Сценарий имитационной игры на тему «Ядерная программа Ирана и позиция мирового сообщества».


 

В условиях современного мира, в условиях стремительного научно-технического прогресса повышается внимание и интерес отдельных государств к достижению высокотехнологического уровня своей промышленности, повышению показателей в энергетической сфере. Как отмечают эксперты, одним из локомотивов такого прогресса является – так называемый мирный атом, который сегодня широко используется на практике. Однако, для получения такого источника необходимо иметь соответствующую инфраструктуру для его извлечения, что предполагает также существенное продвижение того или иного государства в области ядерных технологий.

Как известно из истории к середине XX века только несколько стран (США, СССР, чуть позже Великобритания, Франция, Китай) смогли вплотную приблизиться к такому уровню развития ядерных технологий, что им удалось создатьоружие, которое по своим разрушающим характеристикам никогда не имело аналоговв истории человечества.

Международная конъюнктура,интенсификация глобального противостояния капиталистических и социалистических держав, грозившее перерасти в войну с применением ядерного оружия, вынуждала их задуматься над тем, чтобы на международном уровне регламентировать обладание таким оружием, ограничить распространение «убийственных технологий». В тоже время, имея в виду осознание роли атомной энергетики в будущем, необходимо было выработать механизм контроля над атомной энергией, чтобы удостовериться в ее исключительно мирной направленности.

Прежде всего, стоит выделить такую ключевую международную организацию как МАГАТЭ, созданную в рамках ООН в 1957 г. Именно эта организация имела своей целью «содействие развитию атомной энергетики и практическому применению атомной энергии в мирных целях; содействие реализации политики разоружения во всем мире». В данном контексте важно отметить то положение ключевого договора ДНЯО, к которому апеллируют сегодня страны стремящиеся развивать свои ядерные технологии, в особенности Иран. Согласно вышеупомянутому договору от 1968 г. В одном из положений значится:«Договор закрепляет неотъемлемое право всех государств-участников развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях без дискриминации и в соответствии с Договором». Таким образом, с юридической точки зрения развитие исключительно мирного атома не должно быть порицаемо. Однако, с другой стороны, необходим строгий контроль для того, чтобы ядерные технологии той или иной страны не переросли в попытки разработать ядерное оружие.

Заметный отпечаток на развитие ограничительных мер в области ядерного нераспространения и контроля оставил Кубинский (Карибский) кризис, поставивший весь мир на грань ядерной катастрофы. Усилиями мировых держав были выработаны ключевые документы – Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой (1963),ДНЯО (Договор о нераспространении ядерного оружия)(1968).По Договору о нераспространении ядерного оружия на МАГАТЭ возложена проверка выполнения обязательств его участников. Появляется так называемая система гарантий МАГАТЭ, призванная не допустить распространения ядерного оружия и перехода стран, имеющих мирный атом на разработку ядерного оружия.

Вопрос иранской ядерной программы:

Исламская Республика Иран является членом ООН (с 1945), членом Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ; с 1958) и участником Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО; с 1970). Как член МАГАТЭ, подписавший ДНЯО, Иран имеет право развивать собственную ядерную энергетику. Однако, его деятельность в этой области должна быть прозрачна и протекать под международным контролем, так как, подписав ДНЯО, Иран обязался не производить и не приобретать ядерное оружие, а являясь членом МАГАТЭ, обязан допускать инспекторов этой организации, контролирующих выполнение ДНЯО.

В 2004 г. в Иране были обнаружены центрифуги для обогащения урана, не учтенные МАГАТЭ, что дало повод обвинить Тегеран в стремлении получить собственное ядерное оружие. В связи с этим западные страны предприняли ряд попыток вынудить Иран отказаться от реализации ядерной программы. В это же самое время официальный Тегеран стремится убедить мировое сообщество, что преследует своей целью лишь развитие мирного атома.

Международное давление осуществлялось на Иран – не только через санкции ЕС, США, но и ООН. Резолюции СБ ООН:Резолюция Совета Безопасности ООН 1737 — принята 23 декабря 2006.■ Резолюция Совета Безопасности ООН 1747 — принята 24 марта 2007.■Резолюция Совета Безопасности ООН 1803 — принята 3 марта 2008.■ — принята 9 июня 2010

 


На протяжении нескольких лет длились переговоры относительно «Иранской ядерной программы». Формат был обозначен как 5+1 (постоянные члены СБ ООН + Германия, а также МАГАТЭ). Дипломатический диалог проходил с переменным успехом, однако к 2013 году наметился определенный прорыв.

4 ноября 2013 г., после нескольких раундов переговоров, было подписано Промежуточное (Женевское) соглашение Ирана с “шестеркой” международных посредников (совместный план действий на 6 месяцев), вступившее в силу 20 января 2014 г. Соглашение подтвердило право Ирана на мирную атомную энергетику, закрепило отсутствие у Тегерана намерений получить доступ к ядерному оружию. Иран согласился на поэтапное сокращение программы по обогащению урана и производству плутония в обмен на частичное ослабление международных санкций.

Тем не менее, окончательного всеобъемлющего соглашения по иранской ядерной программе выработать не удалось. Срок заключения вышеупомянутого соглашения намечен на 24 ноября 2014 г.


 

В июле 2014 в Вене проходила последняя встреча Ирана и «шестерки» стран.  Стороны не смогли сблизить позиции по ряду ключевых вопросов.

 

 

Основными моментами, по которым есть расхождения, являются следующие:

  • Западные державы, в особенности США, считают, что необходимо обеспечить более прозрачный статус иранской ядерной программы
  • США, Израиль и ряд западных стран считает одной из потенциальных угроз тот факт, что Иран уже обладает накопленными запасами высокообогащенного урана, а значит он в состоянии произвести необходимое для оружейного применения количество высокообогащенного урана быстрее, чем это зафиксируют международные эксперты и наблюдатели.
  •  западные страны настаивают на сокращении числа центрифуг с 20 тыс. до 10 тыс. и на усилении контроля за их работой.
  • «шестерка» стран (РФ, США, Китай, Германия, Франция, Великобритания) также призывает Иран ратифицировать дополнительный протокол к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) (от 1970), это видится как положительный шаг в сторону снятия всех ограничений на развитие мирной ядерной программы ИРИ.

 

 

УЧАСТНИКАМ ИМИТАЦИОННОЙ ИГРЫ ПРЕДЛАГАЕТСЯ для обсуждения актуальных вопросов по обозначенной повестке дня предлагается собраться в Вене на конференцию по вопросам ядерной безопасности под эгидой МАГАТЭ, где будет обсуждаться иранская ядерная программа.Конечной цельюданного заседания является принятие совместного коммюнике.

 

 

 

Участники имитационной игры:

Студенты 1-3 курсов. Каждая делегация состоит из 2-3 представителей за столом переговоров, а также сопровождающих лиц, находящихся в зале заседания.

Делегации:

 

Иран

Российская Федерация

США

Китай

Франция

Великобритания

Германия

Индия

ЮАР

Пакистан

Израиль

Япония

Казахстан

Канада

Генеральный директор МАГАТЭ-(президент Бразилии)- Г-жа ДилмаРусеф (в жизни: Ивкина Наталья – магистр 1-ого курса).

 

Рекомендации делегациям:

  • В процессе подготовки к данной конференции делегациям следует изучить предысторию обсуждаемой международной ситуации, ключевые вопросы, касающиеся ее содержания.
  • В ходе изучения ситуации особое внимание обратить на точные, проверенные данные касающиеся обсуждаемой повестки дня. Рекомендуется изучить ключевые международные документы, затрагивающие процесс нераспространения и запрещения ядерного оружия.
  • Каждой делегации необходимо четко освящать государственную политику относительно иранской ядерной программы.

     

    Странам предложено прислать своего представителя (любого ранга) на данную международную конференцию.

    Страны должны быть представлены реальными политическими деятелями, лица которых закреплены как официальные представители своего государства. Рабочим языком конференции является русский язык, использование других языков возможно только при условии предоставления перевода в зависимости от того, устная или письменная речь используется.

     

    Задачи делегаций:

  1. Подготовить свои предложения относительно урегулированиянеразрешенных вопросов касающихся иранской ядерной программы
  2. Добиться с помощью своей дипломатии продуктивных решений по итогам конференции, учитывая также позицию и государственные интересы своей страны.

     

    Ход конференции:

    До начала конференции делегации должны представить председателю конференции в письменном виде свои предложения по урегулированию неразрешенных вопросов касающихся ИЯП.

    Этап 1.

    Представление делегаций

     

  3. Вступительное слово председателя конференции с обозрением существующей повестки дня
  4. Вступительное слово делегаций. Представление делегаций 7-10 мин.

    При представлении делегации представитель (-ли) выходят к высокой трибуне и выражают позицию своей страны по ситуации обозначенной в повестке дня. Возможно использование медийных средств (подготовка презентаций). Во время выступления представителей одной делегации, другие готовят вопросы, на которые выступающая делегация даст ответы в конце своего представления (не более 3 вопросов). Остановка дискуссии остается на усмотрение председателя конференции.

    Длительность 1-ого этапа: 10.00– 11.30

     

    Перерыв: 15 мин.

     

    Этап 2.

    Этап переговоров

    Часть 1 – формальная под председательствованием. Делегации, находясь за столом переговоров, могут задать друг другу вопросы и окончательно выявить позиции друг друга. Покидать свои места и зал заседания нельзя. Все переговоры ведутся строго под контролем секретариата и председателя конференции.

    11.45 – 14.00

     

     

    Часть 2 – неформальная под председательствованием. Делегациям разрешено покидать свои места, перемещаться по залу, чтобы согласовать позицию своей стороны с позициями своих визави для выработки совместного коммюнике.

    14.00-17.00

    Этап 3.

    Подведение итогов конференции

  5. Рассмотрение итогового коммюнике
  6. Заключительное слово председателя конференции
  7. Определение наиболее активных делегатов

     

     

     


     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *