Оглавление
ИНТЕРМЕДИЯ 3
ЭПИЗОД 1. ПРОЛОГ. 8
ЭПИЗОД 2. БАЛЛАДА. 9
ЭПИЗОД 3. ВЫСТУПЛЕНИЕ РЕКТОРА. 12
ЭПИЗОД 4. МОЙ ПРАДЕД. 13
ЭПИЗОД 5. МОЯ РОДОСЛОВНАЯ. 14
ЭПИЗОД 6. ТИХО НА ГРАНИЦЕ. 18
ЭПИЗОД 7. 2015-Й. 4 ЧАСА УТРА. 19
ЭПИЗОД 8. 1941-Й. 4 ЧАСА УТРА. 22
ЭПИЗОД 9. 4 ЧАСА УТРА. 25
ЭПИЗОД 10. НЕ ЗАБЫТЬ БЫ. 26
ЭПИЗОД 11. ТУФЕЛЬКИ. 27
ЭПИЗОД 12. МИНСКОЕ ГЕТТО. 28
ЭПИЗОД 13. ДАМСКИЙ ПОРТНОЙ. 30
ЭПИЗОД 14. МОЯ РУКА В ТВОЕЙ РУКЕ. 31
ЭПИЗОД 15. СИНИЙ ПЛАТОЧЕК. 32
ЭПИЗОД 16. ПИСЬМО ПАРТИЗАН. 35
ЭПИЗОД 17. СМУГЛЯНКА. 37
ЭПИЗОД 18. А ПОМИРАТЬ НАМ РАНОВАТО. 39
ЭПИЗОД 19. ПРИШЕЛ СОЛДАТ С ВОЙНЫ. 41
ЭПИЗОД 20. ВРАГИ СОЖГЛИ… 42
ЭПИЗОД 21. КАЗАКИ. 43
ЭПИЗОД 22. ПОБЕДА. 45
ЭПИЗОД 23. ЗА ЖИЗНЬ. 47
ИНТЕРМЕДИЯ
НАТ. ТЕРРАСА У ВХОДА В ТЕАТР. 16:00
КОНЦЕРТНЫЙ ОРКЕСТР ДУХОВЫХ И УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ «СВЕТОЧ» БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ.
Звучат вальсы и марши военных лет.
ИНТ. ГАРДЕРОБ. 16:30
МАССОВКА
У входа и в гардеробе в фойе появляется массовка: персонажи, одетые в довоенную форму, девушки в ситцевых платьях. Смеются, переговариваются. С цветами и программками в руках встречают гостей.
В гардеробе афиши: одна выполнена в предвоенном стиле, другая в стиле победного 45-го. Обе анонсируют предстоящее мероприятие «За жизнь».
ИНТ. ГАРДЕРОБ 16:35
ГАРМОНИСТ
В фойе появляется, переодетый в военную форму гармонист. Он располагается на танкетке и играет очень знакомые наигрыши – довоенные мелодии.
ИНТ. ГАРДЕРОБ. 16:38
ГАРМОНИСТ, МОЛОДАЯ ЖЕНЩИНА.
В фойе появляется молодая женщина.
МОЛОДАЯ ЖЕНЩИНА
Вы не видели девочку? Пяти лет?. Малышка совсем… Эшелон стоит 15 минут… Ждать не будет, боже мой!.. Я выскочила кипятку раздобыть… Маша, Машенька!… Эшелон вот-вот отправится!.. Помогите, вы не видели девочку, с бантиками?
Убегает в фойе. Там повторяет ту же сцену. Затем с теми же словами, убегает в зрительный зал, а затем и за кулисы.
ИНТ. ГАРДЕРОБ. 16:39
ГАРМОНИСТ. ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ПАРА
Гармонист исполняет фокстрот “РИО-РИТА”. Появляется танцевальная пара, скромно исполняющая фокстрот.
ИНТ. ГАРДЕРОБ 16:42
ВЕСТОВОЙ
В гардеробе появляется вестовой.
ВЕСТОВОЙ
Товарищи офицеры и младшие командиры! Увольнительная до 22 часов! Товарищи офицеры и младшие командиры! Увольнительная до 22 часов! По окончании лекции и концерта – всем явиться по месту назначения!
Уходит.
НАТ. ТЕРРАСА У ВХОДА В ТЕАТР. 16:43
Оркестр прекращает свою работу.
ИНТ. ФОЙЕ. 16:43
КУДРИЦКАЯ, ГИТАРИСТ, СКРИПАЧ
В фойе исполняется довоенный романс “Только раз”
КУДРИЦКАЯ
День и ночь роняет сердце ласку,
День и ночь кружится голова,
День и ночь взволнованною сказкой
Мне звучат твои слова.
Только раз бывают в жизни встречи,
Только раз судьбою рвется нить,
Только раз в холодный зимний вечер
Мне так хочется любить!
Тает луч забытого заката,
Синевой окутаны цветы.
Где же ты, желанная когда-то,
Где, во мне будившая мечты?
Только раз бывают в жизни встречи,
Только раз судьбою рвется нить,
Только раз в холодный зимний вечер
Мне так хочется любить!
ИНТ. ФОЙЕ. 16:46
ВЕСТОВОЙ
Вновь, уже в фойе появляется вестовой.
ВЕСТОВОЙ
Товарищи офицеры и младшие командиры! Увольнительная до 22 часов! Товарищи офицеры и младшие командиры! Увольнительная до 22 часов! По окончании лекции о международном империализме – лектор из Москвы и концерта – художественная самодеятельность нашей части, – всем явиться по месту назначения, в часть!
ИНТ. ФОЙЕ. 16:47
ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ГИТАРИСТ, СКРИПАЧ
ХМЕЛЬНИЦКАЯ
Поговори хоть ты со мной,
Подруга семиструнная.
Душа полна такой тоской,
А ночь такая лунная.
Вот там звезда одна горит
Так ярко и мучительно.
Лучами сердце шевелит,
Дразня его язвительно.
Чего от сердца нужно ей,
Ведь знает без того она,
Что к ней тоскою долгих лет
Вся жизнь моя прикована.
Ах, ты, жизнь, моя жизнь,
К сердцу сердцем ты прижмись,
На тебя, на тебя греха не будет,
А меня, а меня пусть люди судят.
И от зари, и до зари
Тоскую, мучусь, сетую.
Так пой же мне, договори
Ту песню недопетую.
Две гитары зазвенев,
Они жалобно заныли,
С детства памятный напев,
Старый друг, мой ты ли…
Эх, раз да ещё раз,
Да ещё много-много раз.
Эх, раз да ещё раз,
Да ещё много-много раз.
Эх, раз да ещё раз,
Да ещё много-много раз.
Эх, раз да ещё раз,
Ещё много-много раз.
ИНТ. ФОЙЕ. 16:51
МОЛОДЫЕ ПОЭТЫ
В фойе – у самых дверей, ведущих в зрительный зал – справа и слева от них МОЛОДЫЕ ПОЭТЫ декламируют стихи.
ПЕРВЫЙ
А когда мы вернемся,
А мы возвратимся с победой,
Все, как черти, упрямы,
Как люди, живучи и злы,
Пусть нам пива наварят
И мяса нажарят к обеду,
Чтоб на ножках дубовых
Повсюду ломились столы.
(С.ГУДЗЕНКО)
ВТОРОЙ
Когда — науку всех наук –
В бою постигнешь бой, —
Еще поймешь,
Как дорог друг,
Как дорог каждый свой –
И про отвагу, долг и честь
Не будешь зря твердить.
Они в тебе,
Какой ты есть,
Каким лишь можешь быть.
(А.ТВАРДОВСКИЙ)
ПЕРВЫЙ
Буржуйка чадила опять нестерпимо,
Нисколько не грея, шипя и треща.
И копоть слоями лилового грима
Ложилась на лицах, бумагах, вещах.
В одиннадцать ночи принес телеграммы
С Восточного фронта рассыльный ему.
И сел он за стол, молчаливый, упрямый, Почти задыхаясь в нависшем дыму.
(А.АРТЁМОВ)
ВТОРОЙ
Ракета всплывает и сумрак рвет.
Теперь не жди, товарищ! Вперед!
Мы окружили их блиндажи,
Мы половину взяли живьем…
А ты, ефрейтор, куда бежишь?!
Пуля догонит сердце твоё.
Кончился бой. Теперь отдохнуть,
Ответить на письма… И снова в путь!
(В.БАГРИЦКИЙ)
ПЕРВЫЙ
Светает у причала.
Вот мой сосед дежурит у руля.
Всё в памяти переберу сначала.
Друзей моих ведёт ко мне земля.
– Пиши! – диктуют мне они.
Сквозная летит строка.
– Пиши о нас! Труби!..
– Я не смогу!
– Ты сможешь!
– Слов не знаю…
– Я дам слова! Ты только жизнь люби!
(М.ЛУКОНИН)
ВТОРОЙ
Есть в голосе моем звучание металла.
Я в жизнь вошел тяжёлым и прямым.
Не все умрет. Не все войдет в каталог.
Но только пусть под именем моим
Потомок различит в архивном хламе
Кусок горячей, верной нам земли,
Где мы прошли с обугленными ртами
И мужество, как знамя пронесли.
ПЕРВЫЙ
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете как миф
О людях, что ушли не долюбив,
Не докурив последней папиросы.
(Н.МАЙОРОВ)
ЭПИЗОД 1. ПРОЛОГ.
ИНТ. ЗАЛ. СЦЕНА. ЭПИЗОД “ПРОЛОГ”.17:00
ВИДЕОДЕМОНСТРАЦИЯ.
Гаснет свет в зрительном зале. На проекционном экране фрагмент из кинофильма “Чапаев”. Далёкий грохот пушек. На экране – паренёк в солдатской шинели (явно не по росту) и в папахе и старик, сидящий рядом с тачанкой и расстреноженными лошадьми. Паренёк, оглядываясь на звук далёких пушек, спрашивает у старика, сидящего возле тачанки:
ПАРЕНЁК
Тять, а тять?.. А за что люди насмерть идут?
СТАРИК
За что?.. Хм.. Ясно, за что… За… За жизнь! Каждому хорошей жизни хочется!..
Далёкий грохот пушек. Затемнение. Звучит музыкальное вступление. На экране титр:
ТИТР:
Белорусский государственный университет культуры и искусств
ЭПИЗОД 2. БАЛЛАДА.
ЭПИЗОД “БАЛЛАДА”
УЧАСТНИКИ: И.ДОРОФЕЕВА, ДЕВУШКА, МАЛЬЧИК,СТУДЕНТЫ-УЧАСТНИКИ ЭПИЗОДА “МОЯ РОДОСЛОВНАЯ”
На сцену выходит заслуженная артистка РБ Ирина Дорофеева. Она поёт:
ДОРОФЕЕВА
Дней прошедших давно уж нет
Только память жива-жива
И рассказы минувших лет
Повторяет молва-молва
Уходил солдат на войну,
Обнимал он отца и мать
И невеста, прильнув к нему,
Обещала любить и ждать
Сокол мой, Егорушка,
Бедовая головушка
Не забудь кровинушку
Катю-Катеринушку
Бей врага, хороший мой,
Под Орлом, под Оршею
Далеко ли, близко ли,
Буду ждать, единственный…
На коротком проигрыше, на экране появляется новый титр:
ТИТР:
факультет традиционной белорусской культуры и современного искусства
И.Дорофеева продолжает петь
ДОРОФЕЕВА
Время шло вереницей дней,
Растянувшихся на века
Фотокарточка на столе
Пожелтела уже слегка
А на ней – как всегда красив,
Улыбался Егор светло
Катя-Катенька, не грусти.
Помни всё на войне назло
Милый мой, Егорушка,
Сердце, как воробышек
Всё трепещет, бедное.
Ждёт тебя с Победою
Горестно невестушке:
Ни письма, ни весточки
Только сны тревожные,
Да кресты дорожные!..
На коротком проигрыше, на экране появляется новый титр:
ТИТР:
кафедра режиссуры обрядов и праздников представляют
И.Дорофеева продолжает петь
ДОРОФЕЕВА
Ах, Катюша, скорей-скорей,
Сердце рвётся, душа болит
Погляди у родных дверей,
Что за гость поутру стоит?
На груди его – ордена.
Катя смотрит в лицо бойца…
А лицо отняла война,
Нет у парня теперь лица!..
На коротком проигрыше, на экране появляется новый титр:
ТИТР:
музыкально- публицистический проект
И.Дорофеева продолжает петь
ДОРОФЕЕВА
Кто ты, гость суровый?
С худом ли, с добром ли?
Мир вам, люди добрые,
С вестью от Егора я
Бьётся он под Минском,
Кланяется низко…
Просит, чтобы Катенька
По нему не плакала
А нашла себе другого,
Любого да бойкого…
На коротком проигрыше, на экране появляется новый титр:
ТИТР:
ЗА ЖИЗНЬ
И.Дорофеева продолжает петь
ДОРОФЕЕВА
Стало тихо от этих слов
Но отчаянья на краю,
Катерина герою в лицо
Заглянула, как в жизнь свою.
Отошёл. На щеке слеза
Пролилась из знакомых глаз…
Только сердце смогло узнать
Кто стоит перед ней сейчас…
Из дальней кулисы появляются: ДЕВУШКА, ведущая за руку маленького МАЛЬЧИКА лет пяти, а с ними и все СТУДЕНТЫ-УЧАСТНИКИ пролога.
ДОРОФЕЕВА
Здравствуй, мой Егорушка,
Буйная головушка
По судьбе мне суженый,
Ты один лишь нужен мне
В радости ли, в бедности,
Жить в любви да верности
Не гони Катюшеньку,
Не губи ей душеньку
Что сказать о такой любви?
Для неё ведь не хватит слов
Пусть по жизни нас всех хранит
И ведёт за собой Любовь!
Дней минувших растаял след,
Только память жива, жива
Где Любовь, там и смерти нет,
Повторяет молва, молва…
По окончании песни все на сцене замирают.
ЭПИЗОД 3. ВЫСТУПЛЕНИЕ РЕКТОРА.
ЭПИЗОД «ВЫСТУПЛЕНИЕ РЕКТОРА»
УЧАСТНИКИ: Ю.П.БОНДАРЬ
Выход ректора Белорусского государственного университета культуры и искусств Ю.П. Бондаря.
Ю.П.БОНДАРЬ
Добрый вечер!.. Семьдесят лет. Это огромный срок – целая человеческая жизнь. За это время меняются не только слова, – меняются ощущения, мировоззрения. А ведь именно столько – семьдесят лет – прошло со времени окончания Великой войны!.. Но мы помним! Хотя даже для моего поколения слова «мы помним» означают уже нечто совсем иное, чем для предыдущих. Для моего поколения та война – это уже не боевые друзья отца и даже не товарищи деда по Совету ветеранов. Это уже страницы учебника истории, за которыми открывается пространство легенд, запечатлённых в книгах и кинофильмах. «Война глазами молодых», таков девиз музыкального публицистического проект “За жизнь”, подготовленного к 70-летию Великой Победы в нашем Белорусском государственном университете культуры. Этот проект уникален. Уникален тем, что и слова, которые в нём прозвучат, – самые настоящие, и эмоции, которые вы нём ощутите – самые молодые. Слова не придуманы, чувства – не наигранны. В нём всё – правда: и музыка, и факты, и родословные, и письма, и боль об очень давней утрате, и радость за то, что нынче мы свободно дышим, любим, поём, гордимся. Просто живём. Прежде всего, спасибо тем, кто сидит в первых рядах нашего зала, ветеранам, кто пришёл на встречус молодыми в канун самого святого для всех нас праздника – Дня Победы…«Война глазами молодых».
Ю.П. Бондарь и И.Дорофеева покидают сцену.
ЭПИЗОД 4. МОЙ ПРАДЕД.
ЭПИЗОД “МОЙ ПРАДЕД”.
УЧАСТНИКИ: ДЕВУШКА, МАЛЬЧИК
На экране титр:
ТИТР:
МОЙ ПРАДЕД
ДЕВУШКА, которая держит за руку МАЛЬЧИКА, выводит своего подопечного на авансцену, к микрофону.
МАЛЬЧИК
Мой прадед
Рассказывал мне о войне.
Как в танке сражались,
Горели в огне,
Теряли друзей,
Защищая страну.
Победа пришла
В Сорок пятом году!
Вечернее небо,
Победы салют.
Солдаты Отчизны
Наш сон берегут.
Я вырасту –
Детям своим расскажу,
Пра-прадеды как
Защищали страну!
МАЛЬЧИК завершает своё стихотворение. ДЕВУШКА (на аплодисментах) подходит к МАЛЬЧИКУ, подаёт ему руку и они оба отходят вглубь сцены.
ЭПИЗОД 5. МОЯ РОДОСЛОВНАЯ.
ЭПИЗОД “МОЯ РОДОСЛОВНАЯ”.
УЧАСТНИКИ: МОТУЗ, СОЛОГУБ,ЕВСТРАТОВСКАЯ, КАРПОВ, ЛИПИНСКАЯ, ИЛЛАРИОНОВА, ИВАНОВА, ЕРОМА, ПЛЮХ, ХВЕСЮК, ЗАПРУДСКАЯ
На экране титр:
ТИТР:
МОЯ РОДОСЛОВНАЯ
На сцену выходит ведущий МИХАИЛ МОТУЗ.
МОТУЗ
История страны складывается из судеб людей, живущих в ней, из истории каждой семьи. В судьбе любой семьи, как в капле, отражается судьба целой страны. Двадцатый век был трагическим для нашей родины. Громыхали войны, горели архивы, уничтожались документы, скрывались факты. Войны, революции, репрессии почти лишили нас прошлого. Но никогда не поздно связать разорванные нити… “Моя родословная”. История первая.
Первая история.Музыкальный акцент.
АЛЕСЯ СОЛОГУБ
Моего прадедушку, звали Владимир. Он был партизаном. После войны была издана книга о партизанах Беларуси, и в ней есть несколько строк, посвящённых моему прадедушке. Эта книга до сей поры хранится в нашей семье на почётном месте.
Вторая история.Музыкальный акцент.
ВИКТОРИЯ ЕВСТРАТОВСКАЯ
Мой прадед Иван в 41-м году ушёл на войну. А в победном 45-м пришла похоронка – прадедушка погиб в Польше. Там и был похоронен. А дедушка Николай, по папиной линии, своё детство провёл в концентрационном лагере. Но выжил.
Третья история.Музыкальный акцент.
НИКИТА КАРПОВ
Мой прадедушка Андрей прошёл две войны – Финскую и Отечественную. А другой прадедушка – Николай, прошёл всю войну. И в награду получил часы с гравировкой.
Четвёртая история.Музыкальный акцент.
АНАСТАСИЯ ЛИПИНСКАЯ
Моя бабушка Таня (по маминой линии) рассказывала, что, когда в их деревню приходили немцы, её мама – прабабушка Оля, – прятала дочку в густых кустах и говорила: “Сиди тихо!”. Бабушка Таня только и помнит: “Лежу в кустах и вижу, как надо мной самолёты пролетают…”.
Пятая история.Музыкальный акцент.
ВЕРОНИКА ИЛЛАРИОНОВА
Мой дедушка Анатолий родился в 1942-м году, во время войны. Он был совсем маленьким, но всю жизнь, до самой смерти помнил вкус сахарных бураков. Только их и ели. Чтобы выжить.
Шестая история.Музыкальный акцент.
ДАРЬЯ ИВАНОВА
Прабабушка Мария жила в маленькой деревушке, где-то на окраине Гомельской области. В войну произошла одна очень странная история, единственная, которую я успела узнать. В деревню вошли немцы. Неожиданно в хату вбежал молоденький немец с криками и слезами на глазах. Его никто не понимал. Тогда он бросил на пол с кровати одеяло и класть туда вещи, что лежали на виду, всё время, пытаясь что-то объяснить. Но его никто не мог понять. Тогда он попросил листок бумаги и карандаш и начал… рисовать. Тогда всё стало понятно: деревню готовились сжечь. Этот молоденький немец тайком вывел семью из деревни в лес. Из деревушки спаслись только две семьи. Всех остальных сожгли дотла.
Седьмая история.Музыкальный акцент.
ВАЛЕРИЯ ЕРОМА
Муж прабабушки Мани с первых дней был мобилизован. Прабабушка очень тяжело переживала разлуку. Не смогла усидеть дома. Упросила командира отступавшей части, чтобы её взяли медсестрой. Она спасала раненых, часто рискуя собственной жизнью. Как думаете, каково это? Каково маленькой, хрупкой женщине тянуть на себя с поля боя полуживого солдата?
Восьмая история. Музыкальный акцент.
ДАРЬЯ ПЛЮХ
Прабабушка Домна была связной. К ней часто в дом приходили партизаны делать на чердаке взрывчатку. Однажды в один из таких дней в дом с проверкой нагрянули полицаи. Услышав на чердаке шум, они ринулись туда. Взяли и партизан, и прабабушку и её двоих детей. В комендатуре Витю Крюкова, так звали моего будущего деда, и его сестру отобрали у матери и отправили в Германию. По пути малютка сестра (имя её неизвестно) очень сильно плакала и немцы на полном ходу машины выбросили её на дорогу. А дед Витя в пятилетнем возрасте стал узником, и в лагере немцы дали ему кличку “Вилли Крюгер”. Что там происходило, дедушка не любит рассказывать, говорит только: “Из сильных выжили только сильные”. На его психике война оставила огромный отпечаток. До сих пор во сне он поёт немецкие песни, убегает от собак и плачет…
Девятая история.
ЕВГЕНИЙ ХВЕСЮК
На долю прадеда Ивана выпал нелегкий выбор: партизаны сказали ему: «Либо стань полицаем, либо…» Прадедушку в деревне почитали и уважали. Но он боялся за судьбу своих пятерых детей. Так прадед Иван стал солтысом – это значит старостой в деревне. Всё время, что от полицаев или немцев узнает, передавал партизанам. Пока на него не донесли. Тюрьма. Пытки. Побои. И тут пришла Красная армия. Освободили. И решили расстрелять. Как изменника родины. Но за него вступился офицер, знавший о его мужестве и стойкости. Так мой прадед вернулся домой. Инвалидом физически и душой.
Десятая история.
ДИАНА ЗАПРУДСКАЯ
Мою прабабушку звали Дарья, а прадедушку – Адам. Они познакомились на войне, и влюбились друг в друга в ужасное время боли и страданий. Адам прошёл всю войну военным журналистом, а Дарья была медицинской сестрой. После войны создали семью. Сейчас я рассказываю эту простую историю именно благодаря их Любви на войне. Давайте помнить – почему и благодаря кому мы сейчас просто дышим…
Затемнение. Все участники предыдущего эпизода покидают сцену.
ЭПИЗОД 6. ТИХО НА ГРАНИЦЕ.
ЭПИЗОД “ТИХО НА ГРАНИЦЕ”
УЧАСТНИКИ: ЖУК, МОИСЕЙЧИК, ВИШНЕВСКИЙ, СОКАРЕВ.
На экране – весенние кадры. Рассвет.
ТИТР:
ТИХО НА ГРАНИЦЕ…
На сцене группа вокалистов. Исполняется песня “Тихо на границе”.
ЖУК
Тихо на границе…
Месяц ходит, как бессменный часовой.
В дверь письмо стучится.
Слышишь, мама, это я пишу домой.
Здесь шумят леса,
Родных берёз напоминая голоса.
И песни те, что в детстве мне
Ты напевала, мама.
Зорко вдаль смотрю,
Тебе я слово нерушимое даю:
Беречь покой земли родной,
Страну беречь свою.
Верь, моя родная,
На границе мне служить не тяжело.
На заставе дальней
Греет сына материнское тепло.
Здесь шумят леса,
Родных берёз напоминая голоса.
И песни те, что в детстве мне
Ты напевала, мама.
Зорко вдаль смотрю,
Тебе я слово нерушимое даю:
Беречь покой земли родной,
Страну беречь свою.
(проигрыш)
Зорко вдаль смотрю,
Тебе я слово нерушимое даю:
Беречь покой земли родной,
Страну беречь свою.
ЭПИЗОД 7. 2015-Й. 4 ЧАСА УТРА.
ЭПИЗОД “2015-Й. 4 ЧАСА УТРА”.
УЧАСТНИКИ: ВЕДУЩИЙ МОЙСЮК, СТУДЕНТЫ ТРЕТЬЕГО КУРСА.
На экране – природа, рассвет. Сегодняшний день.
ТИТР:
2015-Й. 4 ЧАСА УТРА
На сцене 2 ведущий МОЙСЮК.
МОЙСЮК
Что такое – 4 часа утра? Как почувствовать это время, время, когда началась война, сегодня? Ведь это то самое время, когда большинство людей в вашем часовом поясе спят и видят сны. Но если вы в этот час не спите, вы один на один с ночью, вы можете следить за рождением будущего дня, слушать пробуждающихся птиц. И музыка звучит в этот час по-особому, и все знакомые предметы в доме и привычный вид из окна кажутся наполненными каким-то глубоким смыслом. И еще здорово увидеть одинокий свет в окошке напротив – значит, кто-то ещё вот так же не спит и также – один на один с ночью и утром.
На сцену выходит группа молодых людей.
ПЕРВЫЙ
А вот я как раз люблю 4 часа утра: все спят, по-настоящему мертво вокруг – и можно делать всё, что угодно, периодически выползая на форум, проверить – нет ли новых сообщений. Вообще-то, я в 4 часа утра родился – самое моё время…
ВТОРОЙ
Да, это самое клёвое время суток! Обожаю раннее утро, но, к сожалению, его просыпаю почти всегда… Сова, блин, а утро раннее люблю… Тихо, пустынно на улицах, птички поют, на улице светло, а солнца еще нет…
ТРЕТИЙ
Я люблю это время. Иногда проснёшься, а спать и не хочется. Тогда можно встать, заняться каким-нибудь делом, мешать никто не будет. Круто! А если спать хочется, тоже круто. Потому что я смотрю на часы и, увидев, что ещё всего четыре часа, зарываюсь в подушку и засыпаю со счастливым чувством, что можно ещё долго спать…
ЧЕТВЁРТЫЙ
Самое то время! А если ещё и идёшь в это время по улице, то чувствуешь себя просто королевой мира. Честное слово… Незабываемое ощущение.
ПЯТЫЙ
Если не спишь, можно, к примеру, писать песни. И просто быть одному. Это здорово, все спят, тишина..
ШЕСТОЙ
А я в это время спать ложусь. Здоровый образ жизни и всё такое…
ПЕРВЫЙ
К черту всё, ничего уже не имеет значения – где я, с кем, как обстоят дела. Мне наплевать на проблемы – это МОЁ время. Я живу только ночью.
ВТОРОЙ
4 часа утра – самое приятное время. И музы в это время явно не спят. По крайней мере, для меня.
ТРЕТИЙ
Все дороги ещё свободны, народ спит. Как хорошо выехать на классную дорогу и гонять, гонять, гонять! И при этом таксисты не мешают!
ЧЕТВЁРТЫЙ
В самом деле, когда встаешь в 4 утра, возникает ощущение новой жизни, чистого листа.
ПЯТЫЙ
Самое лучшее время суток, по-моему… Уже начинает светать, и тишина… Листья не шелохнутся, ни ветерка… И такая свежая прохлада. Клёво в 4 утра стоять на балконе, пить холодный кефир и смотреть вдаль…
ШЕСТОЙ
Обожаю сидеть в это время на крыше и слушать. Или думать. Можно писать стихи, купаться… Самое лучшее время, чтобы гулять по городу, а ещё можно знакомиться…
ЭПИЗОД 8. 1941-Й. 4 ЧАСА УТРА.
ЭПИЗОД “1941-Й. 4 ЧАСА УТРА”
УЧАСТНИКИ: МОТУЗ, КЕДО, САМОЛАЗОВА, ИОДО.
На экране – снова весенние кадры, но чёрно-белой кинохроники. Рассвет. 1941-й год.
ТИТР:
1941-Й. 4 ЧАСА УТРА
На сцене ведущий МОТУЗ, КЕДО, САМОЛАЗОВА, ИОДО.
МОТУЗ
В мирное время большинству даже не хочется думать о героизме. Не хочется думать, что такое – “4 часа утра”. Что такое – “бомбёжка”. Что такое война”. Но не бывает лёгких времён. Каждое время сложно для того, кто в нём живёт. Это неоспоримая истина. Но бывают особенные времена, словно бы предназначенные для испытания людей на прочность, на мужество, на способность сохранить в себе достоинство и лучшие человеческие качества. Это – роковые времена.
КЕДО
“Мне сегодня снился дивный сон. Будто мы с тобой в пшеничном поле в прятки играем. И солнце такое яркое-яркое – кожу румянит. А ветер сзади как подхватит, только и поспевай ногами перебирать. Волосы в разные стороны, все в колосьях. И тут ты ко мне подбегаешь, подхватываешь, над землёй кружишь, кричишь: “Нашёл! Нашёл!” А смех у тебя колокольчиками звенит, как ручеёк переливается! А в глазах твоих всё небо спряталось. Обнимаю тебя, к груди твоей сильной прижимаюсь, и мысли все куда-то улетучиваются. Так тепло, так хорошо, будто все земные богатства – вот они, передо мною! И слов никаких не надо… Алёшка, милый мой Алёшка! Уже совсем скоро наша свадьба, а это сон-то какой хороший! К добру! К счастью! Приезжай поскорее! Город Брест. 20 июня 1941 года”.
ИОДО
“Здравствуйте, дорогие родители! Шлю вам горячий пограничный привет и крепко, крепко жму ваши руки! Дорогие родители, живу хорошо. Время идет быстро. Перевели в пулеметчики. Изучаю эту сложную машину. Учеба идет хорошо. В выходной день ходили в кино в Брест. Всегда обут, одет и сыт по горло. Служба в Красной армии – это школа, которая даёт путевку в жизнь на всю дальнейшую жизнь человека. Дорогая мама, прошу тебя, не расстраивайся и не плачь, я тебя прошу от всей души и сердца. Я сам знаю, что тяжко, но, дорогая мама, я сумею в грозный час встречи с врагом победить. Так говорит каждый пограничник и боец, каждый патриот Советского Союза. На этом кончаю писать. Передайте пограничный привет родным и знакомым, ребятам и девчатам! С приветом, ваш сын Саша. 21 июня 1941 года”.
САМОЛАЗОВА
“Шлю пламенный комсомольский привет из города Бреста! Да, я уже здесь – переехала. Спешу сообщить, что заселение прошло на ура, комната хорошая, вид из окна прелесть. Сегодня знакомилась со своей будущей группой. Ребята все весёлые, шутят постоянно, смеются. Есть только один такой, нос кверху поднял и ходит гоголем. Возомнил себя великим архитектором! Говорит, что строить дома – дело не женское. Ишь, ты! Через пару лет поглядим, какое не женское! Я такие дома строить буду – до самого неба! Высокие, прочные! Дома, которым ничего не будет страшно! Люди в них будут жить счастливо, большими семьями, детишек будет полный двор. Вот посмотришь, так и будет! Да что я все о себе! Ты там как? Как служба? Знал бы ты, какая чудесная погода здесь погода: солнышко светит, птички поют, в воздухе пахнет скошенной травой, мятой, клевером, полынью… Пахнет счастьем! Так и хочется расправить крылья и лететь, лететь, лететь навстречу своему счастью!Навстречу тебе…”. Это письмо не было отправлено. Это письмо погибло вместе со своим автором в 4 часа утра 22 июня 1941-го года…
ЭПИЗОД 9. 4 ЧАСА УТРА.
ЭПИЗОД ПЕСНЯ “4 ЧАСА”
УЧАСТНИКИ: ЖОГАЛЬСКИЙ
Звучит песня “4 часа”.
ЖОГАЛЬСКИЙ
В 4 часа распевались
Рассветные первые птицы
И ветром страницы листались
Нечитанной книги страницы
Ты в свадебном платье летела
Ты в праздничном вальсе кружила
Вчера ты со мной танцевала
А завтра война, а завтра война наступила.
Припев:
В 4 часа, в 4 часа, под утро, под утро
На все голоса, во все небеса
Сыграли побудку
А мы всё живем, в том вальсе плывем
В той жизни, как-будто,
На белом, на свадебном платье твоём
Цветёт незабудка.
Когда небеса отпылали
Свинцовые стихли метели
Мы снова друзей созывали
Мы праздник продолжить хотели
И наши друзья к нам слетались
От Волги, Днепра и Дуная
Смеялись они, обнимались
О том,что погибли, о том,что погибли не зная.
Припев:
В 4 часа, в 4 часа, под утро, под утро
На все голоса, во все небеса сыграли побудку
А мы всё живем, в том вальсе плывем
В той жизни как-будто
На белом, на свадебном платье твоём
Цветёт незабудка.
Песня заканчивается.
ЭПИЗОД 10. НЕ ЗАБЫТЬ БЫ.
ЭПИЗОД “НЕ ЗАБЫТЬ БЫ”
УЧАСТНИКИ: МОТУЗ, МОЙСЮК, ЛУКАШЕВИЧ.
МОТУЗ
1418 дней и ночей.
ЛУКАШЕВИЧ
2600 километров по дорогам войны.
МОЙСЮК
7 миллионов героев, награждённых орденами и медалями.
МОТУЗ
26 миллионов погибших.
ЛУКАШЕВИЧ
История Победы. С 22 июня по 9 мая.
На экране титры:
ТИТР:
НЕ ЗАБЫТЬ БЫ,
ТИТР:
НЕ ПРЕДАТЬ БЫ,
ТИТР:
НЕ ПОТЕРЯТЬ…
ЭПИЗОД 11. ТУФЕЛЬКИ.
ЭПИЗОД “ТУФЕЛЬКИ”
УЧАСТНИКИ: МОТУЗ, МОЙСЮК
МОТУЗ
8 мая 2013 года. Накануне Дня Победы в Минск приехал режиссер короткометражного фильма “Туфельки”, основные сцены которого снимались в Беларуси. Картина о жертвах Холокоста и рассказывает об истории пары туфелек, которая начинается в витрине магазина и трагически обрывается в “могиле” обуви концлагеря”Освенцим”.
МОЙСЮК
“Фильм посвящен войне и Холокосту. У меня дедушка был евреем и жил в Беларуси, поэтому частичка меня находится здесь. Мне кажется, что Беларусь – это самая многострадальная земля. Здесь были самые страшные события во время войны. Один из девизов фильма – “Они живы, пока мы помним, мы живы, пока мы помним”. Для меня было важно сделать этот фильм как дань памяти погибшим на этой войне”. Кинорежиссёр Константин Фам.
Затемнение. На экране – фрагмент из фильма “Туфельки”.
Судьба еврейской семьи из Восточной Европы рассказана, можно сказать, через историю обуви этих людей. Красивые красные туфельки в витрине довоенного магазина куплены юной модницей. Она выходит замуж, и мы видим рядом с туфельками начищенные мужские черные ботинки ее жениха, а вскоре мужа.Вот влюбленные кружатся в танце; они полны беззаботного счастья. Появляются в их жизни и детские башмачки. Но вот наступает страшная война, и солдатские сапоги конвоируют туфельки в вагон, отправляющий евреев в концлагерь. Босые израненные ноги бредут по снегу и по лестнице, ведущей в газовую камеру… Обувь, снятая в фильме, вся оригинальная, подлинная, из цеха костюмов и бутафории пражской студии «Баррандов». Лишь красные туфельки, «сыгравшие» главную роль, сшиты специально на заказ известной мастерицей обуви из Беларуси Мариной Шалимо. Мастерица принимала участие в изготовлении обуви для мюзикла «Дубровский».
ЭПИЗОД 12. МИНСКОЕ ГЕТТО.
ЭПИЗОД “МИНСКОЕ ГЕТТО”
УЧАСТНИКИ: ГРЕК, СВЕТЛОВ
ТИТР:
1942
ГРЕК
“Фашизм? Что это такое? Это когда идешь по улице Минска, и Минск пестрит объявлениями: “Ахтунг!”, “Расстрел!”, “Воды не брать!”, “Здесь не ходить!” Это и есть фашизм. Первые дни слушали потихоньку радиопередачи из Москвы. Так, прослушали обращение Сталина к народу. Скоро приемники приказали под страхом расстрела сдать. Мы с сестрой стащили их на погорелище и там бросили.7 ноября 41-го года в городе появились первые виселицы. В центральном сквере, на Советской улице, на перекладинах ворот частных домов в районе Комаровки. На каждой – трое повешенных: в середине женщина, по бокам мужчины. На груди повешенных – фанера с надписью: «Я помогал партизанам»…
СВЕТЛОВ
«Однажды, когда мы находились на площади Свободы, меня задержали и отвели за здание. Там уже было много людей под охраной солдат. Нас построили в шеренгу, вышел офицер и через переводчика объявил, что совершена диверсия, убит немецкий солдат, и нас, 20 человек, расстреляют. Солдаты выстроились напротив нас, была дана команда: «Внимание! Стрелять!» и все упали. Странно, у меня никакого страха не было. Я тоже упал, наверное, потерял сознание. Когда я очнулся и встал, никаких ран у меня не было. Повезло, что расстреливали солдаты, а не эсэсовцы. Поэтому контрольных выстрелов не было. В сентябре 1943 года в минском гетто, насчитывавшем в начале войны около 80 тысяч человек, осталось примерно 8 тысяч».
Музыкальное вступление песни “Дамский портной”.
СВЕТЛОВ
В одном из тайных убежищ Минского гетто замуровали себя 26 человек. Они продержались в таких условиях около девяти месяцев, 263 дня. 13 человек из всех выжило.
ЭПИЗОД 13. ДАМСКИЙ ПОРТНОЙ.
ЭПИЗОД “ДАМСКИЙ ПОРТНОЙ”
УЧАСТНИКИ: ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДУЭТ.
Хореографическая картинка в постановке Николая Михайлова. Во время танца выход и становятся полукругом на сцене участники театра “Руки”. По окончании песни начинается номер “Моя рука в твоей руке” в исполнении театра “Руки”.
ЭПИЗОД 14. МОЯ РУКА В ТВОЕЙ РУКЕ.
ЭПИЗОД “МОЯ РУКА В ТВОЕЙ РУКЕ”.
УЧАСТНИКИ: ТЕАТР “РУКИ”
Затемнение. На сцене – театр “Руки”. Исполнение номера. По окончании – снова затемнение. Артисты театра “Руки” в темноте покидают сцену.
ЭПИЗОД 15. СИНИЙ ПЛАТОЧЕК.
ЭПИЗОД “СИНИЙ ПЛАТОЧЕК”
УЧАСТНИКИ: МОТУЗ, МОЙСЮК, ЛУКАШЕВИЧ, КУДРИЦКАЯ, ХМЕЛЬНИЦКАЯ.
ТИТР:
1943
МОТУЗ
За годы войны на территории Беларуси было уничтожено более двух миллионов двухсот тысяч мирных жителей и военнопленных, вывезено на каторжные работы в Германию около трёхсот восьмидесяти тысяч человек.
МОЙСЮК
На территории Беларуси оккупанты сожгли и разрушили двести девять городов и районных центров, девять тысяч двести сел. Во время борьбы с партизанами за годы оккупации Беларуси немецко-фашистские захватчики провели более ста сорока карательных операций, в результате которых уничтожено более пяти тысяч двухсот девяносто пяти, из них шестьсот двадцать восемь уничтожены вместе с населением. Триста двадцать пять из них не возродились.
ЛУКАШЕВИЧ
(читает письмо)
“Милая мамочка! Пишу это письмо перед смертью. Ты его получишь, а меня уж не будет на свете. Ты, мама, обо мне не плачь и не убивайся. Я смерти не боюсь… Мамочка, ты у меня одна остаешься, не знаю, как ты будешь жить… Ладно, моя милая, доживай как-нибудь свой век. Мама, я все же тебе немного завидую: ты хоть живешь пятый десяток, а мне пришлось прожить 24 года, а как бы хотелось пожить и посмотреть, какая будет дальше жизнь. Ладно, отбрасываю мечты… Писать кончаю, не могу больше писать: руки трясутся и голова не соображает ничего… Знаешь, мама, обидно умирать. Ну ладно, прощай, моя милая старушка. Как хотелось бы посмотреть на вас, на тебя, на Зою, милого Женечку, если сохраните его, расскажите ему, какая у него была тетя. Ну, все. Целую вас всех и тебя, мою мамочку.Твоя дочь Вера Поршнева”.
Звучит музыкальное вступление песни “Синий платочек”.
БИЛАН
Помню, как в памятный вечер
Падал платочек твой с плеч,
Как провожала и обещала
Синий платочек сберечь.
И пусть со мной
Нет сегодня любимой, родной,
Знаю, с любовью ты к изголовью
Прячешь платок дорогой.
ХМЕЛЬНИЦКАЯ
Письма твои получая,
Слышу я голос родной.
И между строчек синий платочек
Снова встаёт предо мной.
И часто в бой
Провожает меня образ твой,
Чувствую, рядом с любящим взглядом
Ты постоянно со мной.
ВМЕСТЕ
Сколько заветных платочков
Мы сохраняем с тобой,
Нежные речи, девичьи плечи
Помним в страде боевой.
За них, родных,
Желанных, любимых таких,
Строчит пулеметчик за синий платочек,
Что был на плечах дорогих!
БИЛАН
Кончится время лихое,
ХМЕЛЬНИЦКАЯ
С радостной вестью приду,
БИЛАН
Снова дорогу к милой порогу
ХМЕЛЬНИЦКАЯ
Я без ошибки найду.
ВМЕСТЕ
И вновь весной
Под знакомой ветвистой сосной
Милые встречи, нежные речи
Нам возвратятся с тобой.
(проигрыш)
Милые встречи, нежные речи
Нам возвратятся с тобой.
Затемнение. Все покидают сцену.
ЭПИЗОД 16. ПИСЬМО ПАРТИЗАН.
ТИТР:
1944
ЭПИЗОД “ПИСЬМО ПИНСКИХ ПАРТИЗАН”
УЧАСТНИКИ: ИВАН ФИЛИППЕНКО
ИВАН
Верховному Главнокомандующему Германии, ограбившему Францию, Голландию и Данию, обокравшему Бельгию и Австрию, Чехословакию и Норвегию, зачинщику мировой войны, подлому палачу нашей страны, сумасшедшему стратегу, вызывающему много смеху, эрзац-Наполеону, похожему на ворону, отставному ефрейтору – обер-сволочи Гитлеришке.
Деловые соображения, советы и предложения пинских партизан, каковые записал Иван. Задумалось тебе да твоей шпане, в том числе Риббентропу, покорить себе Европу. Не сварила твоя баранья башка, что тонка окажется кишка. Видно, кобыла, что тебя родила, не мозгами, а мякиной “котелок” твой набила. Возомнив, что ты Наполеон, полезли немцы на рожон. И не зная броду, сунулись в воду. В итоге, не покорив Европу, уже получили коленом в *. Пока ещё держитесь на волоске, но скоро получите по башке. И от твоего, бандит, фашистского гнезда не останется ни *. Помнишь, мудак, страшил нас как. На весь мир гавкал: “Я победил – Красная Армия разбита, авиация побита, Москве, мол, капут”. Да никто тебе не верил,чёртов пуп. Нас, едрёна вошь, не проведёшь, знали мы, старый *, что известный ты хвастун. Из-под Москвы удирая, бежали фрицы пятки и штаны теряя. Под Сталинградом дело кончилось адом. Под Орлом по башке получили колом. Из-под Белгорода, обделывая пятки, мчались войска твои без оглядки. Около Припяти и Березины тоже немало наклали в штаны. Словом, дают вам и в хвост, и в гриву, лупят, что кобылу сиву. Слушай дальше, болван, слово пинских партизан. Геббельсу ты сказал, чтоб тот листовку написал. Дескать, переходите к нам, рай будет у немцев вам. Передай Геббельсу, безмозглый идиот, что и этот номер не пройдёт. Родиной мы не торгуем, её не продаём, а на листовки ваши плюём. Если ж ты ещё раз пошлёшь против нас свою рать, то мы всю твою задрипанную орду, загоним кобыле в *. Болот у нас хватит, чтобы вашими трупами гатить.
По поручению партизан, подписываюсь – Иван”.
Письмо оригинально и написано 8 марта 1944 года группой партизан штаба соединения Пинской области в ответ на фашистскую листовку. Листовка содержала предложение “партизану Ивану” вернуться домой и обещание спокойной и сытой жизни. (Из этических соображений некоторые слова не прозвучали).
Музыкальное вступление песни “Смуглянка”.
ЭПИЗОД 17. СМУГЛЯНКА.
ЭПИЗОД “СМУГЛЯНКА”
УЧАСТНИКИ: АЛЕКСАНДР САВАНЕЦ
САВАНЕЦ
Как-то летом на рассвете
Заглянул в соседний сад
Там смуглянка-молдаванка собирает виноград
Я краснею, я бледнею
Захотелось вдруг сказать
Станем над рекою зорьки летние встречать.
Припев:
Раскудрявый, клён зелёный лист резной
Я влюблённый и смущённый пред тобой
Клён зелёный да клён кудрявый
Да раскудрявый резной
Раскудрявый клён зелёный лист резной
Я влюблённый и смущённый пред тобой
Клён зелёный да клён кудрявый
Да раскудрявый резной.
А смуглянка-молдаванка отвечала парню так
Партизанский молдаванский
Собираем мы отряд
Нынче рано партизаны дом покинули родной
Ждёт меня дорога
К партизанам в лес густой.
Припев:
Раскудрявый клён зелёный лист резной
Я влюблённый и смущённый пред тобой
Клён зелёный да клён кудрявый
Да раскудрявый резной
Раскудрявый клён зелёный лист резной
Я влюблённый и смущённый пред тобой
Клён зелёный да клён кудрявый
Да раскудрявый резной.
И смуглянка-молдаванка по тропинке в лес ушла
В том обиду я увидел, что с собой не позвала
О смуглянке-молдаванке часто думал по ночам
Вновь свою смуглянку я в отряде повстречал.
Припев:
Раскудрявый клён зелёный лист резной
Я влюблённый и смущённый пред тобой
Клён зелёный да клён кудрявый
Да раскудрявый резной
Раскудрявый клён зелёный лист резной
Я влюблённый и смущённый пред тобой
Клён зелёный да клён кудрявый
Да раскудрявый резной.
ЭПИЗОД 18. А ПОМИРАТЬ НАМ РАНОВАТО.
ЭПИЗОД “А ПОМИРАТЬ НАМ РАНОВАТО”
УЧАСТНИКИ: МОТУЗ, МОЙСЮК, ЛУКАШЕВИЧ, ЛЕЦКО
МОТУЗ
Мне кажется, что всё-таки главной силой той войны была пехота. Причём – не мото-пехота, а просто пехота.То есть, люди, которые собственными ногами прошли сотни и тысячи километров, сначала отступая до Волги, а потом – уже в обратную сторону до самого Берлина.
ЛУКАШЕВИЧ
Они все надеялись, что с ними ничего не случится. И при этом понимали, что случиться может в любой момент. И дошли, конечно, не все. Совсем не все…
МОЙСЮК
(читает письмо)
«Вообще эти танкисты – замечательные парни. Бывало, прилетят «юнкерсы» и начнут свои «вальс-фантазии», а они повылезут из землянок и, как говорил Жуков, любуются танцем сов из «Фауста». Бомбы-то видно, как летят, они и обсуждают: “Вот, эта на нас, а эта в болото…»
МОТУЗ
Да, танкисты были очень уважаемыми ребятами. Кто с ними ещё мог соперничать?
МОЙСЮК
Артиллеристы, например. Все-таки артиллерия – бог войны!
ЛУКАШЕВИЧ
Лётчики!Никто не мог с ними сравниться по уважению и популярности. И если начнём сейчас вспоминать фильмы, которые были сняты и во время войны, и после, то окажется, что чуть ли не половина их сняты про лётчиков!
МОТУЗ
А фронтовые шофёры? Они перевозили солдат, вооружения, занимались эвакуацией раненых. Шофёров на войне ценили не меньше, чем снайперов.
Музыкальное вступление “Песенки фронтовых шофёров”.
ЛЕЦКО
Через горы, реки и долины,
Сквозь пургу, огонь и чёрный дым
Мы вели машины, объезжая мины,
По путям-дорогам фронтовым.
Припев:
Эх, путь-дорожка фронтовая,
Не страшна нам бомбёжка любая.
А помирать нам рановато,
Есть у нас ещё дома дела.
А помирать нам рановато,
Есть у нас ещё дома дела.
Путь для нас к Берлину, между прочим,
Был друзья не лёгок и не скор,
Шли мы дни и ночи, трудно было очень,
Но баранку не бросал шофёр.
Припев:
Эх, путь-дорожка фронтовая,
Не страшна нам бомбёжка любая.
А помирать нам рановато,
Есть у нас ещё дома дела.
А помирать нам рановато,
Есть у нас ещё дома дела.
Может быть отдельным штатским лицам
Эта песня малость невдомёк,
Мы ж не позабудем, где бы жить ни будем,
Фронтовых изъезженных дорог.
Припев:
Эх, путь-дорожка фронтовая,
Не страшна нам бомбёжка любая.
А помирать нам рановато,
Есть у нас ещё дома дела.
А помирать нам рановато,
Есть у нас ещё дома дела.
Эх, путь-дорожка фронтовая,
Не страшна нам бомбёжка любая.
А помирать нам рановато,
Есть у нас ещё дома дела.
А помирать нам рановато,
Есть у нас ещё дома дела.
Затемнение.
ЭПИЗОД 19. ПРИШЕЛ СОЛДАТ С ВОЙНЫ.
ЭПИЗОД “ПРИШЕЛ СОЛДАТ С ВОЙНЫ ДОМОЙ”
УЧАСТНИКИ: МОТУЗ
МОТУЗ
Я до Варшавы
Шел с пехотой,
Оглох от танковых атак.
Ел, все, что было…
И с охотой –
Курил лесной эрзац-табак.
«Колун» варил
В консервной банке,
Окопы рыл среди болот.
На животе сушил портянки
И «продавал цыганский пот».
И пулеметной
Жесткой плетью
В боях исхлёстан до костей,
Я бился насмерть
С черной смертью,
Но не поддался даже ей.
Пришел домой…
Но не крылечка,
Не материнских теплых рук…
Холодная чернела печка,
Ржавел заброшенный утюг.
И слезы жгли
Похлеще водки,
Я наземь бросил костыли,
Снял полинялую пилотку,
В кисет насыпал горсть земли.
ЭПИЗОД 20. ВРАГИ СОЖГЛИ…
ЭПИЗОД “ВРАГИ СОЖГЛИ РОДНУЮ ХАТУ”
УЧАСТНИКИ: КОЛОСОВ
КОЛОСОВ
Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью…
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою.
Пошёл солдат в глубоком горе
На перекрёсток двух дорог.
Нашёл солдат в широком поле
Травой заросший бугорок.
Стоит солдат и словно комья
Застряли в горле у него.
Сказал солдат: «Встречай, Прасковья
Героя мужа своего,
Готовь для гостя угощенье,
Накрой в избе широкий стол,
Свой день, свой праздник возвращенья
К тебе я праздновать пришёл».
Никто солдату не ответил,
Никто его не повстречал…
И только тёплый летний вечер
Траву могильную качал.
Вздохнул солдат, ремень поправил,
Раскрыл мешок походный свой,
Бутылку горькую поставил
На серый камень гробовой.
«Не осуждай меня, Прасковья,
Что я пришёл к тебе такой,
Хотел я выпить за здоровье
А должен пить за упокой.
Сойдутся вновь друзья, подружки…
Но не сойтись вовеки нам»
И пил солдат из медной кружки
Вино с печалью пополам.
Он пил, солдат, слуга народа,
И с болью в сердце говорил:
«Я шел к тебе четыре года,
Я три державы покорил…»
Хмелел солдат, слеза катилась,
Слеза несбывшихся надежд…
И на груди его светилась
Медаль за город Будапешт.
Затемнение.
ЭПИЗОД 21. КАЗАКИ.
ЭПИЗОД “КАЗАКИ”.
МОЙСЮК, ЛУКАШЕВИЧ, БОГДАНЕЦ
ТИТР:
1945
МОЙСЮК
Чем можно измерить долгий путь к Победе? Битвами, днями, горем, страданиями, мужеством, самоотверженностью. Всё это вошло в нашу жизнь, в историю. Это надо помнить, чтобы понимать, насколько был труден путь к Победе.
ЛУКАШЕВИЧ
Война – это страшно, жутко. Это загубленные жизни, исковерканные судьбы. Нам повезло, мы живём в относительно мирное время, и за это – низкий поклон всем тем, кто сражался за освобождение: в тылу и на фронте люди не жалели своих сил и жизни, «просто был выбор у каждого: я или Родина».И люди выбирали Родину, чтобы было будущее у детей и внуков, чтоб не исчезла наша земля.
Музыкальное вступление песни “Казаки”.
БОГДАНЕЦ
По Берлинской мостовой
Кони шли на водопой.
Шли, потряхивая гривой,
Кони-дончаки.
Распевает верховой –
Эх, ребята, не впервой
Нам поить коней казацких
Из чужой реки.
Припев:
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
Он коней ведёт шажком,
Видит – девушку с флажком
И с косою под пилоткой
На углу стоит.
С тонким станом, как лоза,
Синевой глядят глаза.
Не задерживай движенья –
Казаку кричит.
Припев:
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
Задержаться он бы рад,
Но, поймав сердитый взгляд,
Ну-ка, рысью – с неохотой
Крикнул на скаку.
Лихо конница прошла,
А дивчина расцвела.
Нежный взор не по уставу
Дарит казаку.
Припев:
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
По Берлинской мостовой
Снова едет верховой.
Про дивчину, про землячку
Говорит друзьям.
Как вернусь в родимый дом,
Как вернусь на тихий Дон,
Синеглазую казачку
Снова встречу там.
Припев:
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
ЭПИЗОД 22. ПОБЕДА.
ЭПИЗОД “ПОБЕДА”
ЛУКАШЕВИЧ, МОТУЗ, МОЙСЮК, ВСЕ СТУДЕНТЫ
ЛУКАШЕВИЧ
Это была очень долгая война.
МОТУЗ
Она была гораздо длиннее, чем надеялись в её начале.
МОЙСЮК
А потом, когда конец войны был уже совсем близок, эти последние месяцы и дни казались долгими бесконечно.
ЛУКАШЕВИЧ
И последние потери были самыми горькими.И как же они ждали Победу!
МОТУЗ
Привет из Берлина! Здравствуйте, дорогая мама!
МОЙСЮК
Какой радостный день, день Победы над Германией 9.05.1945!
(ф-ма ликования, аплодисменты)
СОЛОГУБ
Мы, как говорится, гуляли, пили и вспоминали о родине.
КАРПОВ
И так хочется вместе с тобой, мама, выпить за Победу такую историческую.
ЕВСТРАТОВСКАЯ
Мама, извини, но хочется похвалиться, что я и вся наша часть работала по прорыву от р. Одер и дошли до Берлина, помогая нашим наземным войскам.
ИОДО
Мама, был я в Берлине, ездили смотреть это логово.
ЛИПИНСКАЯ
Центр весь разбит, одни груды камней и развалин.
ИЛЛАРИОНОВА
Немцы ходят и смотрят на нас, победителей, искоса.
ИВАНОВА
Какой только нации нет там, со всего мира: французы, чехи, румыны, поляки, итальянцы, англичане, американцы…
ЕРОМА
Мама, мы готовимся к параду. Нашу часть выделили как самую лучшую. Вот и все, дорогая мама.
ИОДО
Передай родным, что был я в Берлине и ходил по нему как победитель, выставляя грудь вперед. Вот и все. Целую крепко. Твой сынок Коля.
ЗАПРУДСКАЯ
Николай Николаевич Самороков – легендарный летчик.
ВМЕСТЕ
И Герой Советского Союза!
МОТУЗ
Как там было в «Чапаеве»? За что люди на смерть идут?
ЛУКАШЕВИЧ
За жизнь.
МОЙСЮК
За жизнь.
Музыкальное вступление песни “Я люблю тебя, жизнь”
ВСЕ
За жизнь! За жизнь! За жизнь!
Студенты с цветами в руках спускаются в зал, вручают цветы присутствующим ветеранам, поют.
ЭПИЗОД 23. ЗА ЖИЗНЬ.
ЭПИЗОД ” Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ЖИЗНЬ”
УЧАСТНИКИ: ВСЕ
ВСЕ
Я люблю тебя, жизнь,
Что само по себе и не ново,
Я люблю тебя, жизнь,
Я люблю тебя снова и снова.
Вот уж окна зажглись,
Я шагаю с работы устало,
Я люблю тебя, жизнь,
И хочу чтобы лучше ты стала.
Мне немало дано –
Ширь земли и равнина морская,
Мне известна давно
Бескорыстная дружба мужская.
В звоне каждого дня,
Как я счастлив, что нет мне покоя,
Есть любовь у меня,
Жизнь, ты знаешь, что это такое,
Есть любовь у меня,
Жизнь, ты знаешь, что это такое.
Как поют соловьи,
Полумрак, поцелуй на рассвете,
И вершина любви –
Это чудо великое – дети.
Вновь мы с ними пройдем,
Детство, юность, вокзалы, причалы,
Будут внуки потом,
Всё опять повторится сначала.
Ах, как годы летят,
Мы грустим, седину замечая,
Жизнь, ты помнишь солдат,
Что погибли тебя защищая?
Так ликуй и вершись
В трубных звуках весеннего гимна,
Я люблю тебя, жизнь,
И надеюсь, что это взаимно.
НАТ. ТЕРРАСА У ВХОДА В ТЕАТР.
По окончании спектакля оркестр на террасе еще в течение 40 минут продолжает свою работу.