Сценарий театрализованного представления, посвященного Дню Радио – “Живой Голос России”.

«Живой Голос России»

Сценарий театрализованного представления, посвященного Дню Радио.

Моя дипломная работа посвящена Дню Радио, празднику, который отмечается с 1945 года 7 мая каждый год.  Радио за всю свою историю принесло людям килогерцы счастья, и я хочу, чтобы каждый зритель  почувствовал это счастье от общения с героями моего представления – работниками  радио. Как я уже сказала, праздник  появился в 1945 году, в год великой Победы нашей страны в Великой Отечественной войне. И радио в этой Победе сыграло огромную роль: оно являлось основным источником информации для жителей всех городов, а также было способом организации людей во время бомбежки, оно согревало теплом своих песен и связывало всю страну воедино – оно приносило счастье, килогерцы счастья!  А в моем родном городе, Ленинграде, радио в прямом смысле слова спасло жизни сотен людей. Спасло… Спасение – вот главное назначение радио, в моем понимании. История его развития началась со спасения жизни рыбаков. Александр Попов, создатель радио, послал первое радиосообщение на о. Гогланд , приказывая Ледоколу «Ермак» выйти для спасения тонувших на льдине рыбаков. И даже много после этого события радио продолжало спасать жизни. Но почему же сейчас многие радиостанции работают лишь из коммерческих побуждений, не стараясь просвещать своего слушателя? В основном все современные СМИ нацелены на разложение личности, на разжигание ссор между людьми, на запугивание, на отвлечение их  от  серьезных проблем. На всех современных ФМ волнах  звучит лишь громкая современная музыка и  безграмотная речь;  часы радиоэфира отданы рекламе.

Создается впечатление, что афоризм Ильи Ильфа  напрямую относится именно к нашему времени: «В фантастических романах главное – это было радио. При нем ожидалось счастье человечества. Вот радио есть, а счастья нет».

Почему средства связи, которые были созданы для того, чтобы воссоединять людей, только отдаляют их друг от друга? И как вернуть средствам связи их высокое назначение?

Именно поэтому я бы хотела в своем сценарии задать вопрос: Должно ли радио нести воспитательную, образовательную, информационную функцию или лишь развлекательную?

Лично я думаю, чтобы возродить радио, сердце радиоведущего, как и всего радиоэфира, должно стучать, словно набат эпохи. Радио должно спасать своих слушателей от бескультурья, от необразованности, от одиночества, Вот в чем главная идея моего сценария. Я хочу вспомнить историю радио и рассказать о передачах и дикторах прошлых лет, чтобы помочь современности.

Герои моего сценария борются за истинный звук живого сердца, а не за металлический стук современных Ди-джеев и всего искусственного мира.

Но и   сегодня, в современном мире все же можно услышать  истинный стук «радиосердца» – на программах проводного радио. Именно потому в моем сценарии появляется образ всем известного трехпрограммного радиоприемника, на котором есть три кнопки радиостанций: «Радио Россия», «Маяк», «Петербург» – и с помощью переключения различных станций, герои моего сценария будут перемещаться  в разные эпохи. Все события различных эпох оживают в самом радиоприемнике, словно наше сознание рисует образы:  мы видим на сцене все то, что  рисует наше воображение при прослушивании радио,  слышим  реальные голоса  дикторов различных лет и архивные записи.

Сценарий состоит из пролога, 4 эпизодов, финала.

В прологе происходит  создание радио, зрители знакомятся с коллективным символическим героем – Радиоволнами, которые будут проведены через весь сценарий. Соединившись вместе,  радиоволны создают радиоприемник. Основным выразительным средством является театр рук. Также в прологе перед нами  «оживает» первый спасительный эфир радио – спасение рыбаков у острова Гогланд.

Первый эпизод посвящен современности. Действие происходит в радиоархиве, где хранятся все исторические записи. В эпизоде происходит столкновение двух видов современных радиостанций: радиостанций проводного вещания и современных музыкальных программ. Радиоволны, открывая все новые архивные коробки и прослушивая документальные радиозаписи, отстаивают искренность радиостанций «Маяк», «Радио России», «Петербург». Но  сможет ли живой звук сердца этих радиостанций победить   громкие металлические звуки    псевдосовременных предач?

Второй эпизод посвящен блокадному радио и «Ангелу Благого Молчания» – Ольге Берггольц. Тихий пронзительный шепот  блокадного радио борется со страшной тишиной войны  в затаившемся  городе и «лаем» немецких солдат. Здесь черная тарелка репродуктора является единственным спасительным средством  для  женщин – ленинградок. Звук метронома, голос Берггольц, симфония Шостаковича – все это в прямом смысле защищает блокадниц от постоянно требующих сдаться немецких солдат.

Третий эпизод посвящен передачам, в которых радио помогало соединять зрительские сердца. Основным героем эпизода является  Агния Барто и её передача «Найти Человека». В эпизоде происходит поиск пропавших  во время войны людей – тех, кого она разлучила. На сцене возникает множество архивных коробок с радиопленками – эти пленки играют в эпизоде роль нитей связи, нитей надежды. С помощью них все герои соединяются в финале эпизода .

Четвертый эпизод посвящен радиотеатру и его  создателям. Две группы радиоработников – «Театралы»  и  «Телефонисты» – вступают в борьбу, отстаивая свою точку зрения на возможность существования радиотеатра. Мим оживляет на сцене то, что мы слышим в радиопостановках:  танец  Волконских, сцену из «Каменного Гостя», а «Телефонисты»  постоянно прерывают все это механическими замечаниями, олицетворяя цензурную  и редакторскую работу советских комитетов.

Финал – это  символическое объединение всех эпох. Опыт радио сохранен в лучших современных передачах: музыкальные передачи, радиопостановки, передачи, которые помогают найти людям друг друга –  до сих пор существуют, тем самым подтверждая высокое назначение искусства радио.

Пролог.

Сцена представляет собой сцену-коробку. Вся сцена-коробка обтянута белой тканью. Ткань становится экраном,  при проекции на неё создается впечатление трехмерности и объема

Звучит фонограмма  музыки В. Сагойко – «Реальна только музыка», мелодия  стремительного характера. На сцене лежат танцоры – радиоволны в белых костюмах с зелеными рукавами. На экране появляется  движущаяся зеленая линия связи.

 Слышатся звуки азбуки Морзе поверх звучащей музыки. По всей поверхности белой ткани оживает зеленая линия радиопередач. Она распространяется по всей сцене. Включается ультрафиолетовый свет. Танцоры начинают развивающееся движение.  Звучит голос диктора.

Диктор. (с небольшим эхом) Леонардо да Винчи предсказывал, что люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать, будут говорить с теми, кого нет, будут слышать того, кто не говорит.

Радиоволны – танцоры начинают двигаться, подниматься, стремительно развиваться.  На сцене зажигается свет. Звук азбуки Морзе превращается в звук работающего сердца.

Радиоволны ( вместе):

Что за звуки! Неподвижен внемлю

Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя.
Всемогущий! что за звуки! Жадно

Сердце ловит их,
Как в пустыне путник безотрадный
Каплю вод живых!

Танцоры-радиоволны полностью поднимаются на ноги.  На сцене появляется Попов с бумагами, он ходит  по сцене между Радиоволнами, словно придумывая что-то. После каждого слова откидывает листок бумаги.

Попов . 7 мая 1895 года Александр Попов на заседании Русского физико-химического общества в Петербургском университете представил свой новый прибор, который может быть пригоден к передаче сигналов на расстоянии.

Радиоволны выстраивают из рук слово «Попов». И руки начинают  двигаться в ритме работы сердца. На сцене рядом с Поповым появляется еще один герой, Маркони. Стук сердца превращается в монотонный одинаковый сигнал.

Маркони.  Плагиат! Еще в 1894 году я начал свои эксперименты по радиотелеграфии. Все  западные страны знают: «Маркони – отец радио»!

Радиоволны строят из рук слово «Маркони».

Попов. Однако никаких письменных свидетельств не имеется, вы представили свету свой радиоприемник лишь в сентябре 1896.

Радиоволны разлетаются в разные стороны.

Маркони. Зато мне удалось запатентовать свое изобретение и поставить его на коммерческое производство.

Попов.  Все это лишь потому, что мне по уставу Морского ведомства, при котором я служил, было запрещено патентовать свое изобретение. Но7 мая 1895 года  я продемонстрировал передачу сообщения при помощи радио. Текстом первой радиограммы было имя: "Генрих Герц" в виде Азбуки Морзе. Наличие связи было заметно по загорающейся лампочке.

Радиоволны строят из рук слово «Герц». Танцоры достают яркие фонари. Они  держат их словно маяки на вытянутой руке.

Попов. «Первый!», « Первый!», Как слышно?

Радиоволны. Слышно отлично.

Маяки начинают резко мигать фонариками.

Первая радиоволна. Как слышно? 6 февраля 1900 г. Александр Попов передал из Котки на о. Гогланд первую радиограмму.

Вторая радиоволна.  «Внимание, Внимание! Ледоколу «Ермак» выйти! Для помощи рыбакам, унесенным на льдине в море».

Начинает звучать тревожная музыка – « Immediate music».

Радиоволны. А если бы не было радио, как бы их спасли? История радио началась со спасения!

Звучит стук живого сердца. Опускается занавес белого цвета, на котором проецируется изображение радиоприемника с тремя  кнопками, над которыми написано «Россия», «Маяк», «Петербург. Радиоволны, выходят на авансцену, перед занавесом.

Первая радиоволна. Во время Блокады  дикторы радио спасли жизни сотен людей.

Вторая радиоволна. После войны слушатели передач "Найти человека", "Письма с фронта" спасли множество потерявшихся семей.

Третья радиоволна. Актеры множества радиопостановок  в рубрике "Театр у микрофона" согревали и спасали  души всех своих слушателей.

Четвертая радиоволна. С 1945 года  «Клуб знаменитых капитанов», «Радионяня» радовали всех ребят своими передачами.

Первая радиоволна. Вместе с возникновением радио, появились и новые профессии: дикторы, радиоактеры, редакторы и многие другие.

Третья Радиоволна. Всем нам знаком этот радиоприемник с тремя кнопками(указывая на занавес) , который стоит на кухнях, в рабочих цехах. Верно? (обращаясь зал)

Вторая радиоволна. По сей день нас  радуют передачи и музыкальный ряд всем известных радиостанций: 1 я кнопка проводного радио-«Радио Россия» (на радиоприемнике загорается первая кнопка, по форме такая же, как была в руках у радиоволн),  2 кнопка – «Радио Маяк»(зажигается вторая кнопка), 3 я кнопка – «Радио Петербург»(зажигается третья кнопка)

Первый эпизод.

«До чего дошел прогресс?»

Меняется свет, желтым высвечиваются только радиоволны. Звучит лиричная музыка. Радиоволны по очереди поднимаются.

Первая радиоволна.  Чтобы  искренне любить радио, надо быть в душе ребенком.

На занавесе внутри радиоприемника начинаются видео воспоминания о детских годах и радио Аллы Осипенко  и звукорежиссера радио Маргариты Клыковой. Они рассказывают о том, каким чудом для них в детстве было радио, сколько счастья оно приносило.

На сцену выбегают дети, одетые в костюмы разных эпох – 30 е годы, послевоенные годы, 60-70 е годы, современные –  они по очереди включают радиоприемник на разных волнах – включают то первую, то вторую, то третью кнопку. Они  слушают и смеются. Кружатся под эту музыку в хороводе с радиоволнами.

Миша Кузнецов. Ты слушаешь радио и фантазируешь.

Петрина
Нинчева
. И у тебя перед глазами пробегает множество образов.

Дима Голов. А можно  напридумывать себе, что же там внутри радиоприемника…

Дети (обращаясь к зрителям)
Приглашаем Вас пофантазировать вместе с нами!

Дети убегают. Остаются только двое мальчишек

Миша Кузнецов. Слушай, Димка,как ты думаешь, а как выглядит то место, где сидит диктор или певец радио?

Начинает звучать волшебная музыка. Радиоволны отходят  к радиоприемнику и медленно начинают раскрывать его.

Дима Голов. Мне кажется, Миш, там живут музыкальные шкатулки. Волшебные! И у каждой из них свое сердце, своя душа, свой взгляд … Они – то и разговаривают у микрофона

Миша Кузнецов. Здорово ты придумал!

Мальчишки убегают. На сцене за раскрытым радиоприемником оказывается множество металлических коробок с различными надписями, вокруг них провода, на белой ткани проекция на всю сцену – множество полок с металлическими коробками. Атмосфера радиоархива, радиостудии. На всем этом поблескивает разноцветный свет.

Первая радиоволна. Посмотрите вокруг, вот здесь (показывает на коробки) хранится вся история прошлого радио.

Вторая радиоволна. Здесь лежат пленки: драгоценные, важные, ценные…

Они начинают по очереди открывать каждую коробку, словно музыкальную шкатулку, и с нарастанием  начинает звучать стук сердца, наполняя всю сцену этим звуком.

Радиоволны. Как дорожу я прекрасным мгновеньем!

Музыкой вдруг наполняется слух,

Звуки несутся с каким-то стремленьем,

Звуки откуда-то льются вокруг,

Высвечивается только одна из коробок, с остальных свет уходит. На экране высвечивается фотография И.М.Москвина – актера театра, радиоактера.

Первая радиоволна. Иван Москвин – российский и советский актер, и режиссер МХАТа, радиоактер.

Голос Москвина. При каждом выступлении у микрофона испытываю огромное волнение, которое вызывается чувством ответственности перед колоссальной по своему охвату аудиторией.

Высвечивается другая коробка. На экране высвечивается фотография О.Л. Книппер-Чеховой.

Вторая радиоволна. Ольга Леонардовна Книппер-Чехова российская и советская актриса, радиоактриса.

Голос Книппер-Чеховой. Радио, как и кино, не терпит никакой фальши. Слушателя нельзя обмануть – перед микрофоном нужно быть честным.

Высвечивается еще одна коробка. Появляется на экране фотография диктора Г.Осиповой – современного диктора радио.

Третья радиоволна. Галина Осипова – современный диктор, работающая на радио 65 лет.

Голос Осиповой.  Полвека у микрофона – я счастливый человек!  Я обожаю,  микрофон и люблю своих радиослушателей!

Высвечиваются все коробки. На экране фотография В.Высоцкого. Звучит его песня. Одним лучом высвечивается микрофон.

Голос Высоцкого.  И микрофону я не по нутру –

Да, голос мой любому опостылит,-

Уверен, если где-то я совру –

Он ложь мою безжалостно усилит.

Резко появляются люди в костюмах  из проводов и в наушниках и захлопывают коробки. Луч с микрофона пропадает. Они скидывают коробки. Сначала слышен звук помех, далее начинает звучать металлический стук сердца. Он медленно перерастает в современную ритмичную музыку.

Люди в наушниках. Это радио уже отжило свой век!

Начинает резко звучать веселая музыка. Радиоволны расходятся. Люди снимают наушники, вешают их на шею.

Ди-джеи. Ведущие эфира на радио названы американским журналом «Forbes» самыми неперспективными профессиями  в XXI веке.

Люди  одевают наушники и начинают бешено танцевать. Звучит громкая музыка.

Ди-джеи.

Рок – Н-ролл
об стену сандалии!
Ром в рот – лица как неон.
Ревёт музыка скандальная,
труба пляшет, как питон

Слушателям нужна только ГРОМКАЯ МУЗЫКА!

Музыка становится громче. Люди в наушниках – Ди-джеи – начинают танцевать, будто микшируя музыку, используя металлические коробки как микшерские пульты, коробки начинают мигать разными огням.

Ди – джеи.
Рок-н-ролл. Факелы бород.
Шарики за ролики! Всё – наоборот.
Рок-н-ролл – в юбочках юнцы,
а у женщин пробкой выжжены усы.

Кому нужно ваше устаревшее радио?

На экране появляется видео-опрос людей о том, что они слушают  радио, на работе: в поликлинике, в швейном цеху, в автомобилях.

Ди-джеи резко встают за каждой металлической коробкой, и хором говорят: "Раз-раз!". Свет гаснет, высвечиваются ди-джеи. Звучит веселый джингл.

Первый ди-джей. (весело). Добрый Вечер, как бы радиослушатели. В эфире "Как бы радио" как бы вечерние новости. Надеюсь, что вы как бы рады меня слышать, а я как бы рад, что вы меня слушаете.

Ди-джеи продолжают движение под музыку. Радио волны медленно поднимаются.

Люди в наушниках начинают двигаться, словно роботы. Начинает звучать медленно техническая музыка.

Радиоволны. Взгляните,  здесь вокруг вас есть настоящая жизнь, живые и искренние голоса. Почему Вы их не слышите?

Ди-джеи резко останавливаются, снимают наушники.

Ди-джеи. Слушаем, но не слышим! 50% людей слушают музыку  более 1 часа в день. Каждый десятый слушатель МР3-плееров независимо от возраста имеет диагностированные нарушения слуха. Оглохшее поколение. Ничего не слышать!

Радиоволны пробегают к одной из коробок и  с усилием открывают её, из неё начинает струиться свет.

Звучат позывные передачи «От первого лица» и  голос ведущей Н. Бехтиной.

Бехтина.
В эфире передача "От первого лица" на Радио Россия.

Радиоволны. Здесь существует понятие личности.

Ди-джеи. Не слышим! По данным статистики, ежедневно около 10 миллионов  слушают музыкальные радиостанции. Меньше слов, Громче поп-музыка!

Начинает звучать громко музыка. Ди-джеи начинают свое движение, но оно резко прерывается лирической музыкой. Открывается другая металлическая коробка. Звучат позывные радиопрограммы «Адреса милосердия» и  голос ведущего А. Ветрова.

Ветров. С 31 октября 2000 года  программа "Адреса Милосердия" каждую неделю на радио Маяк.

Радиоволны. Здесь находят друг друга те, кто нуждается в помощи, и те, кто хочет ее оказать.

Ди-джеи медленно снимают наушники, прислушиваясь. Звучит тревожная музыка.

Радиоволны. В современном мире огромного количества средств связи  в случае происшествия все-таки только проводное радио будет работать и сможет спасти людей.

Роботы. (по очереди, вновь одевая наушники) Не слышать! Не видеть! Не чувствовать!

Слышен громкий металлический стук.

Звучит раскат грома. На экране появляется изображение  радиомикрофона. Все замирают, подняв голову на микрофон.

Голос Микрофон.

Только вдруг… Человече, опомнись!
Что поешь? Отдохни, ты устал!
Это патока, сладкая помесь!
Зал! Скажи, чтобы он перестал!
Все напрасно – чудес не бывает,
Я качаюсь, я еле стою.
Он бальзамом мне горечь вливает
В микрофонную глотку мою.

Слышен звук поломки, хрипы, радиошум.

Радиоволны. Чтобы действительно понять настоящую роль радио в жизни человека, надо вспомнить себя  маленьким, примерно десяти лет,  в  каком-нибудь 41 году…  в Ленинграде.

Радиоволны закрывают занавесом ди-джеев в радиоприемнике и нажимают на приемнике третью кнопку, над которой написано  « Радио «Петербург».

Второй Эпизод.

"Говорит Ленинград!"

На экране начинает  идти  отрывок из передачи «Ленинградские истории». Документальная хроника довоенного Ленинграда: слышен анонс радиопередач на день. Маленький мальчик сначала просыпается от этого звука, как просыпается и весь город, затем умывается и все это под звуки радио. Свет на сцене зажигается. На сцене появляется мальчик, такой же, что был на видео: в белой майке и черных шортах, с полотенцем на плече. Звучит отдаленный голос диктора, шипение радио.
Миша КузнецовКак бы мне не забыть, сначала новости из радиожурнала «Говорит СССР», затем  послушать по радио сказку «Теремок»… Ой, опять услышу голос Марии Петровой. Она так здорово читает детские сказки, что её знает каждый, даже Володька из соседнего подъезда.

Голос мамы. Миша…Михаил Кузнецов! Слышишь, твоя любимая мелодия на радио!

Начинает звучать громче музыка  – песня «Опустилась ночь над Ленинградом…» ( Б.Тимофеев, А.Жерве, В.Крахт). Мальчик делает музыку погромче и начинает танцевать с полотенцем, воображая, что полотенце в его руках – девушка. 

Миша Кузнецов. (словно обращаясь к воображаемой девушке)Знаете, когда я слышу эту песню, мне так и представляется вечерний Ленинград, и много пар кружится в вальсе, и смеются…

Музыка начинает звучать громче. Появляются радиоволны, они открывают  радиоприемник. На сцене танцуют четыре пары рядом с большим  квадратным  ящиком, в котором хранится пленка, черного цвета, с надписью "Ленинград. 1941". На каждом ящике стоит радиоприемник. У девушек на плечах цветные платки. В глубине сцены находится мост.

Поверх музыки звучит голос Берггольц.

Берггольц.
Нам от тебя теперь не оторваться.

Одною небывалою борьбой,

Одной неповторимою судьбой

Мы все отмечены. Мы – ленинградцы.

Далее высвечивается большой репродуктор. Звучит голос диктора.

Диктор. Говорит Ленинград! Товарищи! Сегодняшним летним днем 21 июня 1941 года в нашем городе отличная погода. Для вас в нашем центральном парке культуры и отдыха сегодня звучат ваши самые любимые мелодии.

Все выбегают на центр сцены. Высвечивается центральная часть сцены. Пары танцуют и смеются. Музыка резко прерывается взрывами. Все испуганно делают шаги назад и замирают, тревожно вглядываясь вдаль.

Молодые люди. Против нас полки сосредоточив,

Враг напал на мирную страну,

Белой ночью, самой белой ночью,

Начал эту черную войну!

Начинает звучать "Священная война". В процессе звучащего приказа девушки отходят к своим радиоприемникам. Молодые люди уходят.

Голос Левитана. Приказ Народного комиссара обороны СССР от 23 августа 1941 г. Всем лицам немедленно сдать радиоприемники на пункты хранения, кроме репродукторов проводного вещания

Наступает тишина. Девушки медленно переворачивают свои платки другой стороной – серой, становясь жительницами блокадного города.

Первая ленинградка.
Как тиха и печальна отчизна,

Вторая ленинградка.   Только ели, сугробы да лед.

Третья ленинградка.   А равнины пусты и безлюдны,

Четвертая ленинградка. Точно нет ни войны, ТИШИНА… (пауза)

Девушки прижимают радиоприемники к груди,  уходят за кулисы и тут же выходят, поменяв радиоприемники на черную тарелку репродуктора – блокадное радио.

Полина Догадаева. Под прицелом тишины оказались совсем разные и еще совсем молодые женщины. Полина Догадаева – командир первого бытового комсомольско-молодежного отряда.

Надежда Ефимовна. Надежда Ефимовна – молодая и красивая, как считали дети, учительница 71й школы.

Лидия Кузнецова. Лидия Кузнецова –  медсестра из медико-санитарной роты

Зинаида Савкова. Зинаида Савкова – молодая девушка, помогающая Ленинграду, работая в различных местах: в бригаде по спасению детей, водовозом в детском саду, в  бригаде по тушению горелок.

Ленинградки. (вместе) Но черная тарелка репродуктора становилась единственным источником информации для нас всех!

Голос Левитана. От советского информбю…

Голос Левитана прерывает стук металлического сердца. Стук сердца совпадает с ритмом шага  выходящих вдоль арьерсцены немцев. Высвечиваются два больших немецких репродуктора. Звучит немецкий марш. Девушки отходят от страха, собираясь в центре, строят кольцо из платков. Резко опускают головы

Фон Лееб.
Молчать!Фюрер подтверждает свое решение: капитуляция Ленинграда будет отвергнута . .

Кюхлер. Оставить небольшие, не полностью закрытые проходы,

Гепнер. Перед захватом ослаблять артиллерийским огнем и бомбардировкой с воздуха!

Вместе. Всем ленинградцам Молчать!

Ленинградки.
Бесконечна пытка тишиной,

Тишина смеется надо мной,

Молча  стонет родная страна,

ТИШИНА, ТИШИНА, ТИШИНА!

Начинает звучать метроном.

Ленинградки.(поднимая голову)Но радио создало метроном –  звучащий пульс города.

Девушки прислушиваются к этому звуку и подходят к тарелкам репродуктора. Девушки поднимают тарелки, словно защищаясь ими.  Звук Метронома становится громче. Немцы отходят назад, осматриваясь кругом, опускают головы, но остаются стоять вдоль арьерсцены. Звук метронома перерастает в звук живого стучащего сердца.

Ленинградки
.
60 ударов в минуту. Это значит, в городе все спокойно.

Начинает звучать шум вьюги. Девушки, закрываясь от ветра, расходятся , каждая к своему столу, своему дому.

Догадаева.
 Главная ценность в нашей большой коммунальной квартире – черная тарелка репродуктора.

Надежда Ефимовна. Все, что происходило на фронте, мы узнавали по радио.

Кузнецова. Черная тарелка репродуктора висела в углу многих квартир.

Савкова. В красном углу родного жилища.

Звучит музыка В.А. Гаврилина «Перезвоны». Девушки встают на колени перед черными тарелками.

Ленинградки.
(Читают словно молитву)

Достигшей немого отчаянья,

давно не молящейся богу,

иконку "Благое Молчание"

мне мать подарила в дорогу.

Ангел Благого Молчания

ревниво меня охранял.

Он дважды меня не нечаянно

с пути повернул. Он знал…

Он знал, никакими  созвучьями

Увиденного не передать.

Молчание душу измучит мне,

И Лжи заржавеет печать.

Звучит голос О. Берггольц

Голос Берггольц.
Нигде радио не значило больше, чем в Ленинграде, в дни блокады.

Звучит коллаж из документальных радиозаписей.

Радиозаписи. Внимание! Внимание! …. Отбой воздушной тревоги…. Клятва. И та, что сегодня прощается с миром….Воздушная тревога…. Товарищи, я прочту свое новое стихотворение «Второе письмо на Каму»….От советского информбюро… Говорит Летчик Петр Харитонов он первый во имя Ленинграда… Мне хочется коротко рассказать о том, как жил и работал в годы блокады Симфонический оркестр… Говорит штаб местной противовоздушной обороны…

Догадаева.
Работники Дома Радио разделили вместе с жителями Ленинграда все трудности – также мерзли и голодали.

Надежда Ефимовна. Но эфир не прекращался ни на минуту, ни на день.

Кузнецова. Поэты, музыканты, артисты находили в себе силы выступать по радио, радуя тысячи людей своим талантов.

Савкова. Среди них работала и Ольга Берггольц- Блокадная совесть, ленинградская муза чести и печали.

Звучит фонограмма голоса Берггольц. На экран проецируется её портрет

Голос Берггольц.
Для того чтоб жить в кольце блокады,

ежедневно смертный слышать свист –

сколько силы нам, соседка, надо,

сколько ненависти и любви…

Голос диктора. Говорит Ленинград!

Ленинградки.
Ленинград слышит!

Резко появляется быстрый звук метронома – 120 ударов в минуту.

Ленинградки.
Птицы смерти в зените стоят,

Кто придёт выручать Ленинград?

Не шумите вокруг, он дышит,

Он живой ещё, он всё слышит:

Звучит сирена.

Голос диктора. Воздушная тревога…

Немцы. Молчать!

 Девушки хватают свои тарелки репродуктора и прячутся под помост, как бы в  бомбоубежище. Выходят немцы на помост, словно затаптывая тех, кто сидит под ним. Высвечиваются немецкие репродукторы.

Фон Лееб.
 Сломить врага психологически… население вражеской стороны должно быть деморализованно, ввергнуто в состояние пассивности.

Кюхлер. Нерешительность и паника – вот наше оружие!

Гепнер. Сдавайся Ленинград, Балтийский флот уничтожен!Вы обречены на голодную смерть!

Начинает звучать метроном. Свет меняется, немцы опускают руки. Звучит голос Берггольц. Немцы отходят, и немного садятся, пытаясь укрыться от оглушительного голоса. Проецируется на экран  портрет Берггольц. Девушки, держа черные тарелки на вытянутых руках,  медленно поднимаются из бомбоубежища,  тем самым закрываясь от немцев.

Голос Берггольц.
Я буду сегодня с тобой говорить,

товарищ и друг ленинградец,

о свете, который над нами горит,

о нашей последней отраде.

Товарищ, нам горькие выпали дни,

грозят небывалые беды,

но мы не забыты с тобой, не одни, –

и это уже победа.

Немцы. УДАР! Зимой 1941 года в соседний дом от Дома Радио попала БОМБА.

Немцы ударяют громко по помосту. Ленинградки выбегают вперед, будто от взрывной волны.

Ленинградки.
Разрывы далеко. Но вот и рядом.

Немцы. Удар! И дом старинный закачался

Ленинградки
падают с черными тарелками в руках.

Ленинградки.(поднимаясь)
Но не обрушился – стоит упрямо-

С врагом коварным всю войну сражался.

Выживем! Выдержим все! Только пусть радио не молчит!

Немцы, отвернувшись спинами, встают вдоль арьерсцены. Девушки берут радиотарелки, словно погибшего ребенка. Звучит «Адажио» из Ленинградской Симфонии Д.Д.Шостаковича.

Ленинградки. Скрипят, скрипят по Невскому полозья:

на детских санках, узеньких, смешных,

в кастрюльках воду голубую возят,

дрова и скарб, умерших и больных.

Ленинградки
кладут радио, словно погибшего, на санки.

Голос Матери. У меня Дочь. Ей 9 лет. Она училась в этой школе.
Это было здесь! Бесстрашная, мучительная смерть… Повергнем  бандитов, фашистов, детоубийц.

Девушки достают веревки от черных ящиков.  Создается впечатление, что ящики – это санки. Они с трудом передвигают их по очереди к центру, строя две колонны друг за другом

Появляются немцы.

Догадаева.
Нас немцы называют:

Фон Лееб.
"Мертвый город!"

Кузнецова. Но где, когда

Был мертвым нужен стих?

Кюхлер.
А здесь сквозь грохот бомб и лютый холод –

Савкова. Он,славя павших,

Жить зовет живых!

Вместе. Мы защитим Ленинград!

Звучит голос Ольги Берггольц. Девушки завязывают платок накрест.

Голос Берггольц.
Нет, я ничего не позабыла!

Но была б мертва, осуждена,-

встала бы на зов Твой из могилы,

все б мы встали, а не я одна.

Начинает звучать музыка "Вставай, страна огромная". (В.И.Лебедев-Кумач, А.В. Александров) Звучат подлинные радиозаписи голосов ленинградцев: Ольги Новиковой, летчика Харитонова, Жени Никитиной.

Ольга Новикова. На подступах к городу Ленина строятся мощные оборонительные сооружения. Их строят сами Ленинградцы.

Харитонов. Счастье и смысл жизни мы, летчики, сейчас видим в смертельной борьбе с фашизмом.

Женя Никитина. Без страха, дорогие товарищи ,разите врага наверняка в самое его коварное сердце!

Савкова. Анна Ахматова сказала по радио "Дорогие согражданки, матери, жены и сестры Ленинграда! Город, взрастивший таких женщин, не может быть побежден»

Немцы.  Молчать!  Зимой 41-42  года на радио не было музыки

Звучит немецкий марш. Немцы сдвигают санки, словно задавливают блокадниц в кольце. Звучат взрывы.

Фон Лееб.
Дом радио на картах немецких летчиков числился объектом первой категории.

Кюхлер. Ольга Берггольц  внесена немцами в список лиц, подлежащих после взятия города немедленному уничтожению.

Вместе. Всем ленинградцам Молчать!

Тишина.

Ленинградки.
9 августа 1942, ровно через год после той даты, когда немцы планировали взять Ленинград, звучала по всем радиоприемникам Ленинградская симфония Шостаковича.

Начинает звучать седьмая симфония Шостаковича.  Немцы наступают на ленинградок, но в черных тарелках зажигается свет, как символ спасительной силы радио. И этим  лучом веры и надежды  ленинградки побеждают немцев. Немцы отходят. Девушки выходят из кольца.

Догадаева.
Во время исполнения орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город получили приказ: во что бы то ни стало подавлять огонь немецких войск.

Надежда Ефимовна. Симфонию по радио слышали даже немцы. Тогда в августе 42 многие из них поняли, что проиграли войну. Они почувствовали нашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть.

Кузнецова. Немцы обезумели все, когда это слышали. Они – то считали, что город мертвый.

Все. Но в город вернулся звук.

Ленинградки
. ( Разрывая кольцо)
Затем прошло лето, еще одна весна, еще одно лето, еще одна зима И… Блокада была Прорвана!

Начинает звучать музыка "Опустилась ночь над Ленинградом…"

Выходят молодые люди. Сцена возвращения: девушки нежно обнимают молодых людей.  Молодые люди достают радиоприемники.  Но девушки берут в руки черную тарелку репродуктора.

Савкова. 11 мая 1945 года впервые за многие годы дикторы на радио пожелали всем спокойной ночи.

Все пары замерли, обнявшись друг с другом. На сцену выходят Радиоволны. Они постепенно закрывают радиоприемник-занавес  и берутся за руки. Высвечивается черный микрофон, он похож по форме на черную тарелку.

Радиоволны. Я вспоминаю черную тарелку,

Минувших лет настенный инвентарь.

Век информации, распутства и «свободы» –

Большой земной разнузданный базар.

Достался детским душам в наши годы.

Увы, совсем иной репертуар.

Так всё убого, безобразно, мелко.

Кривлянье  это пошлое – увы!

Пусть истины все эти не новы,

Но грусть берёт по старенькой тарелке.

Звучит раскат грома. На экране появляется изображение радиомикрофона.

Микрофон. 
Вот те, на кого я надеюсь,
Для кого я все муки стерпел.

Высвечиваются только герои военного эпизода. Медленно свет с них уходит. Занавес опускается. Звучит фонограмма.

Голос Левитана.Приказ от 4 мая 1945 года.  СНК СССР постановил: учитывая важнейшую роль радио в культурной и политической жизни населения и для обороны страны, установить 7 мая ежегодный «День радио».

Радиоволны. Ура! С днем Радио!

На сцену приглашаются ветераны войны – работники радио – для поздравления, вручения подарков. Далее Радиоволны нажимают кнопку «Петербург», она выключается. Резко начинают звучать шум и помехи. Звучат  позывные различных современных музыкальных передач, слышен металлический стук сердца. Радиоволны оглядываются по сторонам. Сзади радиоволн появляются Ди-джеи. Они разрывают руки радиоволн: радиоволны разбегаются. Звучит современная музыка.

Ди-джеи. В эфире ультрасовременное как бы радио. Мы как бы поздравляем всех с наступающим Днем Победы и сегодняшним Днем РАДИО!  И сообщаем, что  как бы радиопередачи с длинными текстами были популярны только во время войны, а  после войны радиовещание вообще как бы оскуднело. Сейчас как бы войны нет: как бы отдыхайте, как бы пойте, как бы слушайте. ГРОМЧЕ! На этом пока как бы все!

Ди-джеи с криком «Перерыв!» одевают наушники и разбегаются в разные стороны. Радиоволны поднимаются. Звучат помехи.

Радиоволны. После окончания войны активно развивался процесс становления художественного вещания. Развивалось вещание для детей: «Клуб знаменитых капитанов», «Мир», в котором мы живем", "По родной стране". Остро ощущалась необходимость создания новых программ.  Поэтому в 1964 году появилась радиопрограмма «Маяк».

Радиоволны зажигают кнопку Маяк. Звучат позывные радио «Маяк» и далее отсчет времени, который плавно перерастает в стук живого сердца.

Радиоволны. Вы слышали когда-нибудь стук сердца,

Который грудь на части разрывает?

Чья частота сильнее килогерцев,

Чей нежный гул нам всё внутри ласкает.

Третий эпизод.

«Найти Человека»

   Начинает звучать радиошум, Звучит мелодия послевоенных лет. На сцену выбегает девочка, с двумя косичками, в платье послевоенной эпохи.

Петрина
Нинчева.
Я люблю слушать радио. Меня зовут Петрина Нинчева. Я живу в Болгарии. Я считаю, что если все люди всего мира с детства будут дружить и переписываться, то, став взрослыми, они все вместе ни за что не допустят никаких несчастий на земле, никакой войны.  Именно поэтому я слушаю   радиостанцию "Маяк". Там работает Агния Барто.

Поднимается занавес. На сцене на помосте  стоит стол и сверху свисает микрофон, за столом сидит Агния Барто. Она освещается нежно желтым светом. На пьедестале по периметру в ряд прикручены бобины с пленкой. Внизу, на сцене стоят четыре пары, обнявшись, повторяя мизансценически финал предыдущего эпизода.

Барто.
В моей комнате столпотворение голосов и звуков, переплетение языков и наречий. Я кручу колесико транзистора. Вместе с ним вращается вся планета. Тысячи новостей. А у нас матери еще не перестали оплакивать погибших в Великую Отечественную войну.

Начинает звучать лиричная, медленная музыка. Молодые люди и девушки смотрят друг на друга и начинают отходить. Девушки достают из нагрудных карманов молодых людей черную ленту- пленку  и вытягивают её, будто это последняя ниточка, которая их удерживает рядом.  Люди медленно отдаляются друг от друга. В конце концов звучит взрыв, пленка рвется и остается в руках у девушек. Молодые люди уходят за экран.

Все. Мы верим в то, что наши близкие живы.

Перевозкина.
Помогите разыскать сыновей!

Она начинает сматывать пленку, аккуратно складывая её у себя в руках, прижимая к себе, как последнюю ниточку надежды. То же делают остальные героини.

Валентина Яковенко.
Вы, как мать, как женщина поймете мое страшное горе матери, потерявшей своего ребенка 23 года назад!

Медведева. Найти дочь не удалось… Но по радио скажите, что мать её всегда ждет.

Алла Пермякова.
Хотя соседи осуждали мою мать, что она оставила меня пятилетнюю и ушла, но я её понимаю…

Звучит металлический стук сердца, перерастающий в тревожную музыку. На экране постепенно появляются силуэты молодых людей, становятся все больше и больше, будто нависают над Агнией Барто

Голоса потерявшихся. Я теперь тень, тень, тень…

Только тень среди теней

Тень будет ходить,

Тень будет приходить

В твой солнечный день

Высвечивается Барто. Девушки замирают в стоп-кадрах страдания.

Барто.  Меня окружают тени потерявшихся. Но вот еще один поворот колесика, звучат позывные «Маяка».

Звучат позывные. На кране высвечивается надпись « В эфире», силуэты исчезают. На сцену выбегают работники радио, застывают в различных позах, будто приготовились к прямому эфиру.

Работники радио. Мы ведем передачу "Найти Человека".

Барто. Над передачей тружусь я не одна, но и другие работники радио: Хмельницкая Валентина – редактор, готовящий все выпуски «Маяка», Чекалин Станислав – корреспондент, редактор и корреспондент Сорокин Эдуард.

Работники готовятся к эфиру, окружая Агнию, настраивают провода и прочее. Начинает звучать тревожная музыка. Высвечивается теневой экран. Все работники радио поднимают голову, глядя вперед.

Работники радио. Пора выходить на поиски!

В одном из углов сцены  высвечивается Петрина. Она читает письмо.

Петрина.
Была весенняя пора,

Была военная игра,

И нам попался пленный.

Голос теней. Пленный! Пленный!

Какой почтенный пленный!

Один из работников радио проходит мимо страдающих женщин. Все  женины строят из своих «нитей  надежды»  силуэт сердца, после отдавая нити по очереди работники радио, словно отрывая от сердца. 
Королева. (отдавая нить и отходя назад) Вам пишет мать, попавшая с детьми в концлагерь. «Двадцать лет ищу свою дочь Шуру Королеву. У нее на левой ручке, ниже локтя выжжен номер 77325.»

Петрина.
Он был участником игры,

Он жег сигнальные костры

И оказался пленным.

Голос теней. Пленным! Пленным!

Таким почтенным пленным!

Лидия Артамонова. (отдавая нить и отходя назад) Все ночи волнуюсь и не сплю, все из-за того, что  потеряла в войну сына Владимира, год рождения 1938й. На лопатке у Володи маленькая черная родинка, на животе коричневое родимое пятно. Помогите моему горю!

Петрина. Такое важное лицо –

Директор школы

Взят в кольцо!

Голос теней. Такой бесценный пленный

Один во всей вселенной!

Свет с Петрины уходит. Звучат голоса женщин.

Ниевес
Гарсиа.
 (отдавая нить и отходя назад ) Я – испанская политэмигрантка и мать, прошу найти мою дочь, потерянную в дни блокады. Её имя Тереза Рыбакова.

Вита Полищук. (отдавая нить  и отходя назад) Большое горе принесла мне война. Я потеряла отца, мать, меньшую сестру и брата. Не знаю точно, сколько мне лет и где я жила. Но я хорошо знаю, что настоящее мое имя  – Бела.

Работники радио начинают наматывать эти «нити надежды» на бобины, которые стоят у подножия Агнии Барто. В конце они отдают все концы пленок Агнии Барто.

Чекалин. Сегодня оператор Валечка перематывала пленку нашей передачи, и я вспомнил строчки стихотворения о киномеханике, который ходит "со свитками судеб".

Сорокин. Так и у Валечки в руках звучащие свитки чужих судеб. Их услышат тысячи людей, невидимых друг другу. Поможет ли кто-нибудь из них «размотать» хоть одну судьбу?

Звучат позывные «Маяка». Работники радио резко поднимают головы. На экране загорается надпись  «В эфире».

Барто.
(обращаясь в зал ) Уважаемые слушатели, запишите имена и фамилии людей, которых мы ищем. Я надеюсь, кто-то услышал знакомое имя и сейчас, в эту минуту, уже рождается чья-то радость.

Начинает звучать активная музыка. Постепенно увеличивается звук стука живого сердца.

Барто.
Пишу очередную передачу. Как её построить? Ведь на руках у меня только письма…

Резко с потолка падает множество писем, словно гирлянды зависают в воздухе. Работники радио проходят  мимо этих   писем,  быстро читая.

Чекалин. Вот письмо!!! «Услышала сообщение в «Маяке» и вспомнила, что у Пришвина в «Весне света» попадалось мне имя –  Тереза Рыбакова».

Барто.
Мне кажется, это ниточка, за которую можно ухватиться.

Барто
кидает ему пленку, словно нить спасения.
Письма поднимаются выше.

ХмельницкаЯ.
Вот еще письмо. "Была передача, что одна молодая женщина ищет свою сестру. Многое из того, что было сказано, относится ко мне. Меня зовут Алла Воробьева, родной фамилии не знаю, год рождения пишу 39й."

Барто
кидает пленку и этому работнику. Письма поднимаются еще выше.

Сорокин. Пишет Анатолий Владимирович Беляев о том, что у него есть на лопатке родинка.

Барто
кидает еще одну ленту. Письма поднимаются еще выше.

Чекалин. Срочно вскройте письмо! Сообщаем о Шуре Королевой, которую разыскивает мать! Она родилась в 38, была с матерью в Освенциме, у нее есть выжженный номер на левой руке.

Письма исчезают. Работники начинают тянуть веревки идти вперед. Звучит активная музыка. Работники радио делают резкий порыв вперед.

Чекалин. Но не всегда поиски заканчиваются успехами.

Сорокин. Бывало, находилось 15 возможных дочерей, но ни одна из них не была родной.

Хмельницкая. Так и у найденной Шуры Королевой был совсем другой номер на левой руке

Слышен звук взрыва. Всех работников радио отбрасывает обратно. 

Барто.
Самое трудное для меня в работе с письмами – сомнения. Прочтешь иное письмо и сомневаешься – считать ли его безнадежным или все-таки поставить в очередь на передачу?

Тишина. На сцену из зала выбегает девочка. Она подходит к работнику радио и берет его за руку, желая помочь. Начинает звучать лиричная музыка

Таня Забой. Мне очень хотелось бы помочь разыскать какого-нибудь человека. Ведь это такая радость…

Начинает звучать музыка. Работники радио постепенно поднимаются на ноги. Выбегает молодой человек из зала, берет в руки ленту у  одного из них.

Александ
Рояк.
Мне, водителю такси, очень часто приходится слушать вашу передачу. Я очень хотел бы вам помочь.

Выбегают еще люди из зала  и так же берут  ленты у работников радио.

Молодые люди. Здравствуйте, мы ученики 247 школы города Москвы. Мы ищем могилы погибших воинов, ищем однополчан. Поиск людей нас очень волнует. Мы хотели бы помочь.

Звучит стук сердца.  Работники  радио вытаскивают из бобин еще несколько лент, они растягивают и начинают  двигаться вперед со словами "Помочь! Помочь! Помочь!".

Ищущие с лентами бобин, лентами судеб, лентами надежды, растягивают её, сопротивляясь, перекрещивают эти ленты. Силуэты на экране становятся все больше и больше.  Кульминация в музыке. Все ищущие падают на колени, прижав ленту к сердцу, подняв головы наверх. Высвечивается Барто. Звучит лиричная музыка. С каждым словом силуэты становятся все меньше и достигают размера человека.

Барто.
Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

Хмельницкая. Жива! Жива! Тереза Рыбникова найдена!

Все силуэты резко исчезают, а ровно на их месте ( но перед задником), стоят герои – те, кого удалось найти.  

Рояк.
Долго сомневались, но все, же Вита оказалась Вашей сестрой Бэлой! Она найдена.

Сорокин. Получив письмо, поехала в Невинноминск. Познакомившись с Анатолием – мы убедились, сын найден!

Найденным кидают ленты. Таким образом, вся сцена окутана лентами, которые держит Агния Барто и работники радио. Начинает звучать фонограмма женских и мужских  голосов. Пока звучат голоса, подходят мужчины и женщины и берутся за другие концы ленты около бобины.

Голос Аллы Воробьевы. Пишет Вам, Алла Воробьева. Большое спасибо! Никогда не ожидала таких радостных дней! Я кричала, плакала и смеялась от радости!

Голос Владимира Артамонова. Мне даже не верится, что по двум родинкам нашел родителей, это для меня великое счастье.

Все находящиеся на сцене. Теряя, мы всегда находим

Любовь, надежду и мечту,

Находим веру, красоту,

И нить судьбы своей находим.

Люди на разных концах ленты соединяются и обнимаются. Высвечивается лишь центральный чемодан.

Высвечивается Петрина, которая появляется посередине сцены.

Петрина.
После того как Агния Барто, по радио сообщила мой адрес, мне пришло… 7000 писем. 7000 советских детей хотели со мной дружить. После Агния Барто приглашала меня в Москву, мы там выступали по телевидению и рассказывали эту историю. 7000 писем – а это значит, что войны и потерянных людей больше никогда не будет.

Четвертый эпизод.

Театр у микрофона.

Занавес – радиоприемник опускается. На сцену выбегают несколько детей. Звучит музыка 60х годов. Они встают в два ряда. На экран проецируются фотографии Детского хора радио и телевидения.

Марина Самышкина. А у вас есть дома радио?

Все. Конечно, есть!

Дима Голов. Куда же без него?

Дима Касьянов. У менястоит на этажерке, покрытой кружевной салфеткой.

Оля Королькова. Я слушаю по радио все – от гимна до гимна.

Олег Касьянов. А я больше всего люблю утреннюю гимнастику. Преподаватель Гордеев, пианист Родионов. "Ноги на ширине плеч! Колени повыше! Очень хорошо! Раз! Два! Три! Раз! Два! Три! Переходите к водным процедурам".

Самышкина. Гимнастика – это не так интересно. Вот я всегда внимательно слушаю краткий обзор газеты "Правда". Понятно только одно: как же мне все-таки повезло, что я родилась в СССР. А могла ведь в какой-нибудь Америке.

Касьянов. Ой, да ну вас. Самое интересное – это Футбол. И знакомые всей стране слова: "Внимание, внимание! Наши микрофоны установлены… Нетто передает Симоняну, Симонян – обратно Нетто. Надо бить! Ай-я-я-я-яй!"

Голов. Что? Футбол??

Королькова. А мне нравится…

Начинается спор между детьми, они пытаются перекричать друг друга.

Самышкина. А вспомните радиопостановки!

Все. О! Обожаю радиопостановки!

Появляются радиоволны. Они открывают радиоприемник. На сцене за радиоприемником расположено несколько металлических коробок с пленкой. Звучит веселая быстрая музыка. На сцену выбегает несколько человек. В руках у них силуэты вееров, сделанные из проводов. Они, перешептываясь, готовятся к чему – то, собираются в центре одной группой, после  расходятся, аплодируя, открывая кресло, которое стоит к нам спиной, на нем сидит человек: видны  только его затылок и рука. Музыка замолкает, все усаживаются вокруг него.

Гости. В 1933 году у Константина Сергеевича Станиславского был юбилей. Семьдесят лет. Отмечали торжественно. Станиславский расположился в кресле, вокруг букеты белой сирени.

Тишина. Один из гостей встает.

Гости. (перешептываясь) О, Подгорный нам сейчас что-то расскажет.

Подгорный. Я решил подарить вам, Константин Сергеевич, Радиоприемник!

Станиславский. Послушаем!

Все удивляются. Звучит  музыка. Гости начинают танцевать. По центру высвечивается металлическая архивная коробка – имитация радиоприемника.

Все. (радостно) Так радио утвердилось в доме на Леонтьевском. В доме главного режиссера МХАТа! А  актеры МХАТА стали первыми радиоактерами.

Гости начинают весело танцевать, закрывая кресло. Звучит коллаж дикторских документальных объявлении и музыка.

Подгорный. В1925  году появился цикл первых радио-спектаклей, появился радиотеатр.

Остальная часть гостей. Радиотеатр… Что это? Зачем это?

Вместе. На конференции работников радиовещания в 1930 радиожурналисты разделились на два лагеря!

Часть гостей отходят по правую сторону от приемника. Они сминают веера и делают из них бабочrу и прикладывают ее к себе , как элемент костюма.

Телефонисты. "Телефонисты"

Другая часть отходит в левую часть радиоприемника.

Театралы. И сторонники "радиоискусства".

Телефонисты. Радио – это лишь техническое средство, доставляющее информацию на дом.

Начинает звучать металлический звук сердца. Свет над радиоприемником гаснет.

Театралы. Радио – это искусство, имеющее огромное влияние на умы людей. Радио  нужен диктор-Творец, Диктор-художник, Диктор – актер.

Начинает звучать лирическая музыка. Телефонисты уходят за кулисы. Медленно над радиоприемником зажигается свет. Театралы встают полукругом вокруг радиоприемника. Звучат позывные передачи «Театр у микрофона». Продолжает звучать музыка.

Театралы медленно достают из коробки черные и белые пленки, растягивая их по сцене. Свет зажигается на всей  сцене. За коробкой появляется Мим.

Театралы. Лицедеи с детскою душой!
Вы живёте ожиданьем чуда,
Что от роли, даже небольшой,
Хоть кому-то да светлее будет.

Так ликуй же, щедрый Лицедей!
Сердце раздавая по частицам, 
Освети любовью всех людей,
Как пером волшебницы Жар-птицы.

В конце все театралы подбегают к Миму, вскидывают ленты, и у него в руках появляется перо Жар-Птицы. Он дотрагивается им до радиоприемника, свет весь гаснет, только пушкой высвечивается приемник. Все восторженно удивляются, далее усаживаются вокруг радиоприемника. Начинают крутить ручку у радиоприемника. Звучит радиошум.

Театралы. История радиопостановок началась 25 декабря 1925  через 100 лет после восстания декабристов. 25 декабря состоялась премьера радиопьесы «Вечер у Марии Волконской».

Они открывают коробку-радиоприемник, начинает звучать голос М. Волконской, читающей стихотворение.

Мария Волконская. Да, ежели выбор решить я должна

Меж мужем и сыном — не боле,

Иду я туда, где я больше нужна,

Иду я к тому, кто в неволе!

Театралы восхищаются. Из рук мима как по волшебству начинают разлетаться белые хлопья снега, прямо на слушателей-театралов.

Один из театралов. Я прямо вижу: зима, страшная ссылка, холод, но они вместе…

Второй. Волшебство радиотеатра состоит в том, что ты только слышишь голоса, но воображение твое создает чудесные образы.

Вместе. Так ликуй же, щедрый Лицедей!
Сердце раздавая по частицам, 
Освети любовью всех людей,
Как пером волшебницы Жар-птицы.

Мим взмахивает пером и в другой части сцены появляется пара танцоров, которые начинают исполнять танец. Звучит музыка "1812 год". Слышен звук цепей.

Голос Волконской. Первое время нашего изгнания я думала, оно, наверное, кончится через 5 лет. Затем я себе говорила, что будет через десять, потом – через пятнадцать лет, но после двадцати пяти – я перестала ждать.

Пара танцует. Музыка резко прерывается страшным ужасающим звуком помех. Мы слышим металлический звук сердца. Резко в луче света, где стояла пара, появляются телефонисты. Пары теперь не видно.

Телефонисты.(нарочито серьезно и механически) Микрофон – это сила и власть. Диктор – это  работник радиовещания , лишь читающий текст перед микрофоном. Он только говорит факты, он не должен показывать свои эмоции.

Театралы. Неужели Вам никогда не хочется улыбнуться слушателю, и может быть, даже назвать их товарищами?

Дикторы достают листы и  начинают перелистывать свои бумаги под ритм музыки.

Дикторы. (по очереди, механически) Запрещается панибратский разговор со слушателем! Руководство запугивает дикторов, не позволяя лишней фамильярности. (вместе) "Слово не воробей – поймают, вылетишь!"

Музыка становится громче. Дикторы под музыку и металлический стук, выходят из луча света и начинают двигаться механическими движениями в сторону театралов.

Между ними появляется Мим. Мим зажигает небольшой факел. Все в удивлении останавливаются, глядя на огонь.

Театралы. Театр – это мысли свободный полет,
Театр – здесь фантазия щедро цветет.
В театре сердец расплавляется лед.

Мим превращает факел в розу и дарит её телефонистам. Те отворачиваются и уходят.

Театралы. Диктор  – не говорящий автомат, а творческий работник!А развитие радиотеатра продолжалось!Когда слушаешь радиоспектакль, действительно представляешь себя на месте героев.

Начинается шум радиопомех, по очереди слышны небольшие отрывки из радиопостановок.

Девушка-театрал. В 1935 году состоялась премьера  «Каменного Гостя» в радиоэфире. Режиссер  Мейерхольд. Это первые попытки эксперимента со звуком.

Театралы собираются вместе, будто распределяя роли. Звучит волшебная музыка. У мима волшебным образом в руке появляется платок, он отдает его одной из театралов. Платок становится элементом её костюма.

Зинаида Райх. Донну Анну играла Зинаида Райх.

У мима волшебным образом в руке появляется трость. Он отдает её одному из театралов.

Царев. Дон Гуана играл артист Царев.

Мим зажигает пером свет на левой части сцены. Начинает звучать фонограмма спектакля. Представившиеся актеры занимают место для игры. Они действием подтверждают то, что звучит в фонограмме.

Фонограмма.Какие речи — странные! – Сеньора?

-Мне… вы забыли.

-Что? что недостойный

Отшельник я? что грешный голос мой

Не должен здесь так громко раздаваться?

– Мне показалось… я не поняла…

– Ах, вижу я: вы всё, вы всё узнали!

-Что я узнала?

-Так, я не монах —

У ваших ног прощенья умоляю.

– О боже! встаньте, встаньте… Кто же вы?

– Несчастный, жертва страсти безнадежной.

Все театралы аплодируют им и смеются.

Театралы. Сцену нельзя топтать каблуками:
По сцене – маленькой или большой
Нужно ступать лишь босыми ногами.

И с абсолютно открытой душой.

Вперед выходит еще один из театралов.

Театрал. Позже на радио работал Андрей Тарковский. И также экспериментировал со звуком. 1965й год – «Полный поворот кругом»

Начинает звучать крик чаек. Мим волшебным образом достает из играющего радиоприемника белые ленты пленки, театралы делают из них птиц.

Тарковский. В начале спектакля звучал крик чаек. Этот крик Тарковский записывал сам на свой магнитофон.

Дальше слышны выкрики, команды, междометия. Все театралы встают с одной стороны, словно приготовились к сражению

Тарковский. (напряженно)
В середине спектакля от голоса главного героя Богарта остаются лишь выкрики, создается впечатление боя, который не закончится никогда.

Тихо звучит стук металлического сердца. Напротив театралов встают телефонисты: их костюмы из проводов трансформировались в бабочки и воротники. Пластическая сцена боя под аудиозапись радиоспектакля.

Тарковский. Вслед за последним выкриком героя следует «мертвая тишина»…

Кренкель. Я, как заведующая отделом прозы и поэзии народов СССР, заявляю: слушателю здесь все будет непонятно!

Кузаков. Что там простому слушателю? Мне, главному редактору, непонятен финал.

Айдинов. И музыка у вас какая-то абстрактная , непонятная!

Кузаков. ИСПРАВИТЬ!  И после исправления в эфир только для жителей Средней Азии и Зауралья.

Телефонисты наступают на театралов.

Театралы.  Театр – и зрелище и школа для народа, 
Будить сердца людей – вот в чем его природа! 
На путь неправедный он не дает свернуть, 
Он к свету нас ведет, открыв нам правый путь. 

Над театралами  постепенно возникает луч света. Телефонисты уходят.
Театралы. Между тем в узком кругу радиорежиссуры «Полный поворот кругом» оставался едва ли не эталоном стиля.

Девушка. А вы помните, как мы включили Радио Россия 21 января 2010 года? И услышали нашу любимую сказку «По щучьему велению».

Все театралы скорее рассаживаются вокруг одной из коробок и открывают её. Начинает звучать фонограмма.

Фонограмма. «Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку. Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку»

Театралы. Чтобы слушать радиопостановку нужно быть ребенком, чтобы чудесно представлять все образы в своем воображении.

Мим зажигает  еще один луч света в другом углу сцены. Там стоят актеры в стоп кадре. Актеры разыгрывают эпизод из этой сказки.

Фонограмма. «Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается… Зашли ведра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь»
Театралы. «Мир звуков также неисчерпаем, как неисчерпаема человеческая душа» – сказал Вагнер.

Резко начинает звучать металлический стук сердца. Телефонисты захлопывают чемодан. Театралы вскакивают. Луч исчезает. Свет на сцене приглушается.

Телефонисты. «Строго ограниченного использования» – так написано на коробке с пленкой в фонотеке Гостелерадио ССР.

Начинает звучать ритмичная тревожная музыка. Телефонисты наступают на театралов. Театралы строят баррикаду от них из коробок. Появляется мим, по центру перед коробками: он волшебным образом их открывает – из них начинает струиться свет. Театралы произносят текст. Мим пером Жар-птицы зажигает свет в разных концах сцены. В лучах света мы видим всех героев эпизода: декабристов, Емелю, Дона Гуана и Донну Анну.  Как только появляется свет, начинает стучать сердце. С каждым взмахом пера – количество стучащих сердец увеличивается. И вот уже целый оркестр стучащих сердец. Телефонисты отходят в стороны – за кулисы.

Театралы.(по очереди).
Радио – это волшебство, каждую минуту оно дарит нам искры своей магии, завораживает нас. Театр у микрофона одна из самых ярких страниц истории театра. Здесь творил и Мейерхольд, и актеры МХАТа, известный кинорежиссер Тарковский, Эфрос, Таиров, Марк Розовский…

Весь экран постепенно заполняется фотография радиорежиссеров и радиоактеров. Мим берет центральную коробку, открывает её  и вытягивает черный конец пленки и резко дергает, на протяжении всей песни из коробки бесконечно  льется и льется разноцветная пленка с ярким дожем из разноцветных блесток. Эта разноцветная пленка занимает всю сцену, ярко сверкая в лучах разноцветного цвета.  Из других лент театралы строят полукруг – хвост Жар-Птицы.

Театралы. (поют) Сколько судеб на сцене прошло,

Сколько дней и далеких, столетий!..

В них мы жили, а зритель тепло

И любовь отдавал нам за это.

Все ж искусство, друзья, никогда,

Никогда не стареет с годами!

И волшебное слово "театр" –

Оно будет всю жизнь вместе с нами.

Звучит живой стук сердца.

Финал.

Занавес – Радиоприемник закрывает всех героев предыдущего эпизода. На сцене появляются современные подростки в наушниках. Подростки по очереди снимают наушники  и переговариваются.

Молодой человек. Радио слушают все и повсеместно: просыпаясь и засыпая, дома и в автомобиле, на работе и на отдыхе.

Девушка. Мы встаем под бодрящую утреннюю радиопрограмму, завтракаем под сводки свежих новостей,

Юноша. Едем в автомобиле на службу и возвращаемся с нее под коктейль из музыки и информации о дорогах

Девочка. Засыпаем под мелодичные вечерние программы для полуночников.

Второй молодой человек. Сейчас в России на один город c населением более 300 тыс. человек приходится в среднем 3-4 радиостанции.

Появляются радиоволны и дети разных эпох– герои эпизодов. У Радиоволн в руках разноцветные ленты-пленки. Они постепенно отдают эти пленки в руки всем участникам, тем самым соединяя их.

Радиоволны. Но практически никто из слушателей не знает о чудесных радиостанциях и радиопередачах, знаменитых своей историей.

Радиоволны включают кнопки на радиоприемнике.

Дима Голов. «Театр у микрофона» радовал нас всегда своими спектаклями. «Радио России» – 1я кнопка радиоприемника –по сей день здесь идут радиопостановки, и передача «Отзвуки театра» с  Александром Калягиным.

Звучат позывные этой передачи.

Одна из девушек. Я в театральный поступать собираюсь, а тут оказывается мой любимый актер ведет передачу про театр, а я и не знала.

Петрина Нинчева. Радио «Маяк» после войны помогало людям найти потерявшихся во время войны (включают кнопку). Здесь по сей день идет передача «Адреса Милосердия», в которой люди ищут друг друга

Миша Кузнецов. Радио Блокадного Ленинграда своей музыкой и стихами помогало людям жить. «Радио Петербург» – на этой радиостанции, вещающей из Дома Радио, по сей день в передаче «Полдень» звучат прекрасные стихи и музыка.

Подростки. Оказывается, мы еще так многого не знали!

Радиоволны. История радио огромна, но вся эта история живет в нас. Тем самым соединяя всех людей на этом свете невидимыми нитями.

Все на  сцене берутся за руки. Стреляет пушка с серпантином из-за радиоприемника – и  все участники оказываются покрытыми разноцветными нитями и лентами. Звучит громкий стук живого сердца.

Все участники (поют).

О годы, годы прошли, что было,то позади,

Но с нами история будет всегда, её звуки ты не сотри.

Килогерцы спасенья, cвязные нитей любви,

Линии связи, связи судьбы, cчастья маяки.

Все это слышно по радио, радио, радио.

Сердца любимый звук.

Радио, радио, радио-

Твой лучший друг.

Слушай голос любимых станций, голос целой страны,

Научись слышать только то, что важно,

Что тебе говорят, а не ты.

Это эхо надежды, Эхо веры веков,

Ты прислушайся к его отголоскам, они – основа всех основ.

Радио, радио, радио –

твой лучший друг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *