«Путешествие в страну Гардарики» (сценарий по истории Руси для детей начальных классов (10-12 лет)).

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГАРДАРИКИ» (для детей 10-12 лет).

Действующие лица: Новый русский ученик (НРУ) Библиотекарь, Экскурсовод (ведущие), Жители древних городов.
НРУ. Здорово, братцы! Это, что ли, туристическое агентство «Машина времени»?
Библиотекарь. Совершенно верно. Чем могу быть полезна?
НРУ. А директор у вас кто, Макаревич, что ли?
Библиотекарь. Нет, не Макаревич… Я—директор, а это (показывает на второго ведущего) — мой помощник,
Экскурсовод... Так что вы хотите, молодой человек?
НРУ. Путешествовать хочу! Хочу чего-нибудь необычного, удивительного! Только предупреждаю: на львов и крокодилов я уже в Африке охотился, с индейцами шашлыки жарил, с Дмитрием Крыловым его «Непутевые заметки» читал. Скучно мне.
Библиотекарь. Так, понятно! Случай тяжелый, но безвыходных ситуаций не бывает. Предлагаю совершить путешествие в Страну Гардарики. Там-то уж вы, точно, не бывали.
НРУ. Что это еще за место такое? По-моему, мы его в школе по географии не проходили. Может, это что-то вроде Королевства Кривых Зеркал или Страны Чудес?
Библиотекарь. Нет, Страной Гардарики, или Страной Городов, называли с легкой руки скандинавских путешественников, воинов и купцов нашу Родину— Русь. С городами Гардарики иноземные купцы и путешественники знакомились впервые по пути «из варяг в греки». Торговые гости останавливались в Новгороде, Пскове, Любече, Смоленске, Киеве, Чернигове, Полоцке, чинили корабли, пополняли запасы воды и провианта, покупали на многолюдных ярмарках меха и кожу, мед и воск за янтарь, который ценился дороже золота.
И, конечно же, ходили по улицам этих городов, вымощенных бревнами, любовались каменными златоглавыми храмами, сказочно красивыми теремами.
Летописцы называли города Гардарики «прелестью мира», «соперниками Царьграда». Поражали воображение иноземцев своей неповторимой красотой и главные города Северной, так называемой Залесской Руси — Ростов Великий, Суздаль, Владимир, Рязань, Тверь, Кострома.
Один город был лучше, величественнее другого! Впечатление от знакомства с ними было незабываемым. Тысячу лет назад весь мир следил за рождением еще одной великой страны: Руси — Страны городов.
НРУ. Это что-то новенькое! Или старенькое? Давайте посмотрим на карте, где эта страна?
Экскурсовод. Вот этого мы как раз сделать не можем. Потому что в те далекие времена ни карт, ни компасов еще не было.
НРУ. Что же делать?
Экскурсовод. Не отчаивайся! В этом нам помогут путеводные картинки. (Колдует.) Бамбара-чуфара, скорики-морики! Мы с вами находимся на борту парусного корабля, на котором плавали наши предки 1000 лет назад.
Серебряная вода струится за бортом, и вот уже по обе стороны — берега, покрытые дремучими лесами. Вот они сменяются высокими ковылями, в которых теряется всадник на коне. А вот и холмы, на которых города, что любуются своим отражением в тихом зеркале вод.
НРУ. Так где же мы находимся?
Экскурсовод. У нас есть особые знаки и приметы. Вот, например, сосна на правом крутом берегу. Это город Сосницы. Вот камыши.
НРУ. Это Камышин?
Экскурсовод. Правильно! Два кургана высоких?
НРУ. Город Курган?
Экскурсовод. Да! А вот олень вышел к реке напиться, рога у него серебряные, копыта золотые.
НРУ. Оленин?
Экскурсовод. Не угадал! Это Ростов Великий. А вот белый сокол взмыл в поднебесье.
НРУ. Должно быть, это Сокольск или Соколок?
Экскурсовод. Нет, это город Суздаль!
НРУ. Выходит, не все так просто: некоторые картинки нужно еще уметь прочитать! Вот почему, например, у Ростова такой символ: олень, у которого рога серебряные, а копытца золотые? У Суздаля — белый сокол, а у города Владимира — лев? Разве эти животные здесь водились?
Библиотекарь. Олени водились, леса ведь. Львов, точно, не было, да и соколов завозили, пожалуй, с севера. Сказочно красив был город Ростов. Вот и сравнивали его великолепие с красотой грациозного оленя. А Суздаль — с гордой и красивой птицей соколом. Сравнение удачно еще и потому, что белокаменные его храмы действительно напоминали белоснежное оперение сокола. А еще — никому не давал сокол в обиду свое гнездо.
НРУ. Но почему же тогда Владимир — лев, ведь львов не было на севере Руси?
Библиотекарь. Не только на севере, но и на юге их не было. О львах знали в основном понаслышке, из редких тогда иноземных книг, что он — царь зверей и что все его боятся. Как тут не вспомнить меткие строки С. Маршака?
Таков обычай был старинный,
Чтоб с государственных гербов
Грозил соседям лик звериный
Оскалом всех своих зубов.
Где львов от века небывало,
С гербов свирепо смотрят львы,
Или орлы, которым мало
Одной орлиной головы.
Экскурсовод. Долго нам плыть по Стране городов, скакать на коне, ехать в санях или телеге, идти пешком, и не всегда совпадают названия путеводных картинок с названиями городов этой сказочной Страны.
НРУ. Что же это за картинки такие?
Библиотекарь. У этих рисунков есть название — это гербы. Но еще до того, как утвердиться в этом значении, слово это на многих языках — английском, французском, немецком, польском — означало два понятия: «оружие» и «наследство». Представь себе средневекового рыцаря, с ног до головы закованного в броню, только узкая прорезь оставле-на для глаз.
НРУ. Чье же лицо скрыто за этим забралом?
Экскурсовод. Не будем гадать, а посмотрим лучше, что изображено у него на щите?
НРУ. Могучее дерево в три обхвата, вырванное из земли с корнем. Скорее всего, это дуб. А внизу подпись: «Дездича-до». Я, кажется, читал где-то, что это значит — рыцарь, лишенный наследства,
Библиотекарь. Ну, конечно же, сам Айвенго — герой одноименного романа английского писателя Вальтера Скотта! Благородный рыцарь без страха и упрека, как говорили раньше, непобедимый в бою, верный в дружбе. Враги лишили его наследства, но не чести и доброго имени. И горе им, если встречались они с Айвенго в чистом поле. Свой герб Айвенго передал по наследству сыну, а тот — своему. Так два значения слова «герб» — «оружие» и «наследство» — слились воедино.
Щиты в те далекие времена были у рыцарей разные: у варягов — треугольные, у итальянцев — овальные, у испанцев — квадратные с закруглением, у французов — четырехугольные, заостренные книзу.
НРУ. А у русских?
Библиотекарь. Ау русских воинов щиты были круглые — для боя в конном строю, и овальные в рост человека — для пешего боя. И еще одна отличительная черта: как правило, красили наши предки свои щиты в красный цвет — цвет мужества и стойкости в бою.
Постепенно, начиная с 13 века, рисунки с рыцарских щитов перекочевали на кареты, дома, гобелены, ковры, дамские сумочки.
Наконец, и средневековые европейские города обзавелись своими гербами, стали помещать их на городские ворота и крепостные стены. Часто те же изображения появлялись на городских печатях, а если город чеканил собственные деньги, то и на монетах.
Составлялись гербы по очень строгим правилам. Возникла даже специальная наука о гербах — геральдика. Согласно ее законам, рисовали на гербах людей, животных, птиц, де-ревья, солнце, луну, воду, предметы, сделанные руками человека. Это были не только рисунки, но и своеобразные условные знаки, иероглифы, особая азбука.
Гербы объясняли особые люди — герольды, ведь далеко не все знали, что птица феникс, сжигающая себя на огне и каждый раз возрождающаяся к жизни из пепла, — символ бессмертия; сложенные крестом руки — знак верности; лев — силы, мужества, благородства; журавль с камнем в лапе — бдительности; змея, кусающая хвост, — вечности.
Большое значение имели и цвета гербов. Голубые, как безоблачное небо, означали красоту и величие; ярко-зеленые, как весенняя трава, — изобилие; красные, как кровь, — му-жество, храбрость.
НРУ: А когда в России появились первые гербы?
Библиотекарь. Первые гербы как таковые появились во второй половине XVII столетия при царе Алексее Михайловиче, который без городских гербов обойтись уже не мог. Переговоры с иностранными державами требовали знания их государственных и городских символов и введения в международный обиход таких же у себя.
Экскурсовод. многом могут рассказать гербы древних русских городов. И о преданьях старины глубокой, и о знаменательных исторических событиях.
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну.
По заведенному еще при царе Иване Грозном обычаю, стрельцы, вооруженные бердышами и пищалями, несли неусыпный дозор на каменных башнях московского Кремля, а с наступлением сумерек, отмечая каждый час, вели перекличку, славили главные города земли Русской.
— Славен город Киев! — кричал стрелец на самой дальней башне.
— Славен город Новгород! — вторил ему другой.
— Славен город Владимир! — подхватывал третий.
— Славен город Рязань!
— Славен город Смоленск!
— Славен город Москва! — заканчивал стрелец на последней башне.

НРУ. А чем же прославились эти древние русские города, за что возносились им такие почести?
Экскурсовод. А давай-ка спросим у самих горожан, пусть они нам расскажут.
Древний киевлянин. Город наш самый южный, или, как раньше говорили, самый полуденный в Гардариках. Ни одна ладья не проплывет мимо этого города. Сказочно красив он и овеян многими легендами. «Мати городам русским», — называет его первый летописец.
«Жили в давние времена, — отмечает он в предании, — три брата-князя — Кий, Щек и Хорив с сестрою Лыбедь. Старший брат занимал гору. Средний брат на другой горе жил, младший — на третьей. Прозвали их по именам братьев: Щековицей и Хоривицей. А речку, впадавшую в Днепр, стали по имени красавицы-сестры звать — Лыбедью. Кий же всему городу имя свое передал: Киев-град». В 907 году о Киевской Руси узнал весь мир. Князь Олег объединил славянские племена и их данников. Короли и императоры многих держав стремились породниться с киевскими князьями. А у многочисленных торговых гостей были свои интересы. Они грузили на корабли связки знаменитых русских мехов, кож, бочки меда, кольчуги, мечи, а выгружали тонкие ткани с красивыми рисунками, драгоценные украшения, тюки с сухофруктами.
Уже в то время, по свидетельству путешественников, в Киеве было 8 торговищ и 400 храмов. Возможно, количество церквей они несколько преувеличивали, но восхищались их красотой справедливо.
Не прошло и полувека с тех пор, как Русь приняла христианство и сбросила в Днепр языческих идолов, а в городе, как грибы после дождя, возникают десятки храмов. И самый главный из них — Софии Премудрой — до сих пор восхищает мир.
Всю жизнь положил князь Ярослав на то, чтобы объединить вокруг Киева русских князей, привести Русскую землю к единству.
«Будете жить в любви между собой, — говорил он соотечественникам, — крепка станет Русь, и покорятся ей враги. Если же будете в ненависти жить, в распрях, в ссорах, то погибнете сами и погубите землю своих отцов и дедов, которую добывали они трудом своим великим».
Всем известно о героизме и несгибаемом мужестве киевских воинов, защищавших Русскую землю от многочисленных врагов. Не только храм Софии Премудрой напоминает об этом, но и рисунок на древнем гербе города: крылатый воин со щитом и мечом, который еще в XII веке считался покровителем Киева.

Экскурсовод. И снова плывет наша расписная ладья с орлиной головой и крыльями по серебряной от солнечных бликов воде, но уже не по Днепру, а по Десне. Справа, на высоком берегу, большой город. Это ближайший сосед древнего Киева — Чернигов. Целая историческая повесть шагнула в герб этого города. Давайте послушаем ее из уст древнего жителя. Житель Чернигова/Почти 1000летчерниговскойбылине о богатыре Иване Годиновиче, его невесте Марье-Красе, царе Кащее и вещем орле. Вдумайтесь только: 1000 лет!
Князь Кащей послал его в поход в заморскую страну на целых полгода. А невесте его, Марье-Красе, сказал, что убит в бою Иван Годинович, и сам посватал ее. Но верная девица ни за что не соглашалась выйти за другого. Злодей посадил ее в свой терем, чтобы одумалась. Но Марья сумела послать весточку Ивану Годиновичу, чтобы тот возвращался скорее домой и выручал ее. Прискакал Иван в Чернигов и вызвал Кащея на поединок. Выехали биться в чистом поле. Откуда ни возьмись, появился в небе орел и крикнул Кашею человечьим голосом, чтобы тот Марью-Красу законному жениху отдал. Не послушал Кащей и стал стрелять в орла. Но стрелы не причинили никакого вреда вещей птице, повернули обратно и поразили самого Кащея прямо в сердце.
На древнем черниговском гербе — тот самый орел из былины. Неусыпно днем и ночью несет он стражу, защищая интересы родной земли. В любую минуту готов прийти на помощь ее воинам, смердам, ремесленникам — всем тем, кого называют солью земли и кем она держится. Так было испокон веков, и так будет вечно.
Экскурсовод. Вернемся на великий водный путь и поплывем к славному городу Новгороду.
НРУ. Судя по названию, это новый город? Значит, он возник позже других?
Экскурсовод. Напротив, это один из самых древних городов и по возрасту вряд ли уступит Киеву, Чернигову или Владимиру. В незапамятные времена было срублено дере-вянное городище близ Малого Волховца. Скорее всего, втот год, когда ушли славяне с берегов Дуная.
Древний новгородец (1). А Новым его назвали потому, что вскоре перенесли его жители поселение на холм у берегов Волхова, которое им приглянулось больше первоначального. Редко, но бывает и так.
Сам уклад жизни в Новгороде был необычным. Ни перед кем не склонял головы Господин Великий Новгород, гордился удалью и богатствами. 1000 народных собраний — вече — прошло в Новгороде более чем за 400 лет его знаменитой вольницы. Отсюда, с новгородского веча, отправлялась княжеская дружина вместе с народным ополчением против врагов, вторгшихся на Русь с северо-запада.
Древний новгородец (2)
Ой ты, Новгород Великий,
Господин торговых дел!
Отбоев с ордою дикой
Ты счастливо уцелел,
Ой ты, древний город вольный.
Не привык поклоны класть…
Новгородцы недовольны.
Уступая князю власть.
Ты единственный меж всеми
Управлялся без князей,
Только ныне ведь не время
Вольной гордости твоей.
Там, куда садится солнце.
Неспокойно в этот час —
Ведь задумали ливонцы
Наши земли взять у нас.
Александр! Ведь он от шведа
В Невской битве землю спас,
И тебя он от соседа
Защитит на этот раз.
Хоть с тобою Невский в ссоре-.
И на норов твой сердит,
Но родной Отчизны горе
Тяжелей своих обид.
Древний новгородец (1)

По долине голубой
Снежною дорогой,
Соблюдая меж собой
Распорядок строгий,
Шла в поход большая рать
Князя-полководца,
Чтоб от немцев защищать
Землю новгородцев.
Позади остался дом
И тепло людское,
Впереди сверкало льдом
Озеро Чудское.
Александр Невский
Вот теперь не отбери
У ливонцев Пскова,—
Доберутся до Твери,
Суздаля, Ростова.
А захватят города
И начнут селиться,
И прости-прощай тогда,
Русская землица!
Нам их земли не нужны,
Нам свое вернуть бы,
Ведь сейчас нам вручены
Всей Отчизны судьбы!

Древний новгородец (2)
Князь в предутреннюю тьму
Говорил, спокоен, —
Знал, что делу своему
Верен каждый воин.
Увидав перед собой
Эту силу в латах,.
Выходили в смертный бой .
На врагов проклятых. .
И не сладить нипочем
С этой силой дикой:
Рыцарь сверху бьет мечом
И пронзает пикой.

Древний новгородец (1)
Грохот, ржанье, стон и крик,
Наши жмут сильнее,
А ливонец не привык
Получать по шее.
И по льду семь верст пешком,
В плен дружиной взяты,
Шли ливонцы босиком,
Побросавши латы…

Древний новгородец (2)
Я хочу сказать тебе,
Чтоб, ребята, знали:
Наши ратники в борьбе
Землю отстояли!
Ведь спасли они тогда
Русскую землицу —
Села, пашни, города,
И, стало быть, столицу!

Библиотекарь. В начале XVIII века, при составлении новгородского герба, обнаружилось, что печать одного из крупнейших тогда городов России противоречит идее сильного абсолютистского государства, которую осуществлял Петр I.
Согласно его воле, художники заменили свободолюбивые символы символами царской власти. Лишь два медведя и рыбы внизу, напоминающие об изобилии животного мира это го богатейшего северного края, перенесены на новый герб без всякого изменения.
Экскурсовод. Вместе с древним летописцем мы восхищались красотой и величием городов Гардарики, их храбрыми воинами, искусными мастерами. Будем же вместе с Русью и в годину тяжелого испытания, сердцем воспримем страшную беду. Перед нами великий древний русский город — Рязань. Издавна защищали рязанцы южные и восточные рубежи Руси. Давайте послушаем, как это было.

Житель Рязани (1)
Был страшный год, когда все страны
Боялись больше чем огня
Батыя — внука Чингис-хана,
Свое соседство с ним кляня.
И шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком —
Сжигать и грабить города.

Житель Рязани (2)
Не молодица любовалась,
Играя зеркальцем в руке,
А в день погожий отражалась
Рязань-красавица в Оке.
У ребятишек шло катанье
На разметенном окском льду.
Когда на поле под Рязанью
Батый привел свою орду.
Ой, лихо, лихо! Ой, беда!
Стоит орда, грозит орда!
Дымит кострами в чистом поле
И требует десятой доли
Всего от каждого двора —
Мехов, казны и серебра…

Житель Рязани (1)
В морозной снежной мгле кострами
Чадит Батыева орда.
К Батыю с пышными дарами
Рязанский князь пришел тогда.
Он сам собрал Батыю дань:
«Возьми дары! Не тронь Рязань!»

Житель Рязани (2)
Любуясь княжьими дарами,
Батый кумыс из чаши пил
И, сидя в юрте меж коврами,
С усмешкой князю говорил:
«Коль хочешь мира, русский бай, —
Княгиню в жены мне отдай!»

Житель Рязани (1)
Взбешенный, не взглянув на хана,
Князь Федор молча вышел вон,
Но тут ударом ятагана
У входа в юрту был сражен…
А под покровом ночи темной,
Спеша в предутреннюю рань,
Из Пронска, Мурома, Коломны
Три князя шли спасать Рязань.
Они свои дружины гнали
На помощь брату своему.
Они тогда еще не знали,
Какой конец пришел ему.
В неравный бой они вступили.
Своим сородичам верны,
И в сече головы сложили.
Со всех сторон окружены…

Житель Рязани (2)
Рязань, Рязань! Теперь тебе,
Твоим несчастным горожанам –
Уже не выстоять в борьбе,
Не совладать с жестоким ханом.
Горят хоромы, терема —
Все, чем была Рязань богата.
Декабрьская ночная тьма
Багровым пламенем объята.
Пять дней оборонял народ
Свой край, как говорит сказанье,
И пять ночей небесный свод
Пылал над стонущей Рязанью.
А на заре шестого дня
В леса, в приют шатровых елей,
Врага жестокого кляня,
Бежали те, кто уцелели.

Житель Рязани (1)
И к ним, как воин и как брат,
Горя упорной жаждой мщенья.
Пришел рязанец Коловрат
И стал готовить ополченье.
Их тысяча семьсот пришло.
Они зашли ордынцам с тыла.
Батый, взобравшись на седло,
Оцепенел: «Какая сила!
Откуда? Где она была?
Неужто мертвые восстали?
Рязань сгорела вся дотла,
Над пеплом вороны летали!»

Житель Рязани (2)
Впервые дрогнула орда,
От ужаса теряя разум,
И двинул Коловрат тогда
Всю силу на ордынцев разом.
Не обучали эту рать.
Людей, случайно уцелевших.
Но каждый шел врага карать
За родичей, в огне истлевших.

Библиотекарь. Защитники Рязани проявили чудеса героизма и самоотверженности, но не смогли отстоять родной город. Не могли еще в то время собраться вместе все русские люди для отпора грозному врагу, не понимали князья, что только объединенными усилиями можно отстоять Русь. -.
Присмотритесь внимательней к древнему гербу города Рязани. Воин в золотом поле держит в правой руке меч, в левой — ножны. Этот мужественный рязанец не дрогнул перед страшным врагом, посягнувшим на его родную землю, показал всем защитникам Руси пример самоотверженности, любви к родине, героизма.
Экскурсовод. Из разоренной Рязани отправимся пешком в Москву, небольшой град-крепость, лежащий при впадении рек Яузы и Неглинки в Москву-реку. Еще многие годы после татаро-монгольского нашествия Русь-Гардарики представляла собой печальное зрелище. Ее когда-то сказочно кра-сивые города лежали в развалинах, русский народ страдал от татаро-монгольского ига. Жестокие расправы приводили к народным восстаниям, которые каждый раз огнем и мечом усмиряли всадники Золотой Орды. И все-таки Русь жила и надеялась распрямить плечи и сбросить ненавистное иго. А победить Орду можно было, лишь объединив в один кулак все русские силы. И объединила эти силы Москва.

Библиотекарь.
Где теперь Москва-столица,
Жили раньше зверь да птица.
Первое летописное упоминание о Москве датируется 1147 годом и связано с именем суздальского князя Юрия Долгорукого. «Взошел он на гору и обозрел с нее очами по обе стороны Москва-реки и за Неглинною, и возлюбил села оные, и повелел на месте том вскоре сделать мал деревян-град, и прозван его названием реки тоя — Москва-град».
Давай займемся стариной!
Представь себе, приятель мой,
Что там, где столько крыш вдали,
Огромный лес стоял когда-то,
Дубы могучие росли, –
Шумели липы в три обхвата,
Полянки вместо площадей,
А вместо улиц — перелоги,
И стаи диких лебедей,
И рев медведицы в берлоге.
Ладьи скользили по теченью,
А на высоких берегах
Виднелись тут и там селенья.
Славянский люд в них проживал.
С десятого, быть может, века,
Тот люд Москвою называл
Глубокую большую реку.
Москва-река, тебе хвала!
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Начало будущей столицы
Ты отражала в глади вод,
Тот первый Кремль и город новый.
Что строил русский наш народ.
Потомки знаменитого князя Александра Невского подчинили Москве близлежащие города, стали соперничать с богатым Новгородом, Тверью и Рязанью. Особенно больших успехов в «собирании Руси» добился Иван Калита, что значит «денежный мешок». К концу своего княжения вместо четырех городов оставил своим сыновьям 97 сел и городов.
Возвышение Москвы продолжалось и при его сыновьях, но особенно сильной стала она при внуке Дмитрии Ивановиче.
Укрепив стены стольного города и собрав многие русские земли в единый кулак, Дмитрий стал готовиться к открытому выступлению против Золотой Орды. Как же это было?

Житель Москвы
Кличет Дмитрий всю страну
На священную войну:
«Не довольно ль, братцы, даром
Отдавать добро татарам?
Ой вы, силы молодые,
Выше копья поднимай!
Возомнил себя Батыем
Злой татарин, хан Мамай.
Он путем Батыя старым
Всей ордой пошел на Русь.
Надо дать отпор татарам,
Я вас в бой вести берусь!»
Знали Дмитрия как друга
Все соседи-города,
И от севера до юга.
Все откликнулись тогда.
И под славною Коломной
Все князья до одного
Ратью встретили огромной
Полководца своего.

Библиотекарь
Как мне о битве на Дону
Рассказ продолжить мой?
Приятель, я не обману.
Сказав о битве той,
Что не было такой еще,
И хоть кого спроси, —
«Мамаево побоище»
Все знают на Руси!
Стоял такой великий стон.
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен
Дон До самого низовья.
Никто остановить не мог
Смятенного потока, —
Орда катилась на восток,
Гонимая жестоко.
Укрытая от вражьих глаз
Зеленою дубравой,
Дружина вынесла в тот час
Знамена русской славы
И нанесла такой удар
С отвагою такою,
Что в страхе сонмища татар
Бежали с поля боя.
А князя Дмитрия Донским
С тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним
До наших дней живет.
Жив народ, и Русь жива,
И опять растет Москва.

Обратимся к древнему символу московскому. На червленом гербе — Георгий Победоносец, всадник на белом коне в серебряных доспехах и лазоревой мантии. В руках у него длинное копье, которым он поражает крылатого змея.
Не сразу появилось это изображение на московских монетах. Вначале чеканили на них всадника с ловчим соколом на руке. Такую печать унаследовал и Дмитрий Донской от своего великого прадеда Александра Невского, славу которого приумножил.
При внуках Дмитрия ловчий уступил место воину. Чуть позже всадник в латах стал змееборцем, символом спасителя родины от страшного врага.
Вспомните былину о Добрыне, богатыре земли Русской, победившем страшного Змея. Долго страдала от набегов чудища Русская земля. Обложил он ее великой данью, даже живых людей приводили к нему на съедение. И никто не мог сладить с этим змеем, пока не сразился с ним богатырь Добрыня Никитич. Тем Змеем Горынычем была в народном представлении Золотая Орда.
Спустя века, в годы иных великих испытаний, непременно вспоминал русский народ о Куликовом поле: и в 1612 году, изгоняя из Москвы захватчиков польского короля Сигизмунда 3, и в 1812 году — войска французского императора Наполеона, а в 1941 году — фашистские орды. Та великая победа никогда не померкнет в памяти народной. О ней напоминает древний московский герб.

Экскурсовод. Многие гербы русских городов воскрешают в памяти историю нашей страны. По преданьям старины глубокой составлен, к примеру, герб города Ярославля. Да-вайте послушаем историю его создания.
Житель Ярославля. На высоком берегу раскинулся город Ярославль, названный именем Ярослава Мудрого, который, по сказанию, основал сей город в начале XI века.
«…Давным-давно в местных дремучих лесах водилось великое множество медведей. Жители этого края считали медведя священным животным. Изображения «хозяина леса» вешали в избах и свято верили в то, что эти амулеты-обереги сохраняют от многих бед, в том числе и от дурного глаза.
Кудесники лечили медвежьим жиром разные болезни, а именем хозяина леса заклинали духов и молили о дожде, богатом урожае, удачной охоте.
В то время Русь уже приняла новую веру — христианство, которая быстро распространялась по городам и весям, а остатки старой веры искоренялись. Но обитатели «медвежьего угла» упорно отказывались переходить в новую веру и даже подняли восстание. Усмирять его, как записано в летописях, отправился князь Ярослав Мудрый.
Волхвы уже были наслышаны о нем и боялись одного его имени. Решили они убить Ярослава. В таком случае, думали они, все останется по-прежнему. Они знали, что князь был храбрым воином и страстным охотником. Он всегда ехал впереди своей дружины, выслеживая зверя или птицу. Но как воспользоваться этим? Долго думали они и придумали. Когда Ярослав, как всегда, ехал впереди своей дружины, на него выпустили разъяренную медведицу, которая поднялась на задние лапы и одним ударом свалила на землю коня. И не сдобровать бы всаднику, но он ловко спрыгнул на землю и вспомнил о боевом топоре, висящем у него за поясом. Вовремя выхватил он его и одним ударом свалил страшного зверя. А туги дружинники подоспели…На месте этого поединка Ярослав Мудрый и велел заложить город, названный его именем».
Так гласит народное предание. Сейчас уже трудно отличить легенду от того, что происходило на самом деле. Но как бы там ни было, на древнем ярославском гербе изображен медведь. Днем и ночью без устали ходит он дозором по родной ярославской земле, бережет ее покой.
Библиотекарь. Старинные гербы многих городов России указывают на род занятий их жителей, на то, что издавна были они искусными мастерами. Герб города Тулы напоминает о людях, принесших ему всемирную славу. На двух скрещенных клинках лежит серебряный ружейный ствол, а вверху и внизу — по золотому молоту. Цвет их говорит, что у туляков золотые руки.
Не только великолепным оружием удивила мир Тула, но и самоварами, гармонями и даже сладкими медовыми пряниками, которые таяли во рту. До сих пор называются они тульскими.
Экскурсовод. Вот и закончилось наше путешествие. По шатким сходням расписной ладьи сошли мы на берег. Немного жаль расставаться с замечательной Страной Гардарики, страной русских старинных городов.
Не беда, что не успели побывать в каком-то из них. Свыше 600 городов обозначено в старинном гербовнике Гардарики — где же их объехать все за неделю или даже за месяц!
Но можно продолжить путешествие самостоятельно. Найти старинный герб — путеводный знак города, в котором вы живете или в котором недавно побывали, — несложно. А как его прочитать, вы уже знаете. Счастливого пути!
Н РУ. А я хочу в завершение предложить ребятам викторину,
1. Город, в который со своим самоваром не ездят. (Тула)
2. Какой город кружевами славится? (Вологда)
3. Назовите город со «звонким» именем — ровесник Москвы. (Звенигород)
4. Куда едут соловьев слушать? (Курск)
5. Святой Софии купола
Отсюда путнику светили,
Славян столица здесь была,
Впервые русских здесь крестили. (Киев)
6. Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов,
Вознесли любовно внуки
Выше прочих городов. (Москва)
7. Этот город прославил подвиг Ивана Сусанина. (Кострома)
8. Какой город летает? (Орел)
9. В какой город жениться ездят? (Иваново)
10. Древний город, давший отчество былинному богатырю. (Муром)
11.В этом городе былинный купец Садко торговые дела вел. Со всей земли ездили сюда люди на ярмарки. «Господин торговых дел» — такой у этого города титул. (Новгород)
12. По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева,
Мосты повисли над водами,
Темно-зелеными садами ,
Ее покрылись острова. (Санкт-Петербург)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *