного анализа;
  • метод ретроспективы и перспективы;
  • словесные методы (беседа, диалог, пояснение);
  • метод слуховой наглядности.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

  • анализировать и сравнивать музыкальные произведения;
  • находить знакомые интонации в музыкальных произведениях, звучащих на уроке;
  • участвовать в музыкально-дидактической игре «Музыкальные интонации»;
  • точно и красиво выполнить движения в музыкально-пластическом этюде «Менуэт»;
  • выразительно исполнить фрагмент песни Е. Тиличеевой «Я мороженое ем»;
  • создать и спеть вокализом импровизацию, построенную на интонации кварты.

СТРУКТУРНЫЙ ПЛАН УРОКА:

Вид деятельности

Музыкальный материал

Время (мин.)

I.

Организационный момент.

Введение в тему урока.

1. Вход: Й. Гайдн. «Серенада» D-dur, часть 1.

2

2. Распевание «Солнышко — туча».

3

II.

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные интонации».

Квартовые, квинтовые, секундовые, терцовые интонации, а также интонации, основанные на движении по звукам трезвучия.

4

III.

Певческая деятельность.

1. Распевание.

Ю. Литовко

«Колокольчики звенят»; Н. Леви. «Пароходик».

3

2. Работа над песней.

Е. Тиличеева, слова Э. Мошковской «Я мороженое ем».

8

IV.

Музыкально-пластическая деятельность.

И.С. Бах. «Менуэт» из Сюиты № 1 для виолончели соло в переложении для альта.

5

V.

Музыкально-слушательская

деятельность.

И.С. Бах. «Жига» из Сюиты № 2 для альта соло.

6

VI.

Музыкально-творческая

деятельность.

Вокальная импровизация в жанре марша.

3

VII.

Обобщение.

Материал урока.

1

 

ХОД УРОКА:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Задачи:

  • ввести детей в эмоциональную атмосферу урока;
  • актуализировать знания детей по теме урока.

 

1. Вход под музыку. Й. Гайдн. «Серенада» D-dur, часть 1 (фрагмент).

2. Введение в тему урока. Распевание.

У: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы снова отправляемся в путешествие по музыкальному королевству. Сейчас мы оказались у музыкальной лесенки, ступеньки которой приведут нас в замок госпожи Интонации. Помогать подниматься по музыкальной лесенке нам будут уже знакомые музыкальные интонации. Кто услышал, какая музыкальная интонация привела нас сегодня к Замку госпожи Интонации?

Пою первую интонацию, построенную по звукам трезвучия, из «Серенады» Й. Гайдна со словами «Мое солнышко».

Д: Трезвучие.

У: Правильно! По каким ступенькам шагает эта интонация?

Д: I, III, V.

У: Да! А мы уже знаем песенку, в которой звучит эта интонация. Давайте ее вспомним.

Дети под руководством учителя выстраивают первый звук, исполняют секвенцией нисходящие мажорное («Солнышко») и минорное («Туча») трезвучия в тональностях: D-dur — d-moll, Es-dur — es-moll, E-dur — e-moll, F-dur — f-moll и далее вниз по полутонам.


 

  1. МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНТОНАЦИИ».

Задача:

  • в игровой форме закреплять изучаемые интонации.

 

У: Так звучит интонация трезвучия. А какие еще музыкальные интонации мы знаем?

Пою несколько секундовых интонаций.

У: Кто узнал интонацию?

Д: Секунда.

У: Да! Как шагает по ступенькам музыкальной лесенки секунда?

Д: Со ступеньки на ступеньку.

У: А какая интонация появится сейчас?

Пою квартовую интонацию.

Д: Кварта!

У: Правильно! Какой характер у этой интонации?

Д: Бодрый, активный, задорный.

У: Сколько ступенек помещается в квартовую интонацию?

Д: Четыре.

У: А еще одну интонацию нам решила помочь вспомнить кукушка. Какую интонацию она поет?

Пою терцовую интонацию.

Д: Терцию.

У: Правильно! Как шагает по музыкальной лесенке терция?

Д: Через ступеньку.

У: Верно! Раз вы так хорошо знаете все музыкальные интонации, госпожа Интонация решила предложить вам поиграть в такую игру. Вам нужно будет узнать, какие музыкальные интонации сейчас будут звучать. Если вы слышите интонацию кварты, вы показываете четыре пальца, если секунды — два, терции — три, а если появится трезвучие — вы покажите руками знак «Солнышко».

Провожу музыкально-дидактическую игру «Музыкальные интонации». Вместе с детьми оцениваем ее результаты.

 

  1. ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

1.Распевание.

Задачи:

  • продолжать освоение в певческой деятельности квинтовой интонации;
  • петь напевным, мягким звуком:
  • добиваться чистого интонирования.

 

У: Давайте вспомним песенку «Колокольчик звенят». С какой интонации она начинается?

Д: С интонации кварты.

Даю тон, исполняем песенку Ю. Литовко «Колокольчик звенят» одноголосно acapella. Далее показываю детям двухголосное звучание канона и разучиваю канон по алгоритму, предложенному Б.С. Рачиной. Исполняем канон на два голоса acapella.

У: А пока мы с вами играли, на ступеньках музыкальной лесенки появилась новая интонация. Кто ее узнает?

Играю квинтовую интонацию.

Д: Интонация квинты.

У: Да, это интонация квинты, которая шагает сразу с пятой ступеньки на первую. Кто помнит, какую песенку с интонацией квинты мы уже знаем?

Играю на фортепиано начало мелодии песенки Н. Леви «Пароходик», затем пою песенку.


 

Д: Пароходик.

У: Правильно! Давайте ее вспомним.

Дети под руководством учителя выстраивают первый звук, исполняют секвенцией песенку «Пароходик» в тональностях: D-dur —F-dur и далее вниз по полутонам.

 

2. Работа над песней Е. Тиличеевой «Я мороженое ем».

Задачи:

  • петь напевным, легким звуком;
  • найти и спеть интонацию, основанную на движении по звукам трезвучия в песне;
  • добиваться осмысленного исполнения каждой фразы, находя в них разные музыкальные интонации;
  • выразительно (как на концерте) исполнить фрагмент песни.

 

У: В интонации квинты есть V и I ступени, а в какой еще знакомой нам интонации тоже есть такие ступеньки?

Д: Трезвучие.

У: Да! Только в трезвучии между V и I еще есть III ступенька, а интонация квинты состоит из крайних звуков трезвучия (показываю). И сегодня интонация «Солнышко» (трезвучие) приготовила нам музыкальный подарок — песню.

Пою песню Е. Тиличеевой «Я мороженое ем».

У: Кто услышал, на каких словах спряталась эта интонация?

Напоминаю начало песни.

Д: На словах «Сам ем, сам».

У: Правильно! Давайте ее споем.

Дети поют интонацию, основанную на движении по звукамтрезвучия, со словами «Сам ем, сам».


 

У: А теперь я еще раз спою вам песню, а вы будете петь вместе со мной только трезвучие там, где оно появляется.

Исполняю песню еще раз, дети поют вместе со мной интонации, основанные на движении по тонамтрезвучия.

У: Сейчас давайте вспомним начало песни, кто скажет, с каким настроением мы должны спеть первую фразу?

Д: Веселым, задорным, радостным.

Дети поют первую фразу.

У: Скажите, пожалуйста, а вторая фраза похожа на первую, или они разные?

Пою вторую фразу.


Д: Похожа.

У: Да! Мелодия второй фразы такая же, меняются только слова.

Дети поют вторую фразу.

Пою следующую фразу, выделяя секундовую интонацию.


У: А какая интонация спряталась в этой фразе?

Д: Секунда!

У: Да! Какое настроение создала здесь эта интонация?

Д: Жалобное, грустное.

Дети поют третью фразу.

У: А дальше, какая интонация звучит в песне?

Пою следующую фразу.


Д: Трезвучие!

Дети поют четвертую фразу. Соединяем все выученные фразы.

У: Мы с вами выучили фрагмент песни, давайте исполним его как на концерте.

Концертное исполнение фрагмента песни.

 

  1. МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Задача:

  • продолжатьосвоение стиля музыки И. Баха в процессе музыкально-пластической деятельности на основе метода перекодирования.

 

У: Пока мы пели песню, музыкальная лесенка незаметно привела нас к Замку госпожи Интонации, у которой в это время проходит бал. Кто узнает танец, который звучит на балу у госпожи Интонации?

Играю начало Менуэта И.С. Баха из Сюиты № 1 для виолончели соло в переложении для альта.


Д: Менуэт.

У: Правильно! Мы уже умеем танцевать менуэт. Кто расскажет, какие движения есть в этом танце?

Д: Дамы делают реверансы, кавалеры — кланяются.

У: Да! Давайте вспомним, как танцуют менуэт.

Дети повторяют движения под пение учителем мелодии менуэта вокализом, затем исполняют музыкально-пластический этюд «Менуэт» в сопровождении альта.

 

  1. МУЗЫКАЛЬНО-СЛУШАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Задачи:

  • расширятьпредставления детей о старинных танцах: менуэте и жиге;
  • учить детей дифференцировать свои слуховые ощущения;
  • осваивать умение интонационного анализа звучащей музыки.

 

У: Кто помнит, какой композитор написал менуэт, который мы только что исполнили?

Д: Иоганн Себастьян Бах.

У: Сегодня на балу прозвучит еще один танец, который написал этот великий композитор. Я его для вас исполню, внимательно послушайте, а когда я закончу играть, вы мне скажете какой характер у этого танца?

Исполняю «Жигу» из Сюиты № 2 для виолончели соло в переложении для альта И.С. Баха.

Д: Танец быстрый, активный, строгий.

У: Да, мы уже слышали такой танец на балу у госпожи Интонации, он называется «Жига», его танцевали в старину в Англии и Франции.

А кто услышал, из какой интонации вырос этот танец?

Играю первую квинтовую интонацию.


Д: Из квинты!

У: Правильно! Как звучит здесь эта интонация?

Д: Строго, устойчиво, уверенно.

У: И.С. Бах жил очень давно, но писал такую замечательную музыку, что мы с удовольствием слушаем и исполняем ее сейчас.

 

  1. МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Задача:

  • закреплять слуховые представления учащихся о квартовой интонации.

 

У: Давайте попросим госпожу Интонацию превратить нас в композиторов! Волшебница Интонация попросила нас сочинять марш. Какая интонация нам в этом поможет?

Д: Кварта!

У: Да! Призывная, уверенная кварта.

Пою восходящую квартовую интонацию, дети сочиняют мелодию марша, которая начинается с этой интонации, в удобных для них тональностях.

Сгибнева Мария [1]


Зубкова Кристина


Янова Полина


 

  1. ОБОБЩЕНИЕ.

У: Наше путешествие по музыкальному королевству подходит к концу. Теперь, чтобы выйти из замка госпожи Интонации и спуститься по музыкальной лесенке, надо вспомнить названия всех музыкальных интонаций, которые нам сегодня встречались, и спеть их.

Д: Называют и поют знакомые интонационные модели: кварта, секунда, терция, квинта, трезвучие.

У: Каждая из этих интонаций, как волшебный ключ, открывает нам дорогу в различные музыкальные произведения, помогает нам понимать музыку.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Представлена расшифровка видеозаписи примеров импровизации детей в жанре марша на уроке, проходившем в рамках второго тура международного конкурса «Педагог-музыкант в контексте современной культуры».

2. Втеоретическом музыкознании принято употреблять следующую терминологию: квартовая, секундовая, терцовая интонация. При этом подчеркивается сущностное значение самого термина «интонация», а его качественное наполнение становится уточняющим. В работе с детьми второго класса общеобразовательной школы на уроках музыки, которые проводятся один раз в неделю, необходимо предельно упрощать и сокращать терминологию для облегчения понимания и ускорения запоминания на первом этапе обучения. В дальнейшем, по мере усвоения понятия и связанных с ним слуховых ощущений, содержание термина обогащается, в четвертом классе вводится понятие «интервал», и понятия «квартовая интонация» и «интервал кварта» разводятся.

Представлена расшифровка видеозаписи примеров импровизации детей в жанре марша на уроке, проходившем в рамках первого тура международного конкурса «Педагог-музыкант в контексте современной культуры».

 


 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *