ТЕМА : «Город Горький и горьковчане в годы Великой Отечественной войны»
Сценарий предлагаемой интеллектуальной игры посвящен истории ратных и трудовых свершений горьковчан в 1941-1945 гг., что особенно актуально в год 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Цель игры: создание условий для гражданско – патриотического воспитания учащихся через их участие в мероприятии, посвященном истории своей малой родины в период Великой Отечественной войны.
Задачи:
• углубление и расширение знаний по нижегородской истории;
• развитие интереса учащихся к вопросам краеведения;
• дальнейшее формирование умений и навыков (решение тестов и кроссвордов, проблемных задач, работа с таблицами);
• творческое применение краеведческих знаний и умений на практике. Игра рассчитана на школьников:
• младшая группа – 7-8 классы
• старшая группа – 9-10 классы
От учащихся требуется знание основных событий нижегородской истории 1941-1945 гг.: персоналии – герои фронта и тыла; виды вооружений, производившихся на предприятиях г. Горького в годы войны, некоторые подробности бытовой и культурной жизни горьковчан. Это предполагает большую подготовительную работу по информированию школьников, в соответствии с Программой проведения занятий по подготовке к ХIX городскому конкурсу «Ты – нижегородец», посвященному участию города Горького и Горьковской области в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., выданной в районы города в октябре 2014 года.
План игры
1. Разминка. (Когда? Кто? Что?)
2. Конкурс капитанов: «Оружие Победы».
3. Тест «И в шутку и всерьез».
4. Решение кроссворда «Горьковчане 1941-1945 гг. – герои фронта и тыла».
5. «Что в черном ящике?»
6. Решаем проблему.
7. Творческий конкурс.
Примерное время проведения игры – 1,5 ч.
Конкурс 1. Разминка
Капитаны выбирают три карточки с тестами по трем номинациям:
1. – «Когда»,
2. – «Кто»,
3.- «Что».
За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Всего в этом конкурсе команда может «заработать» 3 балла.
На обдумывание вопроса до 30 сек.
«Когда? »
1. Когда в городе Горьком в 1941 году началась мобилизация?
а) 22 июня;
б) 23 июня;
в) 24 июня
2. Когда происходила перестройка промышленных предприятий Горьковской области на военный лад?
а) июнь – август;
б) июнь -ноябрь;
в) июнь-декабрь
3. Когда в промышленности города Горького началось патриотическое движение «двухсотников»?
а) июль 1941;
б) июнь 1942;
в) июль 1943
4. Когда в Горьком были введены продовольственные карточки на хлеб, сахар и кондитерские изделия?
а) 1 сентября 1941;
б) 1 декабря 1941;
в) 1 января 1942
5. Когда в 1941 году первые танки, произведенные на автозаводе и на Сормовском заводе были отправлены на фронт?
а) июль-август;
б) сентябрь – октябрь;
в) ноябрь-декабрь
6. Когда в 1941 году происходило строительство оборонительных сооружений в Горьковской области?
а) июль- август;
б) август-ноябрь;
в) октябрь-декабрь
7. Когда действовал Горьковский городской комитет обороны?
а) 23 июня 1941- 9 мая 1945;
б) 24 августа 1941- 2 февраля 1943;
в) 24 октября 1941 по 9 ноября 1943
8. Когда на промышленных предприятиях г. Горького началось движение фронтовых бригад с девизом «В труде, как в бою»?
а) июнь 1941;
б) октябрь 1941;
в) апрель 1942
9. Когда состоялся первый воздушный налет гитлеровской авиации на г. Горький?
а) 29 июнь 1941;
б) 4 ноября 1941;
в) 14 июня 1943
10. Когда гитлеровцы попытались уничтожить Горьковский автомобильный завод с помощью бомбардировок?
а) ноябрь 1941;
б) июль 1942;
в) июнь 1943
11. Когда в 1945 г. в Горький пришел первый эшелон с демобилизованными воинами?
а) 12 мая 1945;
б) 17 июля;
в) 31 декабря
Кто?
1. Кто был председателем Горьковского городского комитета обороны?
а) М.И. Кузнецов,
б) Л.М. Каганович,
в) М.И. Родионов
2. Кто на подступах к г. Горькому 27 июля 1942 года таранил немецкий самолет, чьи обломки потом демонстрировались на пл. Советской?
а) Б. В. Панин,
б) А.В. Ворожейкин,
в) П. И. Шавурин
3. Кто в годы войны руководил Горьковским артиллерийским заводом?
а) М.З. Олевский,
б) А.С. Елян,
в) Д.И. Эфрос
4. Кто был конструктором пушек ЗИС-2 и ЗИС-3?
а) Ф.Ф. Петров,
б) Б.И. Шавырин,
в) В.Г. Грабин
5. Кто в годы войны возглавлял Горьковский автомобильный завод?
а) И.К. Лоскутов,
б) Н.А. Астров,
в) А.Х. Бусыгин.
6. Кто в годы войны был директором Горьковского авиационного завода?
а) С.А. Лавочкин,
б) А.А. Зыков,
в) С. И. Агаджанов
7. Кто был конструктором истребителей Ла-5 и ЛА-7?
а) Н.Н. Поликрапов,
б) С.А. Лавочкин.
В) М.И. Гуревич
8. Кто в годы войны был директором Сормовского завода?
а) Е.Э. Рубинчик,
б) Р. Е. Алексеев,
в) А.И. Маринеско
9. Кто был автором памятника Минину, установленного на площади
Минина 7 ноября 1943 года?
а) О. Комов
б) П. Гусев
в) А. Колобов
10. Кто из горьковских артистов в августе 1944 года отмечал 50-летний юбилей своей сценической деятельности?
а) Н.А. Покровский,
б) Н.Н. Собольщиков-Самарин,
в) Н.И. Кочин.
Что?
1. Что в годы войны производил для фронта завод Красное Сормово?
а) боевые корабли, паровозы, броневики;
б) танки Т-34; подводные лодки, боеприпасы,
в) минометы, танки Т-70, подводные лодки
2. Что в годы войны для нужд обороны изготавливалось коллективом Горьковского автомобильного завода?
а) мотоциклы М-70, броневики, бронепоезда;
б) танки Т-70, самоходки СУ- 76, боеприпасы;
в) катюши – БМ-13, танки КВ, авиабомбы
3. Что в годы войны производил коллектив 92-го завода?
а) Пушки ЗИС-2, ЗИС-3, танковые орудия;
б) минометы, боеприпасы;
в) шинели, гимнастерки, амуницию
4. Что в годы войны производилось коллективом 21-го завода им. С. Орджоникидзе?
а) сухие пайки, пищевые наборы для «неприкосновенного запаса», овощные концентраты,
б) катера, подводные лодки, понтоны,
в) истребители Ла-5 и Ла-7
5. Что в годы войны производил Горьковский завод фрезерных станков?
а) фрезерные станки, пулеметы, винтовки,
б) катюши, запчасти к танкам и к пушкам, фрезерные станки, мины, пистолеты-пулеметы,
в) станки, двигатели к самолетам и подводным лодкам
6. Что в годы войны изготавливалось для фронта коллективом завода «Двигатель революции»?
а) танковые двигатели,
б) минометы, артиллерийские снаряды, реактивные снаряды к катюшам,
в) авиационные двигатели
7. Что в годы войны производил для обороны завод «Красная Этна»?
а) минометы, боеприпасы, телефонные трубки;
б) танковые и корабельные двигатели,
в) мины, минометы, лента холодного проката для гильз патронов и снарядов, мотоциклы М-72, автомобильный и авиационный крепеж и т.д.
8. Что в годы войны изготавливал радиотелефонный завод им. В.И. Ленина
а) радиоизмерительная аппаратура для войск, телефонные коммутаторы, приборы для видеонаблюдения,
б) радиостанции для бомбардировщиков, подводных лодок, кораблей, армейские радиостанции, телефонные аппараты и т.д.,
в) радиопеленгаторы, пехотные радиостанции, радиостанции для танков и САУ, приборы ночного видения.
9. Что в годы войны для нужд обороны производил завод им. М.В. Фрунзе:
а) телефонные и телеграфные аппараты, телефонные коммутаторы, детекторные и транзисторные приемники, наушники для шлемофонов,
б) радиоизмерительную аппаратуру для войск, подвижные радиолаборатории, радиопеленгаторы; пехотные радиостанции, радиостанции для танков,
в) спутниковые антенны, речевые самописцы, микрофоны.
КОНКУРС 2. Конкурс капитанов «Оружие Победы»
Для создания игровой ситуации можно провести этот конкурс в парах. В этом случае, для проведения конкурса необходимо, чтобы в игре участвовало четное количество команд. По жребию подбираются пары капитанов, которые получают одинаковые карточки с таблицами, в которых в первой колонке помещены фотографии оружия, производившегося в годы войны в г. Горьком: это танки Т-70 и Т-34, пушка ЗИС-3 и самолет Ла-5. Особенность конкурса в том, что 2 и 3 колонку таблицы заполняет один капитан, а 4-ю и 5-ю – другой.
Оценки: за каждый правильный ответ по 0,5 балла, т.е. максимум, который может получить каждый капитан – 2 балла. Эти оценки идут в зачет своей команды. Команда соперников в этом случае получает дополнительно 1 балл. В случае, если капитан допускает ошибки, его команда теряет баллы соответственно количеству ошибок, но получает 1 балл от команды соперников, если их капитан правильно выполнил свои задания.
Фотография
оружия Марка
оружия Директор
завода – производителя Конструктор
оружия Завод- производитель
Задание выполняет капитан команды школы № ________ Задание выполняет капитан команды школы № ________
1 2 3 4 5
ответы
Фотография
оружия Марка
оружия Директор
завода – производителя Конструктор
оружия Завод- производитель
Задание выполняет капитан команды школы № ________ Задание выполняет капитан команды школы № ________
1 2 3 4 5
Т-70 И.К.Лоскутов Н.А.Астров ГАЗ
ЗИС-3 А.С.Елян В.Г.Грабин 92й завод
Т-34 Е.Э.Рубинчик М.И.Кошкин Сормов-ский завод
Ла-5 С.Агаджанов С.А.Лавочкин 21й завод
КОНКУРС 3. «И в шутку и всерьез»
При решении теста «И в шутку и всерьез» от учащихся потребуется знание неофициальных, иногда шутливых наименований вооружений, производившегося в г. Горьком, которыми их называли бойцы Красной армии. Например, во время телефонных переговоров, желая засекретить оружие, телефонисты называли танки «коробочками», патроны «горохом» и т.д. Бывало и так, что некоторые виды оружия, получали названия, благодаря своим внешним особенностям, так например, во время войны 1936-1939 гг. в Испании республиканцы называли советский истребитель И-16 «чатос» – курносый. Во время Великой Отечественной войны мощную самоходную артиллерийскую установку ИСУ-152, с успехом поражавшую грозные немецкие танки «тигр» и «пантера» в войсках называли «зверобоем».
За каждое правильно угаданное слово по 0,5 балла. Максимум за весь конкурс 4 балла. Время на коллективное выполнение заданий командами 4 минуты.
«И в шутку и всерьез»
1. Как в среде красноармейцев называлась установка БМ-8 и БМ-13:
а) бомбомёт;
б) катюша;
в) булочка.
2. Автомат системы Шпагина красноармейцы называли:
а) винторез;
б) папаша;
в) дедка.
3. ГАЗ-64, производившийся на автозаводе, называли:
а) мерс;
б) хаммер;
в) джип.
4. СУ-76 бойцы называли:
а) самоходка;
б) самопал;
в) самокат.
5. 120-мм миномет бойцы в шутку называли:
а) самовар;
б) чайник;
в) кофейник.
6. ГАЗ-АА
а) буханка;
б) козлик;
в) полуторка
7. 57-мм пушка ЗИС-2 Горьковского машиностроительного завода у артиллеристов именовалась:
а) зверобой;
б) рапира;
в) карандаш.
8. Танк Т-34 немцы называли:
а) стальной вихрь;
б) герр Иван;
в) длинная рука.
КОНКУРС 4. Решение кроссворда
Вашему вниманию предлагаются два кроссворда, один для старшей группа, другой для младшей. При желании кроссворды можно придумать самим. Выбор зависит от вашего усмотрения:
• «Горьковчане 1941-1945 гг. – герои фронта и тыла»,
• «1941-1945 – Промышленность города Горького – фронту»
Для проведения конкурса потребуется лист с кроссвордом, бумага для черновика, карандаш, ластик и ручка.
В кроссворде зашифрованы 9 фамилий известных горьковчан времен
войны. От учащихся потребуется знание ратных и трудовых дел героев, именами многих из которых названы улицы Нижнего Новгорода, некоторым из них поставлены памятники. За каждое правильно угаданное слово по 0,5 балла. Максимум за весь конкурс 4,5 балла. Время на выполнение задания командами 6 минут.
1 2
1 3
4
2
3 4
5
По вертикали:
1. Герой Советского Союза. Моряк. Политрук. Пал смертью храбрых 7 ноября 1941 года под Севастополем, возглавив группу морских пехотинцев на борьбу с немецкими танками. 2. Герой Советского Союза. Танкист. Лейтенант. 24 июня 1944 года на подожженном танке таранил немецкий бронепоезд около станции Черные Броды в Белоруссии. 3. Дважды Герой Советского Союза. Генерал-майор авиации. Лично сбил 52 самолета противника. 4. Герой Советского Союза. Пехотинец. Рядовой. 24 июня 1944 года, будучи раненым, попал в плен под белорусской деревней Шалашино. Был зверски замучен фашистами, но не выдал военной тайны.
По горизонтали:
1. Герой Советского Союза. Моряк. Матрос. 18 августа 1941 года, будучи раненым, попал в плен в Таллинне. Был заживо сожжен эстонскими эсэсовцами на костре, но не выдал военной тайны. 2. Партийный и государственный деятель. В годы войны возглавлял Горьковский областной комитет ВКП (б) и Горьковский городской комитет обороны. 3. Дважды Герой Советского Союза. Генерал-лейтенант авиации. Командир 1-го штурмового авиационного корпуса, в котором 100 летчиков-штурмовиков были удостоены звания Героя Советского Союза. 4. Рабочий Горьковского артиллерийского завода. Инициатор Всесоюзного движения «двухсотников». 5. Рабочий Горьковского автомобильного завода. Инициатор Всесоюзного движения «фронтовых бригад».
ответы
Ф К
Н И К О Н О В
Л М О
Ь А Р
Ч Р О С
Е О Ж М
Р О Д И О Н О В Е И
К Й Р
Р Я 3 А Н О В Б У К И Н
В И О
Ш У Б И Н В
Кроссворд «1941-1945 – Промышленность города Горького – фронту»
В кроссворде зашифрованы 8 наименований видов оружия, производившегося в годы войны на предприятиях города Горького. От учащихся потребуется по описанию или по маркам оружия определить тип оружия. Например, «ТТ» – пистолет. За каждое правильно угаданное слово 0,5 балла. Максимум за весь конкурс 4 балла. Время на выполнение задания командами 5 минут.
3
4
1
1
2
3
4
По вертикали:
1) Вооруженный бронированный автомобиль БА-64, производства ГАЗа; 2) Артиллерийское орудие навесного огня, стреляющее минами. Производилось на заводе «Двигатель революции». 3) ГАЗ –АА. 4) Т-34, он же Т-60, он же Т-70.
По горизонтали:
1) ЗИС-2, тот же тип оружия, что и ЗИС-3. Производились на артиллерийском заводе № 92. 2) Машина для передвижения с двумя или тремя колесами на раме с двигателем внутреннего сгорания, расположенным впереди седока. В годы войны производство этого транспортного средства располагалось на заводе Красная Этна. Назывался он «М-72». 3) Артиллерийское орудие для стрельбы по самолетам. 4) Ла-5, тот же тип оружия, что и Ла-7.
ответы
П
О
Л Т
П У Ш К А
Б Т Н
Р М О Т О Ц И К Л
О И Р
Н 3 Е Н И Т К А
Е О А
В М
И С Т Р Е Б И Т Е Л Ь
К Т
КОНКУРС 5. «Что в секретном ящике?»
Для этого конкурса потребуются «секретный ящик», бумага и ручка. На выбор организаторам игры предлагается два варианта заданий: для младшей и для старшей группы. На выполнение задания дается 3 минуты, после чего записки с ответами сдаются в жюри. После этого на экране демонстрируется содержание записки, лежащей в «секретном ящике». За ответ наиболее близкий по смыслу к тексту записки или фотографии, команды получают до 2 баллов.
• Командам предлагается прослушать стихотворение поэта-фронтовика Константина Поздняева и написать шесть слов, которые по их мнению, содержатся в стихотворении и написаны в записке, лежащей в секретном ящике.
Письмо с фронта …………………….
Я тоже в сердце тоску ношу,
Я тоже письма домой пишу.
Где Волга плещет своей волной, –
Там город Горький, там дом родной,
Там вносят радость под отчий кров
Мои две строчки, мои шесть слов.
…………………….
• Владимир Половинкин
Задание: Фотография какого объекта Нижнего Новгорода находится в черном ящике?
Товарищи, помните
жизнь отстоявших,
Они сберегли нам
и солнце и радость,
За честь, за свободу,
за Родину павших
Навеки считайте идущими рядом.
ответы
1. В секретном ящике строки: «Я жив, родные, и я здоров».
2. В секретном ящике фотография Вечного огня в Нижегородском кремле.
КОНКУРС 6. Решаем проблему
Этот конкурс предполагает не просто знание учениками краеведческого материла, но также умения творчески применить эти сведения на практике для решения проблемной задачи. Вопросы командам даются за несколько недель до игры, поэтому на подготовку ответа во время конкурса выделяется 1 минута.
Для проведения конкурса необходим набор карточек с вопросами. Капитаны должны выбрать карточку, вслух прочитать задания и подготовить ответы. От каждой команды выступает один представитель (не обязательно капитан). Результат зависит от логичности аргументации и точности исторических фактов. Оценка до 3 баллов.
1. Какую роль Горьковская область играла в годы войны, как один из крупных пунктов формирования воинских соединений для Красной армии?
2. Подвиги каких героев-горьковчан на фронтах ВОВ произвели на вас наиболее сильное впечатление? Почему? Приведите три примера.
3. Что требовалось выполнить горьковчанам для перевода промышленности на военные рельсы? Как быстро они смогли решить эту задачу?
4. Когда был создан и какие задачи решал Горьковский городской комитет обороны?
5. Не было ли преувеличением называть Горьковскую область в годы войны арсеналом Красной армии?
6. Горьковскую область в годы войны называли крупнейшим
7 Кого из конструкторов военной техники, работавших в 1941-1945 гг. в г. Горьком, на ваш взгляд, можно было считать конструкторами мирового масштаба? Почему вы так думаете?
8. В годы первых пятилеток на предприятиях г. Горького было распространено стахановское движение. Какое развитие оно получило в годы войны? Вспомните не менее двух трудовых починов горьковчан, которые охватили всю страну.
9. Насколько успешно, на ваш взгляд, в Нижнем Новгороде сохраняется память об образцах вооружения, производившегося в Горьком в 1941-1945 гг.?
10. Оправдано ли было строительство в 1941 году гигантских оборонительных сооружений около Горького? Ведь они так и не понадобились?
11.За годы войны город Горький многократно подвергался вражеским бомбардировкам. А предпринимались ли попытки обезопасить горьковчан и предприятия от вражеских налетов?
12. Какую роль в годы войны сыграли горьковские эвакогоспитали? В каких зданиях вашего района они находились?
13.С какими бытовыми проблемами сталкивалось население города Горького во время войны?
14.В 1612 году нижегородцы живо откликнулись на призыв Кузьмы Минина собирать средства на создание ополчения. В 1812 году наши земляки собрали на нужды борьбы с Наполеоном сотни тысяч рублей. А как обстояло дело со сбором средств в Фонд обороны среди горьковчан в 1941-1945 гг.?
15. Какие научные изыскания проводились горьковскими учеными военной поры? Назовите не менее трех известных ученых-горьковчан 1941-1945 гг.
16. Существует суждение, что когда говорят пушки, то музы молчат. Каково ваше мнение, так ли было в городе Горьком в военные годы?
7. Творческий конкурс
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
(для старших и для младших групп)
Команды самостоятельно выбирают темы и формы домашних заданий (защита памятного знака, инсценированная песня, сценка и т.п.), руководствуясь общей темой конкурса «Город Горький времен Великой Отечественной войны».
Оценивается: а) оригинальность,
б) историческая достоверность,
в) эстетика,
г) качество защиты.
Максимальная оценка до 3, 5 баллов. Для раскрытия темы дается до 5 минут. Возможна оценка продолжительности выступления.
(На городском конкурсе за перерасход времени будут даваться штрафные баллы).
Литература
I. Источники
1. Горьковская партийная организация в годы Великой Отечествкенной войны (1941-1945): Сб. документов и материалов. Горький. 1975
2. Забвению не подлежит: Страницы нижегородской истории (1941-1945 годы). Книга третья/ Сост. Л.П. Гордеева, В.А. Казаков, В.П. иселев, В.В. Смирнов.- Нижний Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1995. –
II.Учебные издания
3. История Нижегородской области. \В.Д.Федоров, А.И. Тюрина, О.Ю. Лапшина, Е.П.Титков. Изд.4, Арзамас, 5 изд., Арзамас, 2007.
4. Наш край: Книга для учащихся школ, гимназий и лицеев. \сост. В.А. Шамшурин – Нижний Новгород: издательство «Нижегородская ярмарка», 1998, 2006.
5. Чемоданов Л.А.. История Горьковской области: Учебное пособие. Горький: Волго-Вятск. кн. изд-во, 1975.
III. Историческая литература
6. Адрианов Ю. Альбом с медной застежкой /Нижегородская отчина. – Нижний Новгород: издательство «Нижегородская ярмарка», 2001.
7. Вдовин М.Н., Горева А.М. Все для Победы! (Очерки истории оборонной промышленности Горьковской области. 1930-1945 гг.)- Н. Новгород: Кварц, 2010.
8. Горьковская область в Великой Отечественной войне: взгляд через 50 лет. Материалы научно-практической конференции (18-19 апреля). Нижний Новгород, издательство «Нижний Новгород», 1995.
9. Горьковский автомобильный. /Редкол.: И.И. Киселев, В.Я.Доброхотов, А.В. Новиков и др.-М.: Мысль, 1981.
10. Товарищ завод: История становления и развития производственного объединения «Нижегородский машиностроительный завод. 1932-1992. Редкол.: В.В. Колодкин, А.Г. Альтерман, А.З. Шапиро и др. -Нижний Новгород.: Волго-Вятское книжное изд-во, 1992.
11. Федоров В. В. Оружие Победы, – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1985.
IV . Справочная литература
12. Герои Советского Союза – горьковчане. Авторы Л.К.Тюльников, Я.И. Басович. – любое издание.
13. Нижний Новгород: 790 вопросов и ответов: Справочное информационное тематическое издание\ редактор О.И. Наумова. – Нижний Новгород: Кварц, 2011.