Сценарий позновательного мероприятия для детей – “Школа весенних наук”.

На дворе весна, и вы ждете в гости детвору. Трудно усидеть в четырех стенах, когда на дворе бегут ручьи и звенит капель. Чем же порадовать детей в первые теплые деньки? Предлагаем поиграть с ними в школу весенних наук. Для создания особой «школьной» атмосферы можно воспользоваться колокольчиком, звон которого будет сигналом к началу нового урока. Провести с юными гостями занятия в школе весенних наук можно и в городе, и на даче. Главное — фантазия и позитивный настрой!

Урок весенней физики.
Этот урок мы предлагаем провести первым, потому что вместе с детьми ведущему предстоит провести физический опыт, результаты которого можно будет проверить только через час. Речь идет о превращении льда в воду при высокой температуре и превращении воды в лед при низкой. Весной, как известно, тают снега. Почему бы самим не совершить волшебное превращение с водой — то самое, которое совершает природа?
Дети вынимают из морозильника кусочки льда и ставят их в блюдце на подоконник, под лучи весеннего солнышка. В то же время они заполняют ячейки для льда водой и помещают их в морозильник. Через час взрослый ведущий продемонстрирует, какие изменения произошли в блюдце и в форме для льда.
Если дети достаточно взрослые, можно усложнить рассказ, объяснив, что при замораживании объем жидкости увеличивается (ее становится больше). Поэтому в закрытой посуде воду в морозильник никогда не ставят. Чтобы наглядно это продемонстрировать, придется заранее заморозить закупоренную бутылку с водой и аккуратно (не давая в руки) показать детям трещину на стекле.

Урок весеннего стихосложения.
Ведущий читает стихи, в которых есть ошибки. Дети их хором исправляют.
Дарит март улыбки всем,
А в полях растаял крем. (Снег.)

Вот на речку я пришел,
Начался здесь ледокол! (Ледоход.)

По весне ветра не злы.
Побежали с гор козлы! (Ручьи.)

На березке — дом для птиц.
Ждем весной в него лисиц! (Скворцов.)

Посмотри: и там и тут
Скоро вишни опадут! (Зацветут.)

Зацвела в саду сирень!
На дворе осенний день! (Весенний день.)

Физкультминутка «Что нам нужно весной?»
Ведущий берет мяч, все дети выстраиваются в линейку. Ведущий по очереди кидает мяч детям и произносит громко названия предметов. Если предмет нужен весной — ребенок ловит мяч. А если не нужен — следует мяч отбить.
Примеры слов: лыжи, резиновые сапоги, зонтик, грабли, надувной круг, корзина для грибов, шуба, лейка, панамка, прыгалки…

Урок весенних изменений.
Весной природа изменяется. Чтобы вспомнить, какие изменения происходят именно весной, ведущий предлагает поиграть. Он произносит предложение, а дети хором говорят: бывает — не бывает.
Дворники снег убирают. (Бывает.)
Птицы на юг улетают. (Не бывает.)
Птицы домой прилетают. (Бывает.)
Листья с кустов опадают. (Не бывает.)
Дружно сады зацветают. (Бывает.)
Сугробы пушистые тают. (Бывает.)
На реке ледоход начинается. (Бывает.)
С горки на санках катаются. (Не бывает.)
После этого ведущий предлагает ребятам продолжить по цепочке эту игру. Пусть один из гостей говорит фразу, имеющую или не имеющую отношения к весне, а другие ребята отгадывают — бывает так или не бывает.
Возможно, некоторые ответы не будут однозначными. Например, в начале весны еще лежит снег, и дворнику приходится его убирать, а в конце весны уже зеленеет травка. Можно поговорить с детьми о том, что весна приходит постепенно, и природе (как и нам по утрам) нужно время, чтобы проснуться и предстать во всем великолепии.

Урок весенних цветов.
Не все дети знают, какие цветы появляются в лесу первыми. Самое время с ними познакомиться. Ведущий показывает картинки (или изображение на мониторе компьютера) с первыми весенними цветами (мать-и-мачеха, подснежник, горицвет, примула, сон-трава) и рассказывает короткую историю (легенду) о каждом из них.
Цветки примулы, согласно древней легенде, — это ключи от весны богини Фреи. Если приглядеться, соцветие примулы напоминает чем-то связку ключей.
Подснежник, как говорит легенда, получил свою способность выдерживать холода после того, как богиня Флора организовала маскарад, на который пригласила цветы, но не пригласила снег. Подснежник пожалел его и подарил карнавальный наряд — укрыл своими лепестками. С тех пор подснежник дружит со снегом.
О мать-и-мачехе существует грустная легенда, повествующая о том, как любящая мать защищала свою дочь от нападок жестокой мачехи. Сцепившись на краю обрыва, две женщины — добрая и злая — упали вниз. На том месте выросло растение, у которого одна сторона листа гладкая и холодная (как мачеха), а другая — мягкая (как мать).
Горицвет иначе называется адонисом. Так у древних финикийцев звали юного бога весны, умиравшего каждый год с холодами и воскресавшего с приходом тепла. Есть и другая легенда, согласно которой горицвет (адонис) появился из слез богини красоты Венеры, опла¬кивавшей своего сына.
Сон-трава имеет особенные листья — они словно разорваны. Легенда гласит, что когда-то листья ее были широкими и под ними спрятался злой дьявол. Но архангел, метнув в цветок громовую стрелу, выгнал злодея из укрытия. Дьявол убежал, а листья сон-травы с тех пор так и остались простреленными. Вот почему его иногда называют прострелом.
После того как рассказ о весенних цветах будет окончен, ведущий раздает детям бумагу и карандаши и просит их нарисовать весенний букет из тех цветов, которые понравились им больше всего. Можно также предложить детям нарисовать иллюстрацию к самой интересной легенде.

Физкультминутка «Хорошо или плохо?»
Дети становятся в круг и передают друг другу мяч. Мяч можно передавать толь¬ко в том случае, если ведущий говорит о том, что делать весной хорошо. А если он говорит о том, что делать весной плохо, — мяч остается на месте. Сделавший ошибку выбывает из игры. Если ответ спорный, нужно обсудить его.
Нарвать букет ландышей. (Плохо, ландыши занесены в Красную книгу, их осталось мало.)
Походить по лужам. (Плохо.)
Сгрести граблями листья. (Хорошо.)
Сделать весеннюю уборку. (Хорошо.)
Стрелять из рогатки в прилетевших птиц. (Плохо.)
Пускать в ручьях кораблики. (Хорошо.)
Сделать скворечник. (Хорошо.)

Урок весенней фотографии.
Современная фототехника, как известно, проста в обращении. С ней может справиться даже ребенок. Предложите детям отправиться на улицу и сделать вместе серию фотографий на тему «Весна пришла». Главное условие: в каждом снимке должны быть признаки весны (лужи, почки на деревьях, талый снег, ручьи, первая травка). Если есть возможность, по возвращении домой снимки следует просмотреть на мониторе компьютера и обсудить.

Урок весенней математики.
Отправляясь на улицу, можно захватить с собой рейку и сантиметровую ленту. Почему бы не измерить глубину или ширину лужи или не узнать высоту последнего сугроба, спрятавшегося в тени?
Если дети достаточно взрослые, можно предложить им решить весеннюю задачу: на сколько сантиметров одна лужа глубже другой? На сколько сантиметров сугроб на солнечной стороне двора ниже, чем сугроб на южной стороне?
Разумеется, юным исследователям предстоит залезть и в лужу, и в сугроб. Поэтому следует позаботиться о том, чтобы они были обуты в резиновые сапоги с теплыми носками.

Урок весенней уборки.
Ведущий рассказывает детям о том, что с приходом весны мир вокруг нас становится красивее: появляется нежная листва, зацветают деревья. Но весне трудно одной навести красоту. Мы должны ей помочь. Для этого люди придумали весеннюю уборку.
После того как дети вместе с ведущим поговорят о том, какая именно уборка нужна весной, можно предложить им посыпать дорожку в саду песком или сгрести грабельками старые листья с клумбы.

Урок весенней кулинарии.
Весна — пора появления свежих овощей и зелени на наших столах. Ведущий предлагает девочкам сделать своими руками весенний салат и угостить мальчиков и других гостей праздника. Важно обратить внимание юных поваров на то, что все ингредиенты следует тщательно вымыть. И, конечно, взрослые должны следить за тем, чтобы девочки не поранились ножами (они не должны быть слишком острыми).
А чтобы мальчики не скучали, пока девочки заняты на кухне, можно предложить им смастерить из кусочков пенопласта, спичек и клеенки маленькие кораблики, которые вскоре отправятся в плавание по весенним ручьям.

Урок весеннего садоводства.
Весна — время открытия садово-огородного сезона. Если вы встречаете юных гостей на даче, вполне можно доверить им посадку петрушки или укропа. А еще дети могут оформить специальные таблички с названиями посаженных культур — так называемые «садовые метки» — и расставить их в нужных местах сада. Более старшие дети могут сделать под руководством взрослых садово-огородную карту.
Если погода не позволяет выбраться на садовый участок, этот урок можно провести и дома. Например, предложите детворе посадить зелень в ящичках на окне или на балконе. А еще пусть юные гости помогут вам пикировать рассаду.

В школе весенних наук не ставят плохих отметок. А специальные дипломы об окончании весеннего курса можно вручить всем ученикам. Сделать дипломы очень просто. Для этого достаточно взять листы плотной бумаги, в одном из верхних углов нарисовать солнышко, по краям выполнить орнамент из нарисованных весенних цветов или цветущих ветвей яблони и вишни (можно сделать аппликацию). Текст может быть следующим: «Диплом вручается (имя, фамилия), окончившему с отличием школу весенних наук и набравшемуся солнечного настроения». А можно приготовить картонные медали с похожим текстом, приклеить к ним ленты и торжественно вручить каждому ученику.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *