Сценарий внеклассного мероприятия по литературе среди учащихся 7-8 классов – «Святая проза войны».

1. Звучит «Вставай, страна огромная!» (после первого куплета выходят ведущие)

Компьютер /Презентация/ хроники

ВЕД: Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война- священней нету слова.
В тоске и славе этих лет
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет…. (Твардовский)

ВЕД: Это было 22 июня. Сорок первый год. Война. И когда вдоль всей нашей западной границы гул моторов до отказа заполнил просторный солнечный мир от неба до земли, когда дрожала от грохота каждая травинка, 22 июня писатели Москвы собрались, как по боевой тревоге, на митинг.

ВЕД: Из резолюции митинга писателей Москвы (22 июня 1941 год).
«Каждый советский писатель готов все свои силы, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины».
Звучит музыка. 3. Минусовка «Бухенвальдский набат»-?

ВЕД: Многие из писателей сражались с оружием в руках, многие сражались пером. Они принимали участие в армейской печати, были командирами, политработниками и рядовыми бойцами. Перо было приравнено к штыку, поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой.

ВЕД: Среди них — Александр Твардовский, Марк Лисянский, Михаил Светлов, Константин Симонов, Сергей Орлов, Юлия Друнина, Михаил Львов, Давид Самойлов, Семен Гудзенко, Булат Окуджава, Григорий Поженян и другие.

ВЕД: Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня войны не умолкали голоса поэтов и писателей. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так не прислушивались читатели.
ВЕД: Известный английский журналист Александр Верт, который всю войну провел в Советском Союзе, в книге «Россия в войне 1941-1945» писал: «Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый»
ВЕД: Поэзия, проза как вид искусства, способный на быстрый эмоциональный отклик, в первые же месяцы и даже дни войны созданы произведения, которым суждено было стать эпохальным.
ВЕД: Ведущей темой литературы военных лет является тема Родины. Она часто соединяется с темой подвига, звучит в стихах о дружбе, любви и каждым поэтом осмысливается по-своему, рождая стихи разной тональности, разных ассоциаций, разных масштабов.
Звучит музыка. 7. Иоганн Себастиан Бах – Air From Suite №3 Bwv 1068
ВЕД: Вячеслав Кондратьев знал о войне не понаслышке – в 1939 году с первого курса института он был призван в армию, служил в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке, а в декабре 1941 года был отправлен в действующую армию. Он воевал в качестве командира взвода под Ржевом на Калининском фронте.
ВЕЛ: После войны Кондратьев посетил места, где он сражался. Там ещё остались следы сражений – каски, гильзы, снаряды. Тогда он решил, что не написать про те сражения будет с его стороны почти подлостью. Он писал: «О своей войне рассказать могу только я сам».

ВЕД: Одним из самых лучших произведений Кондратьева на тему войны является его повесть «Сашка». Эта повесть отличается от всех других тем, что главная её тема это не сама война, как таковая, а судьба простого человека на этой войне. Таким человеком и является главный герой повести – простой солдат по имени Сашка.
ВЕД: на сцену приглашается ученица 7 б класса Кукаева Лия ____________________________________________________________________
ВЕД: Повесть фронтовика Виктора Платоновича Некрасова « В окопах Сталинграда» — одно из лучших произведений о войне, впечатляющий рассказ о том, что ему довелось пережить на фронте. После поражения наших войск под Харьковом и отступления полк лейтенанта Керженцева оказывается в Сталинграде, где в сентябре-ноябре 1942 года происходят решающие события в битве за город. В 1947 году повесть получила Сталинскую премию.
ВЕД: на сцену приглашается ученица 7 б класса Эвеева Зула _____________________________________________________________________
ВЕД: Теме героического подвига советского народа в Великой Отечественной
войне – одной из главных в творчестве выдающегося мастера литературы
социалистического реализма Михаила Александровича Шолохова – посвящены главы из романа “Они сражались за Родину” , рассказ “Судьба человека”, в которых автор стремится поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее.
ВЕД: . Весной 1946 года на охоте Михаил Шолохов встретил человека, который поведал ему свою печальную историю. Шолохова захватил этот рассказ, и он решил: «Напишу рассказ об этом, обязательно напишу». Через 10 лет, перечитывая рассказы Хемингуэя, Ремарка и других зарубежных писателей, Шолохов за семь дней написал рассказ «Судьба человека».
ВЕД: Рассказ о русском солдате, которого война подвергла страшным испытаниям, лишила дома и семьи, бросила в концлагерь. Но судьба не сломила его дух — он выжил, отстоял своё право быть человеком, сохранил способность любить…
ВЕД: на сцену приглашается ученик 7 в класса Будаев Александр

ВЕД: О романе “Они сражались за Родину” сам Шолохов сказал так: “В нем мне хочется показать наших людей, наш народ, источники его героизма… Я считаю, что мой долг, долг русского писателя — это идти по горячим следам своего народа в его гигантской борьбе против иноземного владычества и создать произведение искусства такого же исторического значения, как и сама борьба”.
В романе многогранно раскрыта судьба трех скромных рядовых людей — шахтера Петра Лопахина, комбайнера Ивана Звягинцева, агронома Николая Стрельцова. Очень разные по характерам, они связаны на фронте мужской дружбой и безграничной преданностью Родине.

ВЕД: на сцену приглашается ученица 7 в класса Кикильдеева Виктория

ВЕД: На крайнем западе нашей страны стоит Брестская крепость. Совсем недалеко от Москвы: меньше суток идет поезд. Здесь громко не говорят: слишком оглушающими были дни сорок первого года и слишком многое помнят эти камни. Сдержанные экскурсоводы сопровождают группы по местам боев, и вы можете спуститься в подвалы 333-го полка, прикоснуться к оплавленным огнеметами кирпичам, пройти к Тереспольским и Холмским воротам или молча постоять под сводами бывшего костела.
ВЕД: Крепость не пала. Крепость истекла кровью. Историки не любят легенд, но вам непременно расскажут о неизвестном защитнике, которого немцам удалось взять только на десятом месяце войны. На десятом, в апреле 1942 года. Почти год сражался этот человек. Год боев в неизвестности, без соседей слева и справа, без приказов и тылов, без смены и писем из дома. Время не донесло ни его имени, ни звания, но мы знаем, что это был русский солдат…
ВЕД: Своим мужеством, стойкостью Николай заставил восхищаться даже врагов. Плужников стал символом всех тех неизвестных солдат, которые боролись до конца и умирали, не рассчитывая на славу.
ВЕД: Борис Васильев «В списках не значился». Читает ученик_8а класса __________________
ВЕД: на сцену приглашается ____________________________________
ВЕД: на сцену приглашается ____________________________________

ВЕД: Борис Васильев : «Для меня женщина на войне – это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами. Они стали солдатами. Они не только спасали, но и стреляли, бомбили, подрывали мосты, ходили в разведку, брали «языков». Они убивали врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей. Но и погибали сами.»
ВЕД: Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» в 1969 году, — одно из самых пронзительных по своей лиричности и трагедийности произведений о войне. Пять девушек-зенитчиц во главе со старшиной Васковым в мае 1942 года на далеком разъезде противостоят отряду отборных немецких диверсантов-десантников — хрупкие девушки вступают в смертельную схватку с крепкими, обученными убивать мужчинами.
ВЕД: Эти девочки мечтали о большой любви, нежности, семейном тепле – но на их долю выпала жестокая война, и они до конца выполнили свой воинский долг…
ВЕД: на сцену приглашается ученица 8 в класса Нармаева Айлана

ВЕД: Юрий Бондарев, в творчестве которого война занимает главное место, тоже был участником войны, артиллеристом, прошедшим долгий путь от Сталинграда до Чехословакии. Особенно дорог ему “Горячий снег”, потому что это Сталинград, а герои романа — артиллеристы.
ВЕД: «Горячий снег» – один из лучших военных романов того времени, идея которого рассредоточена среди всех персонажей, среди горящей природы и охваченного огнем Космоса.
ВЕД: Сам Бондарев в одном из интервью так скажет об этом произведении: «Некоторые говорят, что моя последняя книга о войне, роман «Горячий снег» – оптимистическая трагедия. Возможно, это так. Я же хотел подчеркнуть, что мои герои борются и любят, любят и гибнут, недолюбив, не дожив, многого не узнав. ВЕД: Но они узнали самое главное – прошли проверку на человечность, через испытание огнем».
ВЕД: на сцену приглашается ученица 8 в класса Сангаева
Музыка «Поклонимся великим тем годам»
ВЕД: Поэты и писатели находили заветные слова правды и веры, которые умножали нравственные силы, чувства, которые помогали воину разить врага, а в тылу переносить неимоверные тяготы.
ВЕД: Но сколько бы лет ни прошло со дня нашей Победы, стихи той поры останутся в строю. И долго будут жить, не старея, вдохновенные строки стихов, которые окрыляли в годы войны душу солдата.
ВЕД: для нашей Родины всегда будет святым день 9 Мая, и всегда люди мысленно будут возвращаться к маю 1945года. В те весенние дни был закончен великий путь, отмеченный многими жертвами. И наш человеческий дол – всегда помнить о тех, кто кого нет с нами, кто пал на войне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *