Цели:
- воспитание правовой грамотности учеников
- научить учеников определять, что такое “можно” в школе, а что такое “нельзя”
- познакомить детей, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закреплённые в Конвенции о правах ребёнка, научить применять их в жизни
- соотнести права и обязанности детей
- способствовать осознанию ответственности за свои права
- сформировать положительное отношение к правам других
Задачи:
- познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребёнка
-
помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав
Организационный момент
Здравствуйтедети, меня зовут Елизавета Игоревна. Сегодня я проведу классный час на тему: “Твои права и обязанности”.
Сегодня на уроке, мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.
Начинаем классный час,
Речь пойдёт здесь всё о нас.
Постарайтесь всё понять,
Что – то новое узнать о правах и обязанностях.
-Дорогие ребята! Есть ли у маленьких граждан свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права ребёнка? На эти и другие вопросы мы сегодня с вами постараемся ответить.
Мы все разные, но нам приходится находить общий язык, уважать мнение других людей, быть терпимыми к другим.
Скажите, пожалуйста, мне, хотели бы вы стать взрослым, образованным человеком?
Конечно же, мы все этого хотим.Наши малыши тоже этого хотят.(Внимание – на рисунок деток). Сегодня на уроке они вместе с вами будут получать информацию о правах и обязанностях.
Но для того, чтобы стать умным и образованным человеком, мы должны знать свои права и соблюдать свои обязанности.
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:
- Что люди могут делать и чего не могут?
- Что они обязаны делать и чего не обязаны?
- На что они имеют право и на что не имеют?
Давно и очень давно, ещё в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Права древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь. Но не так-то давно люди поняли, что основным заступником прав человека является государство. Долгое время в истории царил закон “око за око, зуб за зуб”.
А сейчас мне понадобится 5 ребят. Попрошу вас выйти к доске и построиться в линию.
Как вы думаете, что необходимо этим деткам, чтобы онивыросли, и стали умными, здоровыми, успешными взрослыми людьми?
Предполагаемые ответы:
( на доске закрепляются слова рядом с картинкой детей)
- Любовь
- Забота
- Защита
- Хорошие условия
-
Образование
Ребята, как вы думаете, есть ли в мире такой документ, который бы закрепил все эти и другие права детей?
Кто из вас знает, как называется этот документ?
Однажды ребята нашли в своей библиотеке маленькую книжку, которая называлась “Конвенция о правах ребёнка”, она была принята ещё 20 ноября 1989 года. В ней говорилось о том, что все государства обязательство должны соблюдать право каждого ребёнка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит, пообещала всему миру – заботиться о своих маленьких гражданах.
Помимо Конвенции о правах ребёнка, существует и Всеобщая декларация прав ребёнка. Как вы думаете, почему декларация называется всеобщей? (так как она написана для всех)
В конвенции так же закреплены обязанности и права детей.
Может кто-нибудь знает, что такое конвенция?
Конвенция – это международный договор, содержащий перечень прав; документ, носящий обязательный характер.
В Статье № 1 Конвенции ООН о правах ребенка сказано, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Как вы думаете, для чего был принят этот международный правовой документ? (Для защиты прав детей)
Помимо этих книг, у нас в стране так же существует Конституция Республики Беларусь и Кодекс об образовании, в которых так же прописаны права.
Скажите, что может помешать малышам стать такими людьми, которыми они хотят быть?
К доске выходит 4 человека, и дают ответы на поставленный вопрос.
Предполагаемые ответы:
неблагоприятные условия помешают ему выжить;
если не получит образование, он не сможет развиваться;
если нет защиты;
если ребенка ограничивать в участии жизни семьи, общества
Конвенции выделяет 4 самых важных групп прав человека:
1) право на выживание (жизнь)
2) право на участие
3)право на развитие
4) право на защиту
Мы с вами назвали самые важные 4 группы прав детей, которые закреплены в Конвенции. Это право на выживание (жизнь), на развитие, защиту и участие.
А сейчас мы свами, заполним кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности:
1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе (порядочность)
2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим(справедливость)
3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности (разумность)
4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия (воспитанность)
5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются… (обязанности).
А какие вы ещё знаете качества, помогающие людям не нарушать права и обязанности?
Предполагаемые ответы:
-
Честность
-
Самостоятельность
-
Рассудительность
-
Объективность
-
Вежливость
-
Трудолюбие
-
Пунктуальность
Сценка из школьной жизни.
Раздаются слова на листочках и дети разыгрывают сценку импровизировано.
- Командир: – Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, вымой доску и полей цветы.
Вася: – Сашка! Не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.
Ваня: – Вика, я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!
Назовите обязанности, которые должны выполнять герои сценки.
Назовите права, которые нарушались.
- Мария Степановна: – Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!
Ваня: – Мария Степановна, вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.
Назовите права и обязанности, которые были нарушены.
Я хочу рассказать вам о маленьком мальчике, который жил когда-то в Дании. Он был, по мнению окружающих, странным, а ещё неуклюжий, с длинным носом и некрасивый. Он был сыном сапожника, но мечтал стать поэтом. Он вечно думал о чём-то своём. В мечтах путешествовал по разным удивительным странам, но замечал, что все над ним смеются. Мальчик вырос, но остался в душе всё тем же странным ребенком. Теперь его имя знает весь мир. Его зовут Ганс Христиан Андерсен.
Эту сказку Андерсен писал, вспоминая свое детство. Вот и этого утенка все считали неуклюжим, некрасивым и вообще – чужим, щипали и били, гнали отовсюду.
А он просто был не такой, как все.
Ребята, а вы читали эту книгу? Тогда скажите мне, в кого превратился утёнок когда он вырос? (прекрасным лебедем).
Правильно, ведь человек не должен быть “как все”.
Сейчас я приведу пример из знакомой вам сказки. А вы отгадайте, что это за сказка и ответьте на мой вопрос.
Папа Карло купил “Азбуку” с крупными буквами и цветными картинками и отправил сына в школу. А вот куда пошел Буратино? (эта сказка называется “Золотой ключик, или Приключения Буратино”)
Эх, знал бы он Конвенцию! Ведь в ней сказано:
Все дети должны учиться, чтобы быть грамотными, умелыми, воспитанными.
А давайте вспомним еще одну забавную сказку С. Михалкова.
– Сейчас же отопри дверь, – прорычал Волк, – а не то я её выломаю!
– Дом поросенка – это его крепость! – сказал Наф-Наф своим братьям, и они приготовились защищаться.
Что это за сказка? ( “Три поросенка”).
Кто в этой сказке нарушил права? (волк)
Правильно, ведь никто не имеет права заставить тебя открыть дверь! Ни самый главный начальник, ни генерал. В своем доме ты главнее любого из них! Никому не позволено силой, врываться в чужой дом. Каждый человек должен чувствовать себя дома в безопасности.
Вот строки Конвенции, подтверждающие сказанное:
Ребенок имеет право спокойно жить в своём доме и чувствовать себя хозяином, как мама и папа.
Какие же права есть у всех детей мира?
Предполагаемые ответы:
-
Право на жизнь
-
Право на имя при рождении
-
Право на медицинскую помощь
-
Право на образование
-
Право на отдых и развлечения
-
Право иметь имущество
-
Право свободно выражать свои взгляды
-
Право на свободное перемещение
-
Право на заботу и воспитание детей
-
Право на развитие и уважение человеческого достоинства
-
Право на личную жизнь
-
Право на семейную жизнь и неприкосновенность жилища
-
Право на тайную переписку
А сейчас, я проведу игру, которая называется “Угадай-ка слово”
НОКЕВНИЦЯ
ГОУСАРДТСОВ
ИЖЗНЬ
РБОАЗОАВИНЕ
Кроме личных прав человека у детей есть и другие права. Одно из таких прав – право на любовь и заботу. Забота о соблюдении прав ребёнка лежит на его родителях.Послушайте стихотворение С.Михалкова “Права что даны детям”:
Права, что даны детям.
Права, что даны детям,
Нарушают все на свете.
Декларации и конвенции написаны,
Права детей в них перечислены.
Увы, наши родители
Этих книг не читали и не видели.
У детей одно лишь право –
Слушать, что сказала мама.
Вовремя покушать, вовремя спать,
Много учиться, и мало погулять.
Нам надоели такие «права»,
Мы их нарушали не раз и не два.
Думаете, это к взрослым неуважение?
Нет. Это протест за унижение.
Почему мы не послушны, почему упрямы?
Потому что мало нас уважают – мам.
Ответьте теперь мне на вопрос, согласны ли вы с тем, что родители нарушают ваши права?
Конечно же, нет! Мамы и папы стараются вырастить вас в любви и ласке, обеспечивают едой, одеждой, хотят воспитать из вас хорошего гражданина, следят за вашим образованием и здоровьем. Все действия, которые они предпринимают – всё во благо вам. Всё что они делают, они делают для тех, кого любят сильнее всего. Родители хотят, чтобы их дети жили лучше, чем они сами, чтобы их дети были лучше них, чтобы их дети смогли сделать то, что не смогли сделать они.
А сейчас я хочу рассказать вам одну притчу, которая была написана одним мудрецом давным-давно.
Вечерело. По дороге шли два путника — отец и сын. Посреди дороги лежал камень, отец не заметил камень, споткнулся, ушиб ногу. Ему стало больно. Кряхтя, он обошел камень и, взяв за руку ребенка, пошел дальше. На второй день отец с сыном шли по той же дороге обратно. Отец забыл о камне, опять не заметил его, споткнулся и ушиб ногу. На третий день отец и сын снова шли по той же дороге. До камня было еще далеко. Отец сказал сыну: «Смотри внимательно, сынок, надо обойти камень». Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже не было. На обочине сидел седой старик.
— Дедушка, — сказал мальчик, — вы не видели здесь камень?
— Я убрал его с дороги.
— Что, вы тоже споткнулись и ушибли ногу.
— Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.
— Почему же вы убрали камень?
— Потому что я — Человек.
Как вы понимаете эту притчу?
Писатель Лермонтов, ответил на эту притчу стихотворением:
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег, —
Когда весь мир ты примешь во владенье.
Тогда, мой сын, ты будешь человек.
Видео презентация.
Викторина.
Ребята вы все читали сказки, давайте сейчас постараемся вспомнить сказки, и ответить на вопросывикторины и узнать, знаете ли вы, в каких сказках были нарушены права.
1 ситуация: Мачеха с утра до ночи, заставляла Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр.
Нарушены ли права Золушки?
2 ситуация: Баба Яга уносит братца Иванушку от сестры Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство.
Нарушала ли Баба Яга права Иванушки?
Но, так или иначе, кроме прав у каждого человека есть и обязанности. И это тема нашего следующего разговора.
Скажите мне, что такое обязанности? (круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения)
Правильно, помимо прав, интересов и потребностей, дети также имеют обязанности. Помните!Права и обязанности идут рука об руку. Ты имеешь право на образование, однако в то же время у тебя есть обязанность посещать школу. Ты имеешь право требовать уважения собственных прав, однако при этом ты также должен уважать и считаться с правами других детей и взрослых.
А сейчас я вам расскажу памятку: Дорогой друг, ты переступил порог школы, в которой тебе учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают родители, одноклассники, учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.
Так же все ваши школьные обязанности, прописаны в вашем дневнике.
И я сейчас вам перечислю самые главные обязанности:
1.В классе ученики должны относиться друг к другу с уважением, помогать друг другу.
2. Каждый ученик-это личность, у которого свой характер, свои интересы. Поэтому ученики должны помнить об этом.
3. При возникновении конфликтов, все проблемы надо решать за столом переговоров.
4. Отношения учителя и ученика являются одними из самых важных. К каждому ученику должен быть индивидуальный подход.
5. Атмосфера на уроках должна быть дружеская. Учитель должен заинтересовать учеников.
6. Ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.
7. Школа – твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь.
8. Веди активный образ жизни, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.
9. Ты должен аккуратно вести дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят взрослые.
10. Если потребуется твоя помощь, не раздумывай – помоги. В следующий раз помогут тебе.
11. Если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.
Физкультминутка.
Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.
А как вы думаете, какие обязанности вы должны соблюдать в школе?
Предполагаемые ответы:
· Уважать права, честь и достоинство всех участников;
· Прилежно учиться;
· Иметь аккуратный вид;
· Соблюдать правила техники безопасности;
· Беречь школьное здание, оборудование;
· Придерживаться общепринятых правил поведения;
· Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы/
О чём мы узнали с вами в процессе работы над Конвенцией? (О правах и обязанностях детей).
Что же детям дает знание своих прав, мы сейчас с вами и узнаем.
Разбирая следующие ситуации, мы посмотрим, как работают статьи Конвенции.
Наши ребята уже много набрали информации, и сейчас вместе с вами будут закреплять знания, благодаря ситуациям.
Ребёнку даётся задание: прочитать текст, обсудить ситуацию ,слушая и уважая мнение каждого в группе определить, какое право ребёнка нарушается в данном случае. Определитесь, кто грамотно сможет высказать перед классом мнение группы(раздаются листы с ситуациями)
Ситуации.
1.10 летний Павлик проживает со своими родителями в селе. У них большое хозяйство. Родители на время перестали пускать сына в школу, так как много работы дома. Нарушены ли права мальчика?
2. 9-летнего Антона постоянно избивают старшеклассники. Он боится жаловаться, так как старшие ребята угрожают ему еще большей физической расправой. Он молчит и терпит. Нарушены права Антона? Как ему следует поступить?
3.13-летняя Оксана на время летних каникул устроилась на работу. Ее рабочий день длится 8 часов, как у взрослого человека. Нарушены права Оксаны? Как она или ее родители могут поступить в этой ситуации?
4. Аня очень талантлива, она прекрасно поёт. В семье , кроме неё ещё 3 малыша и ей приходится по приказанию мамы после уроков приглядывать за малышами. Девочка не может из-за этого нигде выступать. Нарушены права Ани?
Все люди должны уважать друг друга и вежливо общаться между собой. Следовательно, Ты обязан вежливо общаться с окружающими. Вежливость должны соблюдать как взрослые, так и дети. Следует уважать взрослых: своих маму и папу, бабушку и дедушку, воспитателей, учителей и других взрослых. Также следует уважать всех детей: товарищей по детскому саду и школе, по тренировке и играм, соседских мальчиков и девочек. Если Ты уважаешь людей вокруг Тебя и ведешь себя с ними вежливо, то и Тебя будут уважать.
Что вам особенно запомнилось из сегодняшнего занятия?
Права есть и у взрослых, и у детей. Главное право – право на любовь и защиту, гаранты этих прав – мама и папа. И у нашего малыша есть эти гаранты, и мы верим, что он вырастет и станет умным, здоровым, успешным взрослым человеком. В современном обществе у каждого человека с рождения очень много прав. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.
Наш классный час еще раз доказал, что у всех у нас есть права и обязанности. А я хочу вам всем пожелать еще побольше друзей!
Я не завидую чужому счастью
И, как умею, берегу своё.
И если у друзей в душе – ненастье,
То это горе, также, и моё!
Друзьям не расставляю я капканы,
Не закрываю сердце на засов
И не ищу в поступках их изъяны.
Друзей люблю без всяких громких слов.
Но кто-то мастер – делать людям больно.
И ненавистью душу бередя,
Изводит всех, пусть, даже, и невольно…
А злобой душит, собственно, себя!
Таких людей я искренне жалею:
В их душах не искрится яркий свет.
Там вечный мрак запущенной аллеи,
И светлых уголков там просто нет!
Что может быть страшнее лицемерья?
Всего важней: НЕ ОБНИЩАТЬ ДУШОЙ!
И я гоню и зависть, и безверье.
Для этого не нужно быть святой!
Но в истину одну я верю твердо:
Отдашь добро, ОНО ВЕРНЁТСЯ ВНОВЬ!
А сейчас мы с вами закрепим наш материал.
1. Какое главное право имеет ученик? (Право на обучение)
2. Что обязан делать ученик?
3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?
4.Что такое права?
5. Что такое обязанности?
Игра. Школы мечты.
На доске вывешивается рисунок школы. Ученикам раздаются кружочки, на которых они пишут права, обязанности, качества человека и,подходя по одному к рисунку закрепляют его.
Тест.
И помните такие слова – обращение к каждому:
Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!
Спасибо за урок!