МУЗЫКА НАШЕЙ РОДИНЫ
КЛАСС: 3.
ТЕМА УРОКА: Музыка нашей Родины.
ЦЕЛЬ: формировать отношение детей к Родине в процессе эмоционального восприятия красоты и многообразия образов русской музыки.
Планируемые результаты обучения:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
-
воспитывать любовь к музыке и потребность в общении с искусством на основе восприятия музыки М. Мусоргского и А. Бородина;
-
в ходе сравнительного анализа выявлять интонационные и другие особенности национального стиля русской музыки;
-
на основе имеющейся у детей информации сделать вывод о существенных особенностях русского народного песенного творчества;
-
оценивать собственную и коллективную музыкальную деятельность.
ПРЕДМЕТНЫЕ:
-
воплощать музыкальный образ в осмысленном и эмоциональном интонировании в процессе исполнения разучиваемых песен;
-
совершенствовать навык двухголосного пения;
-
стимулировать творческие проявления детей в ходе импровизации мелодии в стиле русской песенности;
-
формировать культуру пластической деятельности детей, осваивая элементы русского народного танца.
ТИП УРОКА:комбинированный.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:виды (жанры) русских народных песен (плясовая песня, протяжная песня); черты стиля русской музыки (распевы, поступенность, переменный лад, «мелостность», вариантное развитие); интонация; двухголосие; мажор; минор.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
-
М. Мусоргский. «Богатырские ворота»;
-
А. Бородин. «В монастыре»;
-
русская народная песня «Как по морю»;
-
русская народная песня «Я с комариком».
МЕТОДЫ:
-
метод эмоциональной драматургии;
-
метод сравнения;
-
метод установления взаимосвязи художественного и технического на интонационной основе;
-
метод слуховой наглядности;
-
метод зрительной наглядности;
-
словесные методы (беседа, рассказ, объяснение, пояснение);
-
практические методы (певческие упражнения, пластическое интонирование).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
-
внимательно вслушиваться в музыку, сопереживая эмоциональному содержанию музыкального образа;
-
в процессе анализа выявить содержание музыкального образа пьесы А. Бородина «В монастыре»;
-
в новом музыкальном материале выявить черты стиля русской музыки;
-
выявить в музыкально-пластическом этюде свое понимание жанра русской плясовой песни;
-
раскрыть красоту и мелодичность русской песни, выразительно исполняя ее a capella;
-
осваивать в певческой деятельности двухголосный строй;
-
сочинить мелодию в стиле русской народной песни.
ОБОРУДОВАНИЕ:рояль, компьютер, проектор, портреты композиторов, подготовленные презентации.
СТРУКТУРНЫЙ ПЛАН УРОКА:
№ |
Вид деятельности |
Музыкальный материал |
Время (мин.) |
|
I. |
Организационный момент. |
М. Мусоргский. «Богатырские ворота». |
2 |
|
II. |
Музыкально-слушательская деятельность. |
А. Бородин. «В монастыре». |
8 |
|
III. |
Певческая деятельность. |
1. Распевание. |
Упражнение «Солнышко — туча». |
9 |
2. Работа над песней. |
Русская народная песня «Как по морю». |
|||
IV. |
Музыкально-пластическая деятельность. |
Музыкально-пластический этюд на основе русской народной песни «Я с комариком». |
4 |
|
V. |
Певческая деятельность. |
Русская народная песня «Я с комариком». |
6 |
|
VI. |
Музыкально-творческая деятельность. |
Вокальная импровизация в стиле русской народной песни. |
4 |
|
VII. |
Обобщение. |
Материал урока. |
2 |
ХОДУРОКА:
-
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Задачи:
-
ввести детей в эмоциональную атмосферу урока;
-
актуализировать знания детей по теме урока.
Вход в класс под звучание пьесы М. Мусоргского «Богатырские ворота». Учитель поет музыкальное приветствие на материале первой темы пьесы М. Мусоргского «Богатырские ворота».
У: Кто знает название произведения, которое звучало, когда вы входили в класс?
Д: «Богатырские ворота».
У: Какой композитор написал эту пьесу?
Д: М. Мусоргский.
У: Правильно. Это русский композитор, и его сказочные «Богатырские ворота» отрыли перед нами музыкальную Россию. Тема нашего урока: «Музыка нашей Родины».
-
МУЗЫКАЛЬНО-CЛУШАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Задачи:
-
расширять представления учащихся о стиле русской музыки;
-
раскрыть в процессе анализа содержание музыкального образа пьесы А. Бородина «В монастыре»;
-
осваивать умение интонационного анализа звучащей музыки.
У: Сегодня мы послушаем произведение русского композитора А. Бородина (показываю слайд с портретом композитора), современника и друга М. Мусоргского. Оба композитора жили в нашем городе, в Петербурге. Пьеса называется «В монастыре». Но сначала я хочу прочитать вам стихотворение, которое я сочинила специально для нашего урока (показываю слайд Софийского собора в Великом Новгороде).
Россия! Родина моя!
Ты так богата, широка, раздольна:
Поля, озера, реки и леса —
В них щебетание птиц, и небо голубое…
Рябина тонкая и деревянный дом,
Мотив родной и тихий колыбельной песни,
И всемогущий колокольный звон…
Россия, нет тебя чудесней!
У: Вслушайтесь в музыку, а после прослушивания скажите, что из того, о чем говорилось в стихотворении, вы услышали в музыке А. Бородина.
Исполняю пьесу А. Бородина «В монастыре».
У: Что из того, о чем говорилось в стихотворении, вы услышали в музыке А. Бородина?
Д: Колокольный звон.
Исполняю соответствующий фрагмент.
У: Какая по характеру была музыка?
Д: Суровая, мощная, величественная, спокойная, простая, грустная, задумчивая и т.д.
У: Правильно. А что напоминает вам эта мелодия?
Играю тему второй части.
Д: Русскую народную песню.
У: Чем вам напоминает эта мелодия русскую народную песню?
Д: Интонацией, она протяжная, поступенная, распевная, широкая.
У: Правильно. Эта мелодия похожа на народный напев, на песню о судьбе человека. Можно сказать, что музыка А. Бородина соединяет в себя разные черты русской музыки и может рассказать нам о России и о судьбах русского народа.
-
ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Задачи:
-
осваивать черты стиля русской песни в певческой деятельности;
-
различать на слух движение по звукам трезвучия и поступенное движение;
-
работать над исполнением распевов;
-
петь напевным, мягким звуком, добиваться хорошей кантилены.
У: Сегодня я хочу вам исполнить очень красивую русскую народную песню. Называется она «Как по морю». Послушайте, пожалуйста.
Исполняю русскую народную песню «Как по морю» a capella.
У: Вам понравилась песня?
Д: Да!
У: А какие черты русской музыки вы в ней услышали?
Д: Протяжность, широту, распевы, поступенность и т.д.
У: Давайте разучим эту замечательную песню.
Играю и пою начальную интонацию.
У: Что это за интонация?
Д: «Туча» (нисходящее минорное трезвучие) — минорный лад.
У: А какой еще лад вы знаете?
Д: «Солнышко» (нисходящее мажорное трезвучие) — мажорный лад.
У: Давайте распоемся.
1. Распевание«Солнышко — Туча».
Втональностях: D-dur — d-moll; Es-dur — es-moll; E-dur— e moll; F-dur — f-moll.
2. Работа над песней.
Играю первую фразу. Дети, вы услышали распев? Посмотрите на партитуру, послушайте и посчитайте, сколько раз звучит гласный звук «о» (девять). Слушаем еще раз и поем мысленно. А теперь пропоем вслух. Представьте себе бескрайнюю реку, большую, которую глазами не охватить! Спойте так же. Проследите за движением мелодии и вместе с ней спуститесь «по лесенке».
Показываю вторую фразу. Дети определяют, что интонация идет вверх. Учим и осваиваем еще один распев. Анализируем с учащимися интонационное движение третьей фразы, выявляем преобладание нисходящего поступенного движения. Разучиваем, используя метод пластического интонирования. Работаю над ускорением темпа при исполнении третьей и четвертой фраз в соответствии со своим дирижерским жестом. Соединяем все фразы. Говорю о том, что реки в России такие широкие, неторопливые и большие, как моря, прошу спеть так, чтобы звук полетел «вдаль», чтобы услышали на другомберегу реки. Исполнение первого куплета песни «Как по морю».
-
МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Задача:
-
осваивать стиль русской музыки в процессе музыкально-пластической деятельности на основе метода перекодирования.
У: Ребята, эта песня хороводная. А какие еще жанры русских народных песен вы знаете?
Д: Обрядовые, колыбельные, протяжные, плясовые, свадебные, исторические.
У: Назовите жанр этой песни.
Исполняю на фортепиано мелодию русской народной песни «Я с комариком».
Д: Плясовая.
У: Да! Давайте встанем и спляшем под эту музыку.
Напоминаю движения:
1 фраза — русский поклон мальчиков;
2 фраза — русский поклон девочек;
3 и 4 фразы — мальчики выполняют элементы русского народного танца (носок, пятка, три притопа).
1 фраза — поклон мальчиков;
2 фраза — поклон девочек;
3 и 4 фразы — девочки выполняют элементы русского народного танца (руки сложили перед собой, встают на носочки и кружатся вокруг себя сначала в одну сторону, потом в другую).
После исполнения прошу учащихся ценить свое исполнение: назвать достоинства и недостатки.
-
ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Задачи:
-
добиваться хорошего строя и ансамбля при исполнении песни на два голоса;
-
работать над выразительным исполнением песни.
1. Работа надрусской народной песней «Я с комариком».
У: Послушаем теперь, как звучит эта песня в записи. Я специально записала ее для вас двухголосно, в таком варианте как мы разучивали, чтобы каждый из вас проследил за звучанием своего голоса.
Звучит запись песни «Я с комариком» в моем исполнении в двухголосном варианте.
У: Поднимите руки те, кто следил за своим голосом и ни разу его не потерял?
А теперь послушайте еще раз и попробуйте спеть «про себя», как будто я вам не разрешила петь.
Повторное слушание записи песни «Я с комариком» в двухголосномварианте.
У: Теперь все споем тонику. Первый ряд (нижний голос) спойте тонику. Пойте песню на тоническом звуке, а я одновременно буду подыгрывать оба голоса. А второй ряд (верхний голос) слушает свой голос и про себя его вспоминает.
Выстраиваем первый интервал (квинту) методом наслоения. Далее работаем над:
-
единовременным дыханием;
-
синхронным и точным замыканием слов;
-
осмысленным интонированием;
-
фразировкой;
-
легким, полетным, округлым звуком;
-
эмоциональным исполнением песни (песня шуточная, плясовая).
Третья и четвертая фразы разучиваются аналогичным способом. Обращаем внимание на различие окончания у нижнего голоса между третьей и четвертой фразой. Разучивание слов второго куплета.
У: Ребята, давайте встанем и споем песню целиком. Как должна прозвучать песня?
Д: Песня должна прозвучать озорно, задиристо, легко и шутливо!
Целостное двухголосное исполнение русской народной песни «Я с комариком».
У:Молодцы!
-
МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Задача:
-
закреплять слуховые представления учащихся о стиле русской народной песни в процессе музыкально-творческой деятельности.
У: Ребята, сейчас вы услышите мелодию, скажите, она народная или ее написал композитор?
Исполняю на фортепиано тему вступления к опере «Борис Годунов» М. Мусоргского.
Д: Ее написал композитор (однако мнения могут разделиться).
У: Вы правы. Эту музыку написал М. Мусоргский, но в духе народной песни. Теперь давайте с вами станем композиторами и попробуем сами сочинить мелодии в стиле русской народной песни. Кто начнет?
Дети по очереди поют a capella свои импровизации в стиле русской народной песни.
Егоров Владислав[1]
Коновальчик Алеся
Кузнецова Екатерина
-
ОБОБЩЕНИЕ.
У: Чему был посвящен наш урок? Какая музыка звучала на уроке? Что объединяет народную музыку и музыку, написанную русскими композиторами? Что на уроке для вас было самым интересным?
Предполагаются различные варианты ответов учащихся.
ПРИМЕЧАНИЯ
-
Представлена расшифровка видеозаписи примеров импровизации детей в стиле русской народной протяжной песни на уроке, проходившем в рамках второго тура международного конкурса «Педагог-музыкант в контексте современной культуры».