В ГОСТЯХ У ГОСПОЖИ ИНТОНАЦИИ
КЛАСС:2.
ТЕМА УРОКА: В гостях у госпожи Интонации.
ЦЕЛЬ: формировать представление об интонации как о звуковом воплощении музыкальной мысли.
Планируемые результаты обучения:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
-
умение анализировать звучащую музыкальную ткань и выделять знакомые интонации;
-
умение сравнивать звучание различных интонаций;
-
умение моделировать свои мелодии на основе использования знакомых интонаций;
-
контроль точного выполнения условий вокальной импровизации.
Предметные:
-
выявлять в различных видах деятельности выразительность музыкальной интонации;
-
осваивать в музыкальной деятельности квартовые, квинтовые, секундовые, терцовые интонации, а также интонации, основанные на движении по звукам трезвучия;
-
открывать для себя особенности музыкальных произведений И.С. Баха;
-
осваивать специфические особенности танцев: менуэт и жига;
-
способствовать проявлению творческих способностей детей;
-
совершенствовать певческие умения и навыки;
-
создавать условия для повышения интереса к уроку музыки.
ТИП УРОКА: комбинированный.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:музыкальная интонация; квинта; кварта; секунда; терция; трезвучие; менуэт; жига; композитор И.С. Бах. МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
-
Й. Гайдн. Серенада D-dur;
-
И.С. Бах. «Менуэт» из Сюиты № 1 для альта соло, «Жига» из Сюиты № 2 для альта соло;
-
Н. Леви. «Пароходик»;
-
Ю. Литовко «Колокольчики звенят»;
-
Е. Тиличеева, слова Э. Мошковской «Я мороженое ем».
МЕТОДЫ:
-
метод эмоциональной драматургии;
-
метод сравнения;
-
метод размышления о музыке;
-
метод интонационного анализа;
-
метод ретроспективы и перспективы;
-
словесные методы (беседа, диалог, пояснение);
-
метод слуховой наглядности.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
-
анализировать и сравнивать музыкальные произведения;
-
находить знакомые интонации в музыкальных произведениях, звучащих на уроке;
-
участвовать в музыкально-дидактической игре «Музыкальные интонации»;
-
точно и красиво выполнить движения в музыкально-пластическом этюде «Менуэт»;
-
выразительно исполнить фрагмент песни Е. Тиличеевой «Я мороженое ем»;
-
создать и спеть вокализом импровизацию, построенную на интонации кварты.
СТРУКТУРНЫЙ ПЛАН УРОКА:
№ |
Вид деятельности |
Музыкальный материал |
Время (мин.) |
|
I. |
Организационный момент. Введение в тему урока. |
1. Вход: Й. Гайдн. «Серенада» D-dur, часть 1. |
2 |
|
2. Распевание «Солнышко — туча». |
3 |
|||
II. |
Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные интонации». |
Квартовые, квинтовые, секундовые, терцовые интонации, а также интонации, основанные на движении по звукам трезвучия. |
4 |
|
III. |
Певческая деятельность. |
1. Распевание. |
Ю. Литовко «Колокольчики звенят»; Н. Леви. «Пароходик». |
3 |
2. Работа над песней. |
Е. Тиличеева, слова Э. Мошковской «Я мороженое ем». |
8 |
||
IV. |
Музыкально-пластическая деятельность. |
И.С. Бах. «Менуэт» из Сюиты № 1 для виолончели соло в переложении для альта. |
5 |
|
V. |
Музыкально-слушательская деятельность. |
И.С. Бах. «Жига» из Сюиты № 2 для альта соло. |
6 |
|
VI. |
Музыкально-творческая деятельность. |
Вокальная импровизация в жанре марша. |
3 |
|
VII. |
Обобщение. |
Материал урока. |
1 |
ХОД УРОКА:
-
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Задачи:
-
ввести детей в эмоциональную атмосферу урока;
-
актуализировать знания детей по теме урока.
1. Вход под музыку. Й. Гайдн. «Серенада» D-dur, часть 1 (фрагмент).
2. Введение в тему урока. Распевание.
У: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы снова отправляемся в путешествие по музыкальному королевству. Сейчас мы оказались у музыкальной лесенки, ступеньки которой приведут нас в замок госпожи Интонации. Помогать подниматься по музыкальной лесенке нам будут уже знакомые музыкальные интонации. Кто услышал, какая музыкальная интонация привела нас сегодня к Замку госпожи Интонации?
Пою первую интонацию, построенную по звукам трезвучия, из «Серенады» Й. Гайдна со словами «Мое солнышко».
Д: Трезвучие.
У: Правильно! По каким ступенькам шагает эта интонация?
Д: I, III, V.
У: Да! А мы уже знаем песенку, в которой звучит эта интонация. Давайте ее вспомним.
Дети под руководством учителя выстраивают первый звук, исполняют секвенцией нисходящие мажорное («Солнышко») и минорное («Туча») трезвучия в тональностях: D-dur — d-moll, Es-dur — es-moll, E-dur — e-moll, F-dur — f-moll и далее вниз по полутонам.
-
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНТОНАЦИИ».
Задача:
-
в игровой форме закреплять изучаемые интонации.
У: Так звучит интонация трезвучия. А какие еще музыкальные интонации мы знаем?
Пою несколько секундовых интонаций.
У: Кто узнал интонацию?
Д: Секунда.
У: Да! Как шагает по ступенькам музыкальной лесенки секунда?
Д: Со ступеньки на ступеньку.
У: А какая интонация появится сейчас?
Пою квартовую интонацию.
Д: Кварта!
У: Правильно! Какой характер у этой интонации?
Д: Бодрый, активный, задорный.
У: Сколько ступенек помещается в квартовую интонацию?
Д: Четыре.
У: А еще одну интонацию нам решила помочь вспомнить кукушка. Какую интонацию она поет?
Пою терцовую интонацию.
Д: Терцию.
У: Правильно! Как шагает по музыкальной лесенке терция?
Д: Через ступеньку.
У: Верно! Раз вы так хорошо знаете все музыкальные интонации, госпожа Интонация решила предложить вам поиграть в такую игру. Вам нужно будет узнать, какие музыкальные интонации сейчас будут звучать. Если вы слышите интонацию кварты, вы показываете четыре пальца, если секунды — два, терции — три, а если появится трезвучие — вы покажите руками знак «Солнышко».
Провожу музыкально-дидактическую игру «Музыкальные интонации». Вместе с детьми оцениваем ее результаты.
-
ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
1.Распевание.
Задачи:
-
продолжать освоение в певческой деятельности квинтовой интонации;
-
петь напевным, мягким звуком:
-
добиваться чистого интонирования.
У: Давайте вспомним песенку «Колокольчик звенят». С какой интонации она начинается?
Д: С интонации кварты.
Даю тон, исполняем песенку Ю. Литовко «Колокольчик звенят» одноголосно acapella. Далее показываю детям двухголосное звучание канона и разучиваю канон по алгоритму, предложенному Б.С. Рачиной. Исполняем канон на два голоса acapella.
У: А пока мы с вами играли, на ступеньках музыкальной лесенки появилась новая интонация. Кто ее узнает?
Играю квинтовую интонацию.
Д: Интонация квинты.
У: Да, это интонация квинты, которая шагает сразу с пятой ступеньки на первую. Кто помнит, какую песенку с интонацией квинты мы уже знаем?
Играю на фортепиано начало мелодии песенки Н. Леви «Пароходик», затем пою песенку.
Д: Пароходик.
У: Правильно! Давайте ее вспомним.
Дети под руководством учителя выстраивают первый звук, исполняют секвенцией песенку «Пароходик» в тональностях: D-dur —F-dur и далее вниз по полутонам.
2. Работа над песней Е. Тиличеевой «Я мороженое ем».
Задачи:
-
петь напевным, легким звуком;
-
найти и спеть интонацию, основанную на движении по звукам трезвучия в песне;
-
добиваться осмысленного исполнения каждой фразы, находя в них разные музыкальные интонации;
-
выразительно (как на концерте) исполнить фрагмент песни.
У: В интонации квинты есть V и I ступени, а в какой еще знакомой нам интонации тоже есть такие ступеньки?
Д: Трезвучие.
У: Да! Только в трезвучии между V и I еще есть III ступенька, а интонация квинты состоит из крайних звуков трезвучия (показываю). И сегодня интонация «Солнышко» (трезвучие) приготовила нам музыкальный подарок — песню.
Пою песню Е. Тиличеевой «Я мороженое ем».
У: Кто услышал, на каких словах спряталась эта интонация?
Напоминаю начало песни.
Д: На словах «Сам ем, сам».
У: Правильно! Давайте ее споем.
Дети поют интонацию, основанную на движении по звукамтрезвучия, со словами «Сам ем, сам».
У: А теперь я еще раз спою вам песню, а вы будете петь вместе со мной только трезвучие там, где оно появляется.
Исполняю песню еще раз, дети поют вместе со мной интонации, основанные на движении по тонамтрезвучия.
У: Сейчас давайте вспомним начало песни, кто скажет, с каким настроением мы должны спеть первую фразу?
Д: Веселым, задорным, радостным.
Дети поют первую фразу.
У: Скажите, пожалуйста, а вторая фраза похожа на первую, или они разные?
Пою вторую фразу.
Д: Похожа.
У: Да! Мелодия второй фразы такая же, меняются только слова.
Дети поют вторую фразу.
Пою следующую фразу, выделяя секундовую интонацию.
У: А какая интонация спряталась в этой фразе?
Д: Секунда!
У: Да! Какое настроение создала здесь эта интонация?
Д: Жалобное, грустное.
Дети поют третью фразу.
У: А дальше, какая интонация звучит в песне?
Пою следующую фразу.
Д: Трезвучие!
Дети поют четвертую фразу. Соединяем все выученные фразы.
У: Мы с вами выучили фрагмент песни, давайте исполним его как на концерте.
Концертное исполнение фрагмента песни.
-
МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Задача:
-
продолжатьосвоение стиля музыки И. Баха в процессе музыкально-пластической деятельности на основе метода перекодирования.
У: Пока мы пели песню, музыкальная лесенка незаметно привела нас к Замку госпожи Интонации, у которой в это время проходит бал. Кто узнает танец, который звучит на балу у госпожи Интонации?
Играю начало Менуэта И.С. Баха из Сюиты № 1 для виолончели соло в переложении для альта.
Д: Менуэт.
У: Правильно! Мы уже умеем танцевать менуэт. Кто расскажет, какие движения есть в этом танце?
Д: Дамы делают реверансы, кавалеры — кланяются.
У: Да! Давайте вспомним, как танцуют менуэт.
Дети повторяют движения под пение учителем мелодии менуэта вокализом, затем исполняют музыкально-пластический этюд «Менуэт» в сопровождении альта.
-
МУЗЫКАЛЬНО-СЛУШАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Задачи:
-
расширятьпредставления детей о старинных танцах: менуэте и жиге;
-
учить детей дифференцировать свои слуховые ощущения;
-
осваивать умение интонационного анализа звучащей музыки.
У: Кто помнит, какой композитор написал менуэт, который мы только что исполнили?
Д: Иоганн Себастьян Бах.
У: Сегодня на балу прозвучит еще один танец, который написал этот великий композитор. Я его для вас исполню, внимательно послушайте, а когда я закончу играть, вы мне скажете какой характер у этого танца?
Исполняю «Жигу» из Сюиты № 2 для виолончели соло в переложении для альта И.С. Баха.
Д: Танец быстрый, активный, строгий.
У: Да, мы уже слышали такой танец на балу у госпожи Интонации, он называется «Жига», его танцевали в старину в Англии и Франции.
А кто услышал, из какой интонации вырос этот танец?
Играю первую квинтовую интонацию.
Д: Из квинты!
У: Правильно! Как звучит здесь эта интонация?
Д: Строго, устойчиво, уверенно.
У: И.С. Бах жил очень давно, но писал такую замечательную музыку, что мы с удовольствием слушаем и исполняем ее сейчас.
-
МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Задача:
-
закреплять слуховые представления учащихся о квартовой интонации.
У: Давайте попросим госпожу Интонацию превратить нас в композиторов! Волшебница Интонация попросила нас сочинять марш. Какая интонация нам в этом поможет?
Д: Кварта!
У: Да! Призывная, уверенная кварта.
Пою восходящую квартовую интонацию, дети сочиняют мелодию марша, которая начинается с этой интонации, в удобных для них тональностях.
Сгибнева Мария [1]
Зубкова Кристина
Янова Полина
-
ОБОБЩЕНИЕ.
У: Наше путешествие по музыкальному королевству подходит к концу. Теперь, чтобы выйти из замка госпожи Интонации и спуститься по музыкальной лесенке, надо вспомнить названия всех музыкальных интонаций, которые нам сегодня встречались, и спеть их.
Д: Называют и поют знакомые интонационные модели: кварта, секунда, терция, квинта, трезвучие.
У: Каждая из этих интонаций, как волшебный ключ, открывает нам дорогу в различные музыкальные произведения, помогает нам понимать музыку.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Представлена расшифровка видеозаписи примеров импровизации детей в жанре марша на уроке, проходившем в рамках второго тура международного конкурса «Педагог-музыкант в контексте современной культуры».
2. Втеоретическом музыкознании принято употреблять следующую терминологию: квартовая, секундовая, терцовая интонация. При этом подчеркивается сущностное значение самого термина «интонация», а его качественное наполнение становится уточняющим. В работе с детьми второго класса общеобразовательной школы на уроках музыки, которые проводятся один раз в неделю, необходимо предельно упрощать и сокращать терминологию для облегчения понимания и ускорения запоминания на первом этапе обучения. В дальнейшем, по мере усвоения понятия и связанных с ним слуховых ощущений, содержание термина обогащается, в четвертом классе вводится понятие «интервал», и понятия «квартовая интонация» и «интервал кварта» разводятся.
Представлена расшифровка видеозаписи примеров импровизации детей в жанре марша на уроке, проходившем в рамках первого тура международного конкурса «Педагог-музыкант в контексте современной культуры».