Сценарий урока по музыке – Музыка нашей Родины.

МУЗЫКА НАШЕЙ РОДИНЫ

КЛАСС: 3.

ТЕМА УРОКА: Музыка нашей Родины.

ЦЕЛЬ: формировать отношение детей к Родине в процессе эмоционального восприятия красоты и многообразия образов русской музыки.

Планируемые результаты обучения:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  • воспитывать любовь к музыке и потребность в общении с искусством на основе восприятия музыки М. Мусоргского и А. Бородина;
  • в ходе сравнительного анализа выявлять интонационные и другие особенности национального стиля русской музыки;
  • на основе имеющейся у детей информации сделать вывод о существенных особенностях русского народного песенного творчества;
  • оценивать собственную и коллективную музыкальную деятельность.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  • воплощать музыкальный образ в осмысленном и эмоциональном интонировании в процессе исполнения разучиваемых песен;
  • совершенствовать навык двухголосного пения;
  • стимулировать творческие проявления детей в ходе импровизации мелодии в стиле русской песенности;
  • формировать культуру пластической деятельности детей, осваивая элементы русского народного танца.

ТИП УРОКА:комбинированный.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:виды (жанры) русских народных песен (плясовая песня, протяжная песня); черты стиля русской музыки (распевы, поступенность, переменный лад, «мелостность», вариантное развитие); интонация; двухголосие; мажор; минор.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

  • М. Мусоргский. «Богатырские ворота»;
  • А. Бородин. «В монастыре»;
  • русская народная песня «Как по морю»;
  • русская народная песня «Я с комариком».

МЕТОДЫ:

  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод сравнения;
  • метод установления взаимосвязи художественного и технического на интонационной основе;
  • метод слуховой наглядности;
  • метод зрительной наглядности;
  • словесные методы (беседа, рассказ, объяснение, пояснение);
  • практические методы (певческие упражнения, пластическое интонирование).

ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

  • внимательно вслушиваться в музыку, сопереживая эмоциональному содержанию музыкального образа;
  • в процессе анализа выявить содержание музыкального образа пьесы А. Бородина «В монастыре»;
  • в новом музыкальном материале выявить черты стиля русской музыки;
  • выявить в музыкально-пластическом этюде свое понимание жанра русской плясовой песни;
  • раскрыть красоту и мелодичность русской песни, выразительно исполняя ее a capella;
  • осваивать в певческой деятельности двухголосный строй;
  • сочинить мелодию в стиле русской народной песни.

ОБОРУДОВАНИЕ:рояль, компьютер, проектор, портреты композиторов, подготовленные презентации.

СТРУКТУРНЫЙ ПЛАН УРОКА:

Вид деятельности

Музыкальный материал

Время (мин.)

I.

Организационный момент.

М. Мусоргский. «Богатырские ворота».

2

II.

Музыкально-слушательская деятельность.

А. Бородин. «В монастыре».

8

III.

Певческая деятельность.

1. Распевание.

Упражнение «Солнышко — туча».

9

2. Работа над песней.

Русская народная песня «Как по морю».

IV.

Музыкально-пластическая деятельность.

Музыкально-пластический этюд на основе русской народной песни «Я с комариком».

4

V.

Певческая деятельность.

Русская народная песня «Я с комариком».

6

VI.

Музыкально-творческая

деятельность.

Вокальная импровизация в стиле русской народной песни.

4

VII.

Обобщение.

Материал урока.

2

 

ХОДУРОКА:

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Задачи:

  • ввести детей в эмоциональную атмосферу урока;
  • актуализировать знания детей по теме урока.

 

Вход в класс под звучание пьесы М. Мусоргского «Богатырские ворота». Учитель поет музыкальное приветствие на материале первой темы пьесы М. Мусоргского «Богатырские ворота».

У: Кто знает название произведения, которое звучало, когда вы входили в класс?

Д: «Богатырские ворота».

У: Какой композитор написал эту пьесу?

Д: М. Мусоргский.

У: Правильно. Это русский композитор, и его сказочные «Богатырские ворота» отрыли перед нами музыкальную Россию. Тема нашего урока: «Музыка нашей Родины».

 

  1. МУЗЫКАЛЬНО-CЛУШАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Задачи:

  • расширять представления учащихся о стиле русской музыки;
  • раскрыть в процессе анализа содержание музыкального образа пьесы А. Бородина «В монастыре»;
  • осваивать умение интонационного анализа звучащей музыки.

 

У: Сегодня мы послушаем произведение русского композитора А. Бородина (показываю слайд с портретом композитора), современника и друга М. Мусоргского. Оба композитора жили в нашем городе, в Петербурге. Пьеса называется «В монастыре». Но сначала я хочу прочитать вам стихотворение, которое я сочинила специально для нашего урока (показываю слайд Софийского собора в Великом Новгороде).

Россия! Родина моя!

Ты так богата, широка, раздольна:

Поля, озера, реки и леса —

В них щебетание птиц, и небо голубое…

Рябина тонкая и деревянный дом,

Мотив родной и тихий колыбельной песни,

И всемогущий колокольный звон…

Россия, нет тебя чудесней!

У: Вслушайтесь в музыку, а после прослушивания скажите, что из того, о чем говорилось в стихотворении, вы услышали в музыке А. Бородина.

Исполняю пьесу А. Бородина «В монастыре».

У: Что из того, о чем говорилось в стихотворении, вы услышали в музыке А. Бородина?

Д: Колокольный звон.

Исполняю соответствующий фрагмент.

У: Какая по характеру была музыка?

Д: Суровая, мощная, величественная, спокойная, простая, грустная, задумчивая и т.д.

У: Правильно. А что напоминает вам эта мелодия?

Играю тему второй части.


Д: Русскую народную песню.

У: Чем вам напоминает эта мелодия русскую народную песню?

Д: Интонацией, она протяжная, поступенная, распевная, широкая.

У: Правильно. Эта мелодия похожа на народный напев, на песню о судьбе человека. Можно сказать, что музыка А. Бородина соединяет в себя разные черты русской музыки и может рассказать нам о России и о судьбах русского народа.

 

  1. ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Задачи:

  • осваивать черты стиля русской песни в певческой деятельности;
  • различать на слух движение по звукам трезвучия и поступенное движение;
  • работать над исполнением распевов;
  • петь напевным, мягким звуком, добиваться хорошей кантилены.

 

У: Сегодня я хочу вам исполнить очень красивую русскую народную песню. Называется она «Как по морю». Послушайте, пожалуйста.

Исполняю русскую народную песню «Как по морю» a capella.


У: Вам понравилась песня?

Д: Да!

У: А какие черты русской музыки вы в ней услышали?

Д: Протяжность, широту, распевы, поступенность и т.д.

У: Давайте разучим эту замечательную песню.

Играю и пою начальную интонацию.

У: Что это за интонация?

Д: «Туча» (нисходящее минорное трезвучие) — минорный лад.

У: А какой еще лад вы знаете?

Д: «Солнышко» (нисходящее мажорное трезвучие) — мажорный лад.

У: Давайте распоемся.

 

1. Распевание«Солнышко — Туча».

Втональностях: D-dur — d-moll; Es-dur — es-moll; E-dur— e moll; F-dur — f-moll.


2. Работа над песней.

Играю первую фразу. Дети, вы услышали распев? Посмотрите на партитуру, послушайте и посчитайте, сколько раз звучит гласный звук «о» (девять). Слушаем еще раз и поем мысленно. А теперь пропоем вслух. Представьте себе бескрайнюю реку, большую, которую глазами не охватить! Спойте так же. Проследите за движением мелодии и вместе с ней спуститесь «по лесенке».

Показываю вторую фразу. Дети определяют, что интонация идет вверх. Учим и осваиваем еще один распев. Анализируем с учащимися интонационное движение третьей фразы, выявляем преобладание нисходящего поступенного движения. Разучиваем, используя метод пластического интонирования. Работаю над ускорением темпа при исполнении третьей и четвертой фраз в соответствии со своим дирижерским жестом. Соединяем все фразы. Говорю о том, что реки в России такие широкие, неторопливые и большие, как моря, прошу спеть так, чтобы звук полетел «вдаль», чтобы услышали на другомберегу реки. Исполнение первого куплета песни «Как по морю».

 

  1. МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Задача:

  • осваивать стиль русской музыки в процессе музыкально-пластической деятельности на основе метода перекодирования.

 

У: Ребята, эта песня хороводная. А какие еще жанры русских народных песен вы знаете?

Д: Обрядовые, колыбельные, протяжные, плясовые, свадебные, исторические.

У: Назовите жанр этой песни.

Исполняю на фортепиано мелодию русской народной песни «Я с комариком».

Д: Плясовая.

У: Да! Давайте встанем и спляшем под эту музыку.

Напоминаю движения:

1 фраза — русский поклон мальчиков;

2 фраза — русский поклон девочек;

3 и 4 фразы — мальчики выполняют элементы русского народного танца (носок, пятка, три притопа).

1 фраза — поклон мальчиков;

2 фраза — поклон девочек;

3 и 4 фразы — девочки выполняют элементы русского народного танца (руки сложили перед собой, встают на носочки и кружатся вокруг себя сначала в одну сторону, потом в другую).

После исполнения прошу учащихся ценить свое исполнение: назвать достоинства и недостатки.

 

  1. ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Задачи:

  • добиваться хорошего строя и ансамбля при исполнении песни на два голоса;
  • работать над выразительным исполнением песни.

 

1. Работа надрусской народной песней «Я с комариком».

У: Послушаем теперь, как звучит эта песня в записи. Я специально записала ее для вас двухголосно, в таком варианте как мы разучивали, чтобы каждый из вас проследил за звучанием своего голоса.

Звучит запись песни «Я с комариком» в моем исполнении в двухголосном варианте.


У: Поднимите руки те, кто следил за своим голосом и ни разу его не потерял?

А теперь послушайте еще раз и попробуйте спеть «про себя», как будто я вам не разрешила петь.

Повторное слушание записи песни «Я с комариком» в двухголосномварианте.

У: Теперь все споем тонику. Первый ряд (нижний голос) спойте тонику. Пойте песню на тоническом звуке, а я одновременно буду подыгрывать оба голоса. А второй ряд (верхний голос) слушает свой голос и про себя его вспоминает.

Выстраиваем первый интервал (квинту) методом наслоения. Далее работаем над:

  • единовременным дыханием;
  • синхронным и точным замыканием слов;
  • осмысленным интонированием;
  • фразировкой;
  • легким, полетным, округлым звуком;
  • эмоциональным исполнением песни (песня шуточная, плясовая).

Третья и четвертая фразы разучиваются аналогичным способом. Обращаем внимание на различие окончания у нижнего голоса между третьей и четвертой фразой. Разучивание слов второго куплета.

У: Ребята, давайте встанем и споем песню целиком. Как должна прозвучать песня?

Д: Песня должна прозвучать озорно, задиристо, легко и шутливо!

Целостное двухголосное исполнение русской народной песни «Я с комариком».

У:Молодцы!

 

  1. МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Задача:

  • закреплять слуховые представления учащихся о стиле русской народной песни в процессе музыкально-творческой деятельности.

 

У: Ребята, сейчас вы услышите мелодию, скажите, она народная или ее написал композитор?

Исполняю на фортепиано тему вступления к опере «Борис Годунов» М. Мусоргского.

Д: Ее написал композитор (однако мнения могут разделиться).

У: Вы правы. Эту музыку написал М. Мусоргский, но в духе народной песни. Теперь давайте с вами станем композиторами и попробуем сами сочинить мелодии в стиле русской народной песни. Кто начнет?

Дети по очереди поют a capella свои импровизации в стиле русской народной песни.

Егоров Владислав[1]


Коновальчик Алеся


Кузнецова Екатерина


 

  1. ОБОБЩЕНИЕ.

У: Чему был посвящен наш урок? Какая музыка звучала на уроке? Что объединяет народную музыку и музыку, написанную русскими композиторами? Что на уроке для вас было самым интересным?

Предполагаются различные варианты ответов учащихся.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Представлена расшифровка видеозаписи примеров импровизации детей в стиле русской народной протяжной песни на уроке, проходившем в рамках второго тура международного конкурса «Педагог-музыкант в контексте современной культуры».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *