Познавательно-игровая программа для детских садов «Путешествие с букварем».

«ПУТЕШЕСТВИЕ С БУКВАРЕМ».
(Познавательно-игровая программа).

На сцене обстановка библиотеки.
За столом сидит Библиотекарь. Появляется девочка с голубыми волосами, это Мальвина.

МАЛЬВИНА: Здравствуйте, ребята! Вы, конечно меня узнали? Это библиотека? Помогите мне, пожалуйста, где тут библиотекарь? (видит библиотекаря). Здравствуйте!

БИБЛИОТЕКАРЬ: Здравствуй, девочка. Чем я могу тебе помочь?

МАЛЬВИНА: Мне нужен букварь. У меня есть ученик Буратино. Такой нерадивый. Он продал свой букварь, чтобы сходить в театр, и теперь неизвестно, как научить его толком читать. Вы мне поможете?

БИБЛИОТЕКАРЬ: Конечно, я выдам тебе букварь. Но не сразу. Сначала я должна выписать тебе читательский билет. Без него книги в библиотеке получить нельзя. А ты пока не скучай, почитай что-нибудь.

(На сцену выносится бутафорский букварь. На каждой его странице нарисованы буквы и написаны начинающиеся с них слова. Букварь ставят так, чтобы его страницы открывались в сторону зрителей. Появляется Буратино.)

БУРАТИНО: Привет! Вот я вас всех и нашел. Тут не было такой… с голубыми волосами? (замечает Мальвину) Ой!

МАЛЬВИНА: Что вы тут делаете, непослушный Буратино?

БУРАТИНО: Я ищу букварь.

МАЛЬВИНА: Все-таки заговорила совесть?

БУРАТИНО: Ну да! Черепаха Тортилла заговорила. Я теперь знаю, где золотой ключик. Он в букваре. Но достанется тому, кто дочитает книгу до самой-самой последней страницы (тяжело вздыхает).

МАЛЬВИНА: Так вот же он, букварь. Давайте читать, какая у нас первая буква? (зал отвечает). Правильно! (открывает первую страницу). А какое слово здесь написано?

БУРАТИНО: На «А»? Арлекин.

МАЛЬВИНА: Вот и неверно.

БУРАТИНО: А что Орлекин, что ли? … Ну тогда Артемон?

МАЛЬВИНА: Очень стыдно. Пусть вам помогут ребята, а то у вас, Буратино, ничего не получается.

(Зал хором отвечает «Азбука»).

БИБЛИОТЕКАРЬ: Кто-нибудь знает, почему Азбука так называется? Ну, букварь – это понятно: в нем буквы, вот он и букварь. Это просто. И с азбукой тоже не сложно. Все дело в том, что это слово очень древнее, у наших предков, как и у нас, буква «А», начинала алфавит, но называлась она «аз», за ней шла буква «Б», а называлась она «буки». Аз да буки – вот и получилась азбука.

(Выходят участники представления – это «книги»).

КНИЖКИ: (по очереди):
Чтоб прочесть ты смог книжки разные
Ношей знаний себя загрузи,
Начинается чтение с азбуки:
А, Б, В, Г, Д, Е ,Ж, З, И!
Каждый день ты встречать будешь праздники
Узнавать миллион новостей,
Начинается чтение с азбуки
К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т
И так далее и так далее!

БУРАТИНО: Я желаньем знаний горю.

ВСЕ: Мы уходим в дорогу дальнюю
В путешествие по букварю.

МАЛЬВИНА: (переворачивает первую страницу):
А вот и она?

БУРАТИНО: Кто?

МАЛЬВИНА: Буква Б – «Библиотека».

(«Книжки» уходят»).

БИБЛИОТЕКАРЬ: Верно, вы сегодня наши гости. Гости библиотеки. А что это слово обозначает? Вы знаете? «Библио» – по-гречески книга – «тека» – хранилище. Знаете, сколько лет существуют в мире библиотеки? Почти пять тысяч лет! Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них тогда хранили? Книги!
В Египте – написанные на папирусе, в междуречье – выцарапанные на глиняных табличках, в Индии – составленные из нарезанных пальмовых листьев. Остатки тех древних собраний дошли до наших дней. Их теперь бережно хранят в крупнейших библиотеках нашей страны. Публичной в Санкт-Петербурге в Ленинской в Москве. Ведь книги в библиотеках не только хранят – их выдают для чтения. И это самое главное. А пока, готовьтесь стать читателями нашей маленькой библиотеки! Готовы ли вы к этому?

(Мальвина переворачивает страницу букваря).

МАЛЬВИНА И БУРАТИНО:
Викторина!

(Появляются книжки).

КНИЖКА: В одиночестве, в покое
Дремлют книжные герои
На страницах книг своих
Пробудите к жизни их,
Что им маяться от скуки?
Все герои любят труд
Вам, друзья, и книги в руки,
Пусть герои оживут.

МАЛЬВИНА: Начинаем нашу книжную викторину!

БУРАТИНО: Победители награждаются.

ФЕДОРА (выходит):
Ой, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои,
Вы подите-ка, немытые домой
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять
Словно солнышко сиять.

(Дети угадывают персонаж «Федора из сказки К.Чуковского «Федорино горе»).
(Выходят портные из сказки «Новое платье короля» Г.Х.Андерсена. Делают сценический этюд. А библиотекарь читает текст из сказки).

БИБЛИОТЕКАРЬ: «Всю ночь накануне торжества просидели они за шитьем, и сожгли более 16 свечей. Всем видно было, что они очень стараются управиться в срок. Они делали вид, что снимают ткань со станков, они резали большими ножницами воздух, они шили иглой без нитки».

(Зал отгадывает).

ИВАН (появляется):
Как он ездил за кольцом
Как на небе был послом
Как хитро поймал жар-птицу
Как похитил царь-девицу
Как к числу других затей
Спас он тридцать кораблей
Как в котлах он не сварился
Как красавцем учинился
Словом наша речь о том
Как он сделался царем.

(Зал отгадывает, это Иван из сказки Ершова «Конек-Горбунок»).

БИБЛИОТЕКАРЬ: Вдруг из ворот обгоревшего дома,
Вышел один человек незнакомый
Рыжий от ржавчины, весь в синяках
Девочку крепко держал он в руках…

(Это «Неизвестный герой» из одноименного стихотворения С.Маршака).
(Появляется Старик Хоттабыч).

МАЛЬВИНА «… Через две минуты борода его была вполне пригодна к употреблению. Он вырвал два волоска и не успела еще растаять в воздухе сопутствующая этому хрустальная музыка, как одежда наших друзей стала выглядеть так, словно ее только что отутюжили, а обувь не только заблестела, но даже запахла дорогим сапожным кремом…».

(Выбегает Том Сойер с ведерком и большой кистью).

БИБЛИОТЕКАРЬ: «Он появился на тротуаре с ведром известки и длинной кистью в руках. Вздыхая, он окунул кисть в ведро и провел ею по верхней доске забора, потом повторил эту операцию снова, сравнил ничтожную выбеленную полоску с необозримым материком некрашенного забора и уселся под дерево в полном унынии». Что это за персонаж?

(Зал отвечает).
(По окончании викторины – награждения).

МАЛЬВИНА: Пора и нам приниматься за труд! (переворачивает страницу букваря).

БУРАТИНО: А что здесь написано?

МАЛЬВИНА: Буква «Г».

ВСЕ: Газета.

(На сцену выбегают газетчики).

ГАЗЕТЧИКИ: Свежие газеты! Свежие газеты!
Разные газеты! Последние новости!

(Появляется газетчик с доской).

БУРАТИНО: Что это у тебя?

ГАЗЕТЧИК: Не видишь разве? Газета.

БУРАТИНО: Ха-ха-ха! Я сейчас от смеха упаду!

ГАЗЕТЧИК: Да-да, газета! Первая в мире. Ее издавали в Риме еще до нашей эры, две тысячи лет назад. Вывешивали в людных местах, и все могли прочесть новости. Доска-то покрыта воском, на ней и писали!

БУРАТИНО: Что в этих газетах писать-то было? Тоже мне последние новости тысячелетней давности!

ГАЗЕТЧИК: Тебе, может быть и неинтересно, а римлянам было интересно. Вот, например, новость про «термы» (у них так бани назывались). «Сенат сообщает гражданам великого Рима, что с этого дня в термах нашего города открываются общественные библиотеки».

ГАЗЕТЧИКИ: При банях книги выдавали
Затем в тот отдаленный век,
Чтобы не брался человек
За книгу грязными руками.

(Рассказы газетчиков сопровождаются показом через эпидиаскоп – или живыми картинками).

ГАЗЕТЧИК: Читайте газеты! Изучайте новые указы!

БУРАТИНО: У тебя тоже небось древность какая-нибудь!

ГАЗЕТЧИК: Нет, у меня посвежее, чем древнеримская!
Январь 1703 года. Ведомости московского государства «Указом сим объявляется об учреждении математических и навигационных наук, где б дворянские дети обучались грамоте и арифметике. Для унятия же крика и бесчинства в каждом классе поставлен будет отставной солдат, имея хлыст в руках, и буде кто их учеников бесчинствовать станет, оному быть биту, какого бы рода он ни был». Из указа Петра Первого.

БУРАТИНО: Нет, такие газеты мне не нравятся. Мне что-нибудь посовременнее.

(Выбегают снова газетчики).

ГАЗЕТЧИКИ: Последние газеты! Свежие газеты! Берите и читайте!

БУРАТИНО: Нет уж, вы скажите какого они года?

ГАЗЕТЧИК: Последний номер детской газеты «Комочек», новости о школьных делах.

(Далее газетчики выкрикивают последние новости из газет).

ГАЗЕТЧИКИ: Свежие газеты! Читайте свежие газеты.

(Газетчики раздают экземпляры последнего номера «Комочка» или последнего номера местной детской газеты. Свой номер получает и Буратино).

БУРАТИНО: Вот спасибо! Только что мне с ней делать?

1-Й ГАЗЕТЧИК: Читать…

2-Й ГАЗЕТЧИК: И хранить!

БУРАТИНО: Где хранить-то?

ГАЗЕТЧИКИ: В своей домашней библиотеке.

(Газетчики убегают. Мальвина переворачивает страницу букваря).

БУРАТИНО (читает):
Д… Домашняя библиотека.

МАЛЬВИНА: Вот именно!

БУРАТИНО: А откуда ее взять?

МАЛЬВИНА: Ее надо собрать. Из любимых книг, журналов, газет и расставить на полках. Это и будет твоя домашняя библиотека.

БУРАТИНО: Ну, немножко книг у меня уже есть. А остальные я в магазине куплю.

(Буратино отходит в сторону, где сидит Продавец книг).

ПРОДАВЕЦ: Что вам угодно, молодой человек?

БУРАТИНО: Мне угодно, что угодно!

ПРОДАВЕЦ: С картинками или без?

БУРАТИНО: Мне все равно.

ПРОДАВЕЦ: Прямо не знаю, что вам предложить. Хотя бы примерно вы знаете, что хотите?

БУРАТИНО: Я знаю точно. Мне нужна книга желтая в голубой цветочек. Толщиной в 60 сантиметров.

ПРОДАВЕЦ: Вот такая? (показывает).

БУРАТИНО: Ага! А если такой нет – то шесть по 10 сантиметров, в самом крайнем случае? 10 по 6. Я считать умею. И все высотой 22 сантиметра.

ПРОДАВЕЦ: Не больше и не меньше?

БУРАТИНО: Не меньше и не больше. Я как следует измерил.

ПРОДАВЕЦ: Ничего не понимаю. Что вы с этими книжками собираетесь делать?

БУРАТИНО: А вы уж сами догадайтесь!

БИБЛИОТЕКАРЬ: Ребята, давайте вместе подумаем, зачем Буратино предъявляет такие странные требования к книгам, которые собирается купить?

(Ответы из зала).

БУРАТИНО: Правильно. Я очень книжки люблю. Собираю домашнюю библиотеку. Кое-что уже раздобыл. Всего 60 сантиметров осталось. А полочка всего 22 сантиметра высотой. А обои у меня в комнате желтые. Да нет, никаких цветочков на них нет. Просто, вдруг Мальвина в гости зайдет, так голубые цветочки на переплете очень к ее волосам подойдут.
Мне для Мальвины ничего не жалко, хотя конечно, с голубыми цветочками книг немного на белом свете… Так, придешь, Мальвина?

МАЛЬВИНА: А ты мне книжку дашь почитать?

БУРАТИНО: Конечно, нет!

МАЛЬВИНА: Почему?

БУРАТИНО: Ты ее унесешь, и вся красота пропадет. У меня запасных пока нет. Вот достану запкнижки, и тогда бери, пожалуйста. Ты с полки возьмешь, а я другую из-под кровати достану и на ее место поставлю. Я жуть как порядок люблю.

(Обиженная Мальвина отходит).

БИБЛИОТЕКАРЬ: Как вы думаете, ребята, правда ли Буратино любит книжки? Правда ли, что ему для Мальвины ничего не жалко? Правда ли, что он любит порядок? И правильно ли он собирает свою домашнюю библиотеку?

(Ответы из зала. Появляются книжки).

КНИЖКИ: – Пусть запомнят все мальчишки
И девчонки в свой черед;
– В книжке важно то, что в книжке,
А не броский переплет.
– Кто-то книжки собирает,
Но не знает им цены.
– Тем, кто книжки не читает,
Книжки вовсе не нужны.
– Что же это означает?
Что добавить мы должны?

ВСЕ: – Те, кто книжек не читает,
Книжкам вовсе не нужны!

(Буратино бросается на книжки. Веселая музыка. Книжки убегают, а тем временем Мальвина переворачивает букварь).
(Появляется девочка – это Дюймовочка).

ДЮЙМОВОЧКА: Здравствуйте ребята. Вы, конечно, меня узнали? Из какой я сказки? А кто написал эту сказку?

(Ответы ребят).

Правильно. Я – Дюймовочка. И принесла я с собой загадки.

(Тем временем Мальвина открывает в букваре букву «З», Дюймовочка загадывает ребятам загадки. Если есть возможность – то можно сделать зримые загадки. Дюймовочка награждает победителей – и уходит. Мальвина открывает букву «И».)

МАЛЬВИНА: Буква «И».

БУРАТИНО: Вот здорово! Игра. Подвижная!

(Мальвина и Буратино проводят игру с ребятами, организуя две команды. Награждение победителей).

БУРАТИНО: Сколько у меня сегодня появилось хороших друзей.

(Мальвина переворачивает лист в букваре).

МАЛЬВИНА: Буква «К».

БУРАТИНО (читает):
Книга!

БИБЛИОТЕКАРЬ: А сейчас мы с ребятами проведем аукцион пословиц и поговорок о книге. Вот например: «Книга – лучший товарищ».

(Проводится аукцион. Победитель награждается. Мальвина открывает следующую букву.)

БУРАТИНО (читает):
Лэ

МАЛЬВИНА: Как тебе не стыдно? Не «лэ», а «Эль». На букву «Л» у нас будет лотерея.

БУРАТИНО: Беспроигрышная?

МАЛЬВИНА: Конечно.

(Выходят книжки. Они несут волшебный ларец, в котором лежат сказочные предметы. Дети отгадывают, чей это предмет, и из какой сказки).

Предметы:

1. Хрустальный башмачок (Золушки из сказки Ш.Перро).
2. Пузырек с надписью «Выпей меня» (Алисы из сказки Л.Кэрролла «Алиа в стране чудес»).
3. Докторский саквояж Айболита (Из сказки К.Чуковского «Айболит»).
4. Красная шапочка (Ш.Перро из одноименной сказки).
5. Пояс с надписью «Семерых одним ударом» (храброго портняжки из сказки братьев Гримм).
6. Мочалка и мыло («Мойдодыр» из сказки К.Чуковского).
7. Цветик-семицветик (В.Катаев из одноименной сказки).
8. Связка очковых оправ («Мартышка и очки» И.Крылова).

МАЛЬВИНА: Ну что же, поиграли – и снова за чтение! (собирается перевернуть страницу).

БУРАТИНО: Нет уж, хватит, надоело! Читаем по одной буковке! Так мы до конца никогда не доберемся. А ведь в самом конце, помните, золотой ключик! Надо скорее достать его и все.

(Пытается открыть сразу последнюю страницу, пыжится и так и эдак, но ничего не выходит. Появляется Мурзилка).

МУРЗИЛКА: Ничего у тебя так сразу не получится, знаний еще маловато.

БУРАТИНО: Вполне достаточно. Мы же букву «Л» прошли. А ты кто такой?

МАЛЬВИНА: (переворачивает страницу):
Вот сейчас посмотрим.

БУРАТИНО (читает):
Мурзилка!

МУРЗИЛКА: Совершенно верно. Разрешите представиться: Мурзилка!

МАЛЬВИНА: Очень хорошо, что вы пришли. Будете нашим гостем.

МУРЗИЛКА: Большое спасибо. Но это я вас хотел пригласить в гости!

БУРАТИНО: Вот здорово! Пошли!

МУРЗИЛКА: Не пошли, а побежали, а то опоздаем.

БУРАТИНО: Ребята, бежим вместе с нами!

(Все в зале встают и бегут на месте. Вот проскочили букву «Н» и «О». Мальвина открывает страницу на букве «П»).

БИБЛИОТЕКАРЬ: Ребята, а какие слова вы знаете на букву «П»?

(Дети отвечают).

БУРАТИНО: А я тоже знаю. «Приключения»!

БИБЛИОТЕКАРЬ: Верно. А вот сейчас мы и посмотрим приключения . «Приключения Незнайки»).

(Два фрагмента из спектакля «Приключения Незнайки»).

БУРАТИНО: А давай перевернем следующую страницу. Интересно, что дальше?

(Мальвина открывает букву «Р». Дети называют. Когда называется сказка «Репка»).

БИБЛИОТЕКАРЬ: Правильно, «Репка», но на новый лад.

(Сцена «Репка», музыка. Выходит Мальвина с книгой. Садится и читает, появляется Буратино).

БУРАТИНО: Как дела?

МАЛЬВИНА: Тише! Я читаю (переворачивает страницу). Видишь: буква «Т» – тишина.

БУРАТИНО: Правильно, в библиотеке должна быть тишина, а то никто читать не сможет. Я тебе помогу, Мальвина, я буду бороться за тишину. Тебе никто не мешает?

МАЛЬВИНА: Никто, кроме тебя.

БУРАТИНО: Ну это как раз не беда. Я больше не буду. И другим не позволю.

(Входит Читатель).

ЧИТАТЕЛЬ: Здравствуйте!

БУРАТИНО: Тише ты, Мальвина читает!

ЧИТАТЕЛЬ: Я…

БУРАТИНО: Что ты? Ты что? Ты что шумишь?

ЧИТАТЕЛЬ: Я не шумлю. Я сказал «Здравствуйте!»

БУРАТИНО: Уже сказал? Тогда уходи, не мешай людям работать!

ЧИТАТЕЛЬ: Я тоже хотел почитать.

БУРАТИНО: И зря. Таким, как ты, книжек не выдают. Пришел – и сразу шуметь.

ЧИТАТЕЛЬ: Это не я, это ты шумишь!

БУРАТИНО (кричит):
Я шумлю? Сам пришел и сразу «Здравствуйте!» «Я хотел!» Я, да я! И еще порядок нарушаешь. Хоть библиотеку закрывай, правда Мальвина?..

(Мальвина, заткнув уши, убегает. Читатель – тоже убегает).

БУРАТИНО: Вот теперь тишина, наконец-то и почитать можно. Только читать-то, кроме меня некому. А мне что-то не хочется.

БИБЛИОТЕКАРЬ (входит):
Буратино, а где же все читатели?

БУРАТИНО: Я тут порядок наводил, вот читатели и убежали. Потому что – недисциплинированные!

БИБЛИОТЕКАРЬ: Это правда, ребята?

(Дети отвечают).

Вот видишь, Буратино! Приведи-ка наших читателей назад.

(Появляются Мальвина, Читатель, книжки и все участники представления).

КНИЖКИ: Любезные читатели
Во всей большой стране
Читайте нас внимательно,
Но только обязательно
Читайте в тишине.

БУРАТИНО (переворачивает страницу):
А вот и золотой ключик!

ВСЕ (поют): Свежий ветер напевает
Дальних странствий голоса,
Он страницы раздувает,
Словно чудо-паруса.
Посреди любой страницы –
Разбегаются глаза.
Но читая дни и ночи
И плывя по морю строчек,
Курса верного держись,
И тогда откроют книжки,
Замечательные книжки
Замечательную жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *