«УСТАМИ МЛАДЕНЦА» (Сценарий детской агитбригады).
После открытия занавеса сцена некоторое время пуста. Появилось несколько голов ребятишек из-за правой кулисы. Огляделись, исчезли. Ситуация повторяется слева. Затем справа-слева, крадучись, появляется по одному человеку. Они оглядывают окрестность. Неожиданно сталкиваются спинами, застыли. Прыжок с разворотом. Наставили друг на друга воображаемые пистолеты.
Катя:
Пароль?
Наташа:
Район. Область. Ростов. Отзыв?!
Вася:
Встретимся в Ростове.
Облегченно вздохнули и кричат каждый в свою сторону:
Вася,Наташа:
Ребята, тут все свои!
И вот уже вся агитбригада бежит вприпрыжку друг за другом и поет песенку:
Все:
Пора, пора, порадуемся на своем веку
И песне, и улыбке, и школьному звонку!
Пока, пока, показываем сценки вам с надеждой,
Что скажете вы нам: «Мерси боку»!
На сцену выходит старший. Его роль обычно выполняет руководитель агитбригады или старшеклассник. Дети тут же берут его в кольцо.
Старший:
Ну что, все на месте?
Все:
Все!
Старший:
Хорошо. Со зрителем, конечно, уже поздоровались!
Все:
Ой!
Быстро перестроились в линию параллельно рампе, лицом к зрителю.
Оля:
Мы вас приветствовать, конечно, очень рады! У вас сомнений, знаем, в этом нет. От нашей классной от агитбригады
Все:
Примите все горячий
(приложив правую руку к сердцу и «обжегшись»)
Ой! Наш привет!
Старший (в зал):
От «классной» — это не от недостатка скромности. Просто все ребята из одного класса. Коллектив называется
Все:
«Золотой ключик?!
Старший:
Поскольку каждый из них стоит трех Буратино, то руководитель должен отдуваться, как папа Карло, и даже иногда брать на себя роль Карабаса-Барабаса. И, наконец, программа называется…
Все:
Устами младенца!
Старший:
Вот именно. Название такое потому, что одна и та же жизненная ситуация взрослыми и детьми часто оценивается совершенно по-разному. И тогда…
Аня:
Иногда имеет смысл прислушаться к голосу ребенка.
Старший (к детям).
Как будто все? Ах да, детям до шестнадцати…
Смотреть в оба!
Аккорд. Пока мальчики готовят выгородку для будущей сценки, девочки группируются по центру сцены и поют песню, используя все, ту же мушкетерскую мелодию.
Девочки:
Пускай дрожит от страха лентяй и лоботряс! Прогульщик и неряха не спрячутся от нас!
Пошли на перестроение. И все участники образовали, повернувшись спиной к зрителю «стены» комнаты, в которой стоят стол и три стула, За столом сидит Дедушка, читает газету. Его роль исполняет Старший.
Старший:
ТЯЖЕЛАЯ РАБОТА!
Под звуки горна входят Саша, Игорь и Вика. Останавливаются и громко произносят текст без всяких знаков препинания.
Саша, Игорь, Вика:
Товарищ дедушка, пионеры Иванов, Петров, Сидорова пришли оказать помощь что надо делать? <
strong>Дедушка:
Ой, гости дорогие, да ничего не надо, сам управляюсь пока. А вот за стол прошу! (Усаживает ребят). Угощу я гас вареньем. Его у меня много, сам не управлюсь. Вот вы мне и поможете. Вот Сливовое.
Саша придвигает банку к себе.
Саша:
Поможем!
Он со вкусом ест, Игорь и Вика завистливо наблюдают.
Вика (дедушке).
Может дрова доколоть?
Дедушка:
Какие же дрова, милая, у меня ведь центральное отопление. А вот попробуйте-ка грушевое!
Вика (радостно): Поможем!
Теперь без варенья только Игорь.
Игорь (мрачно):
Может полы помыть?
Дедушка:
Да ведь паркет у меня. Его не моют! А то, что вы наследили — не страшно, полотер есть. Вот тебе айвовое вареньице.
Игорь:
Поможем!
Он усиленно работает ложкой. Дедушка умиленно смотрит на ребят.
Дедушка:
Славные гости какие у меня сегодня! Небось нелегко тимуровцами быть?
Саша:
Конечно! (Сашу клонит в сон). Знаете, сколько квартир мы уже обошли? (Саша засыпает).
Вика:
А нам еще в 59-ю и в 30-ю нужно зайти. (Вика тоже спит).
Игорь:
И в 46-ю… (Зевает, засыпая, бормочет сквозь сон). К бабушке… старушке…
Ребята дружно посапывают, Дедушка растерян.
Дедушка:
Эх, и умаялись же, бедолаги! Что ж делать-то? Надо им помочь! Так… Значит, 59–я, 30-я, 46-я. А ну-ка, дед, вспомни молодость!
Он берет горн и на цыпочках идет в кулису, напевая «Взвейтесь кострами, синие ночи»..
Стоп! (Замер дедушка, очнулись тимуровцы). С точки зрения ребенка — это…
Тимуровцы:
Тимуровская работа!
А с точки зрения взрослого — это …
Старший:
Умение взять от работы все, что можно.
Дети поют с движением на зрителя, образуя живой занавес, чтобы можно было убрать за кулисы стол и стулья.
Пора-пора-порадуемся на своем веку
И песне, и улыбке, и школьному звонку!
Пока-пока-показываем сценки вам с надеждой,
Что скажете вы нам «Мерси боку».
Аня:
НАГЛЯДНЫЙ УРОК!
Двор жилого дома. Ребятишки играют кто во что. Шум. Смех. На первом плане Роман ласкает щенка. Входит Парень. Он лицом к залу, задрав голову, рассматривает окно второго или третьего этажа. Свистит. Ребята во дворе невольно обращают на него внимание.
Парень:
Машка! Мария! Привет, Маш! Ну что ты дома киснешь?! Такая погода, а ты! А когда сможешь?
Его взгляд перемещается немного налево.
Бабка, а ты чего высунулась? Не с тобой же говорю! Закрой окно, продует! Вот народ. Слушай, Маш, а давай сегодня на дискотеку махнем, а? Новые пленки будут, потанцу… Бабка, ты что, с одного раза не врубаешься. Так я к тебе в гости могу зайти!.. То-то. Ну, ладно, Маш, в семь тридцать у Дома культуры. Жду!
Парень ушел. Ребята вновь занялись своими играми. Неожиданно Роман отпускает своего щенка. Неумело свистит, глядя на окно 2-го этажа.
Роман:
Наташка! Наташка! (Ребята уже за спиной Романа). Ну что ты дома киснешь? Погода хорошая, все гуляют, а ты, Бабка, ну что ты опять из окна высовываешься. Ты что, с двух раз не врубаешься? И где ты воспитывалась?
Толя (дает Роману подзатыльник): А ты где?
Стоп! С точки зрения ребят — это…
Роман:
Обычное подражание взрослым!
Все:
А с точки зрения взрослых — это …
Старший:
Зарождение хамства в душе ребенка…
Повторяя прием «живого занавеса», дети приплясывают и поют.
Все:
Пора-пора-пора дуемся на своем веку И песне, и улыбке, и школьному звонку!
Пока-пока-показываем сценки вам с надеждой Что скажете вы нам «Мерси боку»!
Аня:
НАШ ЧЕМПИОН!
Школьный двор. Сбор металлолома. Под звуки веселой мелодии детишки по отдельности и группами приносят различные «железки». Сбрасывают в общую кучу (пантомима) и тут же убегают за новыми находками. Маша и Лариса ведут учет. Все трудятся азартно, весело. Все, кроме Васькина. Он принес какую-то «железочку» и отошел в сторону, любуется. Руки в брюки. Насвистывает мелодию «Тили-тили, трали-вали». К нему подбегает Маша.
Васькин! Ты чего это, ручки в брючки стоишь? Одну железку принес и успокоился?! Давай еще неси!
Васькин:
А оно мне надо?
Маша:
Видали? Нам надо! Всей стране надо! А нашему Васькину — нет! Вот сделаем на тебя шарж в газете стенной, тогда узнаешь!
Васькин:
Только попробуй! Тогда я из тебя самой такую карикатуру сделаю, что домой не пустят!
Маша показывает Васькину язык. Возвращается к Ларисе, что-то с жаром ей объясняет. По ее жестам понятно, что речь идет о Васькине. Теперь к Васькину идет Лариса.
Лариса:
Васькин, все-таки зря ты так мало притащил! Васькин!
А мне оно надо?
Железо не надо, а торт?
А мне оно… Какой торт?
Лариса:
Вот такой! (Разводит руками). Торт-мороженое! Приз чемпиону!..
Возвращается к Маше, ведет учет. Васькин некоторое время в раздумье, затем срывается с места и начинает в лихорадочном темпе приносить самые громадные, «куски железа». Все ребята с изумлением следят за его действиями. Маша показывает ему большой палец: «порядок»! И Васькин буквально рухнул у собранной им «кучи металла». Выходит Старший.
Старший:
Ну, кто у нас сегодня чемпион?
Все:
Васькин! Васькин! Васькин!
Старший:
Ну и молодец!
Васькин поднимается, отряхивается, принимает горделивую позу.
Признаться, не ожидал! Поздравляю и вручаю приз! Это новое издание книжки «Золотой ключик»!
Все аплодируют. До сознания Васькина медленно доходит, что произошло. Он отыскивает взглядом прячущуюся за спинами ребят Ларису. Вот Васькин уже настиг ее.
Все:
Стоп! С точки зрения ребенка — это…
Васькин, Лариса:
Просто… розыгрыш…
Все:
А с точки зрения взрослого —
Старший:
Принцип материальной заинтересованности в действии!
Вновь звучит интермедийная песенка на мушкетерский мотив.
СВЕРХСРОЧНОЕ ПОРУЧЕНИЕ!
Старший:
Ребята!
Все:
Да!
Старший:
Нам поручили подготовить приветствие!
Все:
Ура-а-а!!!
Наташа:
А кого приветствовать?
Старший:
Наших дорогих гостей. Представителей Райсельхозтехники, Облсельхозтехники.
Все:
Ура-а-а!!!
А как приветствовать?
Старший:
Очень просто. Вот сценарий. (Показывает лист бумаги с печатным текстом). Осталось только разучить.
Все:
Ура-а!!!
Наташа:
А когда приветствовать?
Наивный вопрос. Сейчас, конечно! (Все в изумлении). Ну, не прямо сейчас, а минут… через пять. Все, все, все! Приступаем к репитиции! Построились! Вася, начинай!
Вася (читает с листа очень невыразительно).
Мы все сегодня очень рады
Увидеть в нашей школе вас!
И вас приветствовать с эстрады
Нам поручил четвертый класс.
Кто-то из ребят смеется, кто-то просто улыбается, но большинство возмущены.
Наташа:
Как ты читаешь? Нет, как ты читаешь? Надо же с выражением. Если «рады», то радость в голосе должна быть. Улыбнуться, руками развести, вот так!
Оля:
А когда «приветствовать» — торжественность нужна. Понял?
Старший:
А ну-ка изобрази на лице радость!
Вася изображает.
А теперь торжественность!
Вася изображает.
А теперь все вместе!
Вася пытается изобразить, но попытка успехом не увенчалась. Ребята откровенно смеются.
Тихо, тихо, тихо! Давай, Вася, сначала!
Вася:
Мы все сегодня очень рады… Не, ребята, у меня не получится.
Наташа:
Как это не получится? Что значит «не получится»?
(Общий гул возмущения). Тебе же класс поручил!
Понятно?!
Вася:
По… по… по…
Оля:
Ты что, заикаешься?
Вася:
А я ко… ко… когда во., во… волнуюсь, всегда за… за… заикаюсь.
Наташа:
Перестань сейчас же!
Вася:
Не… не… не могу. Чтобы я пе… перестал, меня ис…ис… испугать надо.
Старший:
А ну, ребята!
Все пугают Васю.
Вася:
Прошло!
Старший:
Будешь читать, и никаких возражений! И еще. Ребята, в этом месте, где вы говорите «не покладая рук своих», надо руки вперед вытянуть. Вот так. (Все повторяют жест Старшего). Что это у тебя?
Толя:
Клякса. Я ее тру-тру, а она не оттирается!
Старший:
Будешь одну руку вытягивать. Только не перепутай, какую именно. А к финалу ребята, вот где песня «Летите, голуби», хорошо бы в зал живых голубей пустить!
Толя:
Голубей беру на себя!
Старший:
А вот здесь, где «пляшем и поем», можно веселый танец дать.
Саша:
А лезгинку можно?
Старший:
Конечно.
Саша:
Тогда я!
Старший:
Договорились! Все, идите. Репетируйте. (Ребята уходят за кулисы). Оля, задержись! Ты выйдешь самая первая, громко скажешь: «Ученики класса «Б» школы № 54 приветствуют дорогих гостей из Райсельхозтехники и Облселъхозтехники»! Запомнила? Ну, иди, готовься!
Оля убегает к ребятам. Старший поглядывает на часы, взволнованно ходит по сцене. Остановился. Метнулся за кулису.
Ребята, приготовились! Они уже входят в зал! Внимание, Оля, давай!
С застывшей улыбкой на лице к центру сцены входит Оля. Текст она вспоминает с трудом, но подает его очень горячо.
Оля:
Ученики школы…
Старший:
Класса! Класса забыла!
Оля:
Класса № 4!
Старший:
Приветствуют…
Оля:
Приветствуют дорогих гостей!
Старший:
Из Райселъхозтехники и Обдселъхозтехники,
Из сельхозтехники! Край и Обл!
Гордо уходит. Выход всех участников, которые нестройно располагаются в шеренге, лицом к зрителю. Толя прячет руки за единой. Он далее выходил как-то бочком, чтобы зрители не видели, какой сюрприз он приготовил.
Старший:
Вася, Вася, начинай же!
Вася:
Мы… все сегодня очень рады (разводит руками), Увидеть в нашей школе нас. Нет… Увидеть в вашей школе вас. Вас, И вас приветствовать с эстрады (опять разводит руки).
Нам по… по… по…
Старший:
У!!! (пугает).
Вася:
…ручил четвертый класс!
Лариса:
О нас заботитесь все время
Не покладая рук и ног!
Ребята вытягивают вперед то руки, то ноги.
Наташа (шепчет):
Каких ног? Рук своих…
Лариса:
Не покладая ног своих!
Теперь у всех ребят выдвинуты вперед только ноги, у кого левая, у кого правая.
Наташа:
Хотите вы, чтоб наше племя Росло счастливей всех других?
Старший:
Молодец, Наташа!
Аня:
Благодаря заботе вашей
Мы очень весело живем!
Роман:
Мы целый день поем и пляшем!
Все участники:
А после пляшем и доем!
Саша пляшет лезгинку. Все хлопают в ладоши. Танцует Саша неумело, но сам он на этот счет иного мнения. Ребята буквально силой его останавливают и возвращают в строй.
Старший (торопливо):
Песня и голуби! Песня и голуби в зал!
Толя выходит в зал вперед, вынимает из-за спины шапку, в которой у него бумажные «голуби-самолетики». Он по одному неторопливо пускает их в зрительный зал.
Все (поют):
Летите, голуби, летите! Летите, голуби лети! Летите, голуби, летите! Летите, голуби, лети! Летите го…
Они прервали песню, поскольку Толя показывает, что «голуби» уже в зале, шапка пуста, и пятясь, возвращается в шеренгу.
Старший:
Уходите! Уходите!
Ребята уходят, приветственно подняв кто правую руку, кто левую.
Старший:
Стоп! С точки зрения ребенка — это…
Все:
Готовность к выполнению поручения сверхсрочного независимо от качества!.. А с точки зрения взрослого…
Старший:
Халтура и штурмовщина с изрядной долей лихачества.
Все участники опять поют интермедийную песню на мушкетерский мотив.
Аня:
ПОРА ВЫБИРАТЬ!
Далее очень важно найти точное подкрепление произносимого текста жестом.
Все:
У меня растут года, будет мне 17.
Кем работать мне тогда, чем заниматься?
Оля:
130 тысяч профессий уже существует на свете! Их придумали взрослые,
Все:
А страдают дети!
Оля:
А все-таки действительно, кто кем будет?
Игорь:
Я — механизатором!
Саша:
Я — агрономом!
Маша:
Я — зоотехником!
Вася:
А я животноводом!
Все смотрят на задумавшегося Романа, самого младшего из всех.
Роман (тяжко вздохнув):
Так и быть! Директором пойду!
Все засмеялись, зааплодировали.
Толя:
А я в машинисты пойти хочу! И супер-экспресс освоить! Смена мизансцены. Заходи, садись в Ростове! Выпил чашечку чайку, Через час сходи в Баку! Грамотно и ловко домчу без остановки!
Лариса:
«Без остановки»…
Наташа:
Эх, «прокачу!»
Саша:
А если я тоже в Баку хочу?
Наташа:
Без остановки? А тем, кто не ростовские, допустим из Батайска?
Оля:
Для вас экспресс не нужен новый, Есть «сверх-эх-пресс», «500-веселый»!
Смена мизансцены. У правой кулисы плотная группа мальчиков, выглядывающих в «окно вагона». У левой кулисы в такой же мизансцене группа девочек. Группы перекликаются.
Девочки:
Ну, что стоим?!
Мальчики:
Не едем?
Девочки:
А все-таки стоим!
Мальчики:
И все-таки едем!
Девочки:
Не вагон, а чудо на колесах!
Саша:
И чего тут только нет! В окнах стекол…
Все:
Нету…
Саша:
Чаю…
Все:
Нету.
Саша:
Воды…
Все:
Нету…
Саша:
Проводника…
Все:
Нету.
Саша:
Ничего нету!
Все:
Кроме туалету!
Саша:
А там дверей нету!
Смена мизансцены. Все в линию у рампы.
Все:
Ростов-Баку, Мерси боку!
Галантный поклон. На сцене у портала уже около минуты находится Старший, наблюдающий за действиями детей.
Оля (Старшему):
Сергей Борисович, а ведь наша Северо-Кавказская дорога орденоносная?
Старший (чувствуя подвох): Ну… конечно.
Оля (невинно):
Значит этот поезд «Ростов-Баку» — тоже орденоносный?
Пауза, Старший явно в замешательстве.
Старший:
Ну, на этот вопрос лучше всего смогут ответить… а заодно ответить и за формирование таких составов… дяди из Управления дороги.
Наташа (в зал):
Товарищи взрослые, на дороге вашей
Составов разных разнообразие!
И если формируется любой состав,
Не формируйте форменное безобразие!
Саша:
А еще хуже, когда с составом
Явно связан состав преступленья,
Не просто дорожные нарушения.
А ухищрения ради хищения…
Оля:
Об этом спорить не надо даже
На Пленумах это уже выяснено.
Но если и мы говорим так же —
Все:
Устами младенца глаголет истина!
Старший:
Ну ладно, ладно, «младенцы» во всем уже разобрались.„ А вот о школьной реформе ничего не сказали!
Дети явно обижены.
Вася:
И мы реформу школы ждали!
Игорь:
И Проект все обсуждали!
Лариса:
По примеру пап и мам принимаем встречный план!
Роман:
Чтобы с детским надоевшим иждивенчеством кончать,
Все:
Трудовое вое-питанье надо в яслях начинать!
Старший:
Та-ак, понятно… А БОТ в зале я вижу совсем взрослых детей. И знаю, что многие из них уже твердо выбрали будущую профессию. Что вы им скажете?
Маша:
Для вас совсем уже не за горами Чудесная, счастливая пора, Когда не кто-то старший, а вы сами, Впервые поведете трактора!
Саша:
Нам вроде бы мечтать об этом рано. Но знаем мы, наступит этот час:
Все:
Вы, уже мудрые, лихие ветераны Поглаживают «пышные усы».
Наставниками станете для нас! Шутливо берут себя за ухо и пригибают голову.
Оля:
Профессию нужную выберешь ты,
И мечта у тебя обязательно сбудется!
Потому что для каждой твоей мечты
Все:
В нашей стране «зеленая улица»!!!
И в заключение — знакомая песенка:
Пора-пора-порадуемся на своем веку
И песне, и улыбке, и школьному звонку!
Бее «звонят», подняв каждый руку над головой. Занавес.
Есть еще несколько недостатков