Цели:
1.наглядно и образно воссоздать панораму событий, происходивших во время войны;
2.Воспитывать чувство гордости за страну, уважение к ветеранам;
3.Показать мужество и патриотизм советского народа;
4.Способствовать формированию уважения к историческому прошлому страны и её народа;
5.Продолжить замечательную традицию патриотических дел, которыми отмечает страна всенародный праздник – 70-летие Победы.
Оборудование: проектор, запись военных мелодий и песен; презентация и видеоряд о Великой Отечественной войне.
Интергация с предметами: история Казахстана, всемирная история, русская литература, казахский язык и литература, информатика.
Объём времени: 45 минут.
Организация и подготовка мероприятия: композиция готовится учащимися среднего и старшего звена. Мероприятию предшествуют экскурсии в музей, встречи с ветеранами, поиск материала, его оформление ,просмотр и обсуждение художественных и документальных фильмов и видеосюжетов по данной тематике, подготовка презентации, подбор материала в интернет ресурсах ,библиотеке. Знакомство с произведениями художественной литературы о войне. Изготовление костюмов и декораций к сценам.
Ход мероприятия:
Перед сценой слева расположены парты современного класса, справа стоит старая парта относящаяся к тому времени, в центре на сцене интерактивная доска с демонстрацией презентации «Все, что было не со мной» и для показа видеоролика о начале войны. Действие мероприятия начинается с левой стороны зала: современный класс.
Звучит песня «Я сегодня до зари встану..». Музыка затихает и учитель литературы говорит:
Л.И.: Ребята, хочу на дом задать вам творческую работу по написанию эссе даю две темы «Все что было не со мной помню» или «А что было бы ,если бы СССР не выиграло войну?».
Ребята записывают.
Л.И.: Все понятно? Если есть вопросы, задавайте.
1уч: У меня вопрос кому это нужно и зачем нам нужна эта тема? Надоело война, война! Столько лет прошло. Ну да погибли люди! Мы победили! Здорово! И хватит об этом.
2уч: Да как ты можешь такое говорить!
1 уч: Просто у меня есть свое независимое мнение! Как буд-то, сейчас не убивают. Вон куда не посмотри Украина-стреляют, убивают, Сирия, Иран убивают. И что им надо только. Не живется спокойно. На урок пришли и тут то же самое только сто лет спустя.(говорит с сарказмом)
3 уч: Да ,брат ты даешь! Во первых не сто, а 70 лет! И второе разве это главное?
Л.И.: Да, Искандер ты прав! (звук звонка), а вот обсудите актуальность этой проблемы на уроке истории.
(входит учитель истории)
Н.А.: Что за спор? Смотрит на доску: какие актуальные темы. Спасибо Ларисе Ивановне.
1 уч: А я вот не вижу смысла зачем ворошить прошлое, нужно жить настоящим.
Н.А.: Настоящим говоришь! Настоящее и будущее это хорошо! Но вот вопрос: а было бы это настоящее если бы не Победа в 45! Победа над варварством, победа над фашизмом!
По-моему, кое -кто это основательно подзабыл. И поэтому, мы имеем воинствующих молодчиков сегодня которые кричат «Хайт, Гитлер!»,носят свастику, нападают и бьют ветеранов и так далее. Фашизм, расизм и национализм наверное самое худшее, что может случиться с человечеством.
2 уч: Я согласен нужно помнить о тех, кто нам подарил свободу!
Н.А.: А что бы тебя убедить, ребята давайте представим, что мы попали в 22 июня 1941г. В 3-45 утра, в одну из школ Советского Союза и посмотрим, какие же испытания им уготовила судьба!
Действие переносится на правую сторону зала. Там звучит вальс танцуют пары выпускников. (видеоролик о выпускном 1941г.) Слушаем их разговор.
Звуки вальса постепенно замолкают, на сцену выбегают 3 пары. Застывают, звучит пение птиц.
1 пара:
Она: А здорово сегодня сказал наш директор!
Он: Да…(подражая мужскому голосу) Сегодня у вас замечательный день! Сегодня мы провожаем вас в последний путь…
Смеются
2 пара:(глядя друг другу в глаза и держась за руки)
Он: Хочешь, я тебе что-то важное скажу?
Она: Говори
Он: Ты только не смейся… Я тебя люблю…
3 пара:
Он :Смотри – вот и солнце встает!
Она: Начинается новый день!
Он: День нашей новой жизни. Мы уже не школьники.
Она: Да… А казалось, что до этого так далеко!
Он: И вот уже выпускной вечер позади…
Выбегает 4 пара.
Он: А, вот вы где! А мы вас потеряли!
Она: Даже не верится , что мы в последний раз все вместе.
Он: Прощай, школа! Прощайте, учителя! Что нас ждет впереди?! Неизвестность…
1 пара:
Он:
Июнь… Клонился к вечеру закат
И белой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Она:
Июнь…Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-ом, в мае…
4 пара:
Она:
Первое взрослое платье надела,
Первые туфли на каблуке.
Ах, этот вальс танцевать так хотела!
Бусы и ленты, рука в руке!
Он:
Бал выпускной закружил нас с тобою…
Вот и заря в проеме окна!
Она:
Нет, не заря, это зарево боя!
Это июнь – 22-е,
Год 41-ый – война!
Нарастающий гул самолетов, взрывы, стрельба.
Выпускники пугаются, сходятся в кучу. Голос Левитана(видеоролик с голосом Левитана о начале войны) . Все слушают.
Звучит песня «Вставай, страна огромная!» Выпускники уходят за сцену.
Ролик «У военкомата, добровольцы маршируют»
Все выпускники собираются и прощаются.
1 пара
Она: Ну вот и закончилась наша школьная жизнь.
Он: Сейчас домой, а потом в военкомат – и на фронт.
3 пара:
Она: Только что мечтали о будущем – и вдруг все изменилось в один миг.
Он: Тимур, ты у нас поэт: прочти нам напоследок что-нибудь свое.
4 пара:
ОН (читает свое ст-е).
Никогда, никогда, никогда не сдавайтесь,
Как бы не было трудно по жизни идти.
На колени упав, вновь с колен поднимайтесь,
Чтобы стиснувши зубы до цели дойти !
Никогда, никогда никого не судите,
Да не будете сами судимы тогда.
Постарайтесь понять, а понявши, простите…
Бог обидчикам Вашим единый судья!
Никогда, никогда ни о чем не жалейте,
Пусть не всё, что хотели Вы сделать смогли.
Всё зависит от Вас: захотите, сумейте…
И преграды останутся все позади !
(Автор Владимир Вихляев)
(Прощаются, расходятся)
песня «До свидания, мальчики» Б.Окуджавы
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли –
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом – солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите,
и все-таки
постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб – разлуки и дым,
наши девочки платьица белые
раздарили сестренкам своим.
Сапоги – ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идете войной наугад…
До свидания, девочки!
Девочки,
постарайтесь вернуться назад.
В-1: Мы никогда не сможем почувствовать ужасы военных лет. Мы не вспомним поросшие бурьяном и ржавчиной поля, пресный вкус кирпичной пыли на руинах наших городов и деревень, запах смерти – не символический , а реальный!
В – 2. Мы не сможем это вспомнить и заново пережить, так как это было не с нами. 27 миллионов наших людей унесла война. Им уже не помочь.
Но знать об этом мы обязаны, потому что это было с нашим народом и в нашей стране.
(звучит песня «Священная война»). Демонстрация фрагмента фильма ( Вся война)
Вед1: С первых часов и дней войны на территории Казахстана началось формирование воинских частей и подразделений. Всего было сформировано 12 стрелковых, 4 кавалерийских дивизий, 7 стрелковых бригад, 50отдельных полков и батальонов различных родов войск. За годы войны в действующую армию было призвано 1 196 164 казахстанца. Это было тяжёлое и страшное время. С самого начала войны казахстанцы проявили подлинный патриотизм на её фронтах. Одними из первых удар фашистов приняли на себя защитники легендарной Брестской крепости казахстанцы В. Фурсов и К. Турдиев.
Сцена 1 . Защитникам Брестской крепости посвящается…
(появляются лейтенант Плужников и старшина Семишный. Лейтенант поддерживает с трудом передвигающегося Семишного, осторожно усаживает его на пол, укрывает шинелью. Семишный с трудом прислоняется к стене, морщится от боли. Плужников садится рядом.)
Семишный. Смерть меня по кускам берет, Коля. Холодна она, шинелью не закроешь. Стонать начну – разбуди. Не буду просыпаться – пристрели.
Плужников. Ты сто это, старшина?
Семишный. А то, что я даже мертвым к немцам попасть права не имею. Слишком много им радости будет.
Плужников. (вздохнув) Этой радости им хватает.
Семишный. Этой радости они не видели! (Рванул лейтенанта к себе) Святого не отдавай. Сдохни, а не отдавай!
Плужников. Ничего не понимаю. Что святого?
Семишный. Слушай меня, лейтенант. Наверх, лейтенант! Чтобы знали: крепость жива. Чтобы и мертвых боялись. Чтобы детям, внукам и правнукам заказали к нам не соваться. Мы честно выполняли свой долг. Себя не щадя. Не позволяй себя убивать раньше, чем умереть. Только так. Только так, солдат. Смертию смерть поправ. Только так.
Плужников. Сил нету, Семишний. (тихо) сил больше нету.
Семишный. Сил нету? Сейчас будут. Сейчас дам тебе силы. Расстегни меня. Грудь расстегни.
(Плужников вынимает из-под ватника знамя)
Семишный. С первого дня на себе ношу. Знамя полка на мне, лейтенант. Его именем жил. Смерть гнал до последнего. Теперь твой черед. Умри, но немцам не отдавай. Не твоя это честь и не моя. – Родины нашей. Это честь. Не запятнай, лейтенант.
Плужников. Не запятнаю.
Семишный. Повторяй: клянусь…
Плужников. Клянусь.
Семишный. Никогда ни живым, ни мертвым.
Плужников. Ни живым, ни мертвым.
Семишный. Не отдавать врагу боевого знамени.
Плужников.Боевого знамени.
Семишный…..моей Родины – Союза Советских Социалистических Республик.
Плужников….. моей Родины – Союза Советских Социалистических Республик (встает на колени, целует знамя)
Семишный. Когда помру, на себя наденешь. А раньше не трожь. С ним жил, с ним и помереть хочу. (опираясь на Плужникова, встает) Не сдали мы крепость.
Плужников. Не сдали. И не сдадим! (уходят со сцены)
Ведущий. 1. Николай Плужников. Сражаясь, держался в развалинах Брестской крепости
10 месяцев. Но вышел из этой борьбы непобежденным, несдавшимся, «смертью смерть поправ».
В 2: Враг рвался к Москве. (фрагмент видеофильма о начале ВОВ).
Фашисты решили стереть Москву с лица земли. Осенью 1941 года Гитлер заявил, что город должен быть окружён так, чтобы ни один солдат, ни один житель – будь то мужчина, женщина или ребёнок – не мог его покинуть. Гитлер надеялся затопить Москву. План наступления на Москву получил название «Тайфун». Великая битва под Москвой началась в сентябре 1941 года. :
В2:Враг стоял под Москвой.Битва под Москвой вошла в историю ВОВ как ярчайшее событие. Подвиг советских воинов у разъезда Дубосекова золотыми буквами вписаны в историю ВОВ 1941-1945 гг. Из глубокого тыла под Москву непрерывно прибывали всё новые и новые воинские части. В их числе была и 316-ая стрелковая дивизия генерал-майора И.В.Панфилова, сформированная в Алма-Ате и занявшая оборону на Волоколамском направлении. 14 октября дивизия вступила в бой. Здесь 28 гвардейцев-панфиловцев во главе с политруком роты В.Г.Клочковым приняли неравный бой с 50 танками немецко-фашистских захватчиков. 5 ноября 1941 года газета «Известие» писала: «Поистине героически дерутся бойцы командира Панфилова». О подвиге 28 героев-панфиловцев написаны книги и стихи:
Чтец:
Когда судьба Москвы и всей России
Сошлась к Волоколамскому шоссе,
Там, грозное крещенье принимая,
Бои кровопролитные вела
Дивизия гвардейская восьмая
Что Казахстаном собрана была.
Глядели хмуро пушечные дула.
Был вдохновлённым на подвиги солдат
Клокочущими песнями Джамбула
И опоясан связками гранат.
На том шоссе, на той дороге узкой
Плечом к плечу, как памятник в веках
Стояли за Москву казах и русский
Стояли насмерть русский и казах.
В1:Навсегда останутся в памяти имена героев-панфиловцев. (презентация имена героев-панфиловцев и показываем кадры из презентации ).
В боях под Москвой героически сражались многие сыны казахского народа. Среди них Герой Советского Союза Малик Габдуллин, Бауржан Момыш-улы, Рашид Джангозин, Тулеген Тохтаров, Рамазан Еликбаев, Тлеугали Елибеков.( показываем портреты на интерактивной доске).
Сценка и стихи о Бауржане Момыш –улы
Ведущий 1. Многих сынов потеряла казахстанская земля за годы Великой Отечественной войны. Их имена навечно вписаны в памяти народной. О них, солдатах Второй мировой, написано немало песен, романов, повестей. Многие из участников военных действий сами стали писателями. Как, например, Бауржан Момыш-улы.
Слайд ___ Портрет Б. Момышулы.
Ведущий 1. Б. Момышулы родился 24 декабря 1910 года в ауле Колбастау Джувалинского района Жамбылской области. После окончания школы работал учителем.
В 1932 году Б. Момышулы был призван на действительную военную службу и спустя полтора года получил звание командира запаса. После небольшого перерыва в 1936 году он снова находится в рядах Красной Армии и проходит военную службу в различных уголках Советского Союза, последовательно занимая должности от командира взвода до командира гвардейской дивизии. Сила его ума, глубина знаний, полководческий дар, твердость характера, пик организаторского таланта проявились в годы Великой Отечественной войны.
Слайд ____. Битва под Москвой.
Ведущий 2. Вступив в войну командиром батальона, в звании старшего лейтенанта, Бауыржан Момышулы находился в самом пекле крупнейшего сражения Великой Отечественной войны – Битве под Москвой. Он защищал Москву. Он поднимал в атаку солдат против озверевших гитлеровских солдат. Как офицер ближнего боя личным примером вел своих солдат в рукопашный бой с отборными войсками СС, известными под названием «Мертвая голова». Каждый его выход из вражеского окружения, по мнению военных историков, – это талантливо продуманная и реализованная военная операция, а не случайное стечение обстоятельств. Военной науке другие подобные примеры бесстрашия не известны. Б. Момышулы был единственным командиром полка 16 –й армии генерала К. К. Рокоссовского в звании старшего лейтенанта. Он остановил фашистов почти у Кремлевской стены, за 30 километров до Москвы, в деревне Крюково.
Чтец: поэт Айбатыр Сейтак «ҚАҺАРМАН»
1 ученик:
Мын құбылып тұрса-дағы бар маны,
Адамзатты алға бастар Ар заңы!
Мір оғындай Момышұлы Бауыржан –
Туа біткен туралықтың тарланы.
Әрбір сөзі жас ұрпаққа – тағылым,
Бойға жиған ақылы мен сабырын,
Өмір бойы шындық үшін күресі
Жалғандықтың тіліп түскен тамырын!
2 ученик:
Жауынгерді айналдырып құрышқа,
Тайсалмастан кірген талай ұрысқа.
Ұрпағына үлгі болған ғұмырын
Ұқсатамын жарқылдаған қылышқа!
Жүру үшін тура жолдан бұрылмай,
Ар мен Намыс бірге туған ұғымдай.
Біздер үшін рухы биік Бауыржан
Батырлық пен Ақиқаттың туындай!
3 ученик:
Ұшкыр ойды от-қайраққа жаныған,
Туған елді өз үиім деп таныған,
Жалындаған жастар керек еліме
Батыр баба қасиеті дарыған!
В 2: Испокон века на войну уходили мужчины. Оставляли дома жён, матерей, сестёр: поднимать детей, беречь домашний очаг – и ждать их. Но июнь 1941 года поднял на защиту страны весь наш народ. Не десятки и даже не сотни – тысячи женщин надели гимнастёрки и сапоги, потому что не могли терпеть, чтобы жестокий, беспощадный враг топтал родную землю, разрушал города и сёла, расстреливал безвинных людей. Женщины на войне не только перевязывали раненных и выносили их из боя, – они были снайперами, лётчиками, моряками, танкистами, партизанами, подпольщиками. Они были солдатами. «Едва ли найдётся хоть одна военная специальность, с которой не справились бы наши отважные женщины так же хорошо, как их братья, мужья, отцы», – писал Маршал Советского Союза А.И.Ерёменко. (звучит кюй Курмангазы «Сары-Арка»).
В1 : Среди тех, кто не вернулся с войны, славные дочери казахского народа – Маншук Маметова и Алия Молдагулова. Впереди у Алии и Маншук, как и у многих тысяч их сверстниц, открывалась большая счастливая жизнь. Маншук могла бы стать врачом: она училась в медицинском институте в Алма-Ате. В 1942 году – 20-тилетняя студентка добровольцем ушла на фронт. Шли бои за Невель. Надо было во что бы то ни стало захватить высоту. При взятии её Маншук погибла.
Ведущий 2: Тяжело приходилось на войне мужчинам, что же говорить о женщинах. У войны – не женское лицо. В августе 1942 года на фронт добровольно ушла Маметова Маншук Жиенгалиевна Отважная пулеметчица родилась в 1922 году в Урдинском районе Западно-Казахстанской области. Родители Маншук рано умерли, и пятилетнюю девочку удочерила ее тетя Амина Маметова. В августе 1942 года она добровольно вступила в ряды Красной Армии и отправилась на фронт. В части, куда прибыла Маншук, ее оставили писарем при штабе. Но юная патриотка решила стать бойцом передней линии, и через месяц старший сержант Маметова была переведена в стрелковый батальон 21-й гвардейской стрелковой дивизии.
Сцена 2 «Песнь о Маншук»
( Выходит девушка в гимнастерке, садится на бревно и начинает писать письмо)
Маншук: «Дорогая мамочка! Долгожданное письмо и посылку получила в тот день и в тот час, когда мы тронулись на передовую. Была очень рада, хотя мне досталось всего одно яблоко, так как наши бойцы и командиры встретили меня, так же, как и я, ожидали маленький подарок. Мамочка, уже второй год мы не видим фруктов, и вообще, что-нибудь домашнее. Сейчас нахожусь на передовой с пулеметом и зорко слежу за фрицами. Ночью почти не приходится спать, а днем отдыхаем. И вот, выбрав время, пишу Вам ответ. Мы еще не видели жаркую погоду, все холодно, идут дожди, правда, я от Вас ожидала какую-нибудь теплую вещь. Когда я находилась в штабе, то не было необходимости в теплых вещах, а сейчас нахожусь в строю – холодновато. Вот получила Ваше второе письмо, и поневоле пришлось вспомнить свое детство. Крепко жму Вашу руку и крепко-крепко целую Вас. Дочка Маншук. Привет от моих товарищей-фронтовиков»
Выходят бойцы, садятся рядом.
1 боец. Маншук, почему ты здесь, на войне? Разве ты не боишься смерти? Разве здесь твое место?
2 боец. У каждого из нас есть свое место, дом, где нас ждут любимые и дорогие нам люди. А смерть? Ну что ее бояться. Я как-то случайно подслушал легенду о каком-то Коркыте, победившим смерть, рассказанную тобой, Маншук. Расскажи ее еще раз.
Маншук : Ну, хорошо. Эта старая легенда рассказывает, что Коркыт смолоду не смог примириться со скоротечностью человеческой жизни, поэтому решил бороться против неизбежной смерти. Мучимый своими мыслями и гонимый мечтой о бессмертии, Коркыт уходит от людей, но везде и всюду он видит смерть: в лесу — сгнившее и свалившееся дерево говорит ему о своей смерти и о неизбежном конце для самого Коркыта; в степь — ковыль, выгорая под солнцем, говорит ему о том же; даже мощные горы поведали ему об ожидающем их разрушении, неизменно добавляя, что такой же конец ждёт и Коркыта. Видя и слыша всё это, Коркыт в своих одиноких терзаниях выдолбил из дерева ширгай — первый кобыз, натянул на него струны и заиграл, изливая свои мучительные мысли и чувства. Он вложил всю свою душу в эти мелодии, и чудесные звуки его струн прозвучали на весь мир, дошли до людей, захватили и пленили их. С тех пор мелодии Коркыта и созданный им кобыз пошли странствовать по земле, а имя Коркыта осталось бессмертным в струнах кобыза и в сердцах людей. Коркыт вернулся к людям, победив смерть, так имя его стало бессмертным.
Ведущий 1: 1 марта 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР старшему сержанту Маншук Жиенгалиевне Маметовой посмертно присвоено звание
Героя Советского Союза. Так Маншук Жиенгалиевна Маметова стала всемирно известной легендой казахского народа. Первой девушкой-казашкой ставшей Героем Советского Союза.
Чтец: Гульсим Сельжанова «Посвящение Маншук» ( под музыку…….
Люблю твои черты,
Твой профиль тонкий,
Жизнь отдала ты праведной борьбе.
Как мы сегодня,
Будут чтить потомки
И подвиг твой, и память о тебе.
Забыть ли время испытаний тяжких
Ещё не стёрты все его следы…
Твоей судьбою, смелая казашка,
Все степняки в краю родном горды.
Им чудится:
Страною, мирной ныне,
Среди своих стареющих подруг,
И ты проходишь, наша героиня,
Проходишь, вечно юная Маншук.
музыкальная заставка (домбра или кобыз)
В2: В годы ВОВ, в час смертельной опасности, нависшей над Родиной, трудящиеся Казахстана вместе со всеми народами – братьями героически сражались в исторических битвах под Москвой и Сталинградом, обороняли Ленинград, побеждали на Курской дуге, освобождали Украину, Белоруссию, Прибалтику, Молдавию, спасали от фашистского порабощения народы Европы.
В1:В конце сентября 1941 года успешно отразив атаки немецко-фашистских войск , стремившихся захватить город штурмом, войска Ленинградского фронта совместно с Балтийским флотом и при активной поддержке населения остановили врага на подступах к городу. Город оказался отрезанным от страны с суши. Долгие 900 дней и ночей враг терзал осажденный город. Тисками голода, жестокими бомбёжками и обстрелами он стремился обескровить и обессилить Ленинград, сломить волю его защитников! В самые тяжёлые дни блокады, великий поэт Джамбыл Джабаев обратился к Ленинградцам с волнующим посланием. «Ленинградцы, дети мои!
2 чтец: Ленинградцы! Гордость моя!
Ленинградцы! Дети мои!
Мне в струе степного ручья
Виден отблеск невской струи.
Если вдоль снеговых хребтов
Взором старческим я скользну –
Вижу своды ваших мостов,
Зорь балтийских голубизну,
Фонарей вечерних рой,
Золочённых крыш острия…
Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!
В2:Битва за Ленинград, продолжалась более 3-х лет. Вместе с воинами всех национальностей воины-казахи отстаивали Ленинград. В-первых же боях за Приладожье активное участие приняли и казахстанские 310 и 314 стрелковые дивизии.
Воины-казахстанцы участвовали в освобождении 22 населённых пунктов Ленинградской области, принимали участие в обеспечении связи блокированного города с «Большой землёй» в прокладывании дороги жизни.
В1:Дороги войны. Они были суровы для всех. Ожесточённые бои шли буквально за каждую улицу, за каждый дом, за каждый город. А ожесточённые бои под Сталинградом станут мерилом мужества, чести, отваги не одной тысячи советских солдат и офицеров.
За боевые подвиги, высокую дисциплину 39-ая стрелковая бригада была преобразована в 73-ю гвардейскую дивизию, и ей было присвоено название Сталинградской. В битве за Волгу наряду со многими воинами прославились казахи-артиллеристы 22-го артиллеристского полка. Личный состав проявил невиданный героизм при истреблении немецких танков. Из Уральской области в 1943 году отправились на фронт 24 девушки. Окончив снайперскую школу в городе Подольске, они затем прибыли на Сталинградский фронт. Слава об отважных девушках-снайперах шла по всему фронту, среди которых были: М.Токтамышева, Р. Мумынова, А.Бекетова, М.Нестеренко, Е.Семенюк.
В2: Олицетворением нерушимой дружбы народов в голы ВОВ явился подвиг гарнизона «Дом Павлова» в Сталинграде, среди них был выходец из Южного Казахстана Толыбай Мурзаев.
Казахстанцы сражались не только на фронтах , но и в тылу врага. Вместе с другими народами страны они участвовали в партизанском движении на временно оккупированных врагом территориях. Всего в годы войны количество казахстанцев участвовавших в партизанском движении достигла 3 500. За боевые заслуги сотни тысяч казахстанцев были награждены медалями и орденами, 497 казахстанцев стали героями Советского Союза. 4 казахстанца стали дважды Героями Советского Союза.
В1: Отдельная страница войны это одно из самых страшных преступлений фашизма-концетрационные лагеря. Миллионы загубленных жизней!
(видеофрагмент «Освенцим»)
Сцена 3 «Побег из концлагеря»
Иван. (Выходит медленно, осматривается). Эй, Джулия! (Тихо.) Джулия!
Джулия. (С трудом переставляет ноги, садится.) Финита, Иван.
Иван. Как это «финита»? а ну, вставай.
Джулия. Нон вставай. Нет вставай.
Иван. Ты что шутишь? А ну поднимайся. Еще немного – и перевал. Ну, ты слышишь?
Джулия. Финита. Нон Джулия марш.
Иван. Понимаешь, нельзя тут оставаться. Закоченеем. Видишь снег. (Достает из-за пазухи хлеб, отламывает кусочек) На вот хлеба.
Джулия. Хляб? (Встрепенулась, подняла голову, взяла хлеб и быстро съела) Еще хляб.
Иван. Нет, больше не дам.
Джулия. Малё, малё хлеб. Дай хлеб! (жалобно)
Иван. На перевале получишь.
Джулия. Нон перевал!
Иван. Какой черт «нон»?!. (кричит) А ну вставай. Ты что надумала? Замерзнуть? Кому ты этим зло сделаешь? Немцам? Или ты захотела им помочь: в лагерь вернуться? Ага, они тебя там давно ждут.
Джулия. (сильнее запахивается в тужурку). Нон лагерь.
Иван. Вот мне еще «нон»… (одним рывком схватил ее, вскинул на плечо. Джулия рванулась.) Ну, ладно, ладно.
Джулия. Иванио, ду вундершон. (Ласково гладит его по щеке. Раздается автоматная очередь. Джулия испуганно прижимается к Ивану). Иванио, эсэс! Ми нон лагерь, да? Да?
Иван. Конечно, ты не бойся. (Снова автоматная очередь)
Джулия.(Вскакиваеи и кричит.) Сволячи эсэс! Швайн!
Иван. Брось! Надо беречь силы!
Джулия. Гитлер капут! Гитлер кретино! Ну, шиссен, ну! Фашисто. (Берет камень и швыряет. Села, заплакала.) Плёхо, Иванио, ой, ой, плёхо!
Иван. Ничего, не бойся! Тут два патрона. (Показываетна пистолет, укрывает ее тужуркой.)
Джулия. Нон счастья Джулио.
Голоса немцев. Эй, рус инд, гурен! Ми вас будет убиваль. Ком плен. Бросай холодна гора. Шпацирен горяча крематориум!
Джулия. (Привстала на колени, вскинула кулачки.) Фашисто! Своляч. Нейман зи унс! Ну?! (Иван взял ее за плечи, прижал к себе. Джулия в отчаянии плачет.)
Иван. Ну не надо! Не надо! Ничего.
Джулия. Иванио? Где есть Бог? Где есть Мадонно? Почему нон кара фашизм? (Ломает в отчаянии руки)
Иван. (Очнувшись, крикнул.) есть справедливость! Будет им кара! Будет!
Джулия. Где есть кара? Где? Энглии? Америка? Совет Унион?
Иван. Конечно! Советский Союз. Он свернет хребет этим сволочам.
Джулия. Совет Унион?
Иван. Ну конечно.
Джулия. (Смотрит с надеждой) Он карашо? Люге, люге всё?
Иван. Что?
Джулия. Совет Унион, карашо? Справьядливо? Блягородно?
Иван. Да, это хорошая, справедливая страна. Лучше ее нет. А что ещё будет? После войны! Когда раздавим Гитлера! Эх, если бы хоть один день! Один только день!
Джулия. Я знат. Я знат. Я верит тебе. (Привстав на колени, запела). Расцветали явини и гуши, поплили туани над рекой…
(Кричат немцы. Иван стал подпевать. Автоматная очередь. Иван дернул Джулию за тужурку, она пригнулась).
Иван. Стреляйте, сволочи! Мы ещё живы!
(Джулия хотела что-то сказать, вскинула голову, Иван жестом остановил ее. Вслушиваются, напряженно глядя друг на друга. Лай собак. Иван поднялся разъяренный.)
Иван. Звери! Звери! Сами боитесь- помощников ведете! Все равно нас не взять вам! Поняли?
(Джулия бросилась к Ивану, прижалась к нему и закрыла лицо руками.)
Джулия. Нон собак! Нон собак! Иванио, эршиссен. Скоро!
(Иван схватил Джулию за руку, бегут, Иван толкает Джулию.)
Иван. Прыгай! Прыгай! (Лай собак громче. Пистолетный выстрел.)
(Звучит музыка «Аве Мария»)
Джулия. Здравствуйте, родные Ивана. Здравствуйте, деревня Терешки у Двух Голубых озер в Белоруссии. Это пишет вам Джулли Новелли из Рима. Мне пришлось разделить с Иваном последние три дня Его жизни – три огромных, как вечность, дня побега, любви и невообразимого счастья. Судьбе не угодно было дать мне разделить с Ним и смерть – рок или обычный нерастаявший сугроб снега на склоне горы не дали мне разбиться в пропасти. Я содрогаюсь от мысли, что могла бы не встретиться с Ним, попасть в другой лагерь, не побежать за ним после страшного взрыва, пройти в жизни где-то мимо Него, не соприкоснуться с ним. Я говорю спасибо провидению, спасибо всем испытаниям, выпавшим на мою долю, спасибо случаю, сведшему меня с Ним. С благодарностью ко всем – родившим, воспитавшим и знавшим Человека, истинно русского по доброте и достойного восхищения по своему мужеству. Не забывайте Его!
(музыка звучит громче. Все участники выходят на сцену)
В1: Изгнав гитлеровских оккупантов с советской земли, Вооруженные силы Советского Союза приступили к осуществлению всемирно-исторической миссии, к освобождению Европы от гитлеровской оккупации. Именно Советский Союз на своих плечах вынес основную тяжесть войны, и мир восхищался советскими солдатами, военными руководителями.
8 мая 1945 года был подписан акт капитуляции Германии, ВОВ, которую вел советский народ против немецко–фашистских захватчиков, победоносно завершилась, Победа досталась советскому народу дорогой ценой – 27 млн. жизней. 410 тысяч казахстанских сыновей и дочерей не вернулись с войны домой.
Учитель: Мы должны пронести сквозь годы благодарную память о тех, кто защитил мир от фашизма, и передать эту память будущему поколению, чтобы не повторить страшных ошибок истории.
3 чтец: Я никогда не видела войны
И ужаса ее не представляю,
Но то, что мир наш хочет тишины,
Сегодня очень ясно понимаю.
Спасибо Вам, что нам не довелось
Представить и узнать такие муки
На вашу долю все это пришлось-
Тревоги, голод,, холод и разлуки.
Страшнее слова нету, чем «война»,
Которая уносит все святое.
Когда зловеще давит тишина,
Когда не возвратился друг из боя.
Спасибо Вам за солнца яркий свет,
За радость жизни в каждом миге нашем,
За трели соловья, и за рассвет,
И за поля цветущие ромашек
Да! Позади остался страшный час.
Мы о войне узнали лишь из книжек.
Спасибо Вам. Мы очень любим Вас.
Поклон Вам от девчонок и мальчишек.
Учитель: Сменяя друг друга, идут поколенья,
Но память людская не знает забвенья!
И грозные строки взывают с гранита –
Никто не забыт, ничто не забыто!