1. Приветствие учителя. 1 мин
Одним из традиционных видов народного рукоделия является вышивка. Сегодня мы с вами вспомним особенности и отличия чувашской и русской вышивки.
Обращение к своим истокам необходимо, в первую очередь, для того, чтобы, по словам К.Д. Ушинского, «не быть иностранцем посреди своей родины». Народное искусство во свеем его многообразии служит отражением национального характера – это мощное средство в формировании эстетического вкуса, правильных понятий о прекрасном.
2. Цель:
О: обобщение знаний; знакомство с народными ремёслами; его культурой, бытом, обычаями и обрядами;
Р: развитие творческих способностей;
В: воспитание эстетического вкуса, а также желание разбудить интерес ребят к прошлому своего народа, воспитать гордость за его историю и культуру.
3. Старшеклассницы рассказывают о русской и чувашской вышивке. 8 мин
1-й ведущий (1-й): Здравствуйте, наши гостюшки!
2-й ведущий (2-й): Здравствуйте, рукодельницы!
1-й: Есть время работать, есть время и веселиться!
2-й: Дорогие рукодельницы, скажите мне: у кого было больше шансов выйти замуж: у ткачихи-пряхи или неткахи-непряхи? Почему?
1-й: Да, крестьянка должна была быть рукодельницей, умелицей и искусницей.
2-й: А теперь давайте вспомним, как раньше вышивали русские и чувашские рукодельницы…..
Русская вышивка. Вышивка по праву считается одной из древнейших разновидностей рукоделия. На протяжении многих столетий вышивка являлась обязательной частью украшения одежды и быта. Первоначально вышивали белыми и серыми нитками, которые оставались от тканья льняных и конопляных холстов. Позднее нити научились красить, а затем стали использовать шелковые, золотые и серебряные нити. Кроме этого использовали для вышивки бисер, волос, жемчуг и даже драгоценные камни.
Искусство украшения одежды и предметов быта совершенствовалось веками, разрабатывались разнообразные приемы и техники.
Вышивка сопровождала свой народ с самого рождения: младенца одевали в вышитую одежду, оберегая узорами – оберегами. Богато украшали одежду, предназначенную для праздника и для повседневной носки, так же вышивка использовалась в украшении дома. У каждого народа это искусство находило свои формы выражения и характерные черты.
Украшала вышивка и одежду наших предков – скифов и древних славян. Бережно относились к вышивке и в Киевской Руси. В курганах IX – XII веков были найдены древние одежды, украшенные сверкающим золотым узором.
Материалом для вышивки в разное время служили кожа и жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шелк, шерсть, волосы, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы, бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки и монетки.
Мы с вами знаем, что, кроме счетной, существует еще и вышивка гладью. Нарисует мастерица на ткани контур узора и вышивает по нему гладью, тамбурным и стебельчатым швом. На ткань ложатся изображения цветов, листьев, веток растений, зверей, птиц. Все выглядит как в жизни, только вместо красок
вышивальщица использует иглу и разноцветные нитки.
В России самые интересные виды вышивки гладью родились в городах Владимир и Торжок. Издавна в самом Владимире, в деревнях и селах вокруг него девушки и женщины вышивали особой гладью – владимирским швом, что создает плоскостное изображение без световых и светотеневых переходов.
Владимирское шитье отличается ярким красным цветом в сочетании с синим, зеленым и желтым. Пылающими узорами из полевых и садовых цветов расшивают декоративные панно, диванные подушки, скатерти, портьеры. Иногда растительный орнамент уступает место изображению животных и птиц
Еще одним видом владимирской глади является белая гладь (поселок Метёра). Эта изысканная белоснежная вышивка чаще выполняется на тончайшем белом батисте, но иногда и на плотной ткани. Необыкновенной красоты орнаменты из белых цветов, венков, букетов разбросанные по полю скатерти, украшают панно, женскую и детскую одежду. Изредка вышивальщицы используют цветную ткань самых светлых тонов: розового, голубого, кремового и серого цвета.
Вышивка из города Торжок совсем другого характера: она дорогая, выполняется серебряной и позолоченной нитью, называется этот вид вышивки золотное шитье. Раньше этой богатой вышивкой украшали царские и боярские одежды, часто дополняя ее жемчугом и драгоценными камнями. Работа вышивальщиц в прошлом была очень тяжелой, требовала большого мастерства и терпения. Ткани были плотные, тяжелые. Золотые и серебряные нити нуждались в особой обработке
Со временем вкусы людей изменились. Одежда стала проще и дешевле. Однако золотошвеи из Торжка и сейчас украшают великолепной вышивкой знамена, театральную одежду, панно, сувениры и т. д.
Мода на вышивку менялась, но никогда не исчезала. Вышивать можно любые изделия: одежду, покрывала, столовое и постельное белье, панно, сувениры. Вещи, украшенные искусно гладью, перестают быть просто украшением, они становятся произведениями искусства.
Чувашская вышивка.
Про чувашский край говорят «край ста тысяч песен, ста тысяч слов, ста тысяч вышивок». В элементах чувашской вышивки ученые-исследователи обнаружили знаки древней письменности. Изображение бытия в виде Древа жизни и первобытные понятия о Земле, небесном своде и светилах предстали здесь в геометрических линиях и пропорциях узорного шитья.
История исследования орнамента чувашской вышивки начинается с середины 9 в. Орнаменты узоров чувашской вышивки возникли в глубокой древности и были связаны с представлениями народа об окружающей действительности, установившимися обычаями и верованиями. Особая декоративность вышивки продиктована ее назначением оберегать владельцев от злых духов, знаковой символикой, позволяющей определить положение человека в обществе.
Древние мастерицы знали большое количество швов и отлично владели техникой вышивания. На простом домотканом холсте шерстяными и шелковыми нитями, создавали они свои неповторимые узоры, расшивая ими предметы убранства. Сурпаны и масмаки, женские рубахи и свадебные покрывала, жениховы платки, пояса и халаты – все украшалось вышивкой.
В чувашской вышивке применяются все три вида орнамента: геометрический, растительный, животный. Узоры сильно стилизованы, поэтому растительный и животный орнаменты почти не отличаются от геометрического.
Построение узоров вышивки подчинено законам симметрии. По характеру композиционных схем большинство чувашских узоров относится к линейному типу орнаментов. Линейный узор, по исследованиям А. А. Трофимова, берет свое начало в древнейшей мифологии. В мифологии говорится, что в начале возникновения мира Земля (женский пол) и Небо (мужской пол) были слитны. С созданием гор, растений, камней, огня, животных и т. д. небо отделяется от земли, происходит двоичное деление: земной мир и небесный мир. Отделяясь от земли, небо берет с собой горы, металлы, камни, воду, огонь и т. д. – образуется другой мир, небесный, похожий на земной.
В орнаментах наших далеких предков знаки имели огромное значение, с их помощью прочитав узор, можно было понять, что хотела сказать вышивальщица. Ломаной линией изображали «воду», прямой – поверхность «земли» или «небо», треугольниками – «горы» и т. д. Ведущим орнаментом в чувашской вышивке является знак Солнца. Солнце вышивалось в форме восьмиугольника, который исследователи называют по-разному: «ромбовидный», «крестообразный», «восьмигранник» и т. д. Такой орнамент у чувашей называется кěскě. Его композиция образуется четырьмя или восемью наложенными друг на друга элементами, отходящими от центра медальона.
Каждый узор в чувашской вышивке имеет свое название, свое устоявшееся место и декоративное назначение. Главным цветом в чувашских вышивках является красный, ассоциирующийся в сознании народа с жизнью, понятием материнства, счастья. Черный цвет в сочетании с красным символизирует брак, начало жизни, выражает идею возрождающего начала. Черный цвет – цвет земли, цвет добра. К этим цветам добавлялись желтый, синий, зеленый. Белое поле холста воспринималось как благополучие планеты, чистый воздух, здоровье. Желтым цветом вышивали солнце, звезды, другие светила. Зеленый цвет – признак жизни, роста и развития; использовали его при закрашивании растений, деревьев. Синий цвет символизирует сияние, радугу, небосвод.
Орнаменты чувашской вышивки являются одними из древнейших. С их помощью древние чуваши выражали свое представление о мире, об окружающей действительности. Образы вышивки были связаны с установившимися обычаями и верованиями. Развитие особого разнообразия вышивки было связано с назначением быть оберегом владельца от злых духов. Вначале это были простые, легко запоминающиеся знаки-символы. Чуваши в прошлом поклонялись огню, воде, земле. В своих вышивках ломаной линией вышивальщицы изображали воду, прямой – поверхность земли или небо, треугольниками – горы и т. д.
Вышивка жила в каждом доме, с нею был связан повседневный быт, без нее не обходились посиделки. Предметы, украшенные вышивкой, играли важную роль в ритуальных и культовых обрядах, сопровождали человека на всем жизненном пути.
1-й: А теперь, девицы-красавицы! Расскажите, да покажите, что вы знаете о народном рукоделии?
4. Презентация «Русская и чувашская вышивка», 6 класс. 5 мин
2-й: Молодцы! Так в чем же отличия русской и чувашской вышивки? Кто нам ответит? 1 мин.
1-й: А в чем они похожи? 1 мин.
2-й: А теперь давайте отгадаем загадки, разгадаем кроссворд!
Гости не стесняйтесь, тоже присоединяйтесь…
5. Учащиеся 6 класса отгадывают Кроссворд
1. К каким швам относятся: шов роспись, атласники, некоторые виды цветной глади по свободному контуру?
2. Необходимый предмет для вышивки. Его форма может быть квадратной или круглой.
3. Название петельного шва в чувашской вышивке.
4. Именно ей вышивают красивые узоры на ткани. Маленькая, острая, с ушком. Что это?
5. Эти швы выполняются по произвольному контуру, рисуемому от руки. Как называются такие швы?
6. Назовите технику вышивки, показанную на рисунке.
7. Как называется косая стёжка на чувашском языке.
6. Загадки: 2 мин.
1-й:
Всех на свете обшивает,
Что шьёт – не надевает (игла).
2-й:
Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижёт (ножницы).
1-й: Маленькая, светлая больно кусаюсь (игла).
2-й: Маленько, кругленько, а за хвост не поднять (клубок).
1-й: Конь стальной, хвост льняной (игла.)
2-й: Мягок, бел, весь мир одел (лен).
1-й: Сколько раз крутится, настолько и вырастает (веретено).
6. Выставка детских работ . 1 мин
1-й: Говорят, у девочек руки не простые.
Говорят, у девочек руки золотые.
Вышивают, шьют, плетут,
И частушки нам споют.
Пришли к нам с изделием
Со всяким рукоделием,
С лентами, платками,
С узорчатыми кружевами!
2-й: Что за славный товар принесли нам девочки! Давайте посмотрим, какие они рукодельницы!
Частушки-нескладушки!
Мы красивые девчата,
Интересно мы живём
Про народные ремёсла
Вам частушки пропоём.
Ах, сколько руки эти
Чудесного творят!
То шьют, то вышивают,
То что-то мастерят.
Как по небу, по поднебесью
Светел месяц выкатывается,
Над высоким над теремом
В облака поднимается.
Как во тереме красна девица,
Мастерица – искусница,
В терему она рассиживала,
Шелком шила, ткала золотом.
Шила милому кисет,
Вышла рукавица.
Посмотри, мой дорогой,
Какая мастерица.
Шила, шила сарафан –
Исколола пальчики.
А надела сарафан –
За мной гурьбою мальчики.
Дайте лён, дайте лён
И 49 веретён.
Стану прясть попрядывать,
На дружка поглядывать.
Ах, булавки и иголки,
Нитки, ножницы, тесьма,
И узор на тонком шёлке,
А на шерсти бахрома.
А работы лучше, краше
Проплывают мимо вас.
Это мастерицы наши
Радуют работой нас.
Моя прялка не прядёт,
Колесо не вертится.
Что-то милый не идёт,
Видно долго сердится.
Мы не все частушки спели,
Знаем много мы втроём.
Приходите в гости снова,
Мы другие вам споём.
1-й:
Будь доброй хозяюшкой, гостеприимною будь,
Мастерицей-рукодельницей, чтоб в доме был уют.
2-й:
Вот и кончилась игра,
Всем домой спешить пора!
1-й:
Пришло время расставанья,
До следующего гулянья!
2-й:
Завтра ждёт всех день забот,
На прощанье – хоровод!
Девочки выходят на поклон.