КЛАССНЫЙ ЧАС (10-11 кл.)
ФОРМА: Занятие-тренинг
ТЕМА: СВОБОДА.
Цели: привлечь внимание к вопросам, касающимся свободы как философского понятия и ее проявления в поведении и отношениях людей; помочь учащимся осознать и прочувствовать сущность внутренней и внешней свободы; формировать умение слушать и слышать друг друга, принимать свои собственные и другие мысли и чувства.
Подготовительный этап:
1. Попросить учащихся подготовить по 1 проблемному вопросу о свободе.
2. Подготовить реквизит: фломастеры, 2-3 больших листа бумаги для рисунков (по количеству групп).
Ход занятия:
1. Организационное начало занятия:
Цель: Создание благоприятной обстановки для проведения занятия, настрой на свободное и непринужденное общение.
Вступительное слово ведущего, включающее в себя:
· несколько слов о необходимости и сложности обсуждаемой проблемы,
· просьбу к ребятам быть искренними и открытыми при обсуждении,
· ознакомление с цитатами, которые создают настрой на обсуждение проблемы и дают пищу для размышлений (записаны на плакате или доске, можно предложить наиболее интересные обсудить):
Только тот свободен, кто хочет сделать все вокруг себя
свободным (Фихте)
Нет ничего обольстительней свободы совести, но нет ничего и мучительней (Великий Инквизитор -Братья Карамазовы Ф.И.Достоевского)
Если открыто слишком много дверей, человек теряет над ними контроль ( Козелецкий).
Свобода означает ответственность. Вот почему многие ее боятся ( Б.Шоу ).
2. Рисунок Свобода.
Цель: посредством аппеляции к воображению и изобразительных средств актуализировать и выявить отношение старшеклассников к данной теме.
Делим класс на несколько групп. Каждой даем по листу бумаги и фломастеры. Задание: нарисовать слово свобода либо свои ассоциации, связанные с ним (в течение 7-10 мин.)
Затем команды обмениваются рисунками и пытаются объяснить то, что нарисовала другая. Авторы рисунка комментируют его, уточняют свой замысел. Если необходимо, вносятся изменения и дополнения в рисунок.
3. Незаконченное предложение.
Цель:
высказать определенное суждение и обозначить отношение каждого к предмету речи.
Каждый участник получает карточку с незаконченными предложениями (или они предлагаются в записи на доске, на плакате). Выбирается каждым одно или два незаконченных предложения, и по кругу каждый высказывается, завершая данное предложение.
1. Я думаю, что свобода – это …
2. Я не свободен, так как …
3. Если бы я был свободен, то …
4. Я могу вспомнить случай из своей жизни, когда я чувствовал
себя свободным. Это было…
5. Я хочу быть свободным, но мне мешает…
6. Я буду свободным, так как…
7. Для того, чтобы быть свободным, надо…
4. Игра Скульптор и скульптура:
Цель:
помочь прочувствовать ощущения свободы и несвободы, осознать для себя сущность и смысл свободы
Все делятся на пары. В каждой паре один – скульптор, другой – скульптура.
1 этап – скульптор делает из своего партнера несвободного человека. Затем скульпторы ходят по галерее, рассматривая другие скульптуры.
2 этап – скульптор принимает положение скульптуры, а скульптура превращается в скульптора и делает из несвободного человека свободного. Опять скульпторы ходят по галерее, рассматривая свои творения.
3 этап – обсуждение результатов игры, рефлексия своих ощущений.
5. Бикфордов шнур.
Цель: выявить личностную позицию каждого участника, интересующие его вопросы.
Каждый из участников должен задать приготовленный заранее проблемный вопрос о свободе другим. Инициатива передается рядом сидящему – огонек бежит дальше по бикфордову шнуру. Возможно возникновение дискуссии по наиболее острым проблемам.
6. Подведение итогов занятия, рефлексия, включающая в себя: выяснение отношения учащихся к происходившему, оценку хода занятия (что получилось, а что нет; что понравилось, а что нет; что дал каждому сегодняшний классный час).